В государственном масштабе, а именно в школе, нас всех не учат тому, для чего дана жизнь, и как надо жить, чтобы она была не просто не в тягость, а в радость 2.
А учить надо. Как можно жить, если ты человек, а не растение и животное, не зная правил жизни? Правила своих профессий изучают все, да еще всю жизнь повышают квалификацию. А правила жизни?
Это отнюдь не значит, что каждый шаг жизни должен быть запрограммирован. Например, знание правил дорожного движения и умение ими пользоваться вовсе не вынуждают водителя ехать в определенном направлении. Но без них поездка быстро закончится у ближайшего столба или в кювете - в лучшем случае, в худшем - будет искалечена еще и чужая жизнь...
На последней международной книжной выставке в Минске (2020 г.) я стал свидетелем того, как подряд два человека спрашивали у представителя книжного издательства литературу по психологии, необходимую для своих взрослых детей (студентов), в которой бы понятным языком рассказывалось, как и для чего тем жить.
Вступление
Начнем с простого вопроса: есть ли на Земле люди, знающие, для чего жить, или все живут, как трава? Очевидно, есть, и много, пожалуй, большинство. Следующий вопрос: они откуда-то получают это знание, или находят сами в процессе жизни, набивая себе шишки? Логично предположить, что даже набив себе шишки, добытое знание они все-таки постараются передать своим детям, а те своим. Следовательно, знание о смысле жизни все-таки передается. Ну, а уж те, кому его не передали, или передали не то, будут набивать личные шишки, будут начинать сначала.
Но люди живут не изолированно друг от друга, и знание одних становится достоянием других, накапливаясь и неизбежно попадая, в конце концов, в учебники.
Так, в каких же учебниках, если не в школьных, находится это знание о смысле жизни? Почему это тайна, если люди вынуждены обращаться к психологам?
Библия, как просто учебник жизни
Ну, какая же это тайна, если учебники эти изданы миллиардными тиражами на всех языках мира: это религиозная литература. В любой религии сформулирован смысл жизни человека. В общем-то, конечная цель религии - дать человеку обрести этот смысл. И отличия между религиями заключаются не в луковках и шпилях, минаретах и ступах, а в содержании этого смысла и в путях его достижения.
Мы живем в европейской цивилизации, и, хотим мы того, или не хотим, а подвержены влиянию библейских нравственных ценностей. Верит человек в Бога, или не верит, а находится в среде, воспитанной на библейском мировоззрении 3 . И потому знать его необходимо 4 . Действительно, как можно жить в том, чего ты не знаешь и не понимаешь? Как можно сесть в транспорт и не знать, куда он тебя завезет? Только потому, что туда едут твои близкие, друзья, страна? Тоже - неизвестно куда?
Надо разобраться.
Так чему же учит Библия относительно смысла жизни?
Ветхий, или Новый?
Мало-мальски знакомый с Библией человек знает, что она состоит из Ветхого и Нового Заветов.
Уже из названий видно, что между ними есть какое-то противоречие: был завет, то есть договор (с Богом), ветхий (договор настолько старый, что обветшал и пришел в негодность), стал новый, и, следовательно, ценности у них должны быть разные.
Также отметим общеизвестное, что Ветхий Завет - это еврейское Священное Писание, а Новый Завет - христианское. Причем, христиане также признают Ветхий Завет и широко пользуются им (об этом - ниже), в том числе, в богослужении 5 .
Разумеется, сами евреи не считают и не называют свой договор с Богом устаревшим, это лишь мнение христианское. А с другой стороны, новое ведь не обязательно означает - лучшее 6 .
Получается, что Библия одна, а подходы к ней разные.
Поэтому, отбросив стереотипы, открыв Библию, открыв для себя Библию не как религиозную книгу, разберемся сами 7 в жизненных ценностях тех и других, которым учит эта книга 8 .
Начнем с иудаизма, хотя бы потому что он на 1300 лет старше христианства, да и основано последнее на первом.
Иудаизм
1. Прежде всего, человеку дана свобода выбора. Иначе говоря - он не игрушка судьбы. Но выбор предлагается делать осознанный. В Библии прямо написано: будешь поступать по заповедям - будет благо, нет - несчастья. И дается отеческий, от имени Бога, совет: выбери жизнь. "Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Втор. 30, 19).
2.Таким образом, грех Адама и Евы, последствия которого ощущает на себе всё человечество и практически каждый человек (работая "в поте лица" и рождая "в болезни"), отнюдь не предопределяет греховность каждого человека в отдельности 9 . Проще говоря, одно дело - трудности жизни и болезненные роды из-за греха Адама и Евы, и совсем другое - всевозможные несчастья из-за личных грехов, а также некоторых (оговоренных Библией) грехов ближайших предков 10 (родителей, дедов, прадедов).
Человек - не животное, инстинктивно следующее по пути своего вида. Человек в состоянии изменить свой путь, сделав осознанный выбор, взяв ответственность за свою жизнь исключительно на себя, а не ссылаться на тяжелое детство человечества в лице Адама и Евы...
