Закон Чисел Рождения - закон формулы равновесия общества. При нарушении формулы возможны различные бедствия, поэтому считается, что задача Покровителей - следить за своими подопечными и сохранением баланса Рожденных.
Мир Уделов - мир овеществленной этики. Тяжкие преступления редки из-за реальности и неизбежности последствий, происходящих без вмешательства людей.
Войны - происходили давно, с внешним врагом - представителями Тьмы из пещер. В ходе истории жители Пещер, могущие воевать днем, были уничтожены. По крайней мере , упоминаний о них почти не сохранилось. Оставшиеся - Нифы и Центавриды - выходят из пещер на время гона. Набегам чаще подвергаются ближние к Пещерам Уделы.
Войн между Уделами не упоминается. Уделы - как сказано в Истории Уделов - это постепенно расселившиеся колена единой семьи, вышедшие из Пра-Удела, Мазла-Ишу (Удела Счастья Бога). Новые Уделы появляются все реже.
В каждом Уделе есть Главная Площадь (площадь с источником), к которой от ворот Удела ведет так называемая Главная Дорога. Ворота Уделов открываются с первыми лучами солнца и закрываются с последними. Представители разных ремесел проводят сезонные ярмарки по своего рода расписанию.
При каждом Уделе есть Храм, осуществляющий одновременно и роль Городского Совета. На этот Совет ложится одновременно и роль вершителя малых наказаний.
Служащие храма - матибы. Они приходят в Храм сами, после того, как видят провозвестный сон, и могут быть по рождению как Воинами(что редко), так и Учителями: эти Рожденные принадлежат Нечетным Числам, числам единой этики. (Вероятно, это механизм регуляции количества мужчин: оно таким образом перераспределяется: часть энергетически ярких представителей Единицы и Тройки сублимирует энергию, направляя ее на благо служения обществу.)
Четные Числа несут энергию двойной этики, и поэтому женщины, безволосые или Четвертые не могут быть матибами. (Двойной этикой является наличие системы ориентации, основанной помимо норм на меняющейся компоненте. Это стихийное начало, равновесное с началом организующим. Оно приближает к источнику энергии, но создает смещение системе ценностей. Для нечетной Этики характерна традиционность, для четной - экспериментальность. При этом четные более защищены интуицией, которая выглядит для остальных как "защита Покровителей".)
Цифра Рождения 1
О воинах
"Первая цифра рождения - дает нашему народу воинов и кормильцев. Под ней рождается тот, кто похож на родителей и будет их опорой. Воин умеет держать и меч, и посох, и мотыгу. Он же станет кормильцем - освоит ремесло отца, научится земледелию, заведет семью, продолжит род и с двадцати пяти зим будет кормить и свою семью, и младших, пока они не вырастут, и родителей - до их перехода в Удел Предков. Если ему повезет, он проживет в период без войн, и закончит свою жизнь, окруженный любящей семьей. Следующий кормилец семьи - его сын, тоже рожденный под первой цифрой - приготовит ему снаряжение для последнего путешествия."
Цифра Рождения 2
О девах
"Вторая - цифра богини Кад. Незриморукая Кад покровительствует продлению рода и искусствам, поэтому под ее цифрой рождаются девочки или мальчики без волос на теле. Девчонки не расстаются с матерями до двенадцати лет. Они осваивают все премудрости ведения хозяйства и обустройства быта: выращивания на небольших придомных наделах плодов, ягод и корнеплодов и приготовления из них запасов; учатся прясть, вязать и шить, стирать и убирать - так, чтобы все это ложилось в рисунок недели и оставляло время для чтения книг и воспитания детей. Невидимые руки Кад помогают им освоить все эти умения. В двенадцать зим они, как и Первые, начинают ходить в школу, и к шестнадцати получают право выбора кормильца. Кормильца можно выбрать не только в своем Уделе - браки между Уделами приветствуются, хоть они и не часты."
О Троедарцах
"Безволосые рождаются редко. На них лежит печать Трех Даров: Дара Цвета, Дара Звука и Дара Жеста. Они способны слагать песни и писать картины, и двигаться, как осенние листья в солнечных лучах, однако ни одна женщина не способна от них понести: их семя бесплодно, единственное их потомство - дары искусства нашему народу. Они странствуют из Удела в Удел, и их имена учат в школах дети."
Троедарцев, путешествующих между уделами в одиночку, охраняет незриморукая Кад. Они не носят оружия, и их деньги считаются собственностью Кад. Последнее убийство Троедарца упоминается в Истории о Погубленной Душе. Ее сюжет - повествование о убийстве Троедарца и о том, как душа Троедарца перешла в тело убийцы. Количество Троедарцев определяет Кад, и если Закон Чисел Рождения нарушился - она забирает тело преступника для своего служителя. Тело претерпевает изменения и восстанавливает свои прежние черты.
Никто не знает, произойдет ли это, или это просто поверье - но сила поверий велика, и они слагают своего рода свод иллюстраций к Законам. Их каноническое исполнение изучают в школе как часть Истории Уделов Ближних и Дальних.
Троедарцы приносят удачу. Когда Троедарец в Уделе, Удел в безопасности и на него не нападут Нифы. Эта примета не распространяется на троедарцев, не покинувших свой Удел, поскольку они еще не стали Троедарцами в полной мере - их сила в любви к родному Уделу, в который они не имеют права возвращаться.
