"Я понял, что сейчас я просто ненавижу слово "харизма". Наша компания довольно молодая и, как сейчас говорят и пишут "динамично развивающаяся". Ребята все заводные, с модными образованиями, слов красивых знают много и очень уверенно ими оперируют и к месту и не к месту. Когда я первый раз услышал слово "харизма" в нашем офисе, я его просто зауважал (я имею в виду офис). Когда в течение только одного двадцатиминутного выступления наш директор употребил это слово 18 раз, (причем выступление его было по поводу работы службы логистики), мне стало смешно. Когда же я понял, что половина офиса, вслед за директором, повторяет по тридцать раз в день - харизма, харизматический, меня это попросту стало раздражать. И я стал спрашивать у коллег - а что такое харизма? Что вы имеете в виду? И только двое из двенадцати дали мне, по крайней мере, понятный ответ (примерно так, как это слово описывается в словаре). Ответы еще троих дали понять, что они где-то об этом слышали. Остальные же ответили примерно так - а черт его знает, все так говорят..."
"А что это такое? Извините за безграмотность"
"Ну это - сила, власть, влияние примера, воздействие личности. На самом деле их не так уж много - личностей, обладающих харизмой. Но у нас это сравнимо с эффектом современных эстрадных звезд. Раньше их было несколько - и их все знали. Сейчас их даже не сотни - тысячи. Они сами себя называют звездами, не дожидаясь, когда их причислят... Дискредитируется само понятие звезда. Это понятие просто истрепалось, издергалось... Так и с любым высоким понятием. Если его слишком часть употреблять..."
"А я столкнулся с тем, что ребята не знают, что такое аналитика. Продажи поднялись на полтора процента - информацию помещают в дайджест в раздел "аналитика". А где тут анализ? Мальчик работает маркетологом-аналитиком. Занимается, в основном, мониторингом. Найдет несколько статей, перепечатает, представит - делайте выводы сами. И считает, что это аналитика... Хотя аналитикой может заниматься далеко не каждый специалист. Для этого нужно не только специальное образование, но и определенный склад ума, и опыт..."
"А меня просто трясет, когда кто-то говорит - пиарить. Договорились уже до того, что у нас в офисе есть слова - распиарить, обпиарить, пропиарить и т.д. Дали рекламу нового продукта - это называется "распиарить продукт". Шеф сказал два слова перед камерой - "пропиараили идею". В газете бесплатных объявлений написали о своих услугах - "пиар услуг". Просто ужас какой-то. Главное, у нас есть PR- менеджер. Но ему все указывают на его ошибки - почему то не распиарил, почему это не пропиарил... Думаю, что он долго не протянет. У него просто нет сил противостоять этой массе, которая ухватилась за СЛОВО и чего бы ни коснулось - считает, что все это PR..."
"А вы заметили, что язык вообще имеет очень большое значение в офисе? У нас даже есть такое понятие - язык нашего офиса. У нас работает много иностранцев, и мы половину времени говорим по-английски. Кроме того, названия всяких там департаментов - мы их просто не переводим. Получается какой-то тарабарско-компьютерный сленг плюс слова-паразиты. Наш директор даже на выступлениях уже говорит - кастомер вместо заказчик, дэйтабейз вместо база данных, лонч вместо запуск, фолдер вместо папка и т.д..... Самое интересное, что иностранцы, говорящие по-русски, избегают таких слов и стараются говорить как можно чище..."
"А меня возмущает, как у нас весь офис готовится к приезду иностранцев. Офис небольшой, все люди выполняют ту работу, которая более необходима на текущий момент. К нам должны были приехать команда инженеров из Франции. Я, конечно, считаю, что все люди равны, но все-таки инженеры - это не президент. Т.е. ехали обычные парни, каждый спец в своей области, должны были учить наших, как работать с новой версией системы, которую мы продаем. Так у нас в офисе даже швабру новую купили под этим соусом - так готовились. Весь офис просто остановил работу - не было человека, который бы ни был озабочен приездом этих гостей. Билеты, гостиницы, программа на каждый вечер, транспорт и т.д. Они приехали - у них глаза на лоб лезли, когда их встречали через VIP-зал... Я поехала во Францию потом месяца через два - даже гостиницу сама себе заказывала из Киева. Там в офисе никто даже не пошевелился, чтобы обо мне как-то позаботиться...Да мне и в голову не пришло чего-то от них ждать..."
"Это называется широкая русская душа..."
