Лёвочкин Анатолий Анатольевич : другие произведения.

Китайцы В Плен Не Берут

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Теория Льва Гумилёва - национальное достояние России. Попытка критического разбора некоторых аспектов научной работы Владимирова Александра Ивановича "Логика этногенеза и императивы национальной стратегии России" вице-президента Коллегии военных экспертов РФ, генерала-майора http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/vlad_in.htm


   Теория Льва Гумилёва - национальное достояние России.
  
   КИТАЙЦЫ В ПЛЕН НЕ БЕРУТ
  
   Попытка критического разбора некоторых аспектов научной работы Владимирова Александра Ивановича "Логика этногенеза и императивы национальной стратегии России" вице-президента Коллегии военных экспертов РФ, генерал-майора
  
   http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/vlad_in.htm
  
  
  
   Мы не будем углубляться в историю вопроса, так как это увело бы нас слишком далеко в сторону. Но рассматривать научную работу автора, Владимирова Александра Ивановича, будем, и теоретической базой наших рассуждений является теория этногенеза Л. Гумилева. А Владимиров в своей работе предложил концепцию "напряженность жизни старит этнос преждевременно". Вкратце она сводится к следующему: практически все фазы этногенеза российского суперэтноса вполне умещаются в логику варианта "преждевременного старения".
   А. Владимиров совершенно справедливо отметив, что Россия сегодня находится практически в прямом соприкосновении с североамериканским суперэтносом, и в прямом непосредственном соприкосновении с суперэтносами Китая, Европы и Ислама, не разбирает другую часть задачи, которую он поставил перед читателями, а именно, прямое непосредственное соприкосновение суперэтносов Китая и Ислама, прямое непосредственное соприкосновение суперэтносов Китая и североамериканского.
   Беда в том, что наблюдатель всегда видит реальные вещи-феномены, а соотношений между ними не наблюдает. Не отслеживает основу любого феномена-системные связи.
   Закономерно, в системе геобиоценоза есть хищники и должны быть жертвы. Согласно утверждению А. Владимирова, мы (Россия и наш суперэтнос) находимся в фазе обскурации, следовательно мы выступаем в роли "жертвы". А раз так, то важный вывод сделанный А. Владимировым советует "жертве" не воевать 50-70 лет с Китаем и Исламом. Что ожидать, А.Владимиров пишет так: через Афганскую и Чеченскую войны прошло достаточно много людей (около миллиона человек). Это были главным образом молодые мужчины, способные дать пассионарное потомство. Эти потомки воинов, а значит, по определению, пассионариев, в свою очередь, способны возродить общую пассионарность России и наполнить ею ее суперэтнос. Такой всплеск общей пассионарности России может быть предположен: - как следствие Афганской воины к 2010-2015 году (конец войны + 25 лет жизни); - как следствие Чеченских войн к 2020-2030 годам (2002 год + 25 лет жизни).
   Разберем, так ли это. Отметим момент, что нет ясности, как же нам не воевать эти пятьдесят лет. Что для этого надо делать? Искренне вступить в суперэтнос Ислама или провести китаизацию нашего этноса? Следует ли вообще искусственно продлевать жизнь умирающей системы? Конец и распад любой природной системы, даже этнической, неизбежен. Такова, по Л. Гумилеву, "диалектика Природы", жизни сопутствует смерть, а смерти - жизнь. Скифы продержались 500 лет, сарматы около 700 лет, гунны продержались около 100 лет. Болгары победили гуннов и продержались около 200 лет.
   Кому предназначено остановить вторжение, тот то и исполнит, даже если для этого придётся пожертвовать собственной жизнью.
   А.Владимиров делает вывод, что после Великой Отечественной войны пассионарный импульс, данный ею несмотря на гибель десятков миллионов россиян, был удержан Россией за счет эйфории победы, необходимости новой внутренней мобилизации и возможности устроить свою послевоенную жизнь. Аналогия с Афганской и Чеченской войнами, мне думается, не логичена. Отчего? Да не было эйфории победы, так как победы как таковой не было. Имеет место душевный и духовный надлом из-за чувства предательства своим правительством и не нужности не понятости собственным этносом. В те новогодние дни, когда пассионарии гибли в Грозном, соотечественники пассионариев продолжали праздновать, не объявив даже траур по погибшим.
   Следовательно, потомство воинов не будет пассионариями, как ожидает этого А.Владимиров. Но самое интересное, что не только вовремя войн снижается пассионарное напряжение. Это было бы легко объяснимо гибелью особей, слишком активно жертвующих своей жизнью ради торжества своего коллектива. Но пассионарность столь же неуклонно падает во время глубокого мира, причем даже быстрее, чем в жестокие времена. И самое страшное для этноса - переход от спокойного существования к обороне перед натиском другого этноса; тогда неизбежен, если не наступит гибель, надлом, никогда не проходящий безболезненно.
  
   С учетом прогнозов А.Владимирова, мы можем ожидать внедрение чуждого нам этноса Китая или Ислама. Можно сказать, что до сих пор, огромные силы суперэтносов Китая и Ислама в значительной мере погашались внутри их самих.
   А. Владимиров указывает, что единственно серьезной и смертельной опасностью для России и ее суперэтноса является его внутренняя радикальная исламизация.
   На чём же основано такое заключение, если не ясно, на сколько не готовы к сопротивлению около 20 миллионов мусульман России внешнему идеологическому давлению. Беды, порожденные предвзятыми мнениями и переходящими ошибками, неисчислимы.
  
