|
|
||
Пьеса участвует в конкурсе драматургов "Новые голоса" |
ЛЮБИМОВ ВАЛЕРИЙ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА все четверо преклонного возраста
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА
ЯДВИГА
На сцене, представляющей собой комнату в коммунальной квартире, появляются трое женщин. Из достопримечательностей квартиры стоит отметить старинную односпальную кровать на длинных ножках и патефон. На стене висит портрет мужчины лет сорока в добротной позолоченной раме.
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА (двум другим). Располагайтесь, девочки. Сейчас помянем Александра - у меня где - то была початая бутылка домашнего вина, дочь привезла еще в прошлом году.
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Особо не суетись. У меня с собой есть фляжка армянского коньяка. Привыкла выпивать по немного каждый день от давления. Так и приноровилась.
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Коньяк он очень любил. Больше чем водку или вино. Хотя последнее время он упивался дешевым красным вином. Жил на одно пособие по инвалидности.
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА (отрывая свой взгляд от портрета). Странно, с каждым годом на его могилу приходит все меньше и меньше людей.
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Ничего нет в этом странного и необычного - всякому мотыльку свое время.
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА (осматривая все углы в комнате). ... Куда я засунула эту бутылку?
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Раньше его стихи учили дети в школе, молодежь пела песни, написанные на его слова...
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. У каждого поколения свои песни, свои поэты, свои кумиры!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Даже по радио утром передали как - то сухо, одной строчкой...
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Хорошо, что еще кто - то помнит его. А вот мы умрем, и о нас вовсе никто не вспомнит.
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Что верно - то верно!.. Ума не приложу - куда я дела ее?..
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Да не суетись ты - я уже сказала, что есть коньяк! (Достает из сумочки фляжку и ставит ее на стол). Вот есть же... Неси посуду.
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Да, да... Что - то я сегодня раскисла совсем! (Выходит из комнаты).
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА (крутит ручку патефона, из которого доносятся звуки довоенного танго). Подумать только - его с нами нет уже тридцать с лишним лет! Как быстро бежит время! И знаешь, чем ближе к смерти, тем она желаннее...
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Это и понятно. За жизнь обидно - наши мужчины ушли раньше нас. Я схоронила троих своих мужей... А ты так и не вышла замуж?
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Нет. У меня даже не было ни одного мужчины...
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Бог ты мой! (Несколько нервозно вынимает портсигар, закуривает). Неужели так можно любить? Все ждала своего Александра?
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Не помню,... наверное...
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Но ты могла бы родить от него ребенка!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Он не хотел тогда губить, как он любил выражаться мою "молодую и счастливую в ближайшем будущем жизнь". И еще он говорил, что лагерные отношения - не повод для близости, что человек рожден для красивой и неземной любви!...(Смахнула слезинку).
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Говорил, а сам связался с этой полькой! Приворожила она его что ли?
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Такого не приворожишь - такой сам завораживает!
В комнату входит ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА с чайными кружками в руках.
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Завораживает, привораживает - какая в этом теперь разница? Умер то он от разделенной любви.
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Какой?
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Раз - де - лен - ной! Ни на одной из нас он не остановился. Все ждал, надеялся, когда приедет его Ядвига.
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. А медики поставили свой диагноз - инсульт.
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Все равно я благодарна судьбе за то, что свела меня с этим удивительным человеком!
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Ave!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Что? Что ты сказала?
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Она сказала "аве"!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Я слышала, но так любил выражаться он, когда находил какой - то удачный режиссерский ход, когда его осеняло!
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. ...Когда находил подходящий эпитет,..
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. ...Оригинальный сюжет для своих творений...
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Все правильно, в его понятии это было что - то вроде "эврика". Но откуда?..
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Что откуда?
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Подруга, ты, что забыла, что он прожил у нее на квартире более семи лет? Ей то ли не знать всех его привычек?
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Ах, да, да... Извини, ты что - то хотела сказать важное.
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Предлагаю выпить мои дорогие за нашего Александра! В те далекие, суровые пятидесятые он был для каждой из нас учителем, другом, возлюбленным, и просто хорошим человеком, иначе его бы не любило столько красивых девчонок!..
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. ...Его песни не пели влюбленные романтики и патриоты!..
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. ...На уроках литературы дети не изучали бы его стихи!..
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Давайте помянем. ( Разливает коньяк по чашкам). Пусть земля ему будет пухом!..
Выпивают.
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА (после паузы). Знаете, что мои милые подружки? Самые лучшие годы моей жизни прошли в ГУЛАГе. Там я действительно жила полной грудью, несмотря на полное отсутствие какой либо свободы! Подумать только - я нашла свое счастье в бараках!..
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. У меня тоже. Может, потому что это были годы нашей молодости, лучшие годы жизни?
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Сомневаюсь. Это тебе было восемнадцать, а я туда попала в тридцать три. До этого был уже один развод и три больших роли в кино!
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Помню, помню - весть о твоем прибытии сразу облетела весь лагерь. Как же - звезда экрана!
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Я не об этом.
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Тогда о чем?
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Черт, коньяк, что ли действует? (Пытается вспомнить). О чем? Ах, вот что - ну ладно эта (кивает на ТРЕТЬЮ ЖЕНЩИНУ) ходила по лагерю и каждому встречному мужику совала под нос справку девственницы! (ПЕРВОЙ ЖЕНЩИНЕ). Ты, ты была с ним в близости? Он же квартировал у тебя после освобождения!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Как вам не стыдно об этом? Все равно, что старые перечницы сидят на лавочке и перемалывают прохожим косточки!
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Так мы таковые и есть. Бесплатный совет, подружка, чаще смотрись в зеркало!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Зеркало мне уже не поможет!
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. То - то и оно! Вот вы говорите, что у вас самые счастливые годы были в лагере. У меня все по-другому. Для меня лучшим временем было тогда, когда его бросила эта панночка. Представляете, они вдвоем спали на этой кровати, занимались любовью, думая, что я сплю. А я ревела белугой, закусив подушку, как удила. Я была на вершине неба, когда его не было дома, а она собрала чемоданчик и ту - таю! В тот день он напился в стельку... Он, наверное, и не помнил подробностей той ночи. Он себе этого даже представить не мог - я всю жизнь была для него просто другом,...боевой подругой как он меня называл. Грех я тогда взяла на душу. Но как видно на чужом горе счастье не выстроишь!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА (обнимая ПЕРВУЮ). Это точно!
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА (вынимая папиросу из портсигара). Я тоже с ним согрешила. Хотя грех ли это? Не знаю. Скорее нет.
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Интересные факты открываются под старость лет. Ты тоже его любила?
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Любила - не любила? Нет, не любила. Он был мне интересен как творческая личность: поэт, драматург, а потом - режиссер хоть лагерного, но театра. Он тогда меня считал взбалмошной, вздорной, капризной актриской. Это была своего рода сделка - он мне главную роль, а я ему хлопоты по скорейшему освобождению, через одного молоденького знакомого дипломата.
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Он, конечно, согласился на это, его тяготила лагерная серость и убогость.
ВТОРАЯ ЖЕНШИНА. А в знак заключения контракта, я пополнила счет своих великих любовников.
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Как это пошло, как это должно быть стыдно - ради счета.
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Ты знаешь, ни сколько. Жить и выживать - основной человеческий инстинкт. Тем более, что любовник из него не ахти какой был! Подождите, или это был не он? Нет, кажется, он! Ничего завидного! Или это все - таки был не он? Ну, да ладно - чего нет, того не вернешь!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Ну, ты и стерва!
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Лучше быть стервой в сорок, чем девственницей в шестьдесят!
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Перестаньте! Что вы как старые бабы!
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Мы таковые и есть. А насчет любви? По настоящему я любила только одного человека. Помните Алексея, баяниста нашего лагерного театра? И вот с ним то у меня как раз ничего и не было. Мы с ним долго переписывались, после моего освобождения. Когда я приехала за ним в Питер, то узнала, что он умер за день от туберкулеза. Ни разу даже не поцеловались.
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА (после паузы). У меня такое впечатление, что Александр жив, точнее не жив совсем, но душа его здесь рядом с нами... (ПЕРВОЙ ЖЕНЩИНЕ). Можно я немного полежу на его кровати? (Ложится на кровать). Я часто представляла себе, как бы у нас с ним было...
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Я тоже. Даже когда была в объятьях других мужчин - представляла лицо Алексея.
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Александра...
В дверь постучали. ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА направилась открывать. ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА, быстро вскочила с кровати. На пороге появляется ЯДВИГА.
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Вы кто?
ЯДВИГА (снимает темные очки). Не узнаете? Я жила здесь почти пятьдесят лет назад, с Александром...
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Стойте, вы та самая Ядвига? Как летит время! Проходите. Откуда? Какими судьбами?
ЯДВИГА. Я прилетела из Польши, чтобы побывать у Алекса на могилке. Я долго, очень долго не была в России. (Подходит ко ВТОРОЙ ЖЕНЩИНЕ). Ядвига.
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА (отворачиваясь). И ты Брут...
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Мы с вами уже знакомы, по ГУЛАГу...
ЯДВИГА. Я вас тоже сразу узнала, еще там, на кладбище. Потом долго бродила за вами по улицам, пока, наконец, вы не свернули сюда. Я знаю вы - его хорошие подруги, а я его недостойна...
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. И зачем же ты здесь? Что тебе нужно?