"Это не широта души, а наша готовность пресмыкаться там, где нужно и где не нужно. А когда мы перестаем это делать, то у нас нет промежуточной стадии - тогда мы сразу пальцы веером. Как только нас перестают унижать, мы сразу же начинаем унижать сами. А у них - все просто..."
"Я помню случай, когда я готовила участие компании в выставке. Ну и, кроме всего прочего, нужно было организовать на стенде кофе, чай, соки, воду и т.д. Представляете, что такое выставочный стенд площадью 50 квадратных метров? Естественно, особенно развернуться негде. Тем более, посуду мыть негде. Я организовала наличие одноразовой посуды и считала, что вопрос решен. И вдруг мой начальник, просматривая смету, говорит - ты что, совсем не соображаешь? На стенд с визитом придет региональный вице-президент, и ты думаешь, он будет пить из пластмассового стакана?" У меня, по правде говоря, сердце в пятки ушло. Думаю, как хорошо, что вовремя спохватились. Покупаем классный сервиз, покупаем набор рюмок и набор бокалов, плюс серебряные вилки-ложки - специально к этому случаю. Запасаемся водой для мытья посуды. Занимаем этим всем половину площади бытовки, которая, сами понимаете, на стенде и так крохотная. Ждем Вице-президента. Он приходит в джинсах и говорит - дайте мне футболочку с корпоративной символикой - я хочу быть как все. Подаем ему кофе в фарфоровой чашке. Он ее роняет и говорит - вообще-то, это первая выставка, где я вижу не пластиковую посуду. Мы с гордостью ждем продолжения - думаем, вот удивили, так удивили! А он добавляет "Это же все-таки выставка! Зачем? Вот и чашку разбил!" Наш директор чуть ли не сам бросился собирать осколки. А мне хотелось локти себе кусать, что не настояла на своем. Вот отсюда у них и формируется мнение о нас как о старомодных "советских" людях"...
"Ты знаешь, систему формирования их мнения очень трудно проследить. У меня как-то на глазах произошел конфликт, который потом даже имел последствия. У нас во Франции был один project manager, который очень часто прилетал в Киев. Он и раньше позволял себе всякие нелицеприятные высказывания по поводу Украины - что, мол, у нас законодательство хромает, и рестораны слишком дорогие и сервис не соответствует и все какое-то старомодное и т.д. А тут он прилетел с просроченной визой. Прилетел поздно вечером и, естественно, его не пропускают на паспортном контроле. То есть, человек реально хочет пересечь границу, не имея действительной визы. Он позвонил на мобильный мне, нашему директору и мы полночи дергали все рычаги, которые могли дернуть - в результате, его-таки впустили. На следующее утро в офисе - слышу - он возмущается "Что это за страна? Почему такие порядки? Сумасшедшая страна! Как вы тут живете? Никакого порядка! Со мной невежливо разговаривали таможенники!" Ему, естественно говорят - а что, во Францию пускают украинцев без визы? Почему тебя должны пускать? Он в ответ - сумасшедшая страна! Как вы можете тут жить! Люди ненормальные! Таможенники ненормальные! Все отвратительно! Ну, одна девчонка ему возьми и скажи - ты приехал в эту страну зарабатывать деньги? Ты почему-то от этой ненормальной страны хочешь что-то получить? Не нравится - не приезжай. Приезжаешь - не высказывайся, да еще в таком тоне. Через два дня весь французский офис знал о том, что его выгоняют из Украины, что ему не дают работать, что ему тут угрожают и т.д. Он поднял такой шум, что эту девчонку чуть не уволили! Думаю, было бы лучше, если бы не бегали сломя голову всю ночь и не добивались ничего. Его бы просто отправили назад - и, может быть, он бы понял, что у нас тоже есть законы..."
"Наверное, тут дело не в том, француз он или немец или австриец. Дело в человеке..."
"Конечно, в человеке. Но, приезжая в чужую страну, какой бы она ни была, ты должен все-таки соблюдать хоть какие-то нормы. А тут - прилетел без визы, был все-таки пропущен через границу - а в результате - он бедный-несчастный в сумасшедшей стране!"
"Ой, а у меня сейчас совсем другие проблемы. Я сейчас опять в поиске. Зарплату сократили в два раза. Хожу по агентствам, как на работу, и все без толку"
"Да, поиск работы это не лучший период в жизни. Сейчас хоть интернет есть и агентства... А раньше..."
