В абсолютном большинстве культур древнего мира, судя по всему, не существовало чёткого представления о (радикально) Ином, как о "том мире", "мире за пределами всего", который не просто является своеобразной "надстройкой" этого Бытия или ~"этажом" мироздания, очередным уровнем "небес" (бесплотный - это ещё не нематериальный, замечу) - не было разделения на "этот мир", материальный и психический, и "тот мир", Иное, запредельное, которое не связано с "этим миром", потому что (условный) "мир духов, предков и богов" не был радикально противопоставлен Бытию этого мира (со всеми рядами "небес", "твердей" и "небесных сфер" материальной псевдо-"многомерности" кеноморфов), но считалось, что это взаимодополняющие миры (области, измерения и т.п.), совокупность которых составляет единое Бытие, т.е. эти "миры" в большинстве древних культур напрямую связаны вплоть до того, что один плавно ~перетекает в другой.
Когда я говорю (и не только я, разумеется) о том, что именно "гностики" ввели само понятие Иного в чистом виде, саму концепцию радикального Инобытия Не-Сущего, то речь вовсе не идёт о каком-либо отрицании представлений о т.н. "загробном мире" и вообще "посмертии" во всех древних культурах - нет, всё это было, разумеется, но это "место загробного пребывания" не было Иным, Ино-Бытием - мало того, что оно часто представлялось древним во многом схожим с земным Бытием (вплоть до быта и устройства "загробного" ~социума, что характерно - за редким исключением, вероятно), так ещё и больше того - оно представлялось всем напрямую пересекающимся, связанным с миром живых (а ведь это один из основных принципов всей бытовой магии и колдовства, заклинательства и всевозможных гаданий), т.е. речь у них шла именно о _едином_ Бытии во взаимосвязи, но не так было у "гностиков" - всё радикально разделилось в их концепции на 2 части - мир сей, материальный (Каузальное в определённом смысле) - и мир Иной, (условно-Акаузальное) Инобытие, мир Духа, Не-Сущее, радикально противопоставленное ~этому Бытию, что для кеноморфов равнозначно его полному отсутствию - они его попросту не воспринимают - отсюда и "гностические" концепты о 3-х видах/родах/типах людей.
И именно по этой же причине Абсолют этого мира, являющийся совокупностью всего этого Бытия, не имеет отношения к Плероме "гностиков", несмотря на некоторые сходства, которые кажутся таковыми лишь на первый взгляд - этот момент я, увы, тоже раньше не мог понять с первого раза, ведь сходство казалось чем-то очевидным, однако и различия бросались в глаза, хоть и не во всём, но я не учёл момент, что в большинстве концепций древности Бытие в совокупности (и "мир живых", и "мир духов, мёртвых, предков, богов и т.п.") представлялось _целостным_, единым, а не двумя совершенно отдельными и непересекающимися "мирами". В этом-то "гностики", вероятно, и были первыми (а может и лично Христос, если принимать эту концепцию).
