Почему-то каждую осень возникает какая-то беспричинная грусть, чувство какой-то неуловимой и невосполнимой утраты.
В голове все чаще возникают философские мысли о бренности бытия и всего сущего на земле и о бессмысленности и никчемности существования отдельно взятой личности, тоесть себя. Смотришь на всю эту прекрасную, но увядающую природу, восхищаешься и одновременно огорчаешься,что все это скоро исчезнет. Листья опадут, и снова настанет леденящая душу зима...
Так было из года в год,каждую осень. И эта осень также, наверное, была бы наполнена грустью и несбывшимися мечтами, если бы...
Если бы одной из них не суждено было сбыться!!!
2
...Марина давно мечтала побывать в Венеции. Этот город, совершенно случайно всплыв однажды страницею в интернете,навсегда заполнил ее воображение. Венеция снилась ночами,
мерещилась в рассветном тумане, слышилась в песнях, читалась в стихах... Вдруг с удивительным постоянством начали попадаться фильмы о Венеции, книги о Венеции, в интернете, что не начни искать через Яндекс, обязательно всплывала какая-нибуть информация, хотя бы косвенно относящаяся к этому чудесному городу...
Но...
Зарплата была маленькой, а работа неблагодарной. И пока мечта так и продолжала быть только мечтой, т.е. лишь слабым утешением в суете и однообразии серой реальности. Деньги копились медленно и тяжело. Порою Марине казалось что, наверное, добраться до Венеции она сможет только к пятидесятилетнему юбилею. Каждый раз перед какой-нибудь покупкой Марине приходилось хорошенько задумываться, а так ли уж сильно нужна ей та вещь, которую она собирается приобрести? И чаще всего (скрепя сердце) она приходила к выводу, что не очень, и относила деньги в банк.
Так продолжалось довольно долго.
Однажды Марина отправилась в банк, что бы оплатить вновь накопившиеся квитанции за квартиру, свет и газ, а также узнать сколько точно числится на ее счете. Как всегда тоскливая очередь медленно продвигалась к заветному окошку. Есть время, чтобы подумать, помечтать...
* * *
НАЧАЛО XV ВЕКА.
...Яркое полуденное солнце слепило глаза, отражаясь в торопливых волнах морской воды. Я сижу на дне длинной плоской гондолы и трогаю воду за ботом. Она теплая и искристая. Сзади я слышу мерные всплески весла. Это мой отец ведет лодку по Большому каналу. Он потомственный гондольер, состоит на службе у одной влиятельной аристократической семьи. А сегодня у него выходной, и он катает меня по Большому каналу! А я сижу и воображаю себя знатной дамой, в жемчуге и шелках, отправляющейся на
какой-нибудь светский праздник...
Мне семь лет...
* * *
НАЧАЛО XXI ВЕКА.
- Следующий!, -грубый голос кассирши резко оборвал видение.
-Да, да! Сейчас!,-Марина торопливо просунула приготовленные квитанции через узкое окошечко и принялась наблюдать за быстрыми, заученными движениями кассирши.
И почему все кассирши в банках похожи на каких-то биороботов, выполняющих загруженную в них программу? Четко, без устали, без эмоций, даже голос у них какой-то металлический...
Оплатив квитанции Марина подошла к соседнему окошку, где уже другая кассирша также буднично огласила сумму на Маринином счете.
"Боже мой! Неужели? Мне казалось, я никогда не накоплю...",- думала Марина, спускаясь по лестнице банка вприпрыжку. Осень вдруг перестала навевать печаль, а наооборот показалась ярким пестрым калейдоскопом сменяющих друг друга жизнерадостных картинок. Марина шла по улице, напевая. Ей предстояло взять отпуск за свой счет, посетить турагенство и купить хороший фотоаппарат.
Ее ждала Венеция!!!
3
НАЧАЛО XV ВЕКА.
Я смотрю наверх.
Небо безоблачное и бескрайнее, синее-синее и глубокое, словно море. Если долго-долго смотреть на небо, то кажется,что падаешь в него, как в омут... или наоборот- летишь?...
Солнечный осенний день. В воздухе витает ожидание праздника. Сегодня один из самых важных дней для Республики - Венчание с морем.*
Мы всю неделю обсуждали с моей кузиной Франческой, что оденем на праздник, ведь вокруг будет столько молодых людей всех сословий. Я в своем лучшем платье, на шее нитка жемчуга, доставшаяся мне в наследство от матери. Стою на мосту, жду отца и смотрю на небо... Мне семнадцать.