   А. Владимирову представляется, что начиная с середины XX века, естественное развитие этносов (их этногенез) перешло к интенсивному виду (типу) развития и уже не совпадает (в отношении сроков) с теорией Л. Гумилева. Новейшие глобальные явления внесли свои поправки к естественному развитию всех без исключения этносов, наций и государств. Утверждение дано нам с попыткой доказательства, но лично мне видится не достаточным для доказательства. И вот по каким соображениям. Социальные закономерности развития человечества не "отменяют" действия закономерностей биологических, в частности мутаций. Природа Земли весьма разнообразна; человечество в отличие от прочих видов млекопитающих тоже разнообразно, ибо человек не имеет природного ареала, а распространен, начиная с верхнего палеолита, по всей суше планеты. Л. Гумилёв писал: "Адаптивные способности человека на порядок больше, чем у прочих животных. Значит, в разных географических регионах и в разные эпохи люди и природные комплексы (ландшафты и геобиоценозы) взаимодействуют по-разному. Как бы ни была развита техника, все необходимое для поддержания жизни люди получают из природы. Никто не может доказать, что профессор дышит иначе, чем бушмен, или размножается неполовым путем, или нечувствителен к воздействию на кожу серной кислоты, что он может не есть, или, наоборот, съедать обед на 40 человек, или что на него иначе действует земное тяготение. А ведь это все зависимость от природы того самого организма, который действует и мыслит, приспосабливается к изменяющейся среде и изменяет среду, приспосабливая ее к своим потребностям, объединяется в коллективы и в их составе создает государства".
   Касательно вопроса, затронутого А. Владимировым, о практически неуправляемой миграции огромных масс населения в направлениях Юг - Север и Восток - Запад, замечу следующее. Переселение народов в привычные условия - это стремление сохранить себя как этническую систему и уберечь от разрушения кормящий ландшафт. Антропосукцессия, т.е. вторжение в области, кои не всегда можно и стоит заселять, но которые можно завоевать, - это миграция с обратным знаком. Страшно, что победители страдают не менее побежденных, ибо для реализации своих успехов они обязаны адаптироваться в новых условиях, а это означает коренную ломку собственной природы. Ясно, что на такую встряску способны лишь молодые, наиболее пластичные и лабильные, т.е. неустойчивые. Можно констатировать, что судьба всех этносов - постепенный переход к этноландшафтному равновесию. Так как каждый этногенез заканчивается гибелью системы, то можно лишь мужественно признавать его неизбежность!
   Географический ландшафт воздействует на организм принудительно, заставляя все особи варьировать в определенном направлении, насколько это допускает организация вида. Тундра, лес, степь, пустыня, горы, водная среда, жизнь на островах и т.д. - все это накладывает особый отпечаток на организмы.
   Ничто в мире не бывают неизменным, и ландшафты - не исключение. Они, подобно этносам, имеют свою динамику развития, т.е. свою историю. Когда ландшафт изменяется до неузнаваемости, причем безразлично - от воздействия ли человека, от изменения климата, от неотектонических процессов или от появления губительных микробов, несущих эпидемию, люди должны либо приспособиться к новым условиям, либо вымереть, либо уехать в другую страну. Модификация ландшафтов - не единственная причина миграций. Однако в любом случае переселенцы ищут условия, подобные тем, к которым они привыкли у себя на родине.
   Парадоксально, но постоянные вмешательства в дела друг друга исключает равнодушие. Только равнодушие ведёт к отчуждению.
   При миграции расширяются межэтнические контакты. Следовательно, проблема установления взаимопонимания становится все более насущной как в глобальных масштабах мировой политики, так и в микроскопических, личных, при встречах с людьми симпатичными, но не похожими на нас. Свою роль играют традиции, унаследованные от предков, привычная вражда или дружба с соседями (этническим окружением) - свою, культурные воздействия, религия - имеют свое значение, Кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам, как к любым явлениям природы.
  
   Обратимся к главе III. Логика этногенеза (эволюция пассионарности) Запада-Европы и императивы стратегии России статьи А. Владимирова.
   А.Владимиров считает возможным "предполагаемый исход белого населения из Европы или Америки, которое имеет шансы на выживание при его размещении на территории Канады и российской Сибири". Кто же может помочь Европе? - задаётся вопросом А.Владимиров. Им же выставлены условия задачи: "В целом "внутренний взрыв" Европы уже до конца этого века почти неизбежен. Остановить процесс образования нового евро-мусульманского суперэтноса будет крайне тяжело, и, наверное, невозможно". А.Владимиров предлагает "Россия может принять и разместить на своих просторах часть белого христианского европейского населения, одновременно решая как задачи освоения неосвоенных пространств, так и задачи возрождения своей пассионарности".
   Всегда у католической Европы существовала отрицательная комплиментарность к русской культуре. Папские призывы подавить русских, призывы к крестовому походу против русских и татар ещё живы в исторической памяти русского этноса. И нам предлагается презирающих и ненавидящих нас людей пустить к себе в дом. Однако А.Владимиров с восхищением представляет нам "что в принципе существует один совершенно уникальный вариант возрождения европейского (христианского) суперэтноса. Он заключается в том, что, может быть, впервые в истории взаимодействий суперэтносов возможен их позитивный и взаимоспасительный контакт. Я имею в виду позитивный контакт европейского и русского суперэтносов. Мы должны друг другу помочь". У меня вопрос, а в какие годы какого века существовал единый европейский христианский суперэтнос, включающий в себя православный русский этнос?
  
