Аннотация: Это трактат о том, какую роль играют аналогии в семантике и как они возникают в мозге человека.
Семантические технологии
Эта тема началась с того, что меня упрекнули на одном форуме - что я ничего не понимаю в аналогиях. И это действительно было так. Работая над семантической алгеброй, я упустил из вида такие понятия, как аналогия, сходство и подобие. Они никак не вписывались в тензор семантических отношений. Я об этом просто не думал и получил хороший удар по морде. Сперва я сильно разозлился, а потом понял, что мой критик прав. И я стал потихоньку делать выводы и осознавать эту тему.
Оказалось, что проведение аналогий - это побочный эффект работы памяти. Я сейчас объясню - почему пришёл к такому выводу. Но чтобы в этом разобраться - надо понять цель семантических технологий. Задумайтесь - зачем нам нужен язык вообще? Зачем нужны книги, картины или скульптуры, всякие схемы, графики, карты или диаграммы?
Скажите мне - зачем всё это нужно?
Когда я задал себе этот вопрос, то понял, что главной целью человека является накопление и передача знаний и опыта о фундаментальных законах мироздания, будь то нравственные понятия или научные.
Затем я пришёл к выводу, что накопление и передача знаний и опыта являются процессом, который имеет 4 этапа:
1. Восприятие,
2. Осмысление,
3. Применение,
4. Объяснение.
Скажите - что самое важное на этапе восприятия для успешного усвоения информации?
Вы должны находиться в настоящем времени - здесь и сейчас. Ваш мозг не должен отвлекаться на воспоминания или мечтания о будущем. Требуется предельное внимание и концентрация на том, что происходит в данный момент вокруг вас.
Давайте рассмотрим второй этап передачи опыта и знаний - это осмысление. Чем должен быть занять ваш мозг, после того, когда получил новый материал? Какова цель этого этапа?
Я понял такую вещь - что для этого надо научится вспоминать. Не надо пытаться что-то зубрить и запоминать. Надо привыкнуть вспоминать нужное в нужный момент. Про это пока не учат в школе или в институте. Но это очень важно понять и выработать привычку.
Что ещё надо сделать чтобы осознать полученную информацию? Ваш мозг должен проинтегрировать, объединить весь ваш опыт с новыми знаниями. А для этого надо хорошенько выспаться.
Человек имеет в своей голове два полушария. Это нейронные сети. Или можно сказать системы с обратной связью, с точки зрения теории автоматического управления. Что такое обратная связь и как она работает?
Если вы возьмёте приёмник с усилителем и подадите выходной сигнал на вход, то у вас возникнет реверберация. Этот обратный сигнал может либо усиливать, либо ослаблять исходный сигнал. Поэтому обратную связь называют положительной или отрицательной.
В мозге эти явления называются процессами возбуждения и торможения. Только суть заключается в том, что одна такая система не может работать долго. Либо она перегорит от возбуждения, либо затухнет. Поэтому у всех животных в голове два полушария. Когда одно полушарие работает в реальном времени, второе полушарие корректирует работу первого. А затем необходим сон, чтобы полушария как-бы поменялись ролями, чтобы упаковать всю информацию и устранить ошибки.
Таким образом, сон - это необходимый процесс осмысления новых знаний и опыта.
Говорят, что повторение - мать учения. Это ложь. Если вы не испытываете никаких эмоций от полученной информации, то мозг её просто заблокирует как звук тарахтящей машины.
Говорят, что вера без дел мертва. И это правда. Потому что если вы не будете применять свои знания и опыт на практике, и получать от этого вознаграждение и удовольствие, то эти знания напрасны.
Но есть и другой путь. Вы можете передавать свои знания и опыт молодому поколению. Только для этого требуется подбирать лаконичные формулировки, вкладывать эмоции, говорить простым и понятным языком.
Это высочайший уровень профессионализма. Это этап объяснения. И практика здесь играет важнейшую роль. Я сейчас выскажусь очень категорично. Я считаю, что если человек в своей жизни не написал ни одного рассказа, если не сочинил ни одного стихотворения, то он не имеет права преподавать литературу и русский язык.
А теперь давайте вернёмся к семантическим технологиям.
Почему понятие об аналогии оказалось такой сложной темой? Дело в том, что это синтетическое понятие. Оно объединяет в себе понятия сходства и подобия.
Чем отличается сходство от подобия?
Это трудно определить. Я считаю, что сходство касается внешней формы, а подобие определяется внутренним устройством объектов.
Теперь снова об аналогии. Это многомерный семантический объект. Давайте разберёмся - какие бывают типы аналогий?
1. Аналогия по форме, например образ,
2. Аналогия по устройству, например тембр голоса,
3. Аналогия по назначению, например фразы,
4. Аналогия по действию, например жест.
И запах, и звук, и цвет и вкус - всё это тоже имеет свои аналогии. Потому что механизм восприятия информации основан на фрактальной упаковке данных и использует принцип резонанса из теории колебаний.
Фрактальная упаковка действует на основе схожести форм. Когда этот алгоритм стали испытывать на разных изображениях, то обнаружили интересный побочный эффект.
Оказалось, что такая упаковка и распаковка способна улучшать и восстанавливать качество изображения. Это возможно потому, что такой алгоритм используя принцип подобия восстанавливает недостающие детали изображения.
Сейчас на основе этого принципа тренируют нейросети для восстановления качества видеоряда. Успехи просто потрясающие для обработки старых фильмов и кинохроник. Вот только использовать такие обработанные материалы нельзя в качестве доказательств. Дело в том, что нейросети немного привирают и фантазируют чтобы восстановить изображение.
Точно также работает наша память. Мы тоже иногда привираем и фантазируем, когда рассказываем какую-то историю. Просто для того, чтобы не вдаваться в лишние подробности или чтобы заинтриговать собеседника. Именно так рождаются мифы и легенды.
Так что же такое аналогия? Какими словами это можно определить? Сходство, подобие, ассоциация, резонанс, эхо, отражение, привычка...
В рамках аналитической семантики предлагаю такое определение - аналогия - это соответствие между семантическими конструкциями.
Загвоздка в том, что это определение не соответствует рекурсии. Например, когда функция вызывает саму себя. То есть надо как-то пояснить что семантическая конструкция может соответствовать самой себе.
Так почему же механизм аналогий имеет такое большое значение? Дело в том, что неважно чем вы занимаетесь - наукой, танцами или музыкой. Это просто средства постижения фундаментальных законов мироздания. И принцип аналогий поможет вам разбираться во всех жизненных вопросах, будь то психология или квантовая физика.