Предположу, кроме того, что материя могла представляться им, как "кора", поверхностное искажение (примерно так считал и Мигель Серрано, например, хоть он и не являлся "гностиком", разумеется - просто вспомнился этот момент), грубый "нарост" на живом ~потоке Духа, т.е. с одной стороны - Дух присутствует "под покровом" материи, как сокрытый, тайный Источник, "вода живая" - "Разруби дерево, я - там; подними камень, и ты найдешь меня там" (Евангелие от Фомы, 81), однако с другой стороны - Дух сам по себе не связан с материей, как в вульгарном "пантеизме", поскольку не "перетекает" в неё напрямую, не имея "переходных" точек соприкосновения и "сплавов" с ней, являющихся чем-то "промежуточным", как вода не соединяется в единое "вещество" с металлом труб, по которым течёт, например - да, пример грубый, но наглядный. Дух ~"присутствует", как Тайное, Сокрытое Солнце, чьи незримые "лучи" пронзают мироздание потоком Акаузального - "кровь" Духа суть всеобщий "растворитель" (для всего кеномического) - алхимический Azoth - именно эта "Память Крови" должна быть пробуждена и активирована Адептами, ибо "кровь" Эонов Плеромы - это Дух. Потому-то Христос нередко имел квази-"солярные" черты в некоторых апокрифах и символизме, что ни в коем случае не следует путать ни с "языческими" культами "волшебной материи", ни с "природобесием", ни с культом Митры, ни с "яхвизмом" (когда мы говорим именно о "гностическом" христианстве во всех этих случаях, разумеется). Примечательно, что в "Евангелии от Никодима", хоть оно и не является "гностическим" (?), например, Христос образно связывается с Пурпурным Солнцем: " ...во тьме кромешной, внезапно сотворилось _золотое (прим. L. - Chrysos) сияние Солнца пресветлого, облеченного в пурпур_, и озарил нас царственный свет, пробудивший род человеческий. (Тогда) Адам и все праотцы и пророки, возвеселившись, сказали: "Это от Света Вышнего - Свет Вечный, (это) Сын, Который завещал послать нам равновечный Свой Свет". Стоит сказать, что пурпурный, как смесь красного и синего ("противоположностей") - это Rebis, алхимический Андрогин в символизме, Царственное Дитя, (Дитя Ребёнка? Дитя Сына? Рождённое от Духа, которое есть тоже Дух?) - и Христа часто изображали в пурпуре, но это уже отдельная тема. Так или иначе, но ясно то, что "царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его" ("Евангелие от Фомы", 117).
Далее - "Евангелие от Фомы" (55): "Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? - скажите им: Это движение и покой".
Почему "движение и покой"? Предположу, что "покой", потому что Плерома суть Полнота Божественного присутствия, а Дух есть "высшая качественность, т.е. совершенство в себе и самодостаточность", "движение" же суть "текучесть", принцип "эманирования в себе", "живость", Жизнь в Духе, подвижность, ~гипер-поток.
Суть же практики, судя по всему, сводилась к максимальному приближению души к Духу вплоть до "облучения Духом", до полного качественного уподобления души ему, "слияния" души с Духом в сизигию, в Холодное Пламя Иного ("любовь без любви", A-mor, как писал Серрано - и тут он, вероятно, прав) - но "холод" этот является таковым для кеномического (мира) - и для такого "слияния" в совершенной без-качественной качественности необходимо очищение души от всего грубого, от всех "привязок" к материи и желаниям - только через такой процесс Трансмутации душа может подняться до степени качественности/совершенства Духа, чтобы стать равной Духу и слиться с ним, т.е. стать полноценным Духом в чистом виде, ибо подобное соединяется с подобным - чем больше очищается душа, тем сильнее растёт притяжение между ней и Духом (подобный принцип, но в другом ключе, был в Египте - там считалось, что чем больше человек изучает культ определённого бога, стремясь к нему в мыслях своих - тем ближе становится к нему божество, "идёт к нему" по подобию из-за ~сонастройки - этот принцип перекочевал и в теургию - был он и в христианстве - см. уподобление Христу - и даже практики иезуитов по тому же принципу во многом построены были, что характерно - в Индии была та же самая картина в том, что касается практики) - Дух, как своеобразный "психопомп" (а ведь почти буквально!) в некотором смысле, ~возвращает преобразованную Софию в Плерому-Полноту, возвращает через слияние с собой, со своим совершенством - (только не стоит воспринимать эти "образы" и символизм в вульгарно-"половом" смысле - ни о каких патриархатах/матриархатах, "борьбе полов" (и "подвесных потолков") и прочем обезьянничестве тут речи не идёт) - Дух преобразует то, с чем соединяется, т.е. выступает алхимическим "агентом" - эта "гностическая" Алхимия (не совсем в том самом смысле, конечно, но всё-таки) очень подробно описывается в тексте "Пистис София". София - душа, а Христос - Дух. Нисхождение Софии (~от-падение) - стадия Nigredo. Покаяние Софии, где она читает Псалмы после осознания своего положения - очищение, "работа в Белом" - стадия Albedo. Слияние с Христом-Духом - искупление - "работа в Красном" - Rubedo. "Гимн жемчужине" (или "Песнь о жемчужине") - описание той же самой "гностической" Алхимии. Повторюсь, однако, что не стоит в данной статье воспринимать использование мной сего термина излишне буквально, дабы не возникало путаницы.