   Обратимся к главе IV "Логика этногенеза (эволюция пассионарности) Китая и императивы стратегии России" статьи А. Владимирова.
   Исследуя явления XX в. А. Владимиров допустил аберрацию близости, при которой явления теряют масштабность, как при аберрации дальности. Система последовательных приближений - дело сложное даже при разборе одного локализованного эпизода. Человечество, антропосфера, развиваясь, испытывает не одно, а ряд воздействий.
   Опыт этнической истории, в том числе и природно-географического ландшафта Китая, показывает, что расцветы культуры этносов бывают недолгими.
   Когда какой-либо народ долго и спокойно живет на своей родине, то его представителям кажется, что их способ жизни, манеры, поведение, вкусы, воззрения и социальные взаимоотношения, т.е. все то, что ныне именуется "стереотипом поведения", единственно возможным и правильным. Поскольку все явления этногенеза происходят на поверхности Земли в тех или иных географических условиях, то неизбежно возникает вопрос о роли ландшафта как фактора, представляющего экономические возможности естественно сложившимся человеческим коллективам - этносам.
   Попробуем рассмотреть взаимоотношения суперэтносов Китая и России не из того или иного угла, а сверху. С учетом соразмерности этногеографическогог региона.
   Запомним для ясности, что КИТАЙЦЫ В ПЛЕН НЕ БЕРУТ, а своих тем более.
   Итак, доказал ли нам А. Владимиров в своей статье, что идёт формирование нового китайского суперэтноса, инкубационный период которого завершается в наши дни и сулит нам, да и всему миру мощная волна китайской внешней экспансии? А. Владимиров говорит: "Китаю, окруженному морями, горами, пустынями и демографически соизмеримыми соседями, объективно больше некуда расширяться, кроме как на Север". Рассмотрим.
   КНР граничит на суше и соседствует на море с 20 государствами, ее сухопутная граница составляет 22 тысячи, а морская 18 тысяч километров. Но периметру ее границы существуют очаги напряженности и источники угроз. Военный бюджет КНР в 1996-2000 гг. увеличился с 8,67 млрд. долларов до 14,6 миллиардов, причем в 2001 г. - на 17,7% против предыдущего года. Этот бюджетный "всплеск" последовал за 16 годами фактического ежегодного снижения военных ассигнований на 1,8% из-за инфляции. Кроме того, нужно иметь в виду, что упомянутый "всплеск" не повысил долю военных расходов в ВВП Китая. Она по-прежнему осталась на уровне 1,1-1,5%. Как отмечают китайские эксперты, у других великих держав, эта доля держится в пределах 2-3%.
   В настоящее время Китай расходует на оборону менее 2% ВВП, тогда как Тайвань -- 3,5%, Индия -- 2,4%, Южная Корея -- 3,2%, Россия -- 4%, США -- 3,4%. Справедливым является утверждение сотрудника Китайского института стратегических исследований: "Та или иная страна будет создавать угрозу безопасности другим, если ее военное строительство выходит за пределы ее оборонительных потребностей". В случае с Китаем это означало бы примерно то же, что с Германией 30-х годов с ее лозунгом: "Пушки вместо масла!". Стратегическая нацеленность КНР на ускорение экономического развития и подтягивание условий жизни китайского народа в течение первой половины XXI века до уровня развитых государств в принципе не совместима с попытками наращивать военные расходы за пределы оборонной достаточности. Отмечу, что внутри суперэтноса Китая имеются честолюбцы, борющиеся за власть друг с другом, расшатывая однопартийную общественную основу.
   Зачем китайцам, чреватая "гибелью большей части китайцев" военная экспансия в восточные пределы России? Ядерное оружие в России есть, значит есть и возможность его применения на случай вторжения китайцев. А к чему им территории зараженные радиацией? КНР на десятилетия вперед гарантированно получает от России, а также от среднеазиатских государств необходимые ресурсы на вполне приемлемых условиях по уже заключенным межправительственным соглашениям.
   Гипотетическая нужда заставит китайцев бросаться на Север? Китай богат разнообразными видами топливных и сырьевых минеральных ресурсов. Особенно большое значение имеют запасы нефти, угля, металлических руд. Китай имеет залежи почти 150 известных в мире полезных ископаемых. Основным источником энергии в Китае является уголь, его запасы в стране составляют 1/3 мировых запасов. Месторождения угля, по запасам которого Китай уступает немногим странам, концентрируются преимущественно в Северном Китае. Крупные ресурсы имеются также в Северо-Западном Китае. Большая часть залежей представлена каменным углем. Угольные месторождения в основном расположены в Северном и Северо-Восточном Китае. А это означает наличие рабочих места и занятости населения, обеспечение зримого благополучия, а так же формирование пролетариата, которому, как известно, в борьбе за свои права и свободы нечего терять. Другим важным источником энергоресурсов является нефть. По запасам нефти Китаю принадлежит заметное место среди стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Месторождения нефти обнаружены в различных районах, но наиболее значительны они в Северо-Восточном Китае (равнина Сунгари-Нонни), прибрежных территориях и шельфе Северного Китая, а также в некоторых внутренних районах -- Джунгарской котловине, Сычуани.
  
