|
|
||
Версия от февраля 2017 г. |
К стыду своему должен признаться, что данная серия не относится к числу моих любимых. Ранние романы - из той поры, когда концепция Вселенной Демиургов еще не сложилась полностью, и у меня даже не было четкого понимания, кто они вообще такие - Демиурги, откуда взялись и чем занимаются. Плюс к тому тексты изначально страдали всеми пороками начинающего автора - от кошмарного языка до самопротиворечий и перепутанной хронологии. Однако и в ДЧД, и в "Устах" закладывались краеугольные камни мира, и отказываться от них, как от опостылевших пасынков, мне не хотелось. Вот почему в 2016-м году я вернулся к серии, чтобы привести ее если не в порядок, то хотя бы в соответствие с прочими романами.
Перечитывая тексты, я понял, что за шестнадцать лет, прошедших с момента создания "Делай что должно", уже и сам успел подзабыть некоторые концепции. Подозреваю, что для многих читателей они полностью остались за кадром. Я решил, что их следует прокомментировать хотя бы здесь - авось кто-нибудь да заинтересуется предметом и захочет копнуть глубже.
Итак, концепция первая - ролевая игра.
Ролевые игры (roleplay games, RPG в английском оригинале - не путать с ручным противотанковым гранатометом) появились задолго до персональных компьютеров, хотя именно компьютеры сделали их по-настоящему популярными. Их суть заключается в том, что игроки принимают на себя роли персонажей, принадлежащих к определенным игровым классам - боец (fighter), монах, маг, колдун (sorcerer - да-да, в той модели мира он резко отличается от мага), клирик (priest/cleric, как правило, специалист в лечебной магии, но тоже отнюдь не маг) и так далее. В дополнение они также принимают расовые роли, изображая троллей, орков, эльфов, гномов, дварфов (dwarf - на русский часто переводится как гном, что в корне неверно; к племени дварфов принадлежат Гимли и прочие "гномы" из "Властелина колец") и прочих. Наконец, еще три параметра персонажа - отношение к порядку (законопослушный / нейтральный / хаотичный), к людям (добрый / нейтральный / злой) и уровень развития (отсюда известный Интернет-мем "эльф 99 уровня"). Сформировав группу (партию), игроки отправляются искать приключения в соответствии с определенным сценарием, составленным хозяином игры (ГМ, game master). Одна из наиболее популярных RPG-систем называлась Advanced Dungeons & Dragons (AD&D).
С появлением компьютеров ролевые игры поднялись на новый уровень, породив серии Might and Magic, Baldur"s Gate, Neverwinter Nights, Fallout и прочие, чьи названия до сих пор заставляют ностальгически замирать сердца истинных ценителей. Именно тогда RPG завоевали мир гораздо эффективнее, чем способны самые мощные РПГ. Компьютер позволил играть в такие игры в одиночку даже записным анахоретам и мизантропам, сражаясь не против сценария ГМ-а и двадцатигранных кубиков, работавших в качестве генераторов случайных чисел, а против нарисованных персонажей. Игрок набирает партию собственных бойцов и бросается в исследование мира и борьбу с кучками пикселов, изображающих врагов. По мере побед персонажи накапливают опыт, переходя на новые уровни и приобретая новые умения.
Думаю, что даже читатели, никогда не игравшие в такие игры, уже поняли, что именно эта концепция лежит в основе сюжета "Делай что должно". Примеряя систему AD&D на героев романа, можно заметить, что Хлаш Дэрэй, как и любой тролль на Текире, является чистым бойцом нейтральной ориентации (lawful neutral), Тилос - дуал-классом монаха и клирика (chaotic good), Ольга - клириком (lawful good), Заграт - колдуном (chaotic neutral), а Теомир - паладином (true neutral - здесь я слегка отступил от AD&D, где паладин обязан быть lawful). Партия из четырех персонажей и одного-двух спутников является классической для игр серии Might and Magic, хотя там спутники драться не могут. Элиза в "Устах" - дуал-класс вора и колдуна, хотя к тому моменту Игра уже выдохлась и классы потеряли свое значение. По ходу развития сюжета персонажи партии набирают опыт и повышают уровень (кроме и без того высокоуровнего Хлаша, разумеется), причем основная прокачка происходит в Лесной долине.