На человеческом уровне уподобление идёт через ту же алхимическую "варку" - это тот же самый теургический принцип подобия, о котором уже шла речь выше - Дух осуществляет всю работу, преобразуя идущего к адептству - идёт максимальное уподобление ~"свойствам" (без свойств) Высшего, Иного - максимальное настолько, насколько этого можно достигнуть человеку, находясь в материальном теле (избавление от [список того, в чём не нуждается Высшее]). Дух, к примеру, не имеет ни в чём нужды и не имеет желаний - так и практик стремится достигнуть такого состояния ума (а в идеале - и тела) - и т.д. После всего человек достигает адептства и становится одним из пробуждённых Эонов Плеромы, бесконечная совокупность которых и есть Не-Сущий, Отец.
Даже в каноническом "Евангелии от Иоанна" есть фрагменты, которые вполне можно интерпретировать в алхимическо-теургическом ключе - глава 15 (1-7 и далее):
1 - Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.
2 - _Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает_; и всякую, _приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода_.
3 - Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 - Пребудьте во Мне, и _Я в вас_. Как ветвь не может приносить плода сама собою, _если не будет на лозе_: так и вы, если не будете во Мне.
5 - Я есмь лоза, а вы ветви; _кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода_; ибо _без Меня не можете делать ничего_.
6 - _Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет_; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
7 - Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
Замените в данном фрагменте слова "Я", "Мне", "Меня" и "Мои" на слово "Дух" - и вы поймёте то, о чём я хочу сказать. Христос тут говорит от Духа - и говорит он в том числе и о практике. Дух осуществляет работу, отсекая лишнее и ложное ("ветви, не приносящие плода"). В этом плане идущий к адептству уподобляется Христу (и Духу - см. "Бог есть Дух"), т.е. Христос наглядно демонстрирует пример своими действиями и проявляет в своих словах те принципы, которые стоит учитывать для того, чтобы стяжать Дух, "воду живую", т.е. то, что является "агентом" Иного, преобразующим всё, что стремится к нему по подобию, как уже говорилось выше. "Спасение и Воскресение" суть "восполнение изъяна души Духом" (~"кто имеет - тому (ещё) дано будет") - см. "Евангелие от Марка", 4:25 - "Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет". Дух выступает своеобразным "катализатором", запускающим и усиливающим процесс Трансмутации. В "гностической" Алхимии Дух, как Azoth (вспоминаем т.н. "2-ю гностическую молитву без названия"), выступает "растворителем" ("слияние" души с Духом = "растворение"). "Solve et Coagula" - "Растворяя" (душу и тело), "сгущай" Дух, т.е. увеличивай ~степень его концентрации, "поглощая видимое невидимым" - см. "Послание к Регину (Трактат о Воскресении)":
"Спаситель поглотил смерть, - ты не считаешься незнающим, - ибо Он оставил тленный мир, Он _преобразился в нетленный эон_, и Он пробудил Себя, _поглотив явное незримым_, и Он дал нам _путь_ нашего бессмертия";
"Спаситель поглотил смерть - этого вы не предполагали, будучи незнающими - он отбросил мир, который не вечен. Он преобразил себя в нерушимый Эон, и _возвысился, поглощая видимое невидимым_, и он открыл нам _путь_ нашего бессмертия";
"Поскольку вечное нисходит на бренное; свет льется на тьму - поглощая ее; и Плерома заполняет недостающее";
"Это духовное воскресение, которое поглощает психическое, таким же образом как плоть".
"Это Единая Вещь" - говорили алхимики о Камне, потому что Дух "ассимилирует" и душу, и тело, становясь для субъекта Единственным, Сокровищем Света, Жемчужиной. См. "Евангелие от Матфея", глава 13 (44-48):
44 - Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
45 - Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
46 - который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
47 - Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
48 - который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
Ещё вспоминается текст "Деяния Петра и двенадцати Апостолов", где Христос говорит:
"Он ответил: Если вы хотите знать мое имя, Литаргоил - мое имя, объяснение которого, _легкий, газели подобный камень_".