Эта ответственность предполагает необходимость отвечать за свои личные грехи непосредственно перед тем, перед кем согрешил. Если навредил человеку, то необходимо просить прощения у этого человека (а не у раввина, или Бога) и компенсировать весь нанесенный ему материальный вред. Если согрешил перед Богом - просить прощения у Бога (а не у раввина). На то есть определенные процедуры.
Но что нужно делать, чтобы не грешить и жить спокойно, чтобы не мучила совесть (то есть не страдать из-за грехов)?
3. Первое: надо любить Бога.
Суть этого не в том, чтобы испытывать нежные чувства к Богу. Ведь у Бога нет недостатка ни в чем, он "лично" не нуждается в чьих-либо нежных чувствах. И хотя это и не возбраняется, но имеется в виду, прежде всего, чувство благодарности своему Создателю.
Тут дело в том, что если кого-то любишь 11 , то себя ставишь уже не на первое место. Следовательно, любить Бога означает, главное - не быть эгоистом 12 . Эгоист не может испытывать чувство благодарности, так как считает, что ему все обязаны и так.
Любовь проявляется в поступках. Тот, кто любит Бога, будет соблюдать и все его заповеди. Христианам известно о десяти заповедях, у евреев их насчитывается 613 13 .
Эти заповеди строго регулируют все стороны жизни религиозного еврея. Если вернуться к сравнению с правилами дорожного движения, то чем больше правил знаешь и исполняешь, тем безопаснее движение. А ездить по наитию, из чистой любви к другим участникам движения - маловато будет для долгой и счастливой жизни.
4.Второе: любить ближнего, как самого себя 14 . И эта основополагающая заповедь иудаизма (на ней основаны все остальные заповеди) также означает отнюдь не нежные чувства к, скажем, жене соседа. Ведь любовь к ближнему сравнивается с любовью к себе: любить ближнего, как самого себя. А разве кто-то любит себя нежно, испытывает к себе нежные чувства? Нет, здесь под любовью к себе подразумевается всего лишь забота о себе. Это видно из другой формулировки этого так называемого "золотого правила нравственности" 15 : не делай ближнему того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.
О себе заботится каждый. И точно так же следует заботиться о ближних. И чем "ближнее", тем заботливее: на первом месте, безусловно, родители, жена, дети, затем родственники, потом друзья, соседи, свой народ и, наконец, все человечество.
Как видим, заповедь любви к ближнему - лишь уточнение, конкретизация, способ реализации заповеди любви к Богу: не быть эгоистом и означает - заботиться о других.
5.А что же все-таки со смыслом собственной жизни 16 ? В чем заключается забота, в конце концов, о себе?
Об этом сказано в самом-самом начале Библии. Сказано прямыми словами о том, для чего создан человек (а следовательно, и в чем смысл его жизни): "И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2, 15). "Возделывать и хранить" означает - работать (садовником и охранником).
Затем, после так называемого грехопадения: "И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят" (Быт. 3, 23). Что-то изменилось? Нет! Тоже - только работать (земледельцем). Причем, если подходить формально, работы после изгнания стало меньше: осталось только "возделывать" 17 , а про "хранить" не сказано.
И даже Ева была создана не в качестве подружки и жены Адаму, а для такой же тяжелой работы. Сказал Бог: "Сотворим ему помощника" (Быт. 2, 18). Женой ее назвал уже Адам: "И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей: она будет называться женою" (Быт. 2, 23). Так сказать, приятное дополнение к функции помощника.
Да, работа в саду, очевидно, была столь тяжелой, или, по крайней мере, трудновыполнимой, либо объемной, либо сложной, в общем, такой, что Адам не справлялся с ней в одиночку - ему потребовался помощник. Все-таки - совмещение профессий (садовник и охранник в одном лице), оптимизация! Без какой-либо профподготовки, без стажировки, без всяких знаний добра и зла...
Точно так же и на всей остальной земле человек должен работать много и тяжело, то есть "в поте лица" (Быт. 3, 19).
Как видим, работать в поте лица всем нам, согласно Библии, приходится не из-за "первородного" греха, а так запланировано было изначально - еще в раю человек работал много и (либо) тяжело, то есть "в поте лица" (пот на лице выступает в результате тяжелой либо продолжительной работы).
Таким образом, совершенно очевидно из прямого смысла текста Библии, что человек изначально создан исключительно для работы, и больше ни для чего 18 . Неудивительно, что евреи успешны во всем, так как воспринимают работу не как наказание по изгнанию из рая предка всех людей, а как почетное задание своего Создателя, полученное людьми изначально, еще в раю. Работают не как рабы-каторжники на господина, а как сыновья на любящего и любимого отца в семейной фирме "Бог и сыновья" (еврейский народ неоднократно в Библии называется сыновьями Бога 19 ). А известно, что рабский труд - самый непроизводительный, зато семейный - самый производительный.
Надо было выдумать Бога и всю эту библейскую историю - только ради того, чтобы так удачно встроить себя в окружающий мир!
Почему - себя? Ведь речь в начале Библии идет о всех людях, евреи даже не упоминаются! Но как использовали ту же библейскую историю не те, кто ее записал, мы увидим на примере христианства.
6. Но что означает работать, "возделывать землю"? Понятно, что не ухудшать созданное (Богом), а улучшать, совершенствовать.