Разумеется, в RPG игрок всегда остается отделенным от команды экраном компьютера. Несмотря на то, что Демиург-Тактик играет живыми куклами, а не нарисованными персонажами, традиционным является тот же самый подход - Тактик болтается где-то за пределами планеты, управляя партией дистанционно косвенными методами. Именно это слепое пятно Стратега использовал Джао в роли Тактика, заместив собой одного из членов партии, тем самым резко повысив общий уровень Отряда и его управляемость.
Концепция вторая - боевые единоборства.
Наверняка многие читатели и сами догадались, что такое Путь безмятежного духа. Разумеется, он процентов на восемьдесят срисован с айкидо. Здесь кто-то может запротестовать, заявив, что айкидо - просто акробатическая гимнастика для старичков и девушек, а вовсе не боевое искусство. Граждане знатоки, ответственно заявляю: айкидо - такое же костоломство, как и прочие единоборства. Из концепции использования силы противника против него же самого никак не следует, что от айкидоки нельзя огрести хук в челюсть или коленом по самому ценному. Некоторые стили действительно выродились в гимнастику, но в целом убить или превратить человека в инвалида в айкидо так же несложно, как и в каратэ или самбо. Можете поверить мне как человеку, ради познания достоверности несколько месяцев добросовестно посещавшему секцию. Все техники я прочувствовал на собственных конечностях и прочих частях тела. Вот и ассистенты основателя стиля Морихэи Уэсиба менялись очень часто - уровень травматизма на показательных выступлениях был просто ужасающим, несмотря на высокую квалификацию участников.
Начальная версия романа содержала несколько страниц описаний тренировок Ольги и Теомира. При переработке я выбросил большую часть материала: за давностью лет отсылки к реальным техникам стали туманными даже для меня самого, да и вообще - роман не место для инструкций по рукопашному бою. Однако общую атмосферу занятий я постарался сохранить. Тяжко, выматывающе, травмоопасно - но и весело. Опыт очень полезный и рекомендуемый, даже если вы, как я, терпеть не можете драться по-настоящему.
Тем не менее, горячие мальчики и девочки всех возрастов, если вы проникнетесь моей пропагандой здорового образа жизни и решите записаться в секцию, не теряйте голову. Еще раз открытым текстом привожу предупреждение, постоянно появляющееся в моих романах в завуалированном виде: не вздумайте демонстрировать зальные навыки в уличной драке, каким бы единоборством вы ни занимались. Шило, сунутое шпаной в почки, или железная труба по затылку убьют вас гораздо быстрее и эффективнее, чем любые размахивания руками и ногами. Криминальная хроника показывает, что даже чемпионы по карате, боксу и прочим танцам на матах и татами гибнут в уличных драках так же просто, как и обычные люди. Может, даже и проще, ослепленные верой в собственные навыки и неуязвимость.
Вот, в общем-то, и все. В отличие от более поздних романов, пасхальных яиц здесь практически нет. Надеюсь только, ценители японского холодного оружия простят мне трансформацию боккена в буёк, а катаны в тоскалу с пририсовкой к ней сразу двух долов во имя Господа нашего Сопромата.
Кстати, помимо "Делай что должно" и "Уст твоих бурный ветер", в серии был запланирован еще один роман. Так получилось, что поток воображения отнес меня очень далеко от той темы, и появиться на свет ему не суждено. Тем не менее, небольшая повесть, посвященная судьбам Элизы и Тароны, возможно, еще окажется написанной. Когда-нибудь.
Засим всё. Если вы еще не читали "Корректора" и "Сонату", рекомендую отправляться прямиком к ним. Там куда интереснее и душещипательнее.
Февраль 2017 г.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"