История развития письменности отражает историю развития человеческого общества и является самым ярким маркёром состояния социума. Без учета этого фактора невозможно всерьёз говорить об исторических процессах. И чем больше путаницы в представлениях о путях развития письменности, тем больше путаницы в исторической науке в целом.
Обще признанная теория гласит, что сначала были рисунки, потом абстрактные рисунки и, наконец, последние превратились в абстрактные символы, именуемые рунами. Каждая руна имела своё название. Когда из рун стали формировать алфавит, название руны стало названием знака письма, а первый звук названия тем звуком, который обозначала новоиспечённая буква. Поэтому, наряду с рунами, обожествлялись и древние письменности.
Наши далёкие предки не были филологами и особенно не ощущали разницы между рунами и буквами, что создало замечательный материал для исследований. Другое дело, когда эту разницу не ощущают современные исследователи.
Сегодняшнее восприятие рунной практики научным сообществом и обывателями примерно соответствует взглядам черноризца Храбра. Этот черноризец, не имея понятия о предмете, не мог отрицать этого явления, презрительно именуя его "чертами и резами", которые "читаху" и при помощи которых "гадаху". Юлий Цезарь знал только про "гадаху", но невольно стал одной из причин процветающего бизнеса наших дней, паразитирующего на фантазиях энтузиастов 19 века. Строго говоря гадают сегодня не на рунах, а на буквах алфавита, примерно соответствующего нескольким перечням знаков письма переходного периода от "старшего футарка" к "младшему".
Так выглядит современная трактовка. Обратите внимание на старательно подчеркнутую угловатость знаков. Все линии прямые. Это из-за теории о том, что "руны" вырезались и просто не могли содержать овальных элементов. Авторы этой теории, а с ними и все поклонники гадания на рунах", похоже, вообще никогда реальных надписей не видели, только новодел 19 века.
Перед вами Кюльверский "рунный" камень ( Готданд, Швеция, 4 век н.э.). Один из основных артефактов, доказывающих "истинность" современной трактовки "футарка".
А это фрагмент изображения Кюльверского камня, на который я нанёс эту самую современную "трактовку". Ну, и где тут обязательная угловатость знаков? На камне и знаков то всех нет, а графика их и положение в списке не всегда соответствует "правильному алфавиту".
Вишенкой на торте надпись "СУЕУС" справа и выше алфавита. Для её написания использована более поздняя графика буквы "С", а в самом списке она имеет архаичную форму. При этом, разнонаправленные буквы "С" подчеркивают магический характер надписи, которая одинаково читается в обоих направлениях.
То есть алфавит ещё формируется и пока говорить о неком "старшем" алфавите бессмысленно.
Важно и то, что не все знаки "футарка" были одинаково распространены. Например, "феху" на первых этапах встречается редко и появляется поздно. А без этой буквы, сами понимаете, и термин "футарк" лишается смысла. Даже возникла теория, что правильнее "утарк". А потом появился "футорк". У фантазии, как известно, не бывает границ.
Если "старший футарк" существовал в виде единой письменности, хотя и со значительно отличающимся от современных фантазий перечнем и графикой знаков, то этого нельзя сказать о "младшем". Последний - общее название группы письменностей, весьма разнящихся по перечню знаков, их графике и даже обозначаемому ими звуку. А главное "младший футарк" сильно отличается от приведенного выше "правильного" перечня, потому что последний появился в 19 веке и его создателей мало волновала реальная история и научный подход к её толкованию.
Этот коллаж позволит вам ознакомиться с реальными надписи старшего "футарка". Как видите с угловатостью и округлостью здесь по-разному.
Перед вами знаки старшего футарка, не вошедшие в "правильный" алфавит.
Кроме того, продемонстрирована нестабильность и путаница с графикой отдельных знаков. В одном и том же тексте может использоваться разная графика, что является косвенным свидетельством знания, вырезавшим текст, особенностей написания знаков гораздо более разнообразной рунной практики.
Алфавиты младшего "футарка". Есть легенда про то, что младший - упрощенная форма старшего. Это когда один и тот же знак письма может означать несколько разных звуков? Не очень понятно в чем тут "упрощение", да и не важно, потому что не имеет прямого отношения к теме разговора.
И об истории вопроса. Легенда вторичности (последовательного заимствования) всех письменностей Европы и средиземноморья, кроме финикийской и древнеегипетской, так прочно засела в сознании ученых мужей, что и "футарк" старательно притягивается за уши то к латинице, то к греческой письменности, то к письму этрусков.
У "футарка" с латиницей меньше общего, чем у кириллицы. Но кого это останавливало. Правда так и не пришли к общему мнению, что не удивительно. Парадная латиница определённо оказала эстетическое влияние на "футарк", но калькой для знаков этого письма была рунная практика. Само развитие этой письменности шло через руны. Сначала на них гадали, а потом стали использовать в качестве букв.
Почему я так подробно останавливаюсь на этом вопросе? Да потому, что легенда "футарка" - один из основных шлагбаумов на пути изучения рунной практики. Наберите в интернете "руна" и получите набор письменностей, именуемых "рунными". Чаще всего "футарк". Но знак письма - это буква. Руна - абстрактный символ, обозначающий некую мистическую сущность.
Словом, наукой теоретически констатируется некая последовательность в развитии письменности, а на практике терминами одного периода подменяются термины другого, создавая путаницу.
С другой стороны, "старший футарк" - ценнейший материал для изучения рунной практики, потому что в нем просматриваются очевидные её следы. Но чтобы эти следы выявить, требуется доказать, что "черты и резы" - руны. А это не так просто по субъективным и объективным причинам.
С субъективными разбираться бесполезно. "Этого не может быть, потому что не может быть никогда" - непробиваемый аргумент. Так и не научился бороться с подобными представлениями. Наверно это и невозможно. А вот когда дискуссия переключается с эмоциональных на научные рельсы, появляется шанс объяснить свою позицию.
Главная задача найти отличия между природным явлением и искусственным объектом. Об этом речь пойдёт в следующем материале.