Луценко Роман Иванович : другие произведения.

Акмеизм и Гумилёв

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЕВ.
   (1886 - 1921)
     Содержание:
   1.   Образ  времени. Модернисты "Серебряного века".
   2.   Акмеизм.
   3.   Творческая  биография  Гумилева.
   4.   Анализ творчества.
   5.Заключение
    
   Модернисты "Серебряного века".
    
   Литература  XX  века  развивалась в обстановке войн, революций, затем становления новой послерево-люционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого времени. Социальные катаклизмы начала столетия усилили стремление философов, писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения. Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала XX века поражает необычностью и разнообразностью авторских мироощу-щений, форм, структур. 
   Литературные течения, противостоящие реализму, назывались модернистскими. Модернисты (с фран-цузского - "новейший", " современный") отрицали социальные ценности и старались создать поэтическую культуру, содействующую духовному совершенствованию человечества, вследствие чего в модернистской литературе образовалось несколько течений. Основными были символизм, акмеизм и футуризм. В острой полемике одно течение сменялось другим. Между членами каждого из объединений нередко разгорались споры.  
   Период творчества основных представителей модернизма принято называть "серебряным веком" по аналогии с "золотым" XIX веком в русской литературе. Действительно, никогда прежде не было такого множества и разнообразия талантливых авторов. Условно началом "серебряного века" принято считать 1892 год, когда идеолог и старейший участник движения символистов Дмитрий Мережковский прочитал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". Фактический же конец "серебряного века" пришел с Октябрьской революцией после выхода постановления "О политике партии в области литературы" в 1925 году. Только пролетарская литература и только метод соцреализма были признаны  как  единственно  возможные.
    
   Акмеизм.  
    
   Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм. 
   "Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х годов (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам), провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному",  возврат  к материальному миру, предмету,   точному значению слова. Однако "земной" поэзии акмеистов были присущи модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств." 
   Идея нового направления в литературе впервые была высказана Михаилом Кузьминым (1872-1936). В  его статье "О прекрасной ясности" (1910) были изложены все основные постулаты будущих акмеистов. Собственно акмеистическое движение возникло в 1913 году на почве авторского объединения "Цех поэтов", в который входили Николай Гумилев, Сергей Городецкий (1884-1967), Анна Ахматова (1889-1966) и Осип Мандельштам (1891-1938). Первые манифесты акмеизма появились в журнале "Аполлон" (модернистском литературном журнале начала века) в январе. В своей статье "Наследие символизма и акмеизм" Гумилев подверг символистов сильной критике; Сергей Городецкий в статье "Некоторые течения в современной русской литературе" высказывался еще более резко, декларируя катастрофу символизма. Но тем не менее мно-гие акмеисты все же тяготели к поэзии Бальмонта, Брюсова или Блока, хотя своими Учителями считали Иннокентия Анненского и Михаила Кузьмина. Несмотря на то что акмеисты как объединение просуществовали недолго, всего два года, они, без сомнения, внесли огромный вклад в русскую литературу.
    
   Биография Николая Гумилева.
    
   Одним из ведущих поэтов-акмеистов был Николай Степанович Гумилев. В действительности же его творчество было гораздо более широко и разнообразно, а его жизнь была необычайно интересной, хотя и завершилась трагично.
   Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля (по старому стилю) 1886 года в Кронштадте, где его отец работал военным врачом. Вскоре его отец ушёл в отставку, и семья переехала в Царское Село. Стихи и рассказы Гумилев начал писать очень рано, а впервые в печати его стихотворение появилось в газете "Тифлисский листок" в Тифлисе, где семья поселилась в 1900 году. Через три года Гумилев возвращается в Царское Село и поступает в седьмой класс Николаевской гимназии, директором которой был замечательный поэт и педагог И.Ф.Анненский, оказавший большое влияние на своего ученика. Учился Гумилев, особенно по точным наукам, плохо, он рано осознал себя поэтом и успехи в литературе ставил для себя единственной целью. Окончив