Аннотация: Независимость в ИТ сфере. Существует ли?
На каждом празднике пафосно звучат "Великая Россия", кружатся "Стрижи", в телевизоре вождь грозно смотрит на своих министров. "Россия поднимается с колен".
Краегольным камнем независимости является контроль над собственной информацией. Если этого нет, страна зависимая.
Все министерства РФ обслуживаются коммерческими компаниями из Москвы, либо Петербурга. Региональным позволено пользоваться услугами таких же мелких региональных. Компании эти регулярно меняются с быстротой примерно раз в 4-5 лет. Связано это со сменой руководства (и прикормленных компаний вместе с ними) или с крахом фирмы или ещё чем-нибудь. Каждая компания оставляет в наследство следующей неподдерживаемаю систему ибо конкуренция и нефиг кормить противника. Вялые попытки заказчика с этим бороться неизбежно терпят крах. Надо ли говорить, что это вынимает кучу денег из бюджета и создает аврал в организации в связи со внедрением новой системы. Как раз когда она доводится до ума начинается следующая смена коней на переправе. Помимо этого, к данным масштаба области или страны имеют доступ сотни совершенно случайных людей. Ибо фирмы проверяются только по части коммерции, а её сотрудники никак. 99% кода закрыто. Т.е. любые закладки, во время аврала заказчик вынужден давать практически полный доступ к существующей системе. Ибо иначе её невозможно будет обслуживать. О ней и так мало что известно из-за недоброжелательности предыдущего исполнителя.
Второй нюанс заключается в том, что все эти фирмы работают исключительно на зарубежных технологиях. Самые распостраненные средства разработки: Delphi, Java, C#, С/С++ поставляются только из США. ОС Windows, Линукс и мэйнфреймы уровня министерств поставляются оттуда же. Из систем автоматизации бизнеса лишь SAP/R3 (работает на РЖД) разработана вне США. Но и она из ФРГ. Базы данных - основа любой управленческой инфраструктуры - почти исключительно из США. На высших уровнях только производства янки. Ситуация неизменна с распада СССР. В ТЗ от заказчика явным образом предписывается использовать конкретный зарубежный софт. Изредка, мелкий гос. заказчик дает свободу рук исполнителю в выборе инструмента. Впрочем, тот выбирает из того же набора.
Третий, что крупные министерства неспособны держать серьезных специалистов на своем окладе. Они вымываются в коммерческие компании, которые потом с лихвой возмещают разницу за счет того же гос. заказчика. Однако дело не в этом. Дело в том, что коммерческая фирма временно приходящая в вычислительные центры начинает контролировать процессы государственной важности, иметь полный доступ к базам данных заказчика и тому подобное. Государство предоставляет права, так как иначе остановится работа. Негласно, но всегда. Т.е. наши секреты секретами не являются даже для самой захудалой разведки.
Четвертый. Везде в гос. организациях используется система Windows. Попытки энтузиастов где-то заменить её на Linux успешны только на самых высоких эшелонах. Там эту систему поставляют американские компании IBM, Oracle. Т.е. освящается авторитетом Запада. Во всех остальных случаях это мелкие эпизоды. Чем плохо? Система закрытая, дистрибутивы поставляются непосредственно из Microsoft. Т.е. проверки ФСБ предоставленных исходных кодов нелепы. Ну в этих нет. А гарантия, что нет в других партиях? Страна ежегодно платит за океан миллиарды долларов за лицензии. Зачем экономить? Кроме того, система регулярно обновляется со штатовских серверов. Чем обновляется? Что может помешать американской же компании исполнить маааленькую такую просьбу американского же правительства?
Пятый. При заявленном приоритете ИТ (нац. проект) у нас ни элементной базы (наши разработки производятся на Тайване), ни ОС (нац. ОС создана на базе Linux), ни своей СУБД (существующий Линтер ни разу не показался в поле зрения, а я видел сотни гос. компаний), ни любого другого базового софта, ни востребованности государством своих собственных разработок. Попробуйте, например, найти разработанную в России (в гос. институте) СУБД Sedna в государственных же проектах! Новых проектов нет.
Практически все наши банковские карты имеют маркировку VISA. Т.е. банковское объединение с центром в США. Все ваши доходы там известны. Расходы, если вы любите оплачивать картой, тоже. Кроме того, через VISA идут не только платежи частных лиц, но любые межбанковские переводы входящих в систему. Только сейчас в новостях мелькнула карта "Мир". В 2014 году система заработала. Лишь в июне 2015 транзакции VISA стали обрабатываться внутри России. 16 лет царствования понадобились, чтобы осознать, что управлять российскими деньгами должны в России. Мониторить можно и сейчас. Сеть международная, центр в Америке. Национальная платежная система обязательной не является. Т.е. банкам ничто не мешает "сотрудничать" с янки. Что они продолжают делать.
В целом какая-то защищенность России от просмотра извне отсутствует. Во множестве ключевых позиций полная зависимость от США. Какие-то потуги государства малы до полной незаметности.
Эта статья была написана в далеком 2016, а сама ситуация неизменна с начала 90-х. Ничего не изменилось и вплоть до настоящего времени. Кроме того, что 13.04.2018 настал кризис с США и наше государство решило ответить злой Америке. В числе предложений:
* запрет государственных и муниципальных закупок технологического оборудования и программного обеспечения;
* исчерпание исключительного права на товарные знаки в отношении товаров, правообладателями которых являются граждане США;
Теперь вопрос, каким образом государство будет в состоянии работать, если все без исключения его структуры работают на американских программных продуктах, разработчики внутри РФ пользуются американскими средствами, наиболее мощные аппаратные средства из США. Государство ликвидирует само себя?