   Любой этнос, живущий в привычном для него ландшафте, находится почти в состоянии равновесия.
   Для достижения поставленной цели необходимо очень внимательно относиться к древним традиционным сведениям о мире, не отвергая их заранее только потому, что они не соответствуют нашим современным представлениям. Мы постоянно забываем, что люди, жившие несколько тысяч лет назад, обладали таким же сознанием, способностями и стремлением к истине и знанию, как и наши современники.
   В Китае, для того чтобы считаться китайцем, человек должен воспринять основы китайской нравственности, образования и правил поведения; Китай неминуемо расширялся, поглощая мелкие народы и племена. В связи с этим мы должны твердо запомнить, что понятие "государство" различно и в переводе незаменимо. Китайское "го" изображается иероглифом: ограда и человек с копьем.
   Смешались ли этносы Китая и составляют ли единый этнос?
   Бывших ранее злейшими врагами, потому что эта вражда потеряла смысл и значение уже в XXI в.? В китайском суперэтносе имеется повод для преодоления исторической несправедливости внутри страны. Так как эстетическое восприятие прошлого, это сила, способная вдохновить народ на великие дела. Тирания доминирующего этноса Китая, установленная химерой коммунистической однопартийности, может в обозримом будующем, восстановить все слои китайского населения против режима.
   Начнем проверку версии, объясняющей мою позицию. Симбиоз внутри китайского суперэтноса отсутствует, так как он достижим при наличии терпимости и взаимности. Поскольку А.Владимиров справедливо заметил, что Китай практически не несет никакой идеологии, так как не имеет ее сам (кроме Китаецентризма), сделаем вывод, что у Китая нет СИМВОЛА. Символ становится индикатором этноса, исповедание его - частью поведенческого стереотипа. Как известно, идеологическая система, будь то религиозная или атеистическая, будучи продуктом созидания человека, превращается в СИМВОЛ, в котором члены этноса мыслят и ощущают себя частью реальной целостности. В КНР этого нет.
   Осуществлявшиеся китайской компартией реформы на протяжении многих лет преследовали цель обеспечить поступательное экономическое развитие и модернизацию и в то же время сохранить монополию КПК на политическую власть, в частности при посредстве жесткого идеологического контроля. С окончанием холодной войны Китай стал значимым международным игроком с разносторонними интересами во всем мире  и своей четко выраженной внешней политикой. Хотя краеугольным камнем внешней политики Китая остаются его отношения с суперэтносами, фундаментальные изменения, произошедшие у границ Китая, - распад СССР и появление Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана, и Узбекистана - заставляют Пекин пересмотреть свою политику в отношении этносов Центрально-Азиатскому региона. На сегодняшний день для Китая наибольшее беспокойство вызывают рост национализма и возрождение ислама в Центральной Азии, а также возможное воздействие этих тенденций на безопасность в регионе и в самом Китае.
  
   Хань крупнейшая этническая группа Китая (около 92 %). Официально в Китае насчитывается 56 национальностей. Основная часть ханьцев -- свыше 1,2 млрд человек -- живёт в Китае, где на них приходится 92 % всего населения. Ханьцы составляют большинство во всех провинциях, муниципалитетах и автономных районах Китая, кроме Синьцзян-Уйгурского (41 %) и Тибетского (6 %) автономных районов. Ханьцы также составляют большинство в обоих специальных административных районах КНР -- Гонконге (95 % населения) и Макао (96 %). Ханьцы также составляют большинство населения Тайваня (98 %), где они тоже являются большинством во всех округах и муниципалитетах.
   Список основных (свыше 1 млн. человек) этнических групп в Китае
   ханьцы китайский язык 1 137 386 112
   чжуаны чжуанский язык, китайский язык 16 178 811
   маньчжуры китайский язык, маньчжурский язык 10 682 262
   хуэйцзу (дунгане) китайский язык, язык хэчжоу, язык канцзя 9 816 805
   уйгуры уйгурский язык 8 399 393
   мяо язык мяо, маоцзяхуа 8 940 116
   туцзя китайский язык, северный туцзя, южный туцзя 8 028 113
   и носу, насу, нису, сани, аси, аже, ажа, лалуо 7 762 272
   тибетцы тибетский язык 5 416 021
   монголы монгольский язык, кадо 5 823 947
   бай язык бай, китайский язык 1 858 063
   хани язык хани 1 439 673
   буи язык буи 2 971 460
   дун язык дун 2 960 293
   дайцы пиньинь, тай-ныа, тай-понг, тай-дам, тай-я 1 158 989
   ли язык ли 1 247 814
   яо язык яо, пинди яохуа (ким мун) 2 637 421
   казахи казахский язык 1 250 458
   корейцы корейский язык 1 923 842
  