...Вот из-за поворота показалась его гондола в окружении лодок его братьев.
-Прыгай!,- кричит мне моя веселая родня.
Я ступаю на покачивающееся дно лодки. Я могу плыть в гондоле стоя, как все венецианцы. Яркое солнце играет в волнах ослепительными бликами, свежий ветер с солеными брызгами треплет волосы. Мы приближаемся к Пьяцетте и набережной Моло, около которой уже собралась на своих лодках вся Венеция. Около Palazzo Ducale** стояла на приколе
прекрасная золоченая ладья Бучинторо - на ней дож отправится к острову Лидо для главной церемонии обручения с Адриатикой. ---------------------------------------------------------------------------------
* Ежегодный праздник,происхождение которого отностся к 1000 году, когда дож Пьетро Орсеоло завоевал Далмацию.После чего было решено чтобы каждый год в день Вознесения Пресвятой Девы Марии(день отплытия дожа в Далмацию) духовенство и народ благославляли Адриатику. Со временем церемония обрела более пышный и торжественный характер. Дож на праздничной барке Бучинторо в окружении свиты направлялся к острову Лидо, где проходила главная церемония.При этом дож бросал в море золотое кольцо и торжественно произносил: "Мы на тебе женимся в знак истинной и вечной власти, которую над тобою имеем."
** Дворец Дожей. Главное правительственное здание Республики Святого Марка.
-Эй, Марко! А чего тебя сегодня твои нобили* не припахали? Они что сегодня сами на веслах?,- моего отца окликнул знакомый.
-Да их пригласили в свиту , вслед за дожем на праздничных барках пойдут. А мне только лучше! Хоть раз в праздник с семьей побуду.
Вся лагуна, как кажется, почти до горизонта усыпана лодками, гондолами, барками. Все говорят, шутят, смеются. Весь город сегодня вышел в море.
Вот зазвучала торжественная музыка. Дож в окружении духовных лиц и свиты взошел на Бучинторо и под гордым флагом Республики Святого Марка ладья двинулась в сторону
Лидо. За ней следовали роскошные барки венецианской знати,а затем и весь остальной народ.
На веслах Бучинторо гребли юноши из знатных венецианских семей, а на барках нобилей - красавцы арсеналотти.**
-Эй, Лючия! Не сломай глаза! Сейчас вон тот красавчик в воду свалится от твоего взгляда!
Это Франческа. Рядом, в лодке своих родителей. Как всегда остра на язык. Обижайся на нее, не обижайся, говорит то, что думает и никого не стестняется. Я уже давно к этому привыкла, мы выросли вместе, и так уж получилось, что Франческа единственный человек, кому я могу доверить свои секреты и мечты.
-Неправда! Ты сама на него все время смотришь!
Черноволосый парень в праздничной ладье чуть не выронил весло.
Нет! Он просто уставился на меня! Вот нахал!!!
Отвернусь.
А все-таки красивые глаза у этого арсеналотти... Черные, как морская пучина... И руки такие сильные...
** Арсеналотти - работники Арсенала, главного крупнейшего государственного предприятия Венеции по строительству кораблей.
4
НАЧАЛО XXI ВЕКА.
Марина толкнула стеклянную дверь и оказалась в просторном светлом помещении, оформленном в стиле хай-тек. На стенах висели красочные фотографии лазурных берегов с
раскидистыми пальмами, тарелки с изображениями древнеегипетских богов, на подоконниках стояли "китайские" вазы и кактусы в маленьких горшочках.
Респектабельного вида женщина средних лет, блондинка, окинула Марину холодным взглядом.
-Здравствуйте.,- немного смущенно сказала Марина.
-Здравствуйте, я Вас слушаю.
-Мне бы хотелось заказать тур.,- Марина старалась придать своему голосу как можно больше уверенности.
-Какое направление Вас интересует? Турция, Египет, Болгария? Есть горящие путевки по очень привлекательным ценам!
-Я бы хотела поехать в Венецию! На неделю!
-Венеция? Э-э... Вот!,- женщина пробежалась по клавишам своего компьютера,- Пожалуйста - обзорный тур "Адриатическая классика". Восемь дней, семь ночей. Римини, Рим, Неаполь, Помпеи, Сиенна, Пиза, Флоренция, Венеция. Еженедельно по субботам. Перелет самолетами авиакомпании "Alitalia", предоставление отелей класса три звезды...