Казалось бы, как можно совершенствовать созданное Богом - ведь Бог не мог создать нечто несовершенное 20 ! Даже неосознанная вера в Бога основана во многом на очевидном совершенстве мира.
Но не следует путать совершенство с гармонией. Мир - гармоничен, а не совершенен. Гармоничность означает согласованность, взаимосвязь, в том числе, противоположностей, например, добра и зла, хорошего и плохого 21 . А вот что такое совершенство, человек знать не может. Просто потому что совершенным, согласно монотеизму, является единственный Бог. Но разве человек, считающий мир совершенным, видел Бога, чтобы знать, что такое настоящее совершенство? Сравнить-то не с чем! "Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святой" (Ис. 40, 25).
Без человека создание мира было бы бессмысленным (кто бы этот мир заметил и оценил?). Поэтому и считается, что мир создан для человека. Но не для эгоистичного пользования им, а для работы в нем на благо этого мира, для его совершенствования. Поэтому и сказано, что человек создан по образу и подобию Бога - в качестве компаньона Бога по созданию мира. А завет, или договор между Богом и евреями имеет еще одно значение - союз: союз по созданию совершенного мира.
7. Но разве может что-либо совершенствовать тот, кто сам несовершенен? Следовательно, речь идет и о самосовершенствовании, для чего регулярно и систематически на протяжении всей жизни с помощью раввинов постигается договор Бога с евреями, то есть Тора (Ветхий Завет). А она учит главному: любить ближнего, как себя.
Постижение это - не зубрежка, как штудируют таблицу умножения, или алфавит. Обязательное чтение Торы, усвоение фактов из нее - лишь основа ее изучения. А собственно изучение? постижение - это толкование. Оно имеет четыре уровня - от буквального до мистического (подробно было сказано в сноске 18). Но каждый из этих уровней основан не на вере, а только на установлении причинно-следственных связей, то есть логике, и сложность уровня зависит от сложности этих логических связей. Причем, любой вопрос, любое сомнение изучающего Тору поощряются раввинами, так как приводят к более глубокому ее пониманию.
Этим предопределяется логичность, научность еврейского мышления, уверенность еврея в решении любых проблем собственными силами, поскольку логичность всего означает следующее: если есть задача, то неизбежно должно быть и ее решение (и не одно), которое требуется всего лишь найти. Это касается не только технических проблем, но и всей жизни. Отсюда и еврейские оптимизм и жизнелюбие - безвыходных ситуаций не бывает! Да и само существование каждого человека не случайно, поскольку находится в причинно-следственной цепи, и надо лишь найти свое достойное место в ней. Достойное - потому что вариантов, как было сказано, множество, и естественным было бы выбрать не легкий, а лучший. Как сказано в Торе: "Выбери жизнь".
Изучение Торы является настолько увлекательным занятием, что, согласно иудаизму, считается, что все евреи, которые попадут в рай, будут там получать наивысшее наслаждение - изучать Тору, и ничто уже не будет их отвлекать от этого.
Разумеется, сегодня не каждый еврей - верующий, не каждый поэтому ходит в синагогу и не каждый изучает Тору, но тысячи лет ее изучения предшествующими поколениями оставили след ее мировоззрения в плоти и крови каждого 22 .
Итак, приверженцы Ветхого Завета смысл жизни видят в добросовестном высокодуховном труде, сопричастности в этом с Творцом. При таком понимании невозможен саморазрушающий эгоизм, так как человек работает не для себя, а для Бога и для других. А собственный успех является естественным неизбежным побочным продуктом добросовестной работы. И плодами этого успеха следует пользоваться в этой жизни, не дожидаясь перехода в "жизнь вечную".
Христианство
Проблема понимания текста Библии христианами состоит, прежде всего, в том, что в целом в христианстве не принято изучать и даже просто читать Библию, даже Новый Завет. Исключение - некоторые протестантские конфессии, в которых обучение "слову Божьему" обязательное и всеобщее, да воскресные школы для желающих знать немного больше, чем "куда ставить свечку".
А как можно узнать и верно понять то, чем в принципе, не интересуешься?
Но даже при тщательном изучении христианами текста Ветхого Завета упор делается на пророчествах, якобы касающихся Иисуса 23 .
Поэтому в массе христиане знают о Ветхом Завете понаслышке, а в Новом Завете - лишь основы.
Вот эти основы христианства, касающиеся смысла жизни.
1. Люди были созданы для наслаждения жизнью в раю. Но из-за греха Адама и Евы они были высланы из рая и наказаны тяжелым трудом и болезнями.
Таким образом, труд является наказанием.
Действительно, после прегрешения Бог сказал Адаму: "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3, 19). Отсюда христиане и делают вывод, что райская жизнь до изгнания - синоним ничегонеделания (тем более, в небесном раю после смерти обещается бесконечное безделье).
Однако, это явно противоречит написанному о жизни в раю: "И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2, 15). Но, как вышесказано, христиане не читают Ветхий Завет собственными глазами...
Поскольку труд - наказание, то извлекать из него выгоду - предосудительно 24 , а успех и богатство - презренны. Иисус проповедовал, что только бедный достоин войти в царство небесное. Отсюда приверженность христианства аскетизму.