   Крупнейшая этническая группа Китая со времен древности относились этносам кочевых народов с нескрываемой враждебностью. Так же они относились к тибетцам, сяньбийцам и метисам. И в наше время традиционная неприязнь обостряется. Причем неприязнь взаимная.
   В реальном историческом процессе не наблюдается строго изолированного существования этносов, а имеют место разные варианты этнических контактов, возникающих на территориях, заселенных разными этносами, политически объединенными в полиэтнические государства. При изучении их взаимоотношений можно различить четыре варианта:
   а) сосуществование, при котором этносы не смешиваются и не подражают друг другу, заимствуя только технические нововведения;
   b) ассимиляция, т.е. поглощение одного этноса другим с полным забвением происхождения и былых традиций;
   с) метисация, при которой сохраняются и сочетаются традиции предшествующих этносов и память о предках; эти вариации обычно бывают нестойкими и существуют за счет пополнения новыми метисами;
   d) слияние, при котором забываются традиции обоих первичных компонентов и рядом с двумя предшествовавшими (или вместо них) возникает новый, третий этнос. Это по существу главный вариант этногенеза. Почему-то он наблюдается реже всех прочих.
   Л.Гумилев вывел гипотезу о биополях с различными ритмами, т.е. частотами колебаний. Так вот у крупнейшей этнической группы Китая ритмы колебаний отличные от других этносов Китая. Следовательно, говорить об едином китайском суперэтносе нет оснований.
   Отдельно остановимся на таком вопросе: современный Китай это химера (на примере исторического опыта России) экспортированная из СССР или нет?
   На границах суперэтничеких систем, конструктивно связанных со своими ландшафтами, появляются экстерриториальные антисистемы (1917 год XX века, первое в мире государство рабочих и крестьян под руководством большевиков. Получуваш Ульянов, поляк Дзержинский, грузин Джугашвили, на штыках латышских стрелков-инородцев захватили власть), уродующие те этносы, в которые они проникают. При снижении пассионарного напряжения, что имело место при смене фаз этногенеза, в следствии дезинтеграции беспрерывными опиумными войнами, гражданскими войнами и оккупацией Китая - пишет А. Владимиров, уже к концу Второй мировой войны образовывается химера. Субэтносы новой фазы ещё не образовались, а предыдущей уже почти исчезли. У химеры нет возраста и отечества. Не каждому этносу суждено пережить фазу надлома. Химеры, в свою очередь, питательная среда для возникновения антисистем. Если имеет место этническая несовместимость, то химеры и антисистемы могут возникать на довольно продолжительное время. Середина любого этногенеза характеризуется спадом пассионарности этноса. Принцип "будь самим собой" сменяется усталостью и появлением субпассионариев, заботящихся только о себе. В этногенезе вообще нет ни добра, ни зла. Лишь китайцы, как ранее европоцентристы, считают себя "высшей" расой, а прочих низшими. Антисистемы, выступающие в форме различных общественно-политических доктрин и движений, в последние века оказывают наиболее сильное влияние на историю народов. Неслучайно антисистемы возникают всегда в зонах химерного этнического контакта. Например, эллинско-иранская химера - манихейство, эллинско-иудейская - гностицизм. Как показывает история, далеко не все люди, проживающие в зоне химеры, становятся членами. Отсюда вытекает важнейшее свойство антисистемы: она результат человеческих деяний, а не закономерное природное явление типа землетрясения, за которое никто не отвечает. Этнос в процессе своей жизни может столкнуться с уже сложившейся на другой территории антисистемой (малым народом) или с антисистемной идеологией. В трагические моменты, а они бывают в истории каждой нации, четкая, безапелляционная схема, дающая простые и ясные ответы на острые проблемы, в состоянии захватить сознание народа, даже будучи совершенно чуждой, его духовному складу. Например, классическим образцом антисистемной идеологии является марксизм. Наибольшее влияние на жизнь Китая второй половины в XX в. оказали антисистемы второй группы (общественно-политические, идущие от неприятия органического многообразия социального развития), выступающие в виде различных общественно-политических движений и доктрин. Использование массового террора в Китае в тех или иных формах - закономерное следствие деятельности "малого народа", достигшего политической власти. Так было везде и всегда.
  
   Рассмотрим, кто же окружает Китай и какую для него опасность представляет? Наибольшую опасность как для этносов, так и для природы представляют соседи, не потерявшие в процессе развития способности к адаптации и потому расширяющие свой ареал. Не исключена гибель, вплоть до поголовного уничтожения, этносов развивающихся, если они наталкиваются на необратимое сопротивление более хищных соседей.
   С III в. до н.э. до конца III в. н.э. земледельческий Китай и Великая степь, населенная скотоводами - хуннами, существовали рядом. Каждый этнос жил в своем ландшафте, но в совокупности с соседями входил в суперэтнические конструкции кочевой культуры и дальневосточной цивилизации. И та и другая были полиэтничны.
   Создание единого китайского государства и обострение классовых противоречий, ставших антагонистическими в III в. до н.э., унесло свыше 60 % жителей, а распадение этой империи в III в. н.э.-свыше 80 %. В конце III в. обезлюдевшая и обнищавшая страна была объединена династией Цзинь. В III в. население Китая исчислялось в 7,5 млн человек вместо былых 50 млн. Потом, к IV в., оно возросло до 16 млн. Древнекитайский этнос мог бы продолжать существование, если бы не слишком тесный контакт с кочевниками и странная потеря сопротивляемости, что было неожиданностью для самого правительства династии Цзинь. Китайские политики III в. считали, что этническая принадлежность - социальное состояние и численно ничтожное вкрапление нетрудно ассимилировать: князей обучить культуре, а родовичей превратить в податное сословие. Расчет был дерзкий и плохой. Родовичи терпели произвол чиновников и эксплуатацию землевладельцев, но не превращались в китайцев; князья выучили иероглифику и классическую поэзию, но при удобном случае, наступившем в 304 г., вернулись к соплеменникам и возглавили восстание, ставившее целью "оружием возвратить утраченные права". Ложная теория, примененная к действительности, вызвала катастрофу. К 316 г. 40 тыс. хуннов захватили весь северный Китай, в том числе две столицы, двух императоров и все накопленные богатства. Китайцы были загнаны на берега Янцзы, в то время окраину Китая, и были вынуждены в тропических джунглях смешиваться с племенами мань, что весьма преобразило их облик и психический склад. Там начался особый процесс этногенеза, приведший впоследствии к созданию южнокитайского этноса.
   Поскольку новый стереотип поведения возникает в результате безотчетной деятельности людей, то бессмысленно ставить вопрос о том, лучше он или хуже. Шкалы для сравнения нет. Он просто иной. Отметим, что в Восточной Азии расположены две этноландшафтные области: земледельческая - Китай и кочевая - Центральная Азия с Тибетским нагорьем. Несмотря на густую населенность Китая и малочисленность степняков - тюрок и монголов, эти культурные регионы взаимодействовали на равных основаниях на протяжении всего исторического периода. Без учета этой не прекращавшейся борьбы, а следует отметить продолжение этого процесса и в ХХI веке, история и императивы стратегии России всегда будут неверны.
   МОНГОЛИЯ
   Численность населения Монголии согласно данным национальной статистики на середину 2009 года составляла 2,7 млн. человек. Наиболее древняя религия монголов -- шаманизм. В 1578 г. в стране был официально принят тибетский буддизм (ламаизм), однако шаманизм продолжает практиковаться небольшой частью населения (в первую очередь на севере страны). Тибетский буддизм является традиционной религией всех монголоязычных народов и народностей Монголии, а также тюркоязычных тувинцев. Казахи, составляющие 88,7 % населения Баян-Улэгэйского аймака и 11,5 % населения Кобдоского аймака (несколько тысяч казахов мигрировало в Улан-Батор и др. крупнейшие города севера страны) традиционно исповедуют суннитский ислам. Их численность в 2007 году возросла до 140 тыс. (5,4 % населения). Монголы не китаизированы.
   В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля. На юге страны в районе горного массива Таван-Толгой обнаружен высококачественный каменный уголь, геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известна и разрабатывается медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ.
  
