Аннотация: Еще один коммерческий культ свалившийся на наши головы.
Агенты китайских миллионеров
Встречаю давеча старого знакомого. Сосем недавно он мо-тался по городу в поисках ша-башек, лес окаривал, сейчас вальяжный стал. Всё! - гово-рит. - Конец нищете! В инос-транную фирму устроился. Зарплата такая, что от завис-ти лопнешь! После первой по-лучки с моей на Канары махнём. Послушал я его не-много и мне почему-то в Па-риж захотелось, срочно.
Знакомый объяснил, что представи-тель чудо-фирмы каж-дый вечер в ГДК желаю-щих посвящает в тайны биз-неса и там пока ещё людей берут. Вприпрыжку я отпра-вился навстречу своему про-цветанию.
В маленькой комнатке Дворца культуры собрались ейчан двадцать. Все внимательнейше слушали стояще-го у школьной доски с мел-ком невысокого мужчину за сорок. Сразу отмечу, что все называли его по имени, без отчества. Когда впоследствии я несколько раз спросил у мужчины фамилию, он не-сколько раз ответил: Меня зовут Фёдор. Поинтересо-вался я его фамилией и у ра-ботников фирмы, они тоже не знали. Поэтому далее в статье из уважения к возрас-ту я стану называть мужчину не Федей, как другие, а со-лидно - дядей Фёдором.
Говорил дядя так убеди-тельно, что заслушаешься. Компания совсем молода (от-крылась 9 января этого года, а торговлю начала с 15-го), но на ней трудятся уже 780 че-ловек. Насколько я понял, ра-нее дядя Фёдор поработал в фирмах Гербалайф и Сана-Вита. Когда же узнал о создании предприятия, рас-пространяющего уникаль-ный продукт, то, по его заверениям, сразу в неё перешёл. Ключ к успеху у вас в руках! - внушал он слу-шателям. - Вам достаточно вступить в компанию и при-вести ещё двух человек. Если это сделали, то можете бро-сать свою работу... Кто из вас зарабатывает 1000-2500 дол-ларов в неделю? Сразу може-те уходить на пенсию.
Я уже возомнил себя со-стоятельным пенсионером, как дядя Фёдор немного ос-тудил мой пыл. Оказывается, что для вступления в фирму нужно не только привести в неё двух будущих пенсионе-ров-богачей, но и инвести-ровать в бизнес 300 долла-ров (примерно 8400 рублей). За эти деньги новоявленный фирмач получит для распро-странения (или для себя) не-сколько коробочек с какими-то препаратами.
Путь к благополучию, по словам мужчины, в данной фирме более чем стремите-лен. Я как увидел уникаль-ный бизнес-план междуна-родной системы Три С (SSS), - с горящими глаза-ми рассказывал дядя Фё-дор, - то сразу же бросил все свои дела и заключил договор с этой фирмой. Мужчина стал чертить на доске мелом. Воп-реки ожиданиям, намалевал он не уникальную систему, а ба-нальную пирамиду. Человек приведёт в фирму двоих, те ещё двоих... пока не наберётся 72 человека. Это один цикл.
Дядя Фёдор, видимо, под-забыл математику начальной школы и в основании пирами-ды должно разместиться 74 че-ловека. Но да ладно, простим ошибку, хотя от каждого привлечённого и зависит толщина кошелька, стоящего на верши-не. В зависимости от числа пос-ледующих за ним новобран-цев человек получает от фир-мы вознаграждение в виде оп-ределённого числа баллов (бак-сов). Когда наберётся 72 чело-века, он в сумме получит более двух тысяч долларов.
Так это если вы инвести-руете 300$. А если больше? К тому же циклы повторяются. Это сверхгениальное изобрете-ние компании! Если верить всему сказанному, то, вступив в фирму, через короткое вре-мя не будешь знать, куда день-ги девать. Теперь о том, во что инвесторы должны инвести-ровать. Во время лекции дядя Фёдор перебирал на столе цве-тастые коробочки и приговари-вал: Этот продукт считается одним из лучших в мире. В га-зетах о нём пока не было!(????) Продукт изумительный. Вы уз-нали о нём одними из первых! Продукт сочетается с любым лекарством. Стоит отметить, что мужчина упорно называл содержимое коробочек, испещ-рённых иероглифами, продук-том, а не лекарством. При этом он поведал всем душещипатель-ную историю, как его некогда прикованная к постели восьми-десятилетняя матушка благода-ря продукту всего за неделю избавилась от всех болезней.