Троедарец идет по Уделам без карты, просто выбирая путь по своему желанию. Промежутки между его посещениями одного Удела - не менее одной-двух Зим, (обычно - значительно больше) и остается он в Уделе на срок не более двух Лун. За время пребывания в Уделе он останавливается поочередно у множества жителей, и от них получает кров, пищу и оплату своего труда. Одновременно в Удел не приходит несколько Троедарцев: их пути не пересекаются в границах Уделов, хотя в дороге они могут идти вместе.
Троедарцы почти не недомогают - бытует мнение, что за их здоровьем следит Кад, и они могут самолечиться. Стареют Троедарцы медленнее, и их жизненный срок немного длиннее - как и у всех, кто посвящен Кад. Последний удел Троедарца сохраняет его имя для следующего Безволосого.
Цифра Рождения 3
Об учителях
"Третья цифра - принадлежит Покровителю Дум Мозою. Мозой следит, чтобы наш народ производил на свет не только воинов и рожениц, но и учителей, хотя, конечно, сейчас редкие семьи у нас могут позволить себе Третьего малыша. Учителя с рождения имеют ответы на все вопросы, и могут говорить обо всем без конца. Они проводят с семьей шестнадцать лет, а потом уходят - учить, лечить и думать, и живут в общинах при школах. Школа - как Удел в Уделе, ее ворота всегда открыты для детей, но взрослым, кроме Учителей, туда входить не принято. Если Первенец ушел в Удел Предков безвременно, то Третий из семьи занимает его место и становится Кормильцем."
О матибах
Притчи о Мостах
Однажды давно матиб пришел к озеру и не увидел своего Моста, по которому он шел утром на рынок в ближний Удел.
Матиб сидел на берегу и ждал три луны, и другие матибы кормили его и говорили с ним.
Но Мост не появился.
На поворот четвертой луны матиб ушел в свой Удел и снова стал Учителем.
И когда он пришел однажды к Озеру, то снова увидел свой Мост. Но не пошел по нему, а вернулся в Удел.
Однажды давно матиб решил пройти по другому мосту. Он ходил по одному из Верхних Мостов, и вот ему захотелось пройти по Нижнему. Он ступил на Мост. Туман обступил его, а Цифр Рождения и Лун он не чувствовал боле.
И тогда он растворился в тумане. И некому было пройти его Путь.
...
И так далее.
Удел Мозоя
Удел Мозоя располагается на острове, похожем на половинку сырного круга, плавающего в бочке с рассолом, или на багог, упавший в пух дорожной пыли.
Гладь Озера Дум всегда подернута дымкой тумана. Этот туман не лежит ровной скатертью разглаженной утренним ветерком пустыни, но походит на исхоженный босыми ногами песок вокруг Удела Искусных Ладоней в преддверии ежезимней ярмарки Обожженой Глины.
Под туманом дышит и шевелится само Озеро. Его вода - благословение, и прикоснуться к ней может только тот, кто многие луны ходит своим Путем по одному из Мостов. Мосты расходятся от сердцевины Острова - Большого Храма, и походят на спицы колеса телеги, или на лучи проглянувшего сквозь сеть облаков утреннего солнца. Они висят над Озером, и держат их помыслы матибов и тросы, которые крепятся к обступившим Озеро скалам - со стороны гор и холмам - со стороны Уделов.
Учитель, пришедший, чтобы стать матибом, выбирает мост, который становится частью его ежедневного Пути.
Мосты отличаются друг от друга. Есть разница между Нижними и Верхними Мостами. Нижние мосты идут от мягких, прямых песчаных троп и пролагают путь сквозь туман. Туман касается ступней, он проходит сквозь пальцы рук. С туманом можно говорить, и он дает ответы на вопросы. Идущий в тумане порой не видит ничего, кроме самого тумана и Моста. Чем ближе к поверхности Озера проходит Мост, тем сильнее притяжение тумана. И некоторые говорят, что испытывали соблазн раствориться в тумане, оторвав обе подошвы от поводыря, приведшего из мира холмов, пустынь и Уделов. Таких отправляют обратно в Уделы, откуда они родом, на несколько зим - учить детей, чтобы мед детского любопытства наполнил опустевшие соты. Ответы Мозоя нуждаются в вопросах.
Тот, кто проходит из Уделов по обходному жесткому пути горных троп и выбирает один из Верхних Мостов, получает иную возможность: читать прошлое и будущее, и это становится так же просто, как просто прочесть душевную погоду по морщинам на челе старца, в глазах пятизимка - или разглядеть Знак Грядущего на ладони Камня-Путешественника. Ходящий по Верхнему Мосту идет своим Путем, касаясь мыслями Цифр Рождения, спрятанных в небе, и Лун, ведущих счет новому и старому в Мире Уделов. И его тоже могут отправить обратно в школу - если за знаками на поверхности тумана он перестанет слышать шум волн самого Озера, и Цифры Рождения и Луны станут для него важнее цифр в тетради с Учетом Уделов.
Для узла не всегда нужны две веревы, но одной вереве не нужен сам узел.
Верхние и Нижние Мосты - нужны Большому Храму, и Большой Храм нужен Мостам.
Так есть уже много Лун, и в этом закон Путей Мозоя.
Цифра Рождения 4
О Четвертых
"Цифра Четыре - это цифра Обратной Стороны, и под нею рождаются те, кто может шагнуть за Черту, границу, за которой жизнь меняет знаки. Четвертым не дают имен. Их так и называют - Черти. Их мало, и всех их забирают в Храм, чтобы научить забывать. Они возвращаются, и проходят , как и Первые, путь Воина, или остаются при Храме: к пути Третьих они не приспособлены, потому что у них ухудшается память. Черту никто не должен перейти." /Закон Темных Времен/