Конкурс.
Номинация "Финал Литературных Уа-Огрере"
Оценки по стандартной
пятибальной шкале; итоговое место определяется субъективно. Оценки мини-рассказов
см. под таблицей.
Кратко о конкурсе. Ну, во первых, я был приятно удивлен общим уровнем работ
- в сравнении с приснопамятными "Грелками", здесь процент хороших текстов
выше просто на два порядка. Вероятно, причина кроется в том, что я читал
сразу финал, т.е. определенный отсев уже был.
Во вторых - хочу сразу извиниться перед авторами, которых, быть может,
невольно обидят мои рецензии. Я не самый лучший критик, а точнее, критик
из меня из рук вон плохой, потому как я очень требователен к качеству текста,
а что касается сюжета - весьма немногие авторы способны затронуть в моей
душе те струны, что ответственны за эмоции. Поэтому некоторые, вовсе неплохие
сами по себе рассказы, остались мне "чужды", а это, как водится, повлекло
излишне строгое к ним отношение. Авторам этих рассказов советую просто
махнуть хвостом на мнение одинокого странного дракона по имени Драко Локхард
- свет на мне клином не сошелся, это уж точно :)
Ну, и в третьих, касательно сюрреализма. Ваш покорный слуга успел приложить
чешуйчатые лапки к данному жанру, и даже не совсем безуспешно, учитывая
одну многократно изданную и превращенную в аудиокнигу сюрреалистическую
повесть, а также три больших рассказа. Тем не менее, считать меня "экспертом"
в области сюрреалистической литературы - нелепо. Так что, вполне возможно,
раскритикованные мною за "бессюжетность" рассказы, на самом деле идеально
отвечают условиям конкурса. Это тоже надо учитывать.
Что ж - теперь можно привести и топ-лист в номинации "Финал Уа-огрере".
С учетом всего вышесказанного, надеюсь - больно кусать меня не будете.
:)
1-е место, после
недолгих колебаний, уходит рассказу "Психушка". Здесь есть и более грамотно
написанные, и более "сюрреалистичные" произведения, но ни в одном нет такого
мистическо-грустного настроения. Рассказ почему-то сильно напомнил мне
книги Желязны. А это компимент, которым и вправду можно гордиться.
2-е место получает
"Сон энтомолога" - довольно жестокий и с провальным финалом, но самый "интересный"
на конкурсе рассказ. Опять-таки, это лишь мое мнение.
За 3-е место упорно
боролись "Времена года" и "По ту и по эту сторону". Мне, персонально, не
понравился ни тот, ни другой, но оба написаны отлично и ярко. Все же, поразмыслив,
я отдаю бронзу "По ту и по эту сторону" - за сильные и сочные зарисовки.
Соответственно...
...4-е место достается
"Временам года".
Далее с минимальным
отрывом следуют веселый но простоватый "Гильгамеш и я" (5-е место), изысканный,
и в то же время пустой "Провициальный арт" (6-е), а замыкает семерку унылый,
депрессивный, но неплохо написанный "Пути-коридоры".
Оставшимся рассказам
я сознательно не стал раздавать "места" - просто выставил субъективные
оценки за язык и сюжет. А парочка ("Come back in Europe" и "1200 иероглифов")
попросту не заслужила места, как такового.
Ниже таблица с подробными
отзывами и оценками каждого рассказа.
Название
|
Краткий отзыв
|
Оценка: Язык
|
Оценка: Интересность
|
Итоговое место
|
Даймара С.:
Мантра
|
Хм... Возможно,
я плохо понимаю, что такое "сюрреалистический рассказ", но, мне кажется,
в термине "сюрреалистический рассказ" присутствует не только слово "сюрреалистический",
но и "рассказ". Т.е. подразумевается, что автор о чем-то рассказывает,
а не только упражняется в удачных, не слишком удачных и совсем неудачных
поэтических метафорах. Общее впечатление достаточно гнетущее.
|
3+
|
--
|
--
|
Выворотень:
Гильгамеш и я
|
Весьма неплохо,
а главное - юмор относительно смешной и не вымученный. К тому же рассказ
и впрямь выглядит сюрреалистичным :)
|
4
|
4-
|
5
|
Лысенко С.С.:
Йа
|
Гм... Гастрономически\животноводческая
версия книги Бытие? Язык неплох, но чтобы напридумывать такой "сюжет",
надо, хм... напиться ядовитых плевков. Йа, йа.
|
4+
|
1
|
--
|
Сотникова О.С.:
Провинциальный Арт
|
Рассказ написан
на порядок лучше предыдущих и, хотя в паре мест глаз спотыкается об излишне
"натуралистичные" детали, выпадающие из общего тона - текст читается гладко
и, даже, в некотором роде изысканно. Тут-то и прячется главная беда рассказа
- в погоне за изяществом, жонглируя своей эрудицией, автор позабыла вложить
в рассказ душу. По крайней мере, мне за красивой оболочкой не удалось разглядеть
эмоций. О них написано, да - только не чувствуется. Хотя, может просто
рассказ "не мой" и я не в праве его критиковать...
|
5
|
3
|
6
|
Грим: Come
Back in Europe
|
Пальцы скрючивает
писчий спазм. Лучше, чем сам автор, про это произведение и не скажешь:
пойти отлить.
|
1
|
0
|
--
|
Демченко Е.:
Сон Энтомолога
|
Никогда не задумывался
о работе энтомологов с точки зрения бабочки... А надо было, это ж моя,
в некотором смысле, литературная специализация. :) Рассказ очень хорошо
написан - по "интересности" он в лидерах, но чувство стиля регулярно предает
автора, а финал и вовсе перечеркивает все положительные впечатления...