   КАЗАХСТАН
   Численность населения Республики Казахстан по состоянию на 2009 год официально составила 15 млн. 847 тыс. 952 человек. Ислам является основным религиозным институтом Казахстана. Как известно, в Казахстане распространен Суннизм с влиянием суфийского учения.
   Если считать возраст казахского этноса с 1465 года, с момента образования султанами Кереем и Жанибеком Казахского ханства, то сегодня этому этносу 545 лет. Предположительно сегодня этнос казахов находится в акматической стадии.
   Два основных фактора сдерживают распространение влияния китайского суперэтноса в Казахстане. Во-первых, довольно большое количество этнических русских, в основном проживающих на севере Казахстана вдоль казахстанско-российской границы. Эти регионы Казахстана особенно сильно в экономическом плане ориентированы на Россию. Во-вторых, интересы крупных международных корпораций из развитых стран мира.
   Недра Казахстана хранят более 90 видов полезных ископаемых. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС. Нефть - на сегодняшний день подтвержденные запасы нефти в республике составляют около 40 млрд баррелей, или 6,5 млрд тонн нефти. Прогнозные запасы нефти только по месторождениям, расположенным в казахстанском секторе Каспийского моря, составляют более 124,3 млрд баррелей, или 17 млрд тонн. Природный газ - разведанные газовые запасы Казахстана составляют 2,7 млрд тонн, что составляет 1,5 % от мировых запасов (12-е место в мире по состоянию на 2008 год). Уран - разведанные запасы урановых месторождений Казахстана составляют 1,69 млн тонн, что составляет 21 % от мировых запасов (2-е место в мире по состоянию на 2005 год). Рудные ископаемые - в Казахстане находятся богатые месторождения руд различных металлов -- свинца, цинка, хрома, золота, висмута, меди, молибдена, алюминия, железа, марганца, редкоземельных элементов и неметаллических полезных ископаемых -- угля, фосфоритов и др.
   УЗБЕКИСТАН
   Население Узбекистана составляет около 27 555 300 человек. Узбекистан, являясь самым густонаселенным государством в Центральной Азии, обладает также достаточно развитым национальным чувством самоопределения. В Центральной Азии только Узбекистан бросает вызов попыткам России навязать новую форму контроля в регионе. Узбекистан имеет свои собственные амбиции в регионе и видит себя государством, которое в будущем будет доминировать в Центральной Азии. Поэтому любые попытки Китая закрепить свое влияние в Центральной Азии не будут приветствоваться Узбекистаном.
   КНДР
   Коре?йская Наро?дно-Демократи?ческая Респу?блика (КНДР, Се?верная Коре?я), численность населения 23 113 019.
   РК
   Респу?блика Коре?я, численность населения 48 846 823. Основная религия в Южной Корее - традиционный буддизм.
   ИНДИЯ
   Респу?блика И?ндия по количеству населения 1,2 млрд человек занимает второе место в мире после Китая. Более 900 млн индийцев (80,5 % населения) исповедуют индуизм. Другие религии, имеющие значительное количество последователей, это ислам (13,4 %).
  
   Очевидно, наряду с разрушительными процессами внутриэтнической эволюции существуют созидательные, благодаря которым возникают новые этнические сообщества. Поэтому этническая история человечества не прекращается и, пока на Земле есть люди, не прекратится. Меняются идеалы, вкусы, обычаи, появляется категория "моды". Наряду с появлением нового идет забвение старого, и эти-то перемены именуются развитием культуры. При этом уровень техники и культуры большого значения не имеет, равно как и численность населения. Следовательно, дело не в уровне техники или культуры, и модель этнического развития следует строить на иных принципах.
   Суперэтносом мы называем группу этносов, одновременно возникших в определенном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением, что отнюдь не исключает военных столкновений между ними.
  