2. Первородный грех. Уже по названию видно, что, по мнению христианства, грех Адама и Евы связан с первым рождением ребенка ("перво-родный") от этих грешников. А поскольку рождение связано с сексом, следовательно, как считается в христианстве, именно секс - и есть тот самый грех и причина всех бед людей. Именно отсюда проистекает крайне негативное отношение христианства к сексуальным проявлениям (например, запрет священникам жениться в католичестве, монашество).
Но в Ветхом Завете об этом не написано. Наоборот. Во-первых, прямо написано, что сначала было изгнание из рая (Быт. 3, 23), и только потом "Адам познал Еву" (Быт. 4, 1). А во-вторых, грех первых людей - буквально в непослушании Бога: Бог запретил есть плоды, а они съели. Поскольку плоды были с дерева познания добра и зла, то Адам и Ева стали обладать знанием добра и зла - именно за это они и были наказаны. И об этом прямо так и написано в Ветхом Завете: "И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло... И выслал его Господь Бог из сада Эдемского..." (Быт. 3, 22 - 23). Секс здесь совершенно не при чем.
И вообще, первая заповедь Бога людям, написанная в Библии - плодиться и размножаться (Быт. 1, 28). А без секса это невозможно. Поэтому смотреть на естественный секс 25 как на грех - не просто не логично, а грех и есть.
3. Все люди, безусловно, греховны из-за первородного греха Адама и Евы (то есть личные грехи неизбежны). И за тот давний-предавний грех все люди несут наказание в виде тяжелой жизни на земле. Зато после смерти обязательно полегчает, но лишь для тех, кто не грешил (например, дети - не успели нагрешить) и раскаялся в своих грехах.
Избежать греха, как говорилось выше, практически невозможно, зато раскаяться очень просто - достаточно прийти в церковь или костел и попросить отпущение грехов у священника, и тот гарантированно (за небольшую плату) простит от имени Бога.
Это обесценивает страх наказания за грехи, превращает его фактически в ничто: согрешил - покаялся, согрешил - покаялся... Сдерживающая идея неизбежности наказания за грех, характерная для любой религии, в христианстве порой доходила до фарса, когда за возможность безнаказанно грешить можно было откупиться деньгами заранее (индульгенции).
4. Все грехи всех людей, начиная с греха Адама и Евы, из-за которого-то все люди и грешны, искупил Иисус Христос, пожертвовав для этого свою жизнь. Чтобы попасть в число искупленных, достаточно верить в это, верить в то, что Иисус - сын Бога, что он воскрес, признать свою греховность и, естественно, раскаяться в своих грехах.
Всё это не так уж сложно, не требует особых усилий, а потому христианство очень привлекательно.
Душевное спокойствие - несомненно, важная составляющая успешной жизни. Достижение его самым простым способом считается достоинством христианства (по сравнению с зарегулированным сотнями заповедей иудаизмом).
Однако, вот, что фактически получается со спокойствием (спасением) по-христиански.
Оно становится возможным только благодаря, в конечном итоге, казни Иисуса. Не было бы казни - не было бы искупления, не было бы искупления - не было бы спокойствия (спасения). Следовательно, христиане кровно заинтересованы в том, чтобы Иисуса казнили. Поклонение орудию казни (кресту) и ношение его на груди - разве не об этом, фактически?
Таким образом, душевное спокойствие получено за счет казни другого человека, а не благодаря собственным усилиям. Как это согласуется с понятием "совесть"? Загадка - для тех, кто живет по принципу "люби ближнего своего, как самого себя" 26 .
5. Тем не менее, принцип "любить ближнего, как самого себя" есть и в христианстве. Одна незадача, что этот замечательный принцип полностью, от первой до последней буквы, позаимствован у иудаизма 27 . То есть это обыкновенный плагиат (тем более, что на первоисточник, как правило, не ссылаются).
Но есть два существенных отличия от первоисточника. Одно из них христианством популяризируется постоянно, другое не упоминается никогда.
Популяризуется, что под любовью понимается чувство любви. Даже религию свою христиане называют религией любви. Это преподносится как величайшее нравственное достижение.
Действительно, любящий не способен на зло по отношению к объекту своей любви: "Любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона 28 " (Рим. 13, 8 - 10).
В общем, результат тот же, что и в иудаизме: недопущение эгоизма, так как любовь - антипод эгоизма. Но достигается он намного проще - за счет чувства любви, а не исполнения заповедей. Кстати, с учетом многовариантности толкований, под любовью в формуле "любить ближнего, как самого себя" в иудаизме может подразумеваться и чувство любви, но оно не является обязательным, так как главное - забота (о ближнем).
Однако, любовь - это эмоциональное чувство, искреннее и чистое, необусловленное ничем и необъяснимое для любящего, и потому его искусственное возбуждение в себе ради собственной выгоды ("спасения") нежизненно, не от мира сего (особенно это очевидно на примере любви к врагу 29 ). Мало того, искусственно вызванное в себе чувство - самообман, пусть даже и приятный. Это подобно тому, как если бы применить щекотку, чтобы вызвать смех, вместо того, чтобы рассмеяться искренне. Или - как внушение, гипноз, аутотренинг.
Христиане получают эту подпитку чувства любви в храмах на богослужениях и участвуя в ритуалах.