-Стоп! Подождите! Вы меня не так поняли! Я хочу тур ТОЛЬКО в Венецию, а не калейлоскоп "галопом по Европам"!
(Да! Гламурные дамы наверняка выразились бы как-то иначе...)
* * *
Через две недели Марину уносил в небо ослепительно белый самолет с огромными яркими буквами по всему борту "ALITALIA"...
5
НАЧАЛО XV ВЕКА.
Я вернулась домой из пекарни дяди, где каждое утро вместе со своими кузинами пеку хлеб и потом продаю его.
Мне нравится печь хлеб, чувствовать тепло печи, ощущать аромат разных пряностей, а потом с улыбкой дарить эту радостную теплоту людям. Тоесть, конечно, продавать, а не дарить, но если бы я могла, я бы дарила. От всей души!
Я стою перед зеркалом. Старым маминым зеркалом. Она умерла от чумы, когда мне не было и пяти, и я, можно сказать, выросла в пекарне у дяди, ведь отец почти все время был занят на службе у патрициев.
Я смотрю в зеркальную гладь, как в воду канала. Карие глаза, дугою черные брови. Я беру гребень и начинаю расчесывать волосы - длинные, волнистые, каштановые с красноватым отливом. Папа говорит, что я очень похожа на мать. Жаль, что я почти ее не помню...
В дверь постучали. Я пошла открывать.
-Чао, Лючия! Ты чего тут киснешь в одиночестве?,- Франческа накинулась прямо с порога, и не дав сказать мне ни слова, быстро продолжила,- Пошли скорее на Ponte degli Pugni*. Там Кастеллани и Николотти снова метелят друг друга!
-Ты же знаешь, я не люблю подобные зрелища.
-Ну, пойдем! Туда сейчас сбежался народ со всех сестьере. Ну, что ты сидишь здесь взаперти, как монахиня? Ты, кстати, за Николотти или за Кастеллани? Я, конечно,за Кастеллани, среди них столько красивых парней с Арсенала! Не то, что эти оборванцы Николотти! Спорим, Кастеллани их побьют!
Франческа была неотвратима, как сирокко.** Пришлось сдатся такому напору. И вот мы с Франческой уже бежим по узким кривым улочкам, через мостики, гулко стуча каблучками по каменным мостовым. А вечернее неяркое солнышко мелькает между домов, будто спешит за нами...
* Понте дейли Пуньи- мост Кулаков. В средние века сущесвовало две группировки: Николотти- преимущественно бродяги из сестьере (района) Дорсодуро и Кастеллани- жители сестьере Кастелло, в основном работники Арсенала. Время от времени они сходились на вышеуказанном мосту, чтобы померятся силой.
** Горячий африканский ветер, часто являющийся причиной наводнений в Венеции.
Мы были еще довольно далеко от церкви Сан-Тровизо, когда услышали шум и крики. Вот и Ponte degli Pugni, окруженный гудящею толпою. По среди моста шла жестокая битва. Подойдя ближе я заметила, что особо отличается там один из Кастеллани. Он дрался так отчаянно, что бедняги Николлотти так и сыпались в канал.
-Смотри, это же тот самый арсеналотти! Ну, помнишь, там, на празднике обручения с морем! С которого ты не сводила глаз.,-Франческа толкала меня в бок.
Да! Это действительно он! Кажется он меня заметил. Повернулся, посмотрел в мою сторону, улыбнулся и... тут же получил удар в челюсть и рухнул в канал!
-Пошли от сюда!,- говорю я Франческе. Но она даже не слышит меня, пытаясь докричатся до кого-то знакомого парня в толпе. Теперь уже я толкаю ее в бок.
-А? Что?... Хочешь, иди, а я останусь.
Я стала пробираться сквозь толпу. Это было делом довольно непростым, люди стояли плотными рядами, при этом крича и махая руками, выказывая свое предпочтение той или иной группе дерущихся. Обернувшись я увидела, как тот самый арсеналотти вылез из канала и подошел к Франческе. На нем была мокрая и рваная рубаха, кое-где проступала кровь. Он что-то спросил (расслышать было невозможно), а Франческа махнула рукой в мою сторону.
Я знаю! Он спросил про меня!
Меня вдруг переполнило непонятно откуда взявшееся счастье, и с этим чувством, как на крыльях, я побежала по гулким каменным улицам, через множество мостиков в сторону дома.