   Условимся о терминах. "Статическими" или "персистентными" мы условно называем те народы, у которых жизненный цикл повторяется в каждом поколении без изменений. Это, конечно, не значит, что такие народы не испытывают внешних воздействий. Часто они даже гибнут при изменении окружающей среды. У "динамических" народов всегда возникает проблема "отцов и детей". Молодое поколение не похоже на прежнее. "Ни один народ, ни одна раса не остаются неизменными. Они непрерывно смешиваются с другими народами и расами и постоянно изменяются. Они могут казаться почти умирающими, а затем вновь воскреснуть как новый народ или как разновидность старого".
   Новый взрыв этногенеза потрясает очередной регион и вызывает волну причинно - следственных связей.
   В Китае еще в эпоху "войны царств" окраинные государства Цинь и Чу подчинили себе разрозненные племена лесовиков в Сычуани и юго-восточном Китае, в том числе протомалайский этнос Юе. Социальный строй у них и китайцев был разным, а историческая судьба общей. Поэтому их следует зачислять в разные формации, но в одну целостность - ханьскую.
   Зато хунны, сумевшие отстоять свою землю от китайской агрессии, и в том и другом аспекте - народ, отличный от китайцев. Правильнее всего отнести их к кочевой целостности Евразии вместе с усунями, полукочевыми ди, полуоседлыми сарматами и земледельцами - динлинами, несмотря на то что и в расовом, и в лингвистическом отношении эти народы отличались друг от друга. Так почему они - целостность?
   Этногенез - процесс природный, следовательно, независимый от ситуации, сложившийся в результате становления культуры. Он может начаться в любой момент; и если на его пути оказывается преграда из действующей -культурной целостности, он ее сломает или об нее разобьется. Если же он начинается тогда, когда "земля лежит под паром", возникающий этнос создаст свою культуру - как способ своего существования и развития. В обоих случаях порыв-это слепая сила природной энергии, не управляемая ничьим сознанием. Бесспорно, географическая среда не влияет на смену социально-экономических формаций.
   Все народы Земли живут в ландшафтах за счет природы, но коль скоро ландшафты разнообразны, то столь же разнообразны и народы, ибо как бы сильно они ни видоизменяли ландшафт - путем ли создания антропогенного рельефа или путем реконструкции флоры и фауны, людям приходится кормиться тем, что может дать природа на той территории, которую этнос либо заселяет, либо контролирует.
   Подлинными месторазвитиями являются территории сочетания двух и более ландшафтов. Новые народы возникали не внутри природных ландшафтных районов, а на их окраинах. Китай-страна, некогда отвоеванная от воды (в древности это было сплошное болото с мелкими озерами и реками, ежегодно менявшими русло). Китайский народ сложился на берегах Хуанхэ, при сочетании ландшафтов: речного, горного, лесного, степного, а джунгли южнее Янцзы китайцы освоили только в первом тысячелетии нашей эры. Однако, переселившись на юг и смешавшись с местным населением, древние китайцы превратились в современный южнокитайский этнос, отличающийся и от своих предков, и от северных китайцев, смешавшихся в долине Хуанхэ с хуннами и сяньби.
   В плане этнологии китайцы нашего периода относятся к древним китайцам, как итальянцы - к римлянам или французы - к галлам. Не надо переносить дефекты нашей терминологии на предмет исследования, тем более что слово "китайцы" - условный термин, появившийся в XII в.. В становлении первичного коллектива, зародыша этноса, главную роль играет неосознанная тяга людей определенного склада друг к другу. Такая тяга есть всегда, но когда она усиливается, то для возникновения этнической традиции создается необходимая предпосылка. А вслед за тем возникают социальные институты.
   Принцип комплиментарности фигурирует и на уровне этноса, причем весьма действенно. Здесь он именуется патриотизмом и находится в компетенции истории, ибо нельзя любить народ, не уважая его предков. Внутриэтническая комплиментарность, как правило, полезна для этноса, являясь мощной охранительной силой. Но иногда она принимает уродливую, негативную форму ненависти ко всему чужому; тогда она именуется шовинизмом.
   ФАКТОР ИКС.
   Л. Гумилёв писал: "для пускового момента, так и для достижения акматической фазы, а равно и для регенерации требуется способность возникшей популяции к сверхнапряжениям, которые проявляются либо в преобразовании природы, либо в миграциях и т.д. Это и есть искомый "фактор икс"! Почти все известные нам этносы сгруппированы в своеобразные конструкции - суперэтнические целостности. Но после того как сверхусилие сделано, начинается инерционный процесс, затухающий лишь вследствие сопротивления среды".
   Можно предположить, что практически неуправляемая миграция огромных масс населения из бывших южных республик СССР в современную Россию, есть ни что иное, как искомый "фактор икс" для регенерации русского суперэтноса.
   Работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения. Следовательно, подсчитывая число событий в истории этноса, пусть даже с большим допуском, мы получаем результат затрат энергии, на основании чего можем судить об исходном заряде энергии, т.е. уровне пассионарности.
   Для пассионарной индукции требуется известная близость; за сотню километров она уже не ощущается.
   Итак, любой этногенез - это более или менее интенсивная утрата пассионарности системой, иными словами, гибель пассионариев и их генов; особенно это проявляется во время тяжелых войн, ибо пассионарные воины по большей части погибают молодыми, не использовав полностью возможностей по передаче своих качеств потомству.
   Следует, что функционирование внешней системы связей этноса может привести как к ускорению развития, так и к спаду и даже гибели, если величина обмена превышает некоторое критическое значение, разное в принципе для разных моментов жизни этноса.
  
   А.Владимиров предлагает нам только два варианта судьбы: или "естественное вырождение" или "организация нового пассионарного толчка". На поставленные вопросы "можно ли нацию пассионарностью "заразить"" и "можно ли угасшую пассионарность "возродить"" - А.Владимиров отвечает утвердительным "ДА!".
   Во все времена русскую этническую целостность укрепляли полиэтичность и разноукладность. Разнообразие элементов и неравномерность развития являются обязательными условиями устойчивости этнической системы - учит нас Л.Гумилёв. Культура - руль, пассионарность - двигатель этноса.
   Вызывает некоторое удивление, преклонение А.Владимирова перед евреями. По мнению А.Владимирова безусловно великим народом. На примере хазарско - иудейской химеры Л.Гумилёв достаточно доказал, чем грозит подобная восхищенность этносом, предлагаемого русскому суперэтносу в качестве искомый "фактор икс" для регенерации.
   От себя лично замечу, что в данной статье исследовать возраст этноса евреев и разбирать факторы способствовавшие обновлению реликта, не будем. Вторая мировая война показала полную не способность еврейского этноса к борьбе за своё физическое выживание. Во время Великой Отечественной Войны жертвенность и совестливость русского суперэтноса позволила этносу евреев не только сохраниться, но и создать своё независимое государство.
  