"Трёхчастный Трактат", часть II, (11): "Духовное Вещество - единая вещь и Единое Представление... ".
И как тут не вспомнить "Гимн жемчужине"? Та же идея. Кроме того - ещё одним символом Триумфа Духа является Меч, что мне особенно нравится: "Не мир, но Меч", "продай ("кесарю - кесарево", архонту - архонтово; искупление) одежды (телесные) и купи Меч", "как Дух явлен? - как Меч явлен". Стоит сказать и про Софию, как "Baphe Metra" (версия спорная, но интересная) - "Мать Крови" - "кровь" Эонов есть Дух, как уже говорилось - и речь идёт, кроме того, о ~реванше Софии, как написано в тексте "О происхождении мира" (144-145):
144 - Тогда Солнце померкнет, и Луна погубит свой свет, звёзды неба отколнятся от своего пути, и великий гром выйдет из великой силы, которая над всеми силами бездны, из места, где был <изъян> жены, когда она сотворила первое творение. Она оставит мудрый огонь замысла, _она облечётся гневом безумным_.
145 - Тогда _она изгонит богов бездны, которых она сотворила с Родоначальником, она сбросит их в пропасть_.
Яхве же (Йуд + Хава-"жизнь") - это само Бытие и жизнь этого мира (в том числе и в биологическом смысле) - "дыхание жизни" в рамках "авраамической" концепции. Но жизнь этого мира "гностики" считали "не-жизнью", тогда как в иудаизме речь шла о едином Бытии, не подразумевавшем какого-либо "разделения" на 2 радикально разных "мира" (в "язычествах" в широком смысле картина была в целом аналогичной, но я допускаю, что просто чего-то не знаю из исключений), а Космос они считали Хаосом, т.е. "бардаком" и "местом смешения" - в этом смысле показателен буквальный перевод: "И _земля стала хаосом_, и тьма над бездною, и "дух" Элохим витает над водой"; ("Берешит"), т.е. "источник" Хаоса - такая же материя, а не нечто Иное.
Дополнительные цитаты:
1. Светило Гнозиса:
"Вновь опять пройдет в третий раз _Светило Гносиса_ в великой Славе, чтобы оставить из потомства Ноя и сыновей Хама и Иафета - чтобы оставить себе деревья плодоносные. И он спасет их души от дня смерти, потому что вся тварь, которая произошла от земли мертвой, будет во власти смерти. Те же, которые мыслят о Гносисе Вечного, Бога, в своем сердце, не погибнут, потому что они не приняли духа от этого царства одного, но приняли его от ... Ангелов вечных ... Светило ... Сифа, и он сотворит знамения и чудеса, чтобы посрамить их Силы и их Архонта".
"Поколение же, не имеющее царей над собой, говорит: "Бог избрал его из Эонов всех. Он заставил Гносис Незапятнанного истины существовать в нем. Он сказал: "Вышло из Воздуха чуждого из Великих Эонов _Великое Светило_, (заставив?) поколение тех Людей излучать свет, тех, которых оно избрало себе, чтобы они светили на весь Эон".
("Апокалипсис Адама")
- Мотив Сокрытого, Духовного ~Солнца.
2. Azoth, как "растворитель":
"Тот, кто узнает нашу Великую Силу, станет невидимым, и огонь будет не в состоянии поглотить его. Но _он станет вычищать и разрушать все твои владения_. Ибо всякий, в ком проявится моя форма, будет спасён, начиная с (возраста) семи дней и до ста двадцати лет. (Что касается тех), кого я ограничивал в собирании всех падших - и писаний нашей Великой Силы, для того, чтобы она могла запечатлеть имя твоё в нашем Великом Свете - и мысли их, и труды их могут закончиться, _чтобы они смогли очиститься, и рассеяться, и разрушиться, и собраться в том Месте, которое никто в нём не видит_. Но ты увидишь меня, и _ты станешь готовить жилища свои в нашей Великой Силе_".
