Эта история случилась не со мной - со мной она не могла случиться, по причинам, которые вскоре станут понятны. Однако люди, рассказавшие её мне, несомненно, заслуживают полного доверия. Только вначале - кое-что о славных, но малоизвестных фактах в героической истории освоения Антарктики.
Об антарктическом санном поезде:
Знаете ли вы, что такое антарктический санный поезд? Антарктический санный поезд - явление уникальное!!! Куча стран больше полувека осваивает Антарктиду, но санный поезд имел только Советский Союз, и до сих пор он есть только у России.
Созданный на базе АТТ (артиллерийский тягач тяжёлый) и ракетных тягачей "Ишимбай", гусеничный караван в любой мороз и буран идёт по ледяным торосам со скоростью до 50 км в сутки - а это чудовищная скорость для таких условий. У водителей от напряжения сводит руки и слезятся глаза, непрерывно высматривающие гигантские трещины - километр вбок и километр вниз. Одно неверное движение - и остаётся только, бросив сползающую в бездну машину, вытаскивать экипаж. Поезд везёт пятикратный запас запчастей на все случаи жизни и немеряное количество специальной солярки. Там есть домик с кухней и койками и безумный запас продуктов. Он проходит там, где не пройдёт никто. Его можно починить на 80-градусном морозе, когда человек в специальном костюме выдерживает "на улице" всего пять минут - и он пойдёт дальше. Когда в 1982 году, в разгар зимовки, спалив при этом полстанции, накрылся простынкой базовый генератор на станции "Восток" (а это самый центр антарктического купола), народ откопал в снегу давненько списанный дизель-генератор от Т-34, легендарного нашего танка, тот почихал и заработал. Но "до весны, до корабля" в подсобке и почти без продуктов им бы не выжить. Полярной зимой не летают самолеты. А САННЫЙ ПОЕЗД ИДЁТ!!! Без радиопеленга - его глушат полярные сияния. Без GPS - его тогда не было. Без ориентации по звездам - их скрывают непрерывные метели. Долгими неделями, чернейшей полярной ночью, по оставленным предыдущими экспедициями вешкам - санный поезд дошёл, зимовщиков спасли.
О медицине:
На советских (теперь Российских) антарктических станциях всегда работает два врача. На всякий случай. Чтоб не пришлось самому себе аппендицит вырезать. Врач на станции - это опытный хирург, терапевт, зубодёр и психиатр в одном флаконе. А ещё он там 9 месяцев слоняется по станции, маясь бездельем и теряя свою высокую квалификацию. Русских врачей это не особо смущает, ибо опыт его все равно никто не оплатит. В отличие от иных стран, где квалификация - это большая материальная ценность. Потому на станциях других стран врачей нет. Там есть страховка. Помре человечек - семья денежку получит. Ибо знал, на что подписывался. Дорого очень на станции врача держать. К тому же, есть ведь ещё и российский санный поезд. Случись чего -согласно международному договору об использовании Антарктики, по сигналу SOS, придёт санный поезд и привезёт с собой русского врача. За умеренную плату. Всяко дешевле выйдет...
Ну вот. Теперь уже можно и поближе к собственно истории. Только сначала ещё одно крохотное введение:
История имеет несколько вариантов, но во всех случаях основных фигуранток было трое, все участники событий - граждане Украины, и, самое главное: ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛО!
А вот теперь я нижайше прошу прощения у всех действующих лиц (они ж живые люди!) за выбор именно этого варианта, и начинаю.
Когда Союз развалился, все бывшие сестрицы-республики радостно согласились с тем, что Россия возьмёт на себя все долги СССР, ну, и зарубежную собственность в придачу. Долги огромные, собственность - непонятно какая, забирай, не жалко. Только Украина чуток обиделась: её под это дело попросили из ООН. Потом, ясное дело, устаканилось. Но в тот момент показалось шибко обидно. И решили чиновники в Киеве взять международный реванш. Показать, что не лыком шиты, тоже, как большие, в международных проектах участвуем! А надо вам сказать, что некоторые страны в азарте многовато станций понастроили. Содержать же станцию дорого. Вот и придумали в аренду сдавать.