Очевидно, именно из-за необходимости испытывать чувство любви к ближнему проистекает негативное отношение к любви между противоположными полами, то есть любви сексуальной (о чем сказано в п. 2, о первородном грехе), так как последняя - сильнейший (так как - естественный) конкурент этой "братской любви": "Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене" (1 Кор. 7, 32 - 33).
Это же чувство любви к ближнему (любому, в том числе, врагу) лежит в основе христианского всепрощения: "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мат. 5, 39), "Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы" (Мат. 7, 1 - 2). Но это - самоустранение от совершенствования мира и себя. Иначе говоря - безразличие. Не противясь злому и не желая быть судимым 30 , добро в мир не прибавишь. Ведь любовь к ближнему предполагает, в частности, защиту ближнего от зла, а как это сделать, если не противиться злу и не судить зло?
А вот, что тщательно скрывается.
Новая заповедь Иисуса любить (от чего и получил свое название Завет - Новый) касается только единомышленников-христиан: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Иоан. 13, 34) 31 . Не сказано Иисусом: любите ближних, или любите всё человечество. Только: друг друга. Именно этим обусловлена христианская нетерпимость к разномыслию 32 : религиозные войны (между самими же христианами), преследования (вплоть до уничтожения) еретиков, антисемитизм 33 , взаимная неприязнь христиан разных конфессий друг к другу.
Ведь любить ближнего (любого, а не только "друг друга") - это не новая, а старая (ветхая) заповедь. Ее тоже, и не раз, озвучивал и ссылался на нее Иисус, проповедуя ценности иудаизма, когда говорил о Законе Моисея (Мат. 19, 19; 22, 39; Лук. 10, 25 - 28).
Таким образом, христианской любви присуще противоречие: естественное чувство любви к единомышленникам (новая заповедь Иисуса) было перенесено (из благих побуждений, или по недомыслию) - на всех ближних (Закон Моисея), что сделало чувство любви обязанностью.
Тем не менее, даже в таком неоднозначном, двусмысленном виде христианская любовь к ближнему - огромное преимущество христианства по сравнению... нет, конечно же, не с иудаизмом - с язычеством, из которого оно выросло, благодаря иудаизму.
6. Окончательное решение судьбы каждого человека (в зависимости от его греховности) состоится во время второго пришествия Иисуса, которое может произойти в любую минуту. Ожидание этого скорого конца света, когда все-все умрут в этой жизни, обесценивает жизнь: что толку что-то делать, если не сегодня-завтра всё закончится. Этому состоянию обреченности соответствует поговорка: "Перед смертью не надышишься".
7. Мир создан совершенным, и роль человека в нем - не испортить его, то есть не грешить. Задача улучшать мир перед христианами не стоит.
Этот консерватизм привел к торможению естественных наук на добрых полторы тысячи лет, что не может не сказаться негативно на будущем всего человечества, например, в борьбе с болезнями, с природными катастрофами, угрозой из космоса.
Таким образом, в христианстве греховность считается неизбежной, тяжелая жизнь - такая же неизбежность, и жизнь, коль она тяжела, воспринимается как наказание, как страдание 34 , а смерть - как избавление от этого наказания и от этой греховности. Повсеместное изображение символа смерти (креста) и ношение этого изображения каждым христианином на своем теле - служит напоминанием об этом.
Христианская идеологема "жизнь - страдание, смерть - избавление" не способствует, мягко говоря, оптимистическому, позитивному взгляду на жизнь, активному ее преобразованию. За возможность не отвечать за свои грехи (по полной программе, а не ничего не стоящим раскаянием) христианин платит свободой выбора: какой смысл что-то менять, если все равно страдание, если все равно греховен (и об этом постоянно напоминает крестик на груди), если скоро Страшный Суд.
С одной стороны, осознание своей, личной изначальной греховности (чуть ли не генетически передающейся от Адама) вынуждает постоянно чувствовать себя без вины виноватым, но и оправдывает возможность грешить. А с другой, вина Адама не может не снимать личную вину 35 . Раздвоение какое-то!
К психологической неустроенности христианина не может не добавлять негатива осознание необходимости испытывать чувство любви, когда этого делать совсем не хочется, когда все твое существо протестует против того, чтобы любить какого-то конкретного, неприятного тебе "ближнего", и даже - врага!
Известно, любовь зла - полюбишь и козла. Но каково это - полюбить "козла" умышленно!
Тем не менее, христианство популярно, потому что предлагает три важных чувства: веры (в искупительную жертву Иисуса), любви (к ближнему) и надежды (на лучшую вечную жизнь на том свете и даже на воскрешение 36 ). И в этом смысле христианство - религия не только страдания, но и утешения.
Выбор
Так, какому взгляду на жизнь должны учить в школе: иудейскому оптимистичному, или христианскому пессимистичному? Или, возвращаясь к побудительному мотиву данного исследования: какое мировоззрение более способно удержать от рокового шага?
Ответ кажется очевидным.
С одной стороны, для блага государства ему нужны деятельные оптимисты, и уже давно нет необходимости в покорном пессимизме народа, готовом отдать свою бесполезную, никчемную жизнь на какой-нибудь очередной войне 37 . Но, с другой - преобладание христианских ценностей в обществе, а главное, наличие множества их служителей, не позволит сделать даже маленького шага в направлении ценностей иудаизма.