("Понятие нашей Великой Силы")
3. Алхимическая ~"Ртуть":
"И подчинил я все Силы их. Ведь, поскольку я спустился вниз, никто меня не увидел. Ибо _изменял я Формы свои, меняясь от Формы к Форме_. И потому, когда был я у ворот их, присвоил я победу их. Ибо тихо прошёл я мимо них, и оглядывал я Места, и не был я ни испуган, ни посрамлён, ибо не осквернён я был. И я говорил с ними, _смешиваясь с ними при помощи тех, кто от меня, и усердно попирая тех, кто бесчувственен к ним, и гася Пламя_. И делал я всё это из-за страсти моей к совершенствованию, чего возжелал я по воле Отца свыше".
("Второй Трактат Великого Сифа")
"Я - движение, пребывающее во Всем, она, в ком Все берет свою прочность, перворожденная среди возникших, она та, кто существует прежде Всего".
(и вообще весь текст - "Троевидная Протенойя")
"Он был первым, чтобы закрепить наше око над этой Девственностью, прикреплённой к Кресту, что в тех Местах. И мы видим, что именно _её Вода, являющаяся Верховной Властью, дарована тому, в ком есть знак. Это - Вода Бессмертия_, которой его одарят Великие Силы, пока он пребывает ниже, в Подобии _её юного сына_. Она не остановилась из-за него".
("Истолкование Знания")
4. Несокрушимое тело Света (Adamant-Rebis-Lapis):
"А затем все эти страдания - ваши собственные - вы же осудили и пересилили, причем отреклись от всего мира и всего вещества, которое в нем, и не перестали искать, пока не нашли все Тайны Царствия Света, которые вас _очистили и сделали вас Чистым Светом, сильно очищенным, и вы сделались Светом Очищенным_. Вот потому я и сказал вам однажды: "Ищите - и обрящете". (а) Вот (что тогда) я сказал вам: "Ищите Тайны Света, которые _очищают физическое (sic!) тело и делают его Чистым Светом, сильно очищенным_. Истинно говорю я вам: ради Расы человеческой, так как она вещественна, я истязал себя и принес им (людям) все Тайны Света, для того чтобы очистить их, потому что они - осадок всей плоти их Вещества, иначе ни одна душа из всей Расы Человечества не спаслась бы, и не смогли бы они унаследовать Царствие Света, если бы я не принес им Тайн Очищения. Ведь Эманациям Света не нужны Тайны - ведь они (и так) очищенные - но Раса человеческая суть те, кому нужны они, так как все они (люди) - осадки Вещества (Тайн Света). Вот потому я и сказал вам однажды: "Не здоровым нужен врач, но больным" (б), то есть тем, кто от Света, не нужны Тайны, так как они - Света Очищенные, но род людской - те, кто нуждаются в них, так как они (люди) - осадки Вещества (Тайн Света)".
("Пистис София", Вторая Книга, 100 - и далее по тексту тоже)
"Ты же, Петр, стань _совершенным в соответствии со своим именем (sic! - Lapis, Пётр - "Камень" - прим. L.)_, и пребудь вместе со мной, который избрал тебя, ведь из тебя я сделал начало другой оставшейся части людей, которую я призвал к знанию".
("Апокалипсис Петра")
"Ни одна смертная плоть не может узнать об этом, но _только чистая, совершенная плоть_, подобная той, о которой он учил нас на горе, названной в Галилее Оливковой".
("Премудрость Иисуса Христа")
5. Ещё теургические и алхимические элементы:
"Услышь молитву нашу, которой мы взмолились к _сокрытому во всяком месте_! Услышь нас, _пошли нам духов бестелесных, чтобы они обитали с нами_, и научили нас обетованиям Твоим, и _обитали в нас (sic!), и мы станем телами для них (sic!)_, ибо это Твоя воля. То, что должно произойти, пусть произойдёт. И Ты дашь устроение нашему делу, и Ты установишь его согласно воле Своей и согласно устроению эонов сокровенных, и _Ты обустроишь нас самих_, ибо мы Твои!"