   По мнению А.Владимирова "Вместе с тем сегодня США способны решать часть задач по прямому противодействию "радикальному исламу", снять с России часть бремени по поддержанию безопасности в зонах ее непосредственной ответственности в Средней Азии, а также затруднить победное развитие Китая. Все это делает возможным и необходимым прагматическое партнерство России с США". Цитата полностью подтверждается утверждением теории Л.Гумилёва. Даже суперэтносу нужны естественные союзники, для поддержки. Воевать то придётся больше, чем на два фронта. Однако можно предположить верность высказывания А.Владимирова и к другим суперэтносам - хищникам.
  
   Обратимся к главе V. Логика этногенеза (эволюция пассионарности) ислама и императивы стратегии. статьи А. Владимирова.
   "Представляется, что сегодня говорить о том, что исламский суперэтнос проявляет себя полномасштабно и монолитно, можно только с большой натяжкой. Современный исламский мир многосубъектен, полиэтничен, расколот и разнопланов. Он имеет несколько центров, главным образом религиозной консолидации" - пишет А.Владимиров, - более того, сегодня все более ясно проявляются вроде бы забытые панисламские идеи и даже Ново-османские (Пантюркские) имперские поползновения, имеющие вполне конкретные примеры действий. Кроме того, сегодня особенно явным, важным и опасным фактором развития исламского мира является появление мощного фундаментального и радикального движения, прямо связанного с претензиями исламского ваххабитского религиозного течения на исключительную роль в восстановлении ислама и распространение его на весь остальной мир.
   Что может русский суперэтнос противопоставить для своего сохранения претензиям исламского ваххабитского религиозного течения? Если 20 миллионов мусульман России - капля в море, то в качестве предположения можно поставить задачу:
   - регулируемой миграции мусульман средней Азии в Россию и их адаптации в среде мусульман России. Таким образом, при положительной комплиментарности, можно увеличить численность населения страны;
   - официально разрешить мусульманам России многоженство;
   - в качестве противовеса формированию самостоятельного Среднеазиатско-Кавказского Исламского Центра (Новой Исламской Конфедерации), реформировать пантюркистский проект единого государства для всех этнических тюрок;
   - всему русскому суперэтносу принять (искренне или не искренне) ислам;
  
   А.Владимиров пишет об фазе обскурации: "Фаза этнического распада, началась со смерти Ю. Андропова и затем стремительно нарастала действиями М. Горбачева и Б. Ельцина. Как результат, СССР распался на независимые государства, и к концу XX века единый суперэтнос- "советский народ" распался на субэтносы.
   Здесь надо оговориться. Процесс распада носил в целом насильственный характер, так как народы "разводили" их правящие элиты, обуянные жаждой власти, собственности и личного обогащения".
   Вот и мне надо поправить А.Владимирова. В моей статье Эпоха "ВЕЛИКОЙ ОБИДЫ" или проблема межэтнических контактов, подробно разобраны факты распада и доказана его природная закономерность.
   Историческая судьба этносов, некогда проживавших в единстве под названием СССР, в момент стремительного распада супердержавы, открыла новую эпоху под названием " ВЕЛИКОЙ ОБИДЫ". Новая эпоха открыла путь неизбежным локальным межэтническим войнам. Войнам, в которых нет никого правых или виноватых. Ибо новая эпоха породила в сознании людей, некогда бывших соседями и друзьями, что примирение с противником равносильно смерти. Наиболее радикальные пассионарии внутри контактирующих этносов пропитались духом ненависти, до мозга костей. Эстетическое восприятие прошлого - это сила, способная вдохновить народ на великие дела. Поводом для начала в 90-х годах ХХ века гражданских межэтнических войн между народами, проживающими на территории Евразии и входящими некогда в состав ещё Российской империи, является ПРЕОДОЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. Стоит ли уделять внимание этому термину? Стоит! Попробуем разобрать термин "преодоление исторической несправедливости" в свете рождения новой эпохи "великой обиды". Историческая память некогда "братских народов" многонациональной Российской империи и, её преемнице - СССР, не забыла деяния предков, как своих предков, так и пришельцев. Неоспоримо, что бремя этноса-страдальца достаточно легкое бремя, и попытка обелить себя и своё историческое прошлое, а очернить некие внешние силы - политически выгодно всем противоборствующим сторонам. В случае наличия здравого смысла у части населения этносов, эпоха, под названием " ВЕЛИКОЙ ОБИДЫ" закончится не истреблением соседних этносов, а откроет новую эпоху под названием " ЗОЛОТОЕ УЧЕНИЕ". Всё же людям мировоззрение самоубийц не свойственно и откровенно чуждо. Новая эпоха даст всем обиженным людям нужное утешение. Эпоха привнесёт в общество реформу основных религиозных течений. И больше всего от реформы выиграют люди, не ставящие во главу угла своего мировоззрения уничтожение себе подобных.
   Итак, сделаем свой вывод, возможна ли искусственная "организация нового пассионарного толчка" русского суперэтноса в неизменном нам виде? НЕТ! Доказательством ответа будет служить определение, в теории Л.Гумилёва термина - микромутация.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   13
  
  
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"