Но тебе, уважаемый читатель, никто и ничто не мешает сделать собственный выбор. Но вспомни прочитанное: делая собственный выбор (взяв ответственность за свою жизнь на себя, а не переложив ее на "заступника"), ты поступаешь по-ветхозаветному!
Что ж, приведем, в конце концов, мнение из научной монографии 38 о важнейшем атрибуте христианства, который является конечной целью каждого христианина, так называемом спасении: "спасение - последовательное достижение определенных психических состояний, происходящих в душе, которые приобщают к экстатическому 39 восприятию мира". Иначе говоря, цель христианина - уйти от реального мира в мир восторженных переживаний. Это и понятно - две тысячи лет назад, когда зарождалось христианство, и далее на протяжении всей последующей истории, жизнь простого человека была не сахар, и эта цель была оправдана и необходима (поэтому-то богатый и не может войти в это экстатическое царство небесное, так как ему и на земле весьма неплохо; богатому человеку Иисус предложил избавиться от богатства - очевидно, чтобы тому стало достаточно плохо и только тогда бы ему и потребовалось это эфемерное царство небесное). Недаром религию христианства назвали опиумом для народа 40 - опиум является, прежде всего, сильным обезболивающим. Но в то же время - это наркотик, вызывающий привыкание. Конечно, легче уйти в мир восторженных переживаний, чем мучиться в реальной жизни. Но жизнь-то от этого не меняется, боль остается, и "опиум", чтобы ее заглушить (а не лечить) нужен постоянно!
Иудейская религия, которая фактически представляет собой научное, логически обоснованное, мировоззрение (лишь облеченное в форму религии) 41 , предлагает не заглушать боль, а лечить эту боль путем активного изменения реальной жизни и просто жить этой реальной жизнью.
Послесловие
Несложно предвидеть раздраженное мнение: как еврей посмел судить о христианстве; это, по крайней мере, не по-джентльменски - соваться со своим уставом в чужой монастырь. Отвечу. Посмел, потому что за это христиане уже не сжигают людей живьем на кострах, не устраивают еврейские погромы (сами вот уже две тысячи лет вполне определенно высказывая отрицательное мнение о "ветхом" иудаизме и евреях-христопродавцах - за исключением некоторых протестантских конфессий). А мнение - движет миром! Если оно есть, то должно быть высказано 42 . Иначе мир зачахнет в застое. Да, и какой этот "монастырь" - чужой, коли где ни копни в христианстве, всюду обнаруживаются еврейско-иудейские корни 43 , а все основатели христианства - одной ментальности со мной, евреи 44 .
И мне, с позиции атеиста, в общем-то, все равно какую религию критиковать, если есть за что (достается и иудаизму 45 ), но от ухода от реальности до ухода в небытие - один шаг, и потому этот уход от реальности вызывает во мне особую неприязнь. Тем более, упомянутый вначале пример - перед глазами. И, отсюда - личная ответственность...
2. Государство, объективно, заинтересовано лишь в том, чтобы обучать своих подданных тем областям знаний, которые могут пригодиться им в профессиональной деятельности на благо этого государства, а также особое внимание уделяется идеологическо-психологической обработке - для того, чтобы граждане были патриотами своего государства и не уехали со всеми полученными знаниями работать на благо другого государства.
Так, каждый знает, что начальника организации, в которой он работает, личное счастье его работников, как правило, не интересует (по сравнению с производственными показателями). Так с какой стати оно должно интересовать начальника всех начальников (правительство, парламент, главу государства)? И это совершенно нормально.
Речь, уточним, не о благосостоянии и здоровье, которыми все же интересуется начальство - ведь это показатели, влияющее на производство. Из-за низкой зарплаты работник может уйти к другому хозяину, или того хуже - уехать в другое государство. Работник с плохим здоровьем сам никакому хозяину не нужен.
Из личного опыта. Присутствовал при таком разговоре. Начальник подразделения спрашивает подчиненного: "Как здоровье, все ли хорошо в семье?" Услышав положительный ответ, добавил: "Ну, тогда, поезжай в командировку". [ назад ]
3. Даже самая атеистическая (воинственно-атеистическая) идеология, коммунизм, использовала чисто библейские нравственные ценности. Например, хорошо известен коммунистический лозунг "Свобода, равенство, братство". Всё это - из Библии:
- "свобода". Самый значительный еврейский праздник Песах посвящен обретению еврейским народом свободы (см. Левин Б.Х. "Пасха и Песах" ).
- "равенство". О равенстве всех перед законом много написано в Ветхом Завете.
- "братство". Братство можно вывести из того, что все люди произошли от Адама. "Все же вы - братья" - прямо написано в Новом Завете (Мат. 23, 8), правда, лишь о единомышленниках-христианах. [ назад ]
6. Не кажется ли странным, что представители якобы устаревшего завета живут явно успешнее представителей завета нового? Причем успешность эта - во всех областях жизни, в том числе, семейной: выйти замуж за еврея - гарантия семейного счастья (не пьет, не бьет, всё в дом несет). Если есть выбор, то обратятся к врачу-еврею, адвокату-еврею, проектировщику-еврею и т. д. - потому что все знают, что евреи относятся к своему делу очень ответственно. И это как раз касается интересующего нас смысла жизни.