("Книга величия Отца" (Кодекс Брюса), Глава XXIII. Молитва жителей материального мира)
"Пребывайте в слове Моём, и Я дам вам жизнь вечную, и Я _пошлю вам силы_, и Я _укреплю вас духами силы_, и Я _дам вам власть, как вы хотите, и вы породите себе эоны, и миры, и небеса, чтобы духи разумные пришли и обитали в них, и вы станете богами (sic!)_, и вы узнаете, что вы - от Бога, и вы увидите Его, Бога в вас, и Он будет обитать в вашем эоне".
("Книга величия Отца" (Кодекс Брюса), Глава XXII. Теофания в материальном мире)
"И возрадовались они великой радостью, ибо _всё зло Архонтов исчезло в них. И когда исчезло в них зло Архонтов, ученики сделались бессмертными_, и они проследовали за Иисусом во все те Места, в которые они шли".
("Вторая Книга Иеу", 48)
"Ведь он - тот, кто существует во Всеобщностях, порождая и открывая себя. _Кого бы он ни возжелал, он делает его отцом, по отношению к которому он, фактически, сам является Отцом, а также богом (sic!), по отношению к которому он, фактически, сам является Богом_. И он делает их Всеобщностями, Полнотою которых он и является".
("Трёхчастный Трактат", часть I, 5. Жизнь Эонов)
"Иисус сказал: Тот, _кто напился из моих уст, станет как я_. Я также, я стану им, и тайное откроется ему".
("Евангелие от Фомы", 112)
"Человек соединяется с человеком, лошадь соединяется с лошадью, осел соединяется с ослом. Роды соединяются с такими же родами. Подобным образом _дух соединяется с духом, и Логос [сочетается] с Логосом, [и свет] сочетается [со светом_. Если ты] станешь человеком, [человек] возлюбит [тебя]. Если ты станешь [духом], _дух соединится с тобой_. Если ты станешь Логосом, Логос соединится с тобой. Если [ты] _станешь светом, свет будет сочетаться с тобой_. Если ты станешь теми, которые принадлежат вышине, те, которые принадлежат вышине, будут покоиться на тебе".
("Евангелие от Филиппа", 113)
- Теургическо-алхимический "принцип подобия", как уже говорилось.
6. Re-bis, как алхимический Андрогин:
"И поэтому Я пришел в этот мир, чтобы они были соединены с духом этим и дыханием, и _чтобы двое стали одним, как вначале_, чтобы вы дали большой плод и взошли к Предвечному в радости неизреченной и славе, и чести, и милости Отца всего".
("Премудрость Иисуса Христа")
"Ибо Конец получит целостное существование, также как целостно Начало, _где нет ни мужского, ни женского_".
("Трёхчастный Трактат", часть III, 16. Искупление Призванных)
"Иисус сказал им: Когда вы _сделаете двоих одним_, и когда вы _сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону_, и когда вы _сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной_, когда вы сделаете глазА вместо глАза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, - тогда вы войдете в [царствие]".
("Евангелие от Фомы", 27)
"Иисус сказал: Если _двое в мире друг с другом в одном и том же доме_, они скажут горе: Переместись - и она переместится".
("Евангелие от Фомы", 53)
"Поэтому я говорю следующее: Когда он _станет пустым, он наполнится светом_, но когда он станет _разделенным, он наполнится тьмой_".
("Евангелие от Фомы", 65)
"Иисус сказал: _Когда вы сделаете двух одним, вы станете Сыном человека (sic! - Re-bis - прим. L.)_, и, если вы скажете горе: Сдвинься, она переместится".
("Евангелие от Фомы", 110)
"Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо _всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в царствие небесное_".
