Тот, кто жил при СССР, понял с полуслова - СССР развалился именно из-за туалетной бумаги.
А для нового поколения, рожденного с туалетной бумагой в руках, и не представляющего свою жизнь без этого блага цивилизации, необходимо пояснить.
Государство, не одно лишь советское, а любое - это не только территория, народ и госаппарат с армией-полицией, но и государственная идеология. Без нее нет главного компонента государства - народа, так как нет его единства. А без единства народа государство развалится.
Для СССР с его огромным по численности и этническому разнообразию народом общая идеология имела решающее значение. Идеологическая обработка начиналась с детского сада, где по стенам висели портреты вождей, продолжалась в учебных заведениях...
А - дальше?
Дальше в дело вступало телевидение и газеты.
С телевидением было просто: интересные фильмы и познавательно-развлекательные телепередачи чередовались с новостными, где идеология была главным атрибутом.
Но как заставить народ читать газеты?
А заставлять и не надо было. Газета и так исправно служила народу, но не идеологическими, а своими физическими свойствами: мягкостью, прочностью и гигроскопичностью (впитываемостью влаги). Проще говоря, народ использовал газету в качестве подтирки.
Но перед непосредственным ее использованием клочок с текстом непременно прочитывался - а что еще оставалось делать в процессе протекания процесса? Недаром "по-большому" называется "подумать".
Таким образом, народ находился под постоянным идеологическим контролем своего думания.
Но как "Римскую империю развалила роскошь", так и СССР развалила туалетная бумага, которая закономерно пришла на смену газете. Без клочка газеты в руке советский человек стал антисоветским - он, действительно, стал в туалете думать. А без направляющей роли газетной идеологии додумался до развала СССР. Ведь каждый стал думать в рамках своей естественной национальной идеологии, а не придуманной общесоветской.