От задуманной Л. О. Пастернаком картины "В ночное" сохранились только карандашные наброски лошадиных морд да абрис лихих наездниц. Никто никогда не узнает, какой новой ступенью в творчестве художника могла стать эта незавершенная работа.
Л. О. Пастернак. "Головы лошадей". 1903.
Л. О. Пастернак. Композиционный набросок к картине "В ночное". 1903.
Л. О. Пастернак. Набросок к картине "В ночное". 1903.
"Для первого и главного композиционного плана он облюбовал гнедую лошадку дивной масти. Ее хозяйка, одна из трех Валь, под кличкой "ноздрявая" - у нее были очень красиво очерченные ноздри, стала даже позировать отцу у нас на даче - к его огорчению и раздражению, так как, сидя верхом на стуле, она теряла и свою живость и нужный огонь движения: "Как манекен! Кукла! Уж лучше и впрямь куклу бы!" - бранился отец, по ее уходе". (Из воспоминаний А. Л. Пастернака)
Простая деревенская девушка, приглашенная в незнакомый дом к "господам", естественно растеряла свои огонь и живость под пристальным взглядом художника. При всем ее воображении, она не могла сидеть на стуле, как на лошади.
Пришлось художнику прибегать к помощи своей племянницы.
Л. О. Пастернак. "Оля Фрейденберг позирует для картины "В ночное". 1903.
Племянница чувствовала себя свободно, но никак не напоминала тех "молодых, веселых и задиристых" деревенских девок, которые без седел и стремян как влитые сидели на необученных деревенских лошадях, управляя ими с помощью своих загорелых коленок и черных пяток. Бешеная скачка не мешала им обмениваться шутками и громко хохотать.
Но какими робкими и смущенными выглядели они на даче Пастернаков, когда приходили повидать больного Бориса! Стоило большого труда убедить их, что они не виноваты в падении мальчика.