Ломака Виктор Петрович : другие произведения.

Еще раз о революциях

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаю еще раз поговорить о революционном вопросе, чтобы, в конце концов, разобраться: революции - это явное зло, или же они содержат в себе некие конструктивные решения?

  Любое развивающееся общество однажды доходит до какого-то значимого рубежа. Оно останавливается, словно перед пропастью, и чтобы не свалиться туда и идти дальше, ему нужно совершить прыжок. Все это очень рискованно, ибо можно недопрыгнуть до противоположного края и упасть в полный хаос безвластия (что будет, пожалуй, покруче любой диктатуры), и тогда нужно будет подыматься уже с самого дна, стоя по колено в грязи и крови. Но другого пути нет: общественное развитие затормозить невозможно, что всегда доказывала история. Как правило, такие прыжки реализуются в социуме в виде революционных движений народных масс, не желающих более принимать назревшие противоречия, определенные еще Марксом: низы уже не хотят терпеть, а верхи еще не могут понять, точнее, в принципе не способны понять, что дальше ТАК править ЭТИМ обществом уже нельзя. В результате, меняется общественный строй. Например, в Европе череда таких социальных потрясений произошла в 18-19 веках, где повсеместно феодализм благополучно сменился капитализмом.
  Россия.
  В России взрыв произошел в начале 20 века, но по какой-то, характерной лишь для нашего общества причине, нормальная парламентская революция в феврале 1917-го всего лишь через полгода сдетонировала в плебейско-анархический переворот, которым воспользовались самые маргинальные из всех возможных политических сил - "крайне левые", которые еще в 1914 году ратовали за гражданскую войну, как лучший выход для России. Безусловно, идея всеобщего равенства, разработанная буржуазным мечтателем Марксом, была очень заманчивой, но она не учитывала самый основной фактор, в данном случае дестабилизирующий саму идею - человеческая природа. Поясню на маленьком примере: в ситуации, когда голодная толпа штурмом овладевает продуктовым магазином, практически невозможно добиться порядка и справедливости при распределении украденного товара. Теоретически это можно сделать (что прекрасно обосновал Карл Маркс), а вот практически... То есть, все равно самые крутые, наглые и отчаянные 10 процентов грабителей захватят 90 процентов материальных благ, а остальные будут дубасить друг друга за остатки. И вот в октябре 17-ого года прошлого века произошла социалистическая революция: власть захватили самые отчаянные, смелые и жадные. И не только захватили, но и удержали ее своими зубастыми пастями... Ну, а далее, как говорится, со всеми общественными остановками: организация права, идеологии, культуры - всех этих хитрых институтов, оправдывающих и направляющих курс новоявленной власти, а еще создание органов охраны этой самой власти от поползновений извне и от возможного неповиновения внутренней (своей уже) черни. И это было гигантским шагом назад, в средневековье (естественно, не в европейское, а в российское!). Коммунисты могут оспорить это и сказать, что страна за 70 лет вышла в передовые, первой отправила человека в космос и т.д и т.п. Согласен, коммунистический труд в каком-то смысле весьма эффективен: быстрое развитие страны было гарантировано практически бесплатным трудом миллионов политзеков и очень дешевым трудом остальных граждан. К тому же, никаких тебе кризисов, властная направленность усилий на любую проблему, вставшую на пути движения государства, единогласная поддержка населения в любых начинаниях, ибо все несогласные вычленялись из гражданского общества с чрезмерным рвением и с большим численным запасом, становясь еще более дешевым средством производства. В результате, страна стала вполне конкурентоспособна даже с самыми передовыми странами капиталистического мира. Естественно, не в области продуктов общественного потребления, но вот оружие, например, было почти всегда самым передовым.
  В России сегодня тоже назревает революционная ситуация, но это тема уже чисто политическая (я осветил ее в своей предыдущей статье "Над пропастью во лжи"), от которой мне хочется сейчас абстрагироваться в пользу научно-конструктивного подхода.
  Китай.
  Кстати, почти то же самое происходит сегодня в Китае, где конечно, добились успехов не только в вооружении, а практически во всех областях производства. Но это экономическое чудо было основано на том же самом инструменте, что и в СССР: волшебной палочке, имя которой - дешевый рабский труд многих миллионов. Вектор немного изменился, а суть осталась. Но и Китай несет в своем чреве свою же погибель: интеллектуальное взросление масс, помноженное на невозможность утаить от них любую информацию (да хранит господь Интернет!) очень скоро взорвет его изнутри. Если, конечно, мудрое коммунистическое руководство не подставит вместо себя какого-нибудь внешнего врага, например, чрезвычайно богатого незаселенными территориями северного соседа. И тогда оно продлит свою агонию еще на какой-то срок.
  Арабская весна.
  В арабском мире сегодня с закономерным запаздыванием происходят те же процессы, которые некогда происходили и в Европе 150-200 лет назад. Возможно даже, что эти революции происходят там слишком рано, несоразмерно с развитием их ментальности, ибо, даже если они свалят своих многолетних диктаторов, их завоеванная свобода может тут же быть раздавленной другим видом тирании - диктатурой радикально настроенных религиозных группировок. Тем не менее, я думаю, что и там религии не будут слишком долго гнобить умы все более развивающегося народонаселения (любая религия, как известно, расцветает и существует лишь на благодатной почве невежества и отсутствия свободного мышления), и так же, как когда-то в европейских странах христианство отступило от руля государственного правления, придет черед уйти в свой историко-культурный уголок и исламу.