("Евангелие от Фомы", 118)
"Среди духов нечистых существуют мужские, существуют женские. Мужские - это те, что соединяются с душами, обитающими в форме женщины, а женские - те, что объединены с теми, которые в форме мужчины из-за того, что она отделена. И никто не сможет убежать от них, когда они овладевают им, _если только не обретает он силы мужчины и женщины, то есть жениха и невесты (sic!)_. Ее же получают _в чертоге брачном в образе_. Когда женщины глупые видят мужчину, сидящего в одиночестве, они бросаются на него, резвятся с ним, оскверняют его. Подобным образом, если мужчины глупые видят женщину, сидящую в одиночестве, красивую, они убеждают ее, насилуют ее, желая ее осквернить. Но если они видят _мужа и его жену, сидящих рядом_, женщины не могут войти к мужчине и мужчины не могут войти к женщине. Так же бывает, если _образ и ангел соединяются друг с другом, и никто не может осмелиться войти к мужчине или к женщине_. Тот, кто вышел из мира, не может более быть схвачен, как бывший в мире. Он являет, что он выше страсти... (и) страха. Он - господин [природы], он - избраннее ревности. Если [видят такого], его схватывают, его бьют. И как сможет он убежать от этих [желаний и] страха? Как сможет он [спрятаться от них?] Бывает [часто], некоторые [приходят, говорят:] Мы верующие, - дабы [уйти] от духов нечистых и демонов. Ибо _если бы был у них Дух святой, дух нечистый не прилепился бы к ним_".
("Евангелие от Филиппа", 61)
"[Господь сказ]ал: Я пришел [сделать части нижние] подобными частям [верхним и части] внешние частям [внутренним. Я пришел соединить их] в том месте".
("Евангелие от Филиппа", 69)
"Когда Ева была в Адаме, не было смерти. После того, как она отделилась [от него], появилась смерть. Если _она снова войдет в него и он ее примет, смерти больше не будет_".
("Евангелие от Филиппа", 71)
- Хава - "Жизнь", т.е. Человек и Жизнь были ~Единым.
"Если бы женщина не отделилась от мужчины, она бы не умерла вместе с мужчиной. Его _отделение было началом смерти_. Поэтому пришел Христос, дабы снова _исправить разделение_, которое произошло вначале, _объединить обоих_ и тем, кто умер в разделении, дать жизнь (и) _объединить их_".
("Евангелие от Филиппа", 78)
"Итак, _женщина соединяется со своим мужем в чертоге брачном_. Ибо те, кто соединился в чертоге брачном, более _не будут разделены_. Потому Ева отделилась от Адама - ибо она не соединилась с ним - в чертоге [брачном]".
("Евангелие от Филиппа", 79)
"Если дозволено говорить тайну, _Отец всего соединился с девой_, которая снизошла, и свет осветил его в тот день. Он явился в великом чертоге брачном. Поэтому его _тело, которое появилось в тот день, вышло из чертога брачного, как то, которое появилось от жениха и невесты_. Подобным образом Иисус воздвиг все в нем благодаря этому. И следует, чтобы каждый ученик вошел в его покой".
("Евангелие от Филиппа", 82)
"Вот место, где находятся _дети чертога брачного_. Есть соединение в этом мире мужчины и женщины, место силы и слабости. В эоне - иной вид соединения. Однако мы называем их этими именами. Но существуют иные, они выше всех имен названных, и они выше жестокого. Ибо, где есть сила, там есть избранные силы. Те, кто там, - не одно и другое, но _они оба - только одно_. Тот, кто здесь, - этот не сможет выйти из плотского тела".
("Евангелие от Филиппа", 103-104)
"Тогда _разделил нас бог, Архонт Эонов, с Силами в гневе_. Тогда _мы стали двумя Эонами, и покинула нас слава_, которая в нашем сердце, меня и твою мать Еву, вместе с Гносисом первым, который дышал в нас, и она (т.е. слава) бежала от нас и вошла в другой Великий Эон и в другой великий род, который возник не из того Эона, из которого мы возникли, я и Ева, твоя мать, но она вошла в семя Великих Эонов".
("Апокалипсис Адама")
Список цитат можно продолжать, однако пусть люди сами изучают источники - это лишь малая часть соответствий, но концепция должна быть ясна уже на примере этих фрагментов.
