Сегодня мы с Вами будем рассматривать стихи, которые Вы написали на конкурс "Крош-2"для детей.
Трудная задача, не скрою, потому что стихи для детей - это особый мир, это мир детства, который мы все так любим. Мир, в котором всегда должно быть тепло и уютно, мир наших детей.
Что такое стихи для самых маленьких?
Вначале - это только картинки и уже потом - восприятие на слух.
Агния Барто говорила, что в детской поэзии художник опережает писателя.
К. Чуковский написал целую книжку с заповедями детского поэта. В ней он описал не только основы стихосложения для самых маленьких, но и показал, как важно сердцем чувствовать историю, которую Вы рассказываете детям.
Каковы мои требования к детским стихам?
Стихи для детей должны быть написаны так, как будто Вы рисуете книжку, яркую, красочную, с множеством забавных персонажей.
Постарайтесь понять, что именно интересно детям, ведь
стихи для детей - это способ развития ребёнка. Для того, чтобы детская память была активной, у стихотворения должен быть:
1.ПРИЯТНЫЙ СМЫСЛ,
2.ЧЁТКИЙ РИТМ
3. ПРОСТЫЕ СЛОВА, которые запомнятся ребёнку.
Представьте себе, что Вы читаете книжку своему ребёнку. Будет ли ему интересно?
Вот это мой главный критерий - ИНТЕРЕСНО ЛИ РЕБЁНКУ?
Стихи, которые мы читаем детям, должны быть не просто хорошими, а самыми лучшими. Вспомните "Мишку косолапого" или "Зайку", оставленного хозяйкой.
Слушая эти стихи, ребёнок учится чувствовать, различать добро и зло, понимать, что такое сострадание и любовь.
Второе на что я обращаю внимание- ПОЗНАВАТЕЛЬНОСТЬ стихотворения или её ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ момент.
Стихи должны нести завершённую мысль. Ребёнку всегда интересно, чем закончится. Должно быть продумано каждое слово. Поэтому третий критерий - ПРОСТЫЕ СЛОВА в зависимости от возраста ребёнка и ЗАВЕРШЁННОСТЬ СЮЖЕТА.
Ну и грамотность, разумеется.
У каждого автора буду рассматривать, и оценивать только одно произведение.
Постараюсь быть объективной и заранее прошу не огорчаться тех, кто получит не самую высокую оценку.
Мы все учимся писать и то, что Вы написали стихотворение для детей и выставили его на конкурс - уже большой подвиг.
Малышам оно явно будет неинтересно, детям старшего возраста надо объяснять кто такой "негодяй" и почему он "трепещет". Прочитайте стихотворение ребёнку лет семи и спросите о чём оно. Он затруднится ответить сразу.
Рифмы простые (любовь - вновь, страна - она).
Вопрос 2: в чём познавательность или воспитательный момент?
Оценка: 3.
.....................................
2.Инна К. "Снегурочка"
Хорошее, ритмичное стихотворение. Невольно рисуется картинка: идёт весёлая Снегурочка, кругом сугробы, зима. Но ребёнок, которому я прочитала стихотворение, спросил:
-Зима красивее Снегурочки? И почему она была Снегурочкой сама раньше?
-Почему ты решила, что Зима красивее?
-Потому что она красавица Зима. А как ты думаешь... кто из них красивее?
Этот момент немного напряг. Ребёнок ушёл в сторону и задумался кто красивее. Внимание переключилось со Снегурочки на Зиму.
Последняя - раскаяние: надо слушать маму, она плохого не посоветует. Вроде всё хорошо, но... мальчик странный какой-то попался. Ему плохо без веселья, а не без мамы с папой в больнице. Он не скучает по друзьям, по дому, по своим игрушкам.
Опять же ребёнок, которому я прочитала, спросил:
- А он не скучал по маме, не просился домой?
-А что в больнице ему делали?
Первая часть затянута. Стихотворение не продумано до конца.
Пришлось объяснять, что такое "престижной" и почему "автомат". Но почему он лучше всех других подарков... я не смогла ответить. Получается, что, если не престижной марки - значит хуже.
Автор, по-моему, этот момент не совсем удачный, Вы не находите?
История с братом - хорошо. Всё правильно.
Вопрос: что собственно Вы хотели сказать в этом стих-е и
Прочитала стихотворение несколько раз, потому что не сразу поняла, о чём речь. Читая второй раз, заставляла себя вникнуть в суть содержания. Мне кажется, что Вы немного "перемудрствовали лукаво".