  "Захвати Уолл-Стрит".
  Сегодня наметилось некоторое движения народных масс в Европе и США (акции, проходящие с прошлой осени во всех цивилизованных странах), хотя, казалось бы, время социальных катастроф там прошло уж давно. Могу предположить, что там, в отличие от антимонархических революций северо-африканского пояса, скоро могут начаться революции нового порядка - социалистические. Как это ни смешно, но западная цивилизация сейчас постепенно подошла к необходимости тех же перемен, которыми наши предки грезили в России сто лет назад, но уже на более высоком уровне, исключающем кровавое горнило гражданских войн, ибо всему свое время, и Европа пришла правильным, эволюционным путем к тому, к чему Ленин с броневика призывал прийти путем крови, насилия и диктатуры пролетариата. Скорее всего, данные события будут проходить везде по-разному. И если, к примеру, в странах Скандинавии более или менее, но давно уже существует некое социальное равенство, то в странах традиционного капитализма банкирам придется существенно ограничить толщину своих виртуальных кошельков. Естественно, ни о каком пресловутом "отнять и поделить" речь совсем не идет, но пересмотреть всю систему перераспределения прибыли, которая отнюдь напрямую сегодня не зависит от деятельности тех или иных дельцов, видимо придется со временем. В самом деле: колесо мировой экономики раскручено на полную катушку, поэтому сегодня нет потребности в личностях масштаба, например, Уоррена Баффета - движение продолжается от инерционной кинетики финансовых институтов, где основными винтиками являются специалисты средней и мелкой величины. Поэтому западное общество, скорее всего, в ближайшем будущем откажется нести на своем горбу, ставшем в последнее время весьма чувствительным, потомков производителей сверхкапитала, пускай они даже и создали всю современную цивилизацию. Но, как говориться: большое спасибо и до свидания! Я вполне осознаю, что все это звучит сегодня как-то совсем уж по коммунистически, и что в свободном экономическом пространстве уже давно и довольно успешно действуют другие принципы, например: никто никому не мешает заработать себе любое количество денег, лишь бы не нарушался закон. Но вот, что-то должно измениться и это уже чувствуется в атмосфере передовых обществ. Разумеется, я не имею понятия, как и в каких формах произойдут все эти изменения, думаю только, что они пройдут относительно безболезненно и бескровно (слава богу, сегодняшним европейцам и американцам есть, что терять кроме своих метафорических цепей).
  Подведем итог.
  Очень часто говорится о том, что революции это зло, что они неестественны с точки зрения природы. Что все должно происходить эволюционно... Но если уж рассматривать эволюционные процессы природы, то стоит вспомнить, что очень часто в ходе развития живого мира планеты случались взрывообразные моменты, которые переводили линию эволюции на качественно новый уровень. Примеров этому можно найти великое множество. Например, так называемый, "Кембрийский взрыв" - невиданный рост разнообразия форм жизни; или гибель динозавров - событие, которое обеспечило нашим животным предкам выход из своей скромной экологической тени. Предполагают также, что был еще некий спонтанный скачек в развитии у человекообразных обезьян, который привел к увеличению объема их мозга и, как счастливое для нас следствие, к появлению на планете вида "гомо сапиенс". К чему это я все? Очевидно, что и ось эволюции не так уж прямолинейна и предсказуема, что в некоторых ответственных точках ее движения происходили события, выходящие из ряда конструктивного и плавного развития. Примерно то же самое нам говорит и человеческая история, когда любой рывок цивилизации, как правило, был связан с социальными катастрофами и временным откатом назад, в его деструкцию и разрушение, чтобы потом, оттолкнувшись от дна, перепрыгнуть на качественно новый уровень социального устройства. Поэтому смею предположить, что социальные революции являются процессами вполне естественными. Как это ни печально, но единоличные судьбы конкретных членов общества при этом не учитываются: революция не гарантирует никаких прав и надежд на справедливость никому в отдельности, так же, как и природе тоже глубоко безразлично, какие виды при катастрофических изменениях исчезнут, а какие останутся на плаву и продолжат свое развитие.
  Напоследок позволю себе небольшую аналогию. Человеческая цивилизация подобна потоку воды, движущемуся в горизонтальном направлении, и только когда она встречает на своем пути препятствие, она вынуждена подниматься вверх, чтобы его преодолеть и двигаться дальше уже на более высоком уровне. И так все выше и выше. Сегодня человечество подошло к какому-то очень значимому рубежу-препятствию, которое не дает уже развиваться, потребляя окружающее пространство устаревшими экстенсивными способами. Это касается и экологии, и мировой политики, и экономики. Это же касается и науки, которая уперлась в труднопроходимый барьер квантовой механики, за которым явственно просматривается наше будущее. Но основной сдерживающий, на мой взгляд, фактор, это несовершенное социальное устройство разобщенного мирового сообщества. Мировую экономику трясет; то там, то тут вспыхивают внутренние и внешние конфликты, ломаются привычные устои... Апокалиптически настроенные умы предвещают скорый крах цивилизации, сползание ее в трясину средневекового феодализма и даже рабства. Но я верю, что очередной рубеж будет взят штурмом и человечество могучим потоком вынесет к новым высотам.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"