Вдруг кто-то окликнул меня.
-Лючия!
Я обернулась, но никого не увидела.
-Лючия! Подожди! Постой, пожалуйста!
Да вот же он, на соседнем мосту, тот самый арсеналотти. Ну и видок у него! Мокрый, взъерошенный.
-Откуда ты знаешь мое имя?
-Твоя кузина сказала мне. Франческа, кажется.
-Ну да, Франческа.
-Лючия! Подожди. Куда ты идешь?
-Домой.
Он вдруг сбежал по своему мосту вниз и скрылся из вида.
-Эй, подожди! А тебя то как?...,-крикнула я вслед и уже тихо добавила,- зовут?...
Он шел мне навстречу. Я сделала шаг вперед. Мы остановились на мосту. Я заглянула в его черные, как ночь, глаза и ...утонула в них...
Его звали Марио...
6
НАЧАЛО XXI ВЕКА.
Марина вышла из здания железнодорожного вокзала Санта-Лючия в Венеции. Позади были аэропорт и небольшое знакомство с суперкомфортабельными и быстрыми итальянскими поездами.
...А впереди...
...Выйдя из здания любого вокзала вы ожидаете увидеть и обычно видите хотя бы небольшую площадь, а здесь вы сразу же попадаете на пристань! Уже через несколько метров вас приветствует морская вода канала. Буд-то встречает вас...
Утро было туманное, осеннее. От свежего соленого морского воздуха кружилась голова. В зыбкой дымке таяли очертания старинных домов и купола церквей. Все это было похоже на какой-то сказочный сон, невероятный и нереальный! И Марина так боялась вдруг проснуться и обнаружить, что все это ей лишь приснилось.
Она чуть дыша спустилась по супенькам вокзала и несмело ступая по белому мраморному узору fondamente*, мимо изящных розовых фонарей, подошла прямо к каналу, к воде, главной венецианской стихии. В голове была одна только мысль: "Я дома! Наконец то я дома! Такое все родное кругом!!! Здравствуй, Венеция!",- и хотелось кричать от счастья!
"Откуда это чувство вдруг у меня, простой русской девушки, к тому же первый раз выехавшей за границу?",- с недоумением подумала Марина.
Вапоретто** медленно подошел к пристани, долго бился об нее железным боком, причаливая. Марина ступила на борт. Нужно было добраться до гостиницы, а это в другом конце города, где-то в тихих улочках сестьере Сан-Марко.*** Марина совсем не боялась потеряться. Не зря же она два года подряд длинными вечерами после работы пыталась учить итальянский, затрепав самоучитель почти до дыр. Вот наконец то настало время применить его на практике.
"А если я все таки заблужусь",- подумала она: "То это даже интересно!... Романтика!..."
** Vaporetto - небольшой катерок, морской трамвайчик, городской общественный транспорт Венеции.
***Венеция делится на шесть сестьере, по три с каждой стороны Большого канала:Сан-Марко, Кастелло(Замковый), Канареджо(Камышовый) и Сан-Поло, Санта-Кроче(Святого Креста), Дорсодуро(Твердый хребет).
7
НАЧАЛО XV ВЕКА.
Приближается вечер.
Я, закончив работу в пекарне, выхожу на узенькую calli*.
Уже зима, сырая, холодная и туманная. Вода в канале серая и тусклая, не искрится лазурью, как под летним солнышком. Я плотнее закутываюсь в шерстяной плащ и спешу по вечернему городу . Мы с Марио договорились пойти навстречу друг другу. Он пойдет из Арсенала по Riva Ca" di Dio** и наши пути пересекутся на Riva degli Schiavoni***.
Мы с Марио недавно помолвлены. В красивейшей церкви Сан-Дзаниполо.**** Я очень очень счастлива! Марио самый лучший! Порою мне даже становится страшно: кажется, что не может быть все так прекрасно, не бывает так на этом свете. Марио смеется и говорит, чтобы я никогда ничего не боялась, потому что мы теперь всегда будем вместе!
Я не иду по мостовой, я лечу! На улице холод и туман, а мне так радостно, что хочется петь, на душе так светло, будто весна!
Пробежав восемнадцать мостов я выхожу на Riva degli Schiavoni. Вглядываюсь в туман, ищу глазами среди толпы своего Марио. Сердце готово выпрыгнуть из груди. Вот он!