Будь это сказка - сюжет можно было бы объяснить простыми словами, но в стихах идея выражена очень сложно. Мысль сама по себе хорошая. Мальчик хочет творить добро, превращается в деда-Солнышко ( почему в деда?) и во сне приходит к детям. Потом я запуталась сама.
А под утро становился
Он опять самим собой,
В небе с детками резвился
И светился в нём звездой.
Чтобы солнышком светились,
Златокудрым малышом
И улыбкою искрились
Глазки детские от снов.
Кто есть кто? Уже непонятно.
Короче, сюжет запутанный, нет логической завершённости.
ОЧЕНЬ похоже по стилю на "Муху- Цокотуху" К. Чуковского.
Довольно забавная история, написанная хорошим детским языком. Каждое слово на своём месте. Рифма лёгкая, чёткая, простая. Сюжет захватывающе-интересный. Есть главный герой, и есть злодей. Добро побеждает зло.
Размер стиха не влияет на качество, наоборот - интрига затягивает.
Несколько глагольных рифм, которые совершенно не бросаются в глаза. Одна из лучших работ конкурса.
Вначале о плюсах. Прекрасные картинки. Автор старался написать сюжет, который бы подходил под иллюстрации. Честь и хвала ему.
Завязывается интрига. Лягушата, раки, щука, карась. Вроде всё неплохо, но на этом плюсы и заканчиваются.
Знаки препинания существуют сами по себе, без всяких правил, что сразу портит всё впечатление.
Прошёл лишь месяц, или два,
Как вышли из икринки,
Их мама толстая Ква-Ква
На солнце грела спинку.
Пропущенная точка после слова "икринки" и такое чувство, что это мама Ква-Ква выползла оттуда, а не её детки.
Сам сюжет и задумка - прекрасные, но, к сожалению, не доведённые до ума. В конце автор резко меняет форму стихосложения, идёт совсем другая рифма, затрудняется восприятие. И концовка неожиданная вовсе.
А ведь в пруду во время сна
Всегда должна быть тишина.
До этого всё время шло действие. Играли чудные лягушата, охотилась щука, появлялась черепаха и вдруг неожиданно говорится о том, что должна быть тишина во время сна.
Нет логической завершённости сюжета. А жаль, начиналось всё очень красиво, поэтому оценка сразу снижается.
Стихотворение написано доступным детским языком. Несколько познавательных моментов одновременно: новоселье и чем питаются лягушки. Короткое, но чётко изложенное.
Хорошая сказка с познавательной историей. Простой язык изложения, нет причудливых слов. Много воспитательных моментов: сочувствие, находчивость, дружба, любовь.
Стихотворение о каком-то "мальчише-плохише", хитром, изворотливом, ленивом. Довольно странный сюжет, тем более, что резюме никакого нет.
Изобилие глагольных рифм.
Я не буду умываться,
Чистить зубы, одеваться,
В рань такую подниматься,
В детский садик собираться!
В общем, плачу и кричу
И ногами топочу!
Это "топочу"- убило наповал.
Дальше читаем:
И по папе тоже видно:
Будет больно и обидно!
Значит, папа будет делать что? Наказывать, да так, что будет больно.
Это, по-вашему, хороший метод воспитания?
И концовка:
Что ж такое! Вот досада!
Всё по новой делать надо!
Снова надо умываться,
Чистить зубы, одеваться,
Есть бабулину котлету,
Что-то мыть потом за это...
В детский сад вести кого-то...
Маму с папой на работу
Непременно разбудить,
Молоком их напоить...
Просто бедный, замученный ребёнок. Родители спят себе, а он должен и себя обслужить и родителей, как котят молоком напоить. Никакой жизни.
Простите, автор, но впечатления никакого. Нет идеи, банальные рифмы, нет последовательной завершённости.
Чему учит это стихотворение?
Ответьте сами.
Оценка: 1.
............................................
Всем большое спасибо за участие.
У кого-то получилось лучше, у кого-то хуже, но все старались. Буду рада, если мои замечания хоть немного помогут Вам в дальнейшем. Жалко, что так и не услышала стихотворений о маме, что для маленьких детей очень актуально. Мало было обучающих стихотворений с увлекательным сюжетом.
Когда вы пишите стихотворение для детей, спросите себя, о чём это стихотворение, какова его главная мысль.
Всем удачи на конкурсе.
Прошу прощения у двух участников, чьи стихотворения не разобрала.