"Не знаю, что там было раньше, а сейчас... Приходишь в агентство. Сидит перед тобой девочка лет двадцати, которая мнит себя знатоком человеческой души. Если тебе лет тридцать - ты уже для нее старуха. И тут она начинает проводить собеседование - как она считает, очень тонко и грамотно. Но сейчас же все эти вопросы есть на любом сайте. Уж говорили бы прямо - вопрос номер пять. А ты отвечаешь - ответ номер шесть. Я была в семи или восьми агентствах - и везде одно и то же".
"А у меня был случай, когда я пришла устраиваться на работу и говорила с менеджером по персоналу, после чего должно было быть собеседование с директором. Она мне говорит - ваша квалификация не соответствует нашим требованиям. Ну, я и ушла. Это было месяца три назад. Я нашла себе другую работу, а две недели назад случайно на тусовке познакомилась с их директором - он с третьего предложения начал звать меня к себе... Только сейчас у меня есть работа, которая меня вполне устраивает. То есть из-за этой девочки, которая просто не допустила моей с ним беседы, возможно, я потеряла хорошее место, а он не взял подходящего специалиста. Я-то ему подошла с первого взгляда (и в этом не было даже намека на какой-то интим, просто мы с ним мыслим похоже), а его сотрудница решила, что мне даже поговорить с ним не нужно. Вот и все. Обидно, что твою судьбу решают такие вот "человеческие специалисты"
"А я не могу терпеть, когда меня в агентстве спрашивают что-то вреде "расскажите о вашем самом большом промахе в жизни" или "расскажите, о том, какие конфликты были у вас на работе". Как будто кто-то расскажет что-то правдивое. По этим вопросам они могут решить только один вопрос - насколько тщательно ты подготовился к собеседованию".
"А я не понимаю, как работник агентства - социолог по образованию - может проверить мои способности финансового менеджера?"
"Ну, они же как-то делятся по профилям! А специальные знания будут проверять уже на месте!"
"Так чтобы дойти до места - нужно же себя показать как специалист, а не просто хороший человек!"
"О чем ты говоришь? У меня был случай. Я участвовала в собеседовании на должность менеджера по маркетинговым коммуникациям. Рассказываю и про выставки, и про конференции, и про презентации, фестивали, карнавалы, акции, семинары - ну, вообщем, про какие-то крупные мероприятия. Девочка из агентства меня перебивает с умным видом - и говорит: вы забыли еще об одном аспекте. Я ее прошу - подскажите, о каком. Может быть, я действительно, забыла, а, может быть, я этим не занималась раньше. Она делает многозначительную паузу - вы забыли такой важнейший аспект как заказ сувенирной продукции. Нужно было видеть ее лицо - такое впечатление, что она поймала меня с поличным! Честно говоря, я сувениркой занимаюсь уже лет восемь, и это занимает, наверное, один процент времени. Но ей, видно, работодатель сказал - в обязанности входит заказ сувениров. И она, как правильная девочка, не обращает внимания на организацию симпозиумов, а вытряхивает из тебя то, что ей сказали..."
"Ну, она не может быть специалистом во всем..."
"Конечно, не может. Но строитель, прежде чем создавать объект интересуется, что это будет - коровник или бизнес-центр! Программист, прежде чем писать программу - узнает для чего она - для кассового аппарата или для управленческого учета! И еще куча примеров, когда человек, работая на стыке отраслей, должен вникнуть и в ту и в другую область! Иначе, он не выполнит задачу, не добьется успеха. А тут ведь речь идет не о кирпичах, где есть начало и конец списка характеристик".
"А мне агентство помогло! Я тогда сидел без работы почти три месяца и, честно говоря, у меня уже начал вырабатываться какой-то комплекс неполноценности - что я ничего не знаю, ничего не умею, меня никуда не берут и я вообще ни на что не способен. Руки опустились и, после того, как я уже отказался в начале поисков от нескольких работ, мне уже не хотелось, в конце концов, идти на условия, хуже, чем мне предлагали. И вот я сидел и думал, что же мне делать. И тут мне позвонили из еще одного агентства и пригласили на собеседование. И там с первых слов я поверил в себя. Там ко мне относились не как к материалу, а как к самому важному компоненту их деятельности. У них даже лозунг такой висит на стене - не помню уже точно, но что-то вроде - у нас два Бога - господин ЗАКАЗЧИК и господин СПЕЦИАЛИСТ! Кстати, они направили меня в одну компанию - я не прошел конкурс. Мне позвонили, все объяснили, рассказали о несоответствиях, потом звонили еще несколько раз. В конце концов, предложили еще одну работу - и туда меня взяли. Я работаю четвертый месяц - то есть испытательный срок прошел, и у них уже нет обязательств ни передо мной, ни перед компанией, но они звонят до сих пор, спрашивают как дела..."