Продукты на столе были пяти видов. Один изумительнее другого. Дядя так и сыпал ба-сурманскими названиями. В конце обрадовал: В ближай-шее время появится ещё два аб-солютно новых чудесных про-дукта. Чтобы чудо средства слушатели распространяли, он старшим групп (пирамидок?) всего по червонцу продал, по его словам, весь необходимый пакет документов. Я с ними оз-накомился.
Ознакомился и инвестором сразу расхотелось быть. Этих документов недостаточно, что-бы на углу семечками торговать, а тем более изумительным про-дуктом. К каждому продукту выдали аннотацию. Так Кордицепс Ликэ обещает человечеству жить в будущем до 120-140 лет. Кордицепс, - говорится в бумажке, - впервые в России. Это системный препарат для ре-шения ВСЕХ проблем нашего организма. Гарантированный результат! Не препарат - меч-та здравоохранения! Оказывает-ся, что кордицепс, это какой-то гриб, который китайцы называ-ют Пищей Богов и употреб-ляют уже более 1500 лет. Стран-но, но почему-то в другой, бу-мажке написано, что гриб изве-стен китайцам более 1200 лет. Ничего себе разница! К тому же, несмотря на столь долгий срок поедания гриба, и в Китае ник-то до 120 не дотягивает.
Кто же производит чудо? В одной из аннотаций написано: Кор-порация 999. Компания по из-готовлению продукции здраво-охранения Цзюцзы и про-мышленный центр Ликэ, ра-ботающий в зоне внедрения в производство высоких техноло-гий Чжуншан хоцзю! В дру-гой бумажке есть и адрес про-изводителя: КНР, провинция Гуанжоу, гор. Гуандун, ул. Гуанюань. Почему-то во всех ан-нотациях чего-то не хватает -где есть адрес, не упоминается производитель. На двух имеют-ся телефоны, но почему-то с разными кодами государства Китай, чего быть не может.
Отсутствует в документах и главное - нет никаких ссы-лок на Минздрав России, номе-ров разрешений и лицензий. Нет их и на коробочках с иерог-лифами. Только на пачке чая Сан-Вэй Ликэ наклейка с русскими буквами: ...Санитарное разрешение (F) 0203 провин-ции Гуандун. Удивительно, только что этот Гуан... был городом (см.выше), а теперь провинция! Я проверил по кар-те. Действительно, в КНР есть провинция Гуандун и город Гу-анчжоу (с буквой ч). Непода-лёку расположен город Гуань-жоу, а такого, как в аннотации, на всём земном шарике нет. Что за фирма, коль не знает точно сама, где находится?
Хотя дядя Фёдор постоян-но ссылался на фирму Три С, в пакете необходимых доку-ментов о ней и слова нет. Он дал людям ксерокопию с ксеро-копии свидетельства о регист-рации (ЛП 071598, 104270 от 9.01.2001 г.) в Москве ООО Синьцзю со 100% иностран-ным капиталом. Прилагается и документ о постановке этого общества на налоговый учёт 12 марта этого года. Есть (тоже не-понятно зачем) и свидетельство о внесении в госреестр пред-приятий от 22 марта (всего две недели назад). Получается, что до этого фирмочка не то что продавать, но и ввозить к нам в страну ничего права не имела. Не дал дядя Фёдор никаких копий разрешений и лицензий. Какая торговля? Значит лука-вил, что торгуют с 15 января? И вообще, по содержанию паке-та документов получается: Купи то, не зная что!
Когда поток восхвалений продукта у дяди иссяк, я за-дал ему возникшие вопросы. Мужчина по-еврейски ответил на вопрос вопросом: А ты что? Американской компании Три С не доверяешь? После моих вопросов некоторые из сидящих в зале стали возвращаться из мира грёз на землю, прислуши-ваться. Заметив это, одна из старших групп прервала нашу беседу: Фёдор. Ты не знаешь, с кем говоришь. Это такой дотошный коррес-пондент... Не рассказывай ему о фирме ничего. Глаза у женщи-ны при этом были, как у религи-озного фанатика, - стеклянные. Ещё до этого инцидента я об-ратил внимание, что (прямо как в сектах) старшие подсажи-ваются к новичкам и настой-чиво выясняют, кто именно человеку рассказал о тайной вечере в ДК. Объявлений не публиковалось. Сам Фёдор манерой поведения очень сма-хивал на сектантского пропо-ведника. Их специально обу-чают методам агрессивного маркетинга, чтобы могли вдолбить любому человеку самую нелепую доктрину. Будем надеяться, что это к Фёдору и иже с ним не относит-ся, хотя он периоди-чески и сравнивал фирму с Гербалайфом.
