Появившийся ещё на заре кинематографии жанр фильмов ужасов почти целый век вселял чувство страха в сердца зрителей. Но, как это ни печально, уже к концу 80-х годов, жанр как таковой исчерпал себя, породив в результате пресловутый - слэш. Казалось бы, как ещё можно до заикания напугать искушённого любителя ужасов?
Первым спасением жанра стала популяризация японских фильмов ужасов (J-horror), цеплявших зрителей совершенно иным культурным взглядом и подходом, вышедшим из классического японского каидана. Однако вскоре образы черноволосых призраков в белых платьях приелись, а названия "Звонок" и "Проклятие" стали нарицательными. Азия стала всё чаще предлагать вместо ужасов унылые драмы, а запад снимать на них банальные ремейки-ужастики.
Тогда жанр ужасов обратился к давно забытому стилю псевдодокументалистики (mockumentary). Которым с огромным успехом впервые напугала зрителей "Ведьма из Блэр" Даниэля Майрика и Эдуардо Санчеза, снятая в 1999 году. Споры об истинности этого легендарного шедевра не утихают до сих пор. Попытка снять продолжение оказалась позорнейшим провалом, пока в 2008 году в России Андреем Шальопа и Кимом Дружининым не был снят малоизвестный фильм "Поймать ведьму", ставший, тем не менее, достойнейшим продолжением оригинала.
Делая некоторое отступление, я хотел бы заметить к чести русского кинематографа, что отчасти именно он сделал первоначальный вклад в жанр ужасов. Ещё до выхода в 1920-х годах всемирно известных работ немецкого режиссёра Фридриха Мурнау, в России были сняты такие мистические картины по произведениям классиков, как "Пиковая дама" Петра Чардынина, "Сатана ликующий" Якова Протазанова, "Портрет" Владислава Старевича, "Вий" Василия Гончарова и пр. К сожалению известны они лишь узким кругам, и, что печальнее всего, не все они сохранились до нашего времёни.
Возвратимся же к стилю псевдодокументалистики в жанре ужасов. Залогом успеха такой смеси является возможность для зрителя максимально глубоко погрузиться в происходящее на экране, а следовательно, полнее прочувствовать весь саспенс, ужас и страх, заложенные режиссёром.
С 1999 года различные режиссёры пробовали работать в стиле псевдодокументалистики, к примеру уважаемый Вернер Херцог снял "Инцидент на Лох-Нессе", а "Г.Ф.Лавкрафт: Ужас Внутри" Роберто Леджио стал первым фильмом в подобном стиле, посвящённым Лавкрафту. Однако не один из фильмов особой популярности не имел, пока в 2007 году Орен Пели не снял "Паранормальное явление". Это возвращение к забытым традициям вызвало поразительный резонанс среди зрителей. Фильм, по сути незаурядный, с банальным и неполным сюжетом, без каких либо спецэффектов, смог напугать их, что называется, до "кирпичей". Однако невероятный коммерческий успех картины вскружил голову режиссёру, и, в угоду своему происхождению, он продолжил штамповать псевдодокументальные съёмки паранормальных явлений. За ним потянулись другие режиссёры, в жажде лёгкой наживы и популярности, снимавшие на любительские камеры бездарные сюжеты. Так начался закат жанра ужасов в стиле псевдодокументалистики.
(Список фильмов жанра ужасов в стиле псевдодокументалистики вы можете увидеть на моём блоге, по следующему адресу - http://lotermann.diary.ru/p185946520.htm)