"А я считаю, что у агентств должен быть график работы, отличный от стандартного графика "с девяти до шести". Почему бы им ни работать в субботу и воскресенье? Или вечером? Ведь для человека уйти с работы на собеседование - это нарушение, это просто прогул, по большому счету. И человек нервничает, и врет что-то, отпрашиваясь, и дрожит по дороге и туда и обратно. Сделали бы себе скользящий график"
"Я бы с удовольствием работала в субботу и воскресение, если бы мне дали два полноценных выходных в другие дни!"
"А меня возмущает, что они иногда дают объявления о несуществующих вакансиях. Я это точно знаю. Они так формируют свою базу данных. В интернете ведь контроль весьма относительный - если он вообще есть! Я как-то заметила, что одна компания дает много объявлений - причем с такими зарплатами, что совершенно не соответствуют зарплатам на рынке. Я обращалась туда много раз - и ни разу никто не позвонил. А потом мне сказали, для чего это делается..."
"Кстати, о зарплатах - это один из самых сложных вопросов на собеседовании. И, я считаю, профессиональные менеджеры умеют его обговорить еще по телефону. Я не говорю о точной зарплате - но хотя бы ее порядок! А то звонят - приходите на собеседование. Ты пытаешься задать вопрос - тебе отвечают - все на собеседовании. А чаще, ты ничего не спрашиваешь, потому что вокруг твои коллеги, которым не обязательно знать, что ты ищешь работу. Ты приходишь на собеседование, и тут тебе говорят, что предлагаемая зарплата в три раза меньше, чем ты ищешь, и в два раза меньше, чем в среднем по рынку. И можно уже не продолжать. Я уже раз двадцать так сходил на собеседование. Потом вставил в резюме строку - ожидаемая зарплата. Потом убрал - где-то промелькнуло, что это дурной тон..."
"По поводу зарплаты у них куча вариантов - как вытянуть сумму из тебя. То есть, как тебя заставить первому произнести желаемую сумму. И тут ты всегда рискуешь - если ты назвал меньше, чем они ожидали, они тебе дадут столько, сколько ты назвал. Если ты сказал сумму больше, чем они планировали - они просто говорят, что не могут столько платить. И еще делают выводы о том, что у тебя высокие запросы..."
"У них, нужно сказать, очень трудная работа. Ведь человек может всю жизнь не опаздывать, а потом один раз в жизни опоздать на собеседование. И нужно делать вывод..."
"И они, кажется, не сильно задумываются над тем, какой им сделать вывод..."
"Но, по-хорошему, они же должны анализировать не только факты, но и то, что их окружает... И то, что "окружает окружение"..."
"А как вам нравится вопрос о том, почему вы уходите с работы?"
"Ну, они обязаны об этом спросить!"
"А ты всегда можешь объяснить это так, чтобы тебе было выгодно? Скажи "мало платят" - сочтут стяжателем, скажи "плохие отношения" - значит склочник, скажи "мне все надоело" - значит, сам не знаешь, чего хочешь, скажи, что тебя сокращают - тут же вопрос - а почему именно тебя..."
"Самая хорошая причина - это ликвидация предприятия. Полная ликвидация..."
"И в этом случае, часто остается команда, которая трудоустраивается вместе. Ответь - почему тебя там нет?"
"Идеальных ответов не бывает. Также как и идеальных кандидатов"
"Также как и идеальных работодателей..."
"Но они, по большому счету, должны понимать, что также как они выбирают из нескольких кандидатов, так и мы выбираем из нескольких работ".
"Это если ты сам себя позиционируешь в качестве достойного специалиста"
"Выбор - это всегда сложно, но хорошо, когда есть из чего выбирать..."
"На собеседовании в одной компании мне стали говорить о компенсационном пакете, куда входил отпуск 24 рабочих дня, оплаченный больничный, два выходных дня в неделю..."
"Подожди, но это же норма..."
"Вот и я о том же. А они об этом рассказывают как о своем большом достижении..."
"А у нас есть даже страховка на детей! Правда, те сотрудники, у которых нет детей - как бы обижены..."
"Вот видишь, в офисе всегда будет кто-то обижен... Хотя это зависит от того, как представить..."
"А кому-нибудь из вас приходилось самому увольнять людей?"
"Мне приходилось. Я знаю, что когда принимаешь человека на работу, нужно думать о том, что тебе придется его увольнять. Тогда и оцениваешь его более корректно"
"Мне тоже приходилось. Но об этом поговорим в следующий раз..."