7. Данная статья - личное мнение автора, основанное на прямом тексте Библии и на религиозной практике иудаизма и христианства, а не списанные из религиоведческой литературы догматы. Личное мнение может совпадать с догматами. [ назад ]
8. Другие аспекты религии здесь не рассматриваются - нас интересует только смысл жизни. [ назад ]
9. "Иудаизм же со всей определенностью утверждает, что любой человек, кем бы он ни был, получает от рождения чистую душу, и только от его собственного выбора зависит - сделать ее грешной и виновной перед Богом, или же сделать ее праведной и чистой" (Полонский П. Две тысячи лет вместе. Еврейское отношение к христианству. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - С. 128). [ назад ]
10. Например: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня" (Исх. 20, 4 - 5). [ назад ]
11. В русском языке словом "любить" выражается и любовь-потребность (например, любить мороженное) и любовь-отдавание, жертвенная любовь, любовь-забота (например, любовь к своим детям). В Библии имеется в виду, безусловно, любовь, направленная на отдавание, и говорить мы будем только о ней. [ назад ]
13. Многие заповеди касаются храма, которого нет уже почти две тысячи лет; есть чисто мужские и чисто женские заповеди и т. д. - то есть в реальности "работающих" заповедей намного меньше. Кроме того, далеко не все заповеди ежедневные. [ назад ]
14. Несмотря на всеобщее мнение, что любить ближнего, как самого себя, считается христианской ценностью, на самом деле она позаимствована у иудаизма. См. Левин Б.Х. "Возлюби ближнего, как самого себя". [ назад ]
15. "Золотое правило нравственности", означающее не делать другому того, чего не хочешь себе (или делать то, что хочешь себе), характерно для всех религий и культур. Но впервые оно сформулировано Моисеем в Торе (XIII в. до н. э.). [ назад ]
17. Слово, переведенное в обоих местах (во второй и третьей главах) как "возделывать" - одно и то же в оригинале (на иврите), и означает "работать, возделывать, обрабатывать (землю)", а также "служить, быть рабом, покоряться". [ назад ]
18. Этот узко прагматический взгляд автора не отражает всё разнообразие положений "официальной" религии по этому вопросу. Вообще, в иудаизме принято четырехуровневое толкование ("пардес"): простое буквальное понимание текста, намек (скрытый, глубокий, аллегорический смысл), толкование (логическое, софистическое, метафорическое), тайный (мистический, каббала; метафизический) смысл. Причем все толкования равноценны, и не отменяют друг друга.
19. "Так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой" (Исх. 4, 22). "Вы сыны Господа Бога вашего... Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле" (Втор. 14, 1). "Ибо Я - отец Израилю" (Иер. 31, 9). "Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего" (Ос. 11, 1). [ назад ]
20. Но рассудим логически. Бог по определению - идеален, само совершенство. Совершеннее Бога нет ничего. Это аксиома монотеизма. Следовательно, двух и более совершенств в одном мире быть не может - одно из них будет менее совершенно, а значит, по сравнению с другим - несовершенно (совершенство второго сорта, "осетрина второй свежести"). Например, в мире форм совершенный - шар.
Совершенство не может создать совершенство же, так как это будет - оно же. Например, если бы бог-шар захотел создать совершенный мир, то создал бы только шар, и ничего другого, то есть себя, то есть не создал бы ничего (ничего нового). Поэтому созданный Богом мир не может быть идеальным (совершенным), а лишь в той или иной степени близок к совершенству.
Но самому человеку ничто не мешает совершенствовать мир. Собственно для этого он и создан: "возделывать его и хранить его". Не будучи в состоянии создать совершенный мир сам, Бог и создал человека для этого. [ назад ]
21. В Библии прямым текстом сказано, что наряду с добром Бог создал и зло: "Ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют" (Иов. 5, 18); "Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него" (Еккл. 7, 14); "Не на век оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей" (Плач 3, 31 - 32); "Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?" (Плач. 3, 38). Выделено автором. Подробно см. Левин Б.Х. "Бог и зло в Библии". [ назад ]
22. Например, я рос в атеистической семье, но задумавшись о смысле и цели жизни (задолго до того, как начал изучать Тору), пришел к самостоятельному выводу, что смысл жизни - жить в этом мире, а цель - совершенствование мира. К такому же самостоятельному выводу пришел и мой сын примерно в том же возрасте, что и я (в то время я еще не изучал Тору, и не мог логически ему это обосновать). [ назад ]
26. Причисление себя к числу искупленных означает невольное соучастие в распятии Иисуса - ведь без этого не было бы христианства. Но виноватыми сделали как раз тех, кто не соглашался на жизнь вечную за счет принесения в жертву человека, тем более Бога. [ назад ]
28. Нельзя не заметить в этой цитате, что любовь заменяет только запрещающие заповеди: как не делать зло. Но ничего не сказано про разрешающие: как делать добро. [ назад ]
29. Если христианин обязан любить врагов, то значит, например, и - пленного врага (террориста). А иудей в этом случае - лишь заботится о нем, например, накормить. Но любить врага означает стать на его сторону, то есть предать себя и своих друзей, свою семью и свою родину. Подробнее см. упомянутую статью Левин Б.Х. "Возлюби ближнего, как самого себя". [ назад ]
30. В этом высказывании, как правило, не обращают внимания на его вторую часть: "Ибо каким судом судите, таким будете судимы". А она в нем - главная, только ради неё и была сказана первая часть. На это указывает союз "ибо" - вторая часть разъясняет, уточняет первую.