Прошел лишь день, а мне показалось, что мы не виделись целую вечность. Мы стоим посреди набережной и улыбаемся друг другу. Мне так хочется броситься в его обьятия, но это не возможно посреди оживленной улицы, на глазах у всего народа.
-Лючия, пойдем скорее! Я весь день ждал этого часа, так хотелось поскорее увидеть тебя!,- тихо говорит мне Марио, будто великую тайну.
**Рива Ка ди Дио- набережная,начинающаяся от ворот Арселала, вдоль Canale delle Arsenale, выходящая на Рива дейли Скьявони.
***Рива дейли Скьявони- Славянская набережная (дословно-берег), получила свое название в честь купцов из Далмации, швартовавших здесь свои суда.
****Церковь Святых Джованни и Паоло (сокращенно Дзаниполо)построена в XIII-XVвв. в готическом стиле. Находится в сестьере Кастелло.
Мы беремся за руки и ныряем в ближайшую узкую улочку, подальше от людских глаз. Как же трудно в таком густонаселенном городе, как Венеция, просто побыть наедине...
-Я попросила отца, он даст нам гондолу на сегодня. Давай выйдем в лагуну. В таком тумане нас никто не увидит!,- шепчу я прижавшись к его сильному плечу.
-Лючия! Я должен тебе сказать... Обьявили набор на новые галеры. Я в числе тех, кто весною должен уйти в море... Мне будет очень тяжело не видеть тебя так долго...
-Марио, родной! А нельзя ли как-нибудь отказатся?
-Невозможно. Это приказ дожа и мой долг перед Республикой. Разве ты любила бы меня, если бы я бежал от трудностей?
-Я бы любила тебя любого и всегда буду любить! Если это неизбежно, что ж, я буду ждать тебя. Но поверь, то время, что я буду здесь одна без тебя, нельзя будет назвать жизнью!
-За то я смогу заработать гораздо больше, чем в Арсенале. Морякам разрешается брать с собой товар на двести дукатов, нужно только договорится с каким-нибудь купцом и можно получить неплохой процент от оборота.
-Ты настоящий венецианец!
-У нас будет самая роскошная свадьба в Венеции! А ты будешь самой прекрасной невестой!
Мы стояли обнявшись в глухом переулке. И мне казалось, что вот оно - счастье, и лучше ничего не может быть в жизни.Только горечь предстоящей разлуки отравляла это волшебное чувство. Осталось совсем немного времени до весны...
* * *
...А через год пришло страшное известие о том, что караван судов, направлявшихся в Константинополь попал в жестокий шторм и все корабли затонули. Никто не спасся...
...Жизнь закончилась...
8
Так и проходили день за днем без смысла, без цели. Днем работа в пекарне, по вечерам церковь, а потом слезы, слезы, слезы в подушку. Франческа все время пыталась вытащить меня из дома, то на Карнавал, то на регату, то еще на какой-нибудь городской праздник, но мне ничего не хотелось. Мне казалось странным, что люди вокруг могут смеятся, петь и веселиться. Я перестала чувствовать, ощущать жизнь, я будто умерла, только почему-то продолжала ходить, двигаться, делать какую-то работу. Зачем все это? Я каждый вечер молила Господа о том, чтобы Он забрал меня. Мне хотелось поскорее завершить эту земную жизнь, чтобы снова встретиться с Марио. Я верила, что там наверху он ждет меня также, как я ждала его, когда он был в море...
* * *
...Однажды я пошла за водой к колодцу на близлежащую campi*. Я несла воду в деревянных ведрах и думала о своей горькой судьбе. Вдруг откуда-то выскочил верхом на лошади какой-то молодой патриций и лихо проскакал мимо меня. От неожиданности я споткнулась, уронила ведра и сама еле удержалась на ногах. Поднимая ведра я подумала, что разлитая вода -это пустяки, потому что хуже, чем сейчас, быть уже не может. И вдруг заметила, что рядом со мной стоит тот самый юный аристократ, который чуть не сбил меня с ног.
-О, синьорина! Я искренне прошу прощения! Мне очень жаль, что я явился причиной этого досадного недоразумения. Вы так прекрасны, как море весною! Позвольте, я помогу Вам!
-А не пошли бы Вы туда, куда так сильно торопились, сеньор?