Кстати, самое время заглянуть в серьезнейшее исследование Сектоведение доктора философии, канд. Богословия, зав. кафедрой сектоведения ПСТБИ А.Л.Дворкина : Самая большая ошибка в представлениях людей о сектах, это уверенность в том, что это их никогда не может коснуться, что в секты попадают только ущербные и обделенные. На самом деле все обстоит ровно наоборот: секты охотятся за здоровыми, уравновешенными, энергичными, благополучными людьми. Другое дело, что, пробыв некоторое время в секте, человек теряет и то, и другое, и третье, и четвертое... А способов и возможностей обмануть любого неподготовленного человека у сект более чем достаточно....
...Практически в каждой тоталитарной секте присутствует мощная коммерческая подоплека. Она может прикрываться словами о Боге, о мудрости, о всеобщей любви, о Царстве Божием на земле, о дружной семье, о великой всемирной миссии, но рано или поздно она все равно выползает наружу.
Но есть секты, в которых нет собственно религиозного учения - учения о Боге и связи с Ним. Есть лишь культ благополучия и богатства и громкие, навязчивые обещания успеха, которые принесет вступление в организацию, компанию, клуб. Такие секты религиоведы называют коммерческими культами. Типичные примеры подобных сект - Гербалайф или Эм-Уэй (Am-way) и другие подобные им организации, функционирующие по принципу пирамиды, или, как они сами это называют, многоуровневого маркетинга.
Один из признаков пирамид - это то, что людям обещается прибыль не только (и не столько) от торговли, сколько от вербовки в организацию новых людей. Каждому члену обещается процент от всех продаж, совершенных теми, кого они приведут в организацию. И характерно, что одно из первых заданий, которое дается желающим поступить в коммерческий культ - это составить список (с адресами и телефонами) всех знакомых, которых они могли бы попытаться привести в фирму.
Сказать, что описанное специалистом не относится к мероприятию дяди Федора - покривить душой. Вернемся в Ейский ГДК. По-смотрим с точки зрения зако-на. Я с ними незнаком. Если их деятельность законна, то они должны быть заинтересо-ваны в распространении това-ра через аптеки. - сказал мне директор МФП Фармация Аксёненко А.П. - Не знаю, рас-пространяют они лекарства или пищевые добавки. Но в любом случае данная деятель-ность должна лицензировать-ся. Кроме того, к любой партии товаров должен при-лагаться целый пакет докумен-тов во главе с сертификатом соответствия РФ и гигиени-ческим сертификатом.
Нет сомнений, что руководство фирмы (или фирм) в Моск-ве обзавелось всеми нужными документами. Вполне возмож-но - просто это дядя Фёдор недоста-точно был экипирован. Распро-странит он продукты в зак-рытом клубе, и потом вся от-ветственность за их реализа-цию ляжет на плечи инвес-торов. Главное - другое. От количества бумаг суть пред-приятия остаётся неизменной. Пирамиду кубом не назовёшь. Я заметил среди слушаю-щих дядю Фёдора знако-мых ейчан, которые не пер-вый раз ввязываются в подоб-ный бизнес. Таких уже не исправить. Я описал увиден-ное и услышанное не для них. Хочется, чтобы другие люди, неискушённые в многоуров-невых маркетингах, внима-тельнее оценивали чудо-продукты, которые им вся-чески стараются навязать. Может, препараты непонят-ной фирмы из непонятной провинции чужой страны и на самом деле прекрасные, но покупать их, нужно десять раз подумавши. Иначе лихой дядя скроется в своём Простоквашино, оставив людей с нико-му не нужным товаром.
А. ЛИСОВСКИЙ.
P/S:Когда статья была готова к публикации, удалось выяс-нить, что законспирирован-ный дядя Фёдор, скорее всего, носит имя Заиченко Фёдор Григорьевич. Несколь-ко месяцев назад этот мужчи-на представлялся членом совета директоров московс-кой фирмы Сана-Вита и рас-писывал ейчанам свойства иных уникальных продук-тов. Тогда он тоже рассказы-вал об излечении своей мамы.
(Статья была опубликована 23.05.2000г. в газете Приазовские Степи г. Ейск Краснодарского края)