|
|
||
Приглашение к чтению поэмы. Комментирование только под регистрацией. |
На "Самиздате" помимо бурно цветущей, но почти не плодоносящей графоманьей поросли присутствуют настоящие Авторы. Это "штучный товар", редкий, но меткий. Часть этих людей "на слуху", незримо присутствует, возможно, давит на тусовку своим несомненным весом, часть авторов остается так и не распознанными, не узнанными. Но и те, и другие двигают поэзию вперед. Писать о произведениях таких авторов - труд неблагодарный. Сами авторы о себе знают больше, чем любой читатель. Широкому, "упрощенному" читателю эти авторы не адресованы, следовательно, не нужны и обзоры как один из возможных путей встречи произведения и читателя (хотя, чем черт не шутит?). Околопоэтической тусовке стихотворения реальных авторов - что кость в горле: на фоне действительно состоявшихся произведений графоманские потуги выглядят особенно бледно. Поэтому стану считать, что пишу для себя и еще нескольких людей, которым интересен предмет. Полагаю, раз уж я настроил против себя наиболее активных и крикливых "поэтов", каждое мое доброе мнение в чей-то адрес будет расцениваться так: выбрел прокаженный на площадь, ткнул мерзким пальцем в чьи-то ворота, чем не повод сжечь чумной дом? Тем не менее, авторам, о которых я собираюсь писать, эти все пляски глубоко неинтересны, потому что эти авторы заняты совершенно другими делами. Служенье муз не терпит самиздатовской суеты.
Бошетунмай, поэма "Варра". Рецензия
Поэты черпают вдохновение из прошлого и настоящего, чтобы слышать будущее. Именно слышать, потому что стихи есть факт, прежде всего, звучащий. Настроение, сообщаемое поэмой Бошетунмая, сейчас в несколько ином виде присутствует в сознании соотечественников, и я рискну обозначить его как предчувствие катастрофы. Здесь требуется разъяснение. "Варра" несколько обращена к миру символов антично-варварского ряда. Жесткая лирика войны меча. Кровь, грязь, война как метод жизни. Север в качестве места происхождения. Лес - темный, но питающий дух воина, жестокий и добрый одновременно. В отношениях лирического героя с лесом много язычества. Но это не пропаганда, а именно данность в системе поэмы - в мире, где мужчина вырастает убивать. Контрастом с этим миром является наш, из которого мы читаем шаманский текст Бошетунмая. Нас, господа, тыкают в нашу слабость. И здесь как раз мне видится предшествование автора "Варры" нынешним романистам-посткатастрофистам*. Обратитесь к публикациям Беркема аль Атоми. Там вас натыкают в лужицу вашего бессилья более грубо, без стихов - напрямую. Но и "Варра" заканчивается "зло":
Согреешься сейчас, когда пойдём.
Привыкни засыпать землёй угли.
Пошли, дурак, к тебе. Смотреть твой дом.
Не мой, а твой. Заткнись же ты. Пошли.
Подкинь в костёр полено, да смотри,
чтоб мясо не сгорело, да послушай,
не захрустит ли ветка. У зари
всегда в запасе есть тела и души,
чтоб нас подкараулить. Разруби
седло, и кинь попону где-нибудь поодаль,
чтоб, если доведётся, то в крови
её купали, а не нас. Вода у брода
вчера была закатной целый день:
краснела, и на вкус солоноватой
казалась. И улыбчивая тень
куста чернела замшевой заплатой.
Он живёт
одним дыханием со мной, и я - как посох,
что подпирает леса тёмный гнёт,
не ведая задумчивых вопросов
о смысле тех затей, что в голове
звенят, и красят мысли тёмной охрой,
и я - как корень, сохнущий в траве
лишь думаю, что думаю, висок свой
похоронив в извилинах коры.
Их Бог - пастух. Они, об этом зная,
смирились, вынув гордость из души,
их их душа вдруг назвалась святая.
И ты на эту душу не дыши
своим чесночным запахом - не надо.
Какая разница, в какой стране умрёшь,
какая разница, какое будет стадо
пастись на ней? Молчи и не тревожь
их Бога: всё равно, когда впервые
ты меч испачкал, кончился твой рай
в их представлении...
Проснулся? Брось. Я всё равно не спал.
Какая к чёрту разница? Пойдём
к тебе домой. Кажись, отвоевал
я в этот год. Устал. Потом убьём,
дурак. Попей воды. Пойдём сейчас
рекой, и скормим рыбам все следы -
они с утра голодные как раз.
Похорони его. Попей воды.
Хорошие слова, да слог тяжёл,
а впрочем - все поэты хороши:
порхают над строкой, как ворох пчёл
на лугом, и слова их - просто пши,
которое увидишь, и вздохнёшь
и позабудешь...
Константин - Бегущей строке - Mon Jun 3 6:29:05 2002 ...Это не прощание с силой. Это прощание с сущностью человека. Потому что когда Варры стали жить в деревнях, люди стали жить личностями, а не сущностями. В связи с этим изменилось их мировоззрение - с языческого на христианское, и стали относится к себе, как к чему-то отдельному от мира, а значит - имеющему право употреблять этот мир, как моряк, завалившись на пару часов в портовый бордель, употребляет девку которую для него украли откуда-нибудь, помимо её воли...
18 марта 2008 г.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"