-Ну зачем же так грубо? Я просто хотел загладить свою вину и помочь Вам донести воду. Давайте я наполню Ваши ведра, куда Вам нужно отнести? Кстати, меня зовут Альвизо.,-и он назвал известную фамилию из casa vecchia**, имевшую в роду не одного дожа. Ну и угораздило же меня споткнуться на его пути!,- А Вас, прекрасная синьорина?
-Отдайте ведра и спасибо за заботу.,- я буквально вырвала свои ведра из его рук и побежала прочь, так и не набрав воды.
**Каза веккья-дословно "старый дом", очень уважаемый старинный аристократический род. Были также casa nuova- каза нуова, возникшие позднее.
* * *
С тех пор нет мне больше покоя. Этот бездельник Альвизо проследил, где я живу и, куда бы я ни пошла, он везде попадается мне на пути. То зовет меня прокатиться с ним в гондоле, то пытается подарить какие-то украшения, то цветами засыпает мой порог, то песни поет под балконом...
Франческа тоже не дает мне прохода. Все твердит, какая я глупая, не понимаю своего счастья, что лучшая судьба для простой девушки это сделаться честною куртизанкою при одном господине, жить в роскоши и достатке, что она сама бы с радостью согласилась скрасить его досуг, да только почему-то (о, как несправедлива жизнь!) ему нужна такая непробиваемая дубина, как я.
"Это просто невыносимо! И куда только смотрят его именитые родители?",- думала я ,открывая лавку, чтобы начать продажу свежего хлеба. Вдруг я услышала страстную речь.
-О очей моих прелесть,
Души моей боль!
О, Лючия, навеки
Я связан с тобой!
Не могу без тебя я
Ни есть и не пить,
Лишь тебя, дорогая,
Хочу я любить!
Это был конечно же надоедливый Альвизо с розою в руке. Да уж, далеко ему до Петрарки! За то эмоции через край.
-Слушай! Сколько раз тебе говорить: ну не ходи ты за мной! Ну не пара я тебе, и ты мне не пара. Я помолвлена, у меня жених в море, и вообще - ты, конечно, хороший, милый, но не нравишься ты мне!
Но Альвизо будто меня не слышал.
-Я все решил, Лючия!,- его глаза горели яростным огнем,- Я увезу тебя на Терраферму*, мы там тайно обвенчаемся с тобой! И тогда моей семье придется смирится, я заберу свою долю наследства и мы будем жить счастливо и богато! Разве ты этого не хочешь? Я для тебя на все готов, только скажи!
Мне даже жаль его стало.
-Глупый, наивный Альвизо! Да они не только лишат тебя наследства, они и мою семью в порошок сотрут! Не нужна нам эта вендетта. Да и бессмысленно это все - не люблю я тебя! Рисковать не за чем. У тебя это пройдет, твоя семья наверняка уже нашла тебе невесту, она будет тебе под стать, ты будешь с нею счастлив. А мое сердце навсегда принадлежит Марио.
Тут с грохотом отворилась дверь и в лавку вошел старший брат Альвизо - Антонио.
-Я так и думал, что ты снова здесь, дорогой братец! Отец срочно зовет тебя на разговор. Больше ты не будешь позорить нашу семью, тебя завтра же отправляют на государственную службу, на галеры - арбалетчиком!
О! Господь все же услышал мои молитвы и избавил меня от этого наивного раздолбая! Может быть, конечно, он и милый и добрый и , безусловно, очень благородный человек, да только он не моя судьба! Моя судьба на дне морском...
*Терраферма- дословно "твердая земля", владения Венеции на материке.
9
НАЧАЛО XXI ВЕКА.
Вапоретто медленно двигался вдоль канала, покачиваясь на волнах. Мимо в туманной дымке проплывали сказочные palazzo.* Вокруг было удивительно тихо и торжественно. Марине казалось, что она совершает путешествие во времени, что вот-вот в каком-нибудь из резных стрельчатых окон промелькнет фигура в средневековых одеждах, что вот-вот сейчас, при выходе из Большого Канала она увидит парусные барки на причале...
...Доводилось ли вам когда-нибудь, уехав из родного города, спустя много лет снова вернуться в него. Вы ходите по тем же улицам, видите те же здания и вас мучает странное чувство, что вот оно, вроде бы все осталось также, а как то уже не так, и примешивается к этому чувству какая-то непонятная грусть. Наверное, это грусть по ушедшим былым временам, когда все было лучше, чем сейчас, ярче краски, радостнее жизнь...
Такие вот странные ощущения вдруг посетили Марину.