:( Резюме: неплохо, но могло (и должно было!) быть гораздо лучше.
|
4+
|
5
|
2
|
Журавель И.А.:
Психушка
|
Вот истинно
сюрреалистический рассказ. В некоторых местах весьма удивил богатством
фантазии автора. И, впервые пока что на конкурсе, в рассказе присутствует
то незримое "нечто", из-за чего произведения Желязны, скажем, всегда тянет
перечитывать. Это очень трудно объяснить. Куда легче почувствовать.
Жаль, что язык слабоват
и финал скомкан. А еще - просто совет от меня автору: поверьте, лучше и
в самом деле верить в навозных мух, чем в ту тварь, которую рабы зовут
"господом"... Навозные мухи погубили в миллиарды раз меньше жизней, чем
рабы господни.
|
3-
|
5
|
1
|
Мхитарян Э.:
Пути-коридоры,
или История одного
перерождения
|
И почему на
ум моментально приходит осыпанный премиями и давно ставший классикой рассказ
Харлана Элиссона "У меня нет рта, чтобы кричать"? Общее впечатление - унылое,
безрадостное. Герои рассказа просто пусты изнутри - им не за что держаться,
не о чем мечтать и переживать. Даже они сами не понимают, ради чего живут
(?), если конечно их прозябание можно так назвать...
Мне не понравилось.
Но любитилям депрессивного чтива понравиться может.
|
4
|
3
|
7
|
Славская М.:
женщина без снов
и мужчина без
имени
|
Просто не понял.
Прочел дважды, но все равно не понял. Еще я не понял, как это проникло
в финал, но, поскольку рассказ остался непонят, весьма вероятно что я просто
не понимаю, почему его все понимают кроме меня. Что ж - взаимопонимание
великая вещь...
|
2
|
--
|
--
|
Борзов А.А.:
В поисках Моисея
|
Та же история,
что и с самым первым рассказом. Поток сознания - есть, потуги на сюрреализм
- есть, а вот рассказа, как такового, нет. Почему "сюрреализм" многие понимают
как "бессюжетность"? Для бессюжетных произведений есть собственная терминология
- скажем, "зарисовки", или "мысли вслух". Но раз уж назвал свое творение
рассказом, будь добр хоть в общих чертах следовать негласным канонам...
|
4-
|
1
|
--
|
Мурасаки Уао:
Улыбка льва
|
Наверно, я слишком
старомоден. Или ограничен, смотря какой термин использовать. Но я все еще
предпочитаю видеть в литературных произведениях старые, добрые штампы -
Сюжет, Персонажей, Эмоции, Интригу, Тайну, Драму или хотя бы мелодраму.
Мне могут возразить, что конкурс-то "сюрреализма", а значит, в рассказах
ничего подобного быть не должно. Я, конечно, спорить не стану, но позволю
себе напомнить такую старую, глупую книжку как "Алиса в Зазеркалье". Что-то
мне подсказывает: абсолютно безумные, абсурдные события этой книги, полный
сюрреалим и даже анти-реализм (если такой термин существует) - все это
почему-то не помешало Кэрролу создать произведение, которое ИНТЕРЕСНО ЧИТАТЬ.
Это намек.
|
3
|
2
|
--
|
Соколов А.:
Времена года
|
Долго ждал развязки.
Написано очень хорошо, картины перед внутренним взором возникают яркие
и сочные. Мир обрисован редкими штрихами - но их достаточно, чтобы вообразить
не самый приятный из миров... Вот только, весь антураж, все красивые и
меткие описания - ради чего? В рассказе "Психушка" нет и половины
такого литературного мастерства, как здесь, зато есть настроение. Грустное,
немного потустороннее, но ты его ЧУВСТВУЕШЬ, оно есть ЗА СЛОВАМИ. Здесь
же, увы, я вижу только слова. :(
|
5
|
4-
|
4
|
Соколов А.и.:
Апокрифы к учебнику
"1200 иероглифов"
|
Если это смешно,
то Киркоров - второй Шаляпин, а группа "На-на" столь аццки атжигает, что
буржуйским недоноскам вроде Queen и Led Zeppelin только и остается ходить
под себя да перебрасываться экскрементами.
|
3
|
0
|
--
|
Гирный Е.:
По ту и по эту сторону
|
Красиво.
Набор красивых и, местами, довольно сильно написанных зарисовок. "садисты,
выползающие из-под тяжелых, как могильные плиты, погон" - определенно самая
яркая метафора на конкурсе.
|
5
|
3
|
3
|
-----------
Теперь о
мини-рассазах. Поскольку их всего три, расставлять места нетрудно. :)
1-е место - "Без
цветов" - странная для девушки-автора, и приятная для меня, как старого
автолюбителя, механистичность сравнений. Миниатюра грустная, но не слишком
удачная, и все же она получает первое место - поскольку соперники
его не заслуживают.
2-е место - "Михаэль
Сон-в-руку" - ярко и с фантазией. Но почему, ну скажите, почему ОПЯТЬ с
драконами надо биться, втыкать им в пасти бронзовые посохи и сталкивать
с утесов? :( Это уже опротивело даже в качестве метафоры. Только из-за
драконов второе место, а не первое. Дал бы и третье, но на третьем месте
такая пустышка, что совесть мне не позволит поставить ее выше.
3-е место - "История
чеченского боевика" - просто глупо. Завязка, обещающая какие-то откровения,
а потом пшик.
|