От СССР тоже много станций осталось, России столько не надо. Подарить бы Нэзалэжной парочку. Да не срослось что-то. Короче, арендовали. Ну, и решили чиновники, что, раз оне теперича Европа, то и состав зимовщиков следует формировать по-европейски, без гендерной дискриминации.
На советских (теперь Российских) станциях женщины не зимуют: запрещено категорически. Прочие страны прежде тоже так делали. Потому как практикой проверено и наукой этологией доказано, что если в малой группе на ограниченной территории на двух самцов приходится менее одной самки, то большие проблемы в коллективе начинаются. При соотношении 2:1 можно возле одной попихаться локтями, - отказала, - к другой пойти, оказать внимание... так и время идёт веселей, и дамам приятственно, а там, глядишь, и полярная ночь кончилась. Правда, в начале освоения ледового континента условия проживания там были шибко суровые, соблюсти данное условие не представлялось возможным, а потому шли путём простым: запретить!
Однако со временем комфортность станций возросла, и женское самосознание тоже. Потому многие страны стали в Антарктиду женщин пускать, а то феминистки загрызли б. Но природу всё же не обманешь, и потому, коли уж пускать приходится, якобы в угоду безбашенным активисткам, то дам на станциях, строго по науке, стараются держать не менее 1/3 состава - согласно этологическому уровню минимальной гендерной безопасности.
Только самостийным чиновникам такие тонкости пофигу. Набрали троих, молодых и красивых. Кем уж они были по специальности: аэрологи, гляциологи или попросту повара (а зачем на маленькой станции три повара?) - история умалчивает. Сказано: именно молодые и именно красивые.
Пока ещё солнышко показывалось над горизонтом, всё ничего было: выйдут мужчины на свежий воздух, прогуляются, кровь поостынет... дальше работать можно. А как пала полярная ночь, начало твориться страшное. Ну не могут же 15 нормальных, здоровых мужиков, запертых на крохотном пространстве с молодыми красивыми женщинами, на них никак не реагировать! Дамам поначалу лестно казалось: одному глазки построят, другому... а ночь всё темней, "на двор" просто так, без дела, уже не выйдешь. Сияния полярные в Антарктиде северным в подметки не годятся: тускло, бледно, цвета какие-то застиранные... Нечего полярной ночью без дела по "двору" шляться, того и гляди, в трех сугробах заблудишься... Напряжение росло, а дамочки, на крыльях успеха, знай себе глазками стреляют... Ну и дострелялись, конечно. Праздник, что ли какой случился, или просто чей день рожденья... словом, выпивши все были. И выпили-то немного! Но слово за слово... разодрались горячие украинские парни. Да и ладно бы только разодрались: дело молодое, с кем не бывает! Но то ли кровь, то ли моча в голову бросилась - а резня началась, как в портовом кабаке.
Дамы, понятно, в момент осознали и заперлись в кухне - поближе к продуктам. Ухажёры рванули в каптёрку, за инструментом, а враз отрезвевший начальник станции -к сейфу, за табельным пистолетом. Каптёрка была подальше и запертая, а кабинет с сейфом рядышком, дверь в дверь с кухней, и ключ у начальника с собой. К тому моменту, как, победно потрясая монтировками, гарны хлопци ворвались в ведущий к кухне коридор, попутно топча порезанных конкурентов, начальник станции уже построил поперёк него баррикаду и стоял за ней с пистолетом в позе шерифа из вестерна. Как проходили переговоры, в точности неизвестно. Легенда гласит, что в кабинете у начальника зачем-то имелись матрасики, и в такой диспозиции, за баррикадой и в обнимку с оружием, он и дамы дождались санного поезда с доктором. Как-то выживших парней (здоровы, видать, хлопци были!) починили, а дам вывезли на побережье, на чилийскую станцию - туда чуть не круглый год корабли подходят. А там уж - на материк, да и на родину, самолётом...
Больше Украина с гендерным составом не экспериментировала - ибо старое правило (в который уж раз!) подтвердилось: все инструкции по безопасности людской кровью писаны.
Правда, у этой истории существует и другая, сути дела не меняющая, версия: не дождались горячие украинские парни полярной ночи. Раньше взялись за ножики. Так что и пострадавших, и объекты чиновного эксперимента вывезли последним самолетом...