Например, "не ходи на работу, если болен" не означает, что никогда не надо ходить на работу, а только при условии, указанном, во второй, уточняющей части предложения. Без неё первая часть "не ходи на работу" бессмысленна и вредна.
"Ибо каким судом судите, таким будете судимы" означает известный психологический казус - в других нам не нравятся те недостатки, которые через некоторое время проявляются у нас самих. Поэтому, осуждая, надо быть готовым к осуждению себя другими за то же самое.
Тем не менее, на практике используют только первую часть высказывания Иисуса: "Не судите, да не судимы будете". [ назад ]
32. Разумеется, нетерпимость к чужим не изобретение христианства - тот же иудаизм начинался как религия нетерпимости (вплоть до геноцида) к язычникам на земле обетованной (Втор. 20). Правда, это касалось только семи народов Ханаана и единожды в истории, тогда как жертвы христианства бесчисленны на протяжении практически всей его истории: жесткий антисемитизм, крестовые походы, религиозные войны (между самими же христианами), инквизиция, охота на ведьм, крещение огнем и мечем. [ назад ]
34. "Христианство - религия страдания" (Грановская Р.М. Психология веры. - СПб.: Издательство "Речь", 2004. - С. 282). [ назад ]
35. На суде по поводу поедания запретных плодов Адам свалил всю вину на Еву и даже на самого Бога: "Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Быт. 3, 12). Все виноваты, но только не он! Теперь люди всё могут валить на Адама с его первородным грехом: он виноват, но не я! [ назад ]
36. Воскрешение - один из догматов (символов веры) и иудаизма, но в иудаизме он имеет куда меньшее значение, чем в христианстве. [ назад ]
37. Воевать стало попросту невыгодно: во-первых, слишком рискованно, а во-вторых, легче получить выгоду от производства и торговли. [ назад ]
39. От слова "экстаз". Экстаз - повышенное настроение с переживанием высшей степени восторга, воодушевления, ликования, необыкновенного захватывающего счастья, с отрешённостью от реальности (Википедия). [ назад ]
40. Впервые вера в Бога сравнивается с опиумом (устар. "опий") в романе Ж.-Ж. Руссо "Юлия, или Новая Элоиза" (1761 г.): "Набожность... - опиум для души: в малых дозах бодрит, оживляет и поддерживает, в слишком сильных дозах усыпляет или же приводит в исступление, а то и убивает". Речь в произведении идет только о христианстве, просто потому что действующие лица - христиане. Заслуживает нашего внимания предшествующее высказывание героини романа: "Служить богу вовсе не значит проводить всю жизнь в молельне, преклоняя там колена... служить богу - значит выполнять на земле обязанности, кои он возложил на нас; богу угодно, чтобы мы делали все, что подобает положению, в каковом мы по воле его пребываем". [ назад ]
42. Мой сравнительный анализ иудаизма и христианства - не единственный, и не первый. Есть книги на эту тему:
Полонский П. Две тысячи лет вместе. Еврейское отношение к христианству. - Ростов н/Д : Феникс; Краснодар : Неоглори ; Иерусалим : Маханаим, 2009. - 234 с.
Иудейско-христианский диалог. Словарь-справочник / Пер. с англ. - ББИ, 2003. - 315 с.
Христианско-иудейский диалог. Хрестоматия / Пер. с англ. - ББИ, 2002. - 356 с. [ назад ]
"По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных" (Лук. 2, 21 - 24); "Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи" (Иоан. 19, 40).
А вот, что, согласно Ветхому Завету (Торе), подразумевается под словами "когда надлежало обрезать": "И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его..." (Лев. 12, 1 - 3).
А вот, что означают слова "когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем" (выделенные слова являются синонимом Торы, которое и означает "Закон", поэтому-то мы и ссылаемся на Ветхий Завет, чтобы узнать, что надлежало делать "по закону Моисееву"): "По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику; он принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей младенца мужеского или женского пола. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста" (Лев. 12, 6 - 8).
Таким образом, в Евангелиях совершенно ясно и однозначно написано, что Иисуса обрезали, как еврея, и похоронили, как еврея. И в православии среди великих праздников есть праздник Обрезания Господня, отмечаемый, как и положено у евреев, в соответствии с Торой (Ветхим Заветом), на восьмой день после рождения (для Иисуса Христа названного Рождеством), то есть 14 января. Следует пояснить, что обрезание крайней плоти полового члена является знаком завета (договора) евреев с Богом: "Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола" (Быт. 17, 11 - 12).
2. Апостол Павел о себе: "Иудеянин" (Деян. 21, 39), "Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге" (Деян. 22, 3), "фарисей, сын фарисея" (Деян. 23, 6), обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей" (Флп. 3, 5). [ назад ]