Вывод:
Адамант-Адамас - Несокрушимое тело Света - Rebis - результат "гностической" Алхимии, Эон Плеромы, алхимический Андрогин. Насколько материя тленна, настолько она для "гностиков" и иллюзорна, ибо то, что имеет начало - имеет и конец. Нетленность же равна Вечности, где Время (Сатурн-Хронос, Ялдаваоф) не имеет ни власти, ни удела, поскольку неспособно выйти "за пределы" 7-и Сфер (речь не о планетах) Гебдомады. Гебдомада - это классические 7 Сфер древней магии в совокупности - Семеричное "докаббалистическое" Древо, известное в разных культурах от Египта до Альбиона. На локальном человеческом уровне это максимум, который воспринимается средним "бытовым" восприятием обычного человека в обычном состоянии - 7 цветов/светов спектра, 7 нот и т.д. Выход за пределы восприятия 7 Сфер - это область Огдоады. Далее можно провести все прочие аналогии и параллели, однако это не входит в тему данной статьи.
Вполне вероятно, что в "Откровении Иоанна", например, "гностики" узнали бы не Христа, а ~"сына" Гебдомаса-Протоархонта в гневе, "огненная" природа которого говорит, что это "искра от пламени" Яхве, его ~"сын" и "помазанник", а не "гностический" Эон Христос, однако не всё так однозначно, поэтому я могу и ошибаться.
"Гностицизм" является "ультра-антропоцентричным". Одновременно с этим это бесконечный поиск Иного, "вектор" которого направлен в Вечность. И именно в этой Бесконечности, в бесконечном поиске и стремлении к Иному, "заряд" которого переходит и после "выхода", "гностик" обретает бессмертие в Духе, становясь Эоном Нетленности и вечного движения. Это нельзя сравнить с "растворением в Абсолюте", хотя когда-то мне казалось, что речь идёт о чём-то подобном - нет, "гностик" обретает жизнь вечную именно в этом бесконечном полёте-стремлении к Иному. "Ещё более я наставлю вас, которые есть: станьте подобными тем, кого нет, чтобы могли пребывать вы с теми, кого нет" ("Апокриф Иакова").
Именно радикальный дуализм отличает "гностицизм" и "гностическую" практику от других концепций, религий, философий, учений, мистерий и традиций - такое разделение всегда ведёт к дуализму, а затем и к "гностицизму", однако те, кто воспринимает всё во взаимосвязи, как единое, целостное Бытие, будут путать "гностические" элементы со всеми прочими, поскольку в остальных аспектах практики имеют общее, различаясь, как уже было сказано, в самом основном. Какая концепция более близка к Истине - пусть каждый решит для себя сам. В чём принципиальная разница между "языческой"/"иудео-христианской" Алхимией и условной "гностической" Алхимией, так это в том, что адепты первой считали, что материя может быть качественно преобразована Духом в "нетленную материю", тогда как адепты второй, т.е. "гностики", считали, что материя не имеет в себе ничего качественного или потенциально качественного, т.е. что она не может быть "преобразована" во что-то лучшее в принципе, поэтому должна быть "рас-творена" Духом, а работа должна завершиться тотальным отделением и полным "переходом" в Иное. Есть смутное подозрение, что конечный результат может в некоторых случаях внезапно совпасть, потому как в процессе очищения сознание меняется порой достаточно радикально - и обнаруживаются, становятся ясными те ~вещи, на которые человек до того смотрел совершенно иначе, а то, что когда-то казалось чем-то очевидным, перестаёт являться таковым, расцветая новым букетом смыслов (а что мы хотели в мире ~иллюзионистов?) - кроме того, то, что описано тут, лишь очень поверхностно касается Алхимии - всё гораздо сложнее и многограннее, нежели это упрощение - и это тот случай, когда маленький холм скрывает в своих недрах огромное количество руды. Прочитал? Не верь на слово. - таково должно быть правило ищущего: "Иисус сказал: Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем" ("Евангелие от Фомы", 1).
[в статье использовались переводы: А. Мома, Д. Алексеев, М. Трофимова и др.]