Логвинов Игорь Анатольевич : другие произведения.

Полночь серебряного века

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на сборник мистических произведений российских писателей и поэтов конца XIX -начала XX века.
    Опубликована в 5 номере за 2007 год журнала "Gothica"
    Опубликована в 3 (36) номере за 2007 год журнала "Шалтай-Болтай"


ПОЛНОЧЬ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

   Полночь, XIX век. Сборник произведений. - М. Корпорация "Сомбра", 2005. - 320 с. - Тир. 7000. - ISBN 5-91064-006-2.
   Обложка книги []
   Первое, что бросается в глаза при визуальном знакомстве с этой книгой - мрачного вида рисунок, черно-бело-красные цвета, использованные в оформлении обложки. И набранное крупным шрифтом слово "УЖАС" под названием книги, которое определяет тематику данного сборника. Однако те читатели и поклонники данного жанра, вкусы которых сформированы на современных образчиках хоррора, скорее всего, будут разочарованы, приобретя "Полночь...". Здесь не текут кровавые реки в костяных берегах, практически отсутствуют демонические сущности, и нет сцен "расчлененки" и садомазохистских изысков, которые так любят вставлять в свои произведения нынешние авторы "ужастиков". Собственно, собранные здесь рассказы, написанные русскими классиками конца XIX - начала XX веков тяжело отнести к жанру чистого хоррора - это, скорее "темная", мрачная философская проза с некоторым налетом мистики. Однако именно это делает их более близкими нам по духу, чем произведения западных мастеров того же времени: Джеймса Монтегю, Говарда Лавкрафта, Эдгара По или Роберта Говарда.
   Так о чем же эта подборка весьма нетривиальных и впечатляющих произведений по большей части малоизвестных современному читателю, но принадлежащих перу очень известных авторов?
   Поэт Валерий Брюсов рассказывает о магии зеркал, когда отражение, как живое мыслящее существо стремиться вырваться наружу, а своего хозяина швырнуть в ледяной мир теней. И героиня его рассказа "В зеркале" вступает в смертельный поединок со своим отражением, не надеясь на помощь, ибо ей никто не верит, и она остается один на один с ужасом приходящим из Зазеркалья. Другой величайший поэт Николай Гумилев создал образы чудовища скрывавшегося под обликом гуляки и развратника и маленькой юродивой, которая оказалась дочерью древнего морского божества. Он же описал сумрачный мир наркотического сна, который как бы перекликается с темой психиатрических кошмаров Всеволода Гаршина описанных в его новелле "Красный цветок". Не меньшее безумие сквозит в рассказах Федора Сологуба, где Смерть обретает плоть и дает газетное объявление, в петербуржских салонах царит вампирша Лилит, а дух мужа-садиста раз в год истязает свою жену, вселяясь в тело ее любовника.
   Страшны рассказы Леонида Андреева и Антона Чехова методично и вдумчиво исследующих саму природу человеческого страха, безумия и жестокости ввергая читателя в саму бездну его души: убийства, изнасилования, приступы беспричинного страха... Завораживает своей таинственностью и загадочностью мир произведений Александра Грина, в котором, даже не смотря на мистицизм, доминирует романтическая и приключенческая тема. А Михаил Арцыбашев в "Рассказе о великом знании" описывает ритуал продажи наивным гордецом своей души дьяволу ради познания вершин мудрости. И его ужасную смерть, когда отягощенный знаниями "мудрец" тонет в нечистотах, в которые в отчаянии бросает свое тело...
   По словам составителей при отборе рассказов в этот сборник они руководствовались двумя критериями: эстетическим и жанровым. По этой причине они не включили в его состав приевшиеся рассказы Алексея Толстого "Упырь" и "Лафертовскую маковицу" Антония Погорельского, как и некоторые другие "...милые романтические истории с налетом народного мистицизма". Но и без них сборник порадует истинных любителей изящных литературных ужасов, будет интересен и ценителям русской классики. Но особенно он будет полезен начинающим писателям специализирующихся в написании "темной прозы", как образец жанрового произведения, где нужный эффект достигается не излишней кровавостью повествования, а когда внутри читателя рождается ужасное открытие, что "так оно все, на самом деле, и есть".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"