ЯДВИГА. Ничего. Просто посмотреть на эту комнату. Здесь практически ничего не изменилось. Только вот портрет. Надо же, как оказывается похож мой мальчик на своего отца. Его тоже зовут Алексом и у него сейчас примерно тот же возраст. Тот же патефон, пластинки, кровать... Я как будто и не уезжала!.. Меня никто так больше не любил...
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Почему? Почему ты его тогда бросила, когда ему больше всего нужна была твоя поддержка, твоя любовь?
ЯДВИГА. Я не могла дольше жить в вашей стране. Я так устала за то время, которое провела в ГУЛАГе. Даже, когда мы начали жить здесь, после освобождения я просыпалась по несколько раз по ночам от страха - не пришли ли за тобой снова? Вечное скитание с квартиры на квартиру, всегда без куска хлеба...(Плачет). Я не выдержала этих мук! Я сломалась! Мысленно он всегда был со мной, как и сейчас...
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Говоришь, что мысленно была с ним всегда? А ты знаешь, как он сразу загнулся после твоего побега?
ЯДВИГА. Знаю. Могу представить!
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. А вот и ничего ты не знаешь! Он же потом совсем спился, перестал меня узнавать... Знаешь сколько раз я его из петли вытаскивала, практически уже холодным? А что стоило мне отправить его в психушку? И ты убирала за ним каждый день дерьмо? Нет, не ты, а я любила его мысленно: ждала каждый день, каждый час его возвращения. Это я узнавала в ночи его шаги... Это я, не ты, читала сквозь слезы сборник его стихов, посвященных его единственной. (Вынимает из под подушки исписанную тетрадь) Хочешь почитать их?
ЯДВИГА. Не знаю. Наверное... (Читает из тетради).
В бога ли верю, в черта ли?
Какая разница в этом!
С робостью струны дрогнули
Твоего непокладного сердца.
И кажется все непрочным
В звуках аккомпонимента,
Ты удостоена большего
Нечто мои комплименты!
Кто я такой? Ничтожество!
Дар свой и тот не поднял...
Ты же - вершина божества,
Каждый блажен с тобою!... (Плачет).
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. У тебя от него ребенок? А я любила его и хранила себя только для него одного! Сейчас у меня нет ни родных, ни детей. Хорошо еще живы подруги!
ЯДВИГА. Можно я немножечко выпью? Я очень волнуюсь!
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА молча вылила остатки коньяка ей в чашку и направилась к выходу.
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Ты куда?
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Позвоню на вокзал, узнаю, во сколько идет ближайший поезд на Питер.
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Сейчас тебе это так важно?
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Да именно сейчас!
Она выходит за дверь. В этот момент Ядвига хватается за сердце.
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Что с тобой?
ЯДВИГА. Так сердечко покалывает.
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Может скорую помощь вызвать?
ЯДВИГА. Не нужно сейчас пройдет...
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Нет, пойду, пожалуй, корвалола тебе нацежу.
ЯДВИГА. Не стоит беспокоиться!
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Это право мне предоставь за кого беспокоиться! Сиди спокойно, сейчас приду! (ТРЕТЬЕЙ). А ты иди, помоги мне - воды налей, чтобы лекарство запить!
Ядвига остается одна в комнате. Включает патефон.
ЯДВИГА (глядя на портрет). Прости меня, Алекс!
Нежно проводит рукой по кровати. Ложится. Листает тетрадь.
В один момент в комнате стало тихо, тетрадь выпала из безжизненной руки ЯДВИГИ.
Поочередно появляются трое женщин.
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА (протягивая стакан с корвалолом). Ядвига, возьми выпей!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Кажется, она уснула.
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. И уснула, похоже, навсегда...
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Точно, пульса нет!
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Приехать из Варшавы, чтобы умереть в его кровати!
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. В этом есть что- то даже символическое!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Какая красивая смерть. Она сделала то, чего не могла сделать при жизни!
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Ее душа несется на встречу с его душой!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Как бы я хотела оказаться на ее месте!
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Да благослови их души, господь! Да здравствует любовь!
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Я сегодня тоже еду в Петербург, к своему Алексу!..
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. И все-таки жизнь прожита не зря! Ради одной только любви стоило жить и стоит умереть!
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА (читает из поднятой с пола тетради).
...Все же я струны трогаю,
Рифмы перебираю,
Дорога к тебе была долгой,
Дай я еще поиграю!...
С робостью струны дрогнули
Твоего непокладного сердца...
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА достала под кроватью старинный чемодан. Вынула из него початую бутылку домашнего вина.
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Все думала, куда я его спрятала...
Она берет из того же чемодана белую простыню и укрывает ей ЯДВИГУ.
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА (обхватив руками голову, тихо напевает). ...То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит. То мое, мое сердечко стонет, Как осенний лист дрожит...
К ее пению постепенно присоединяются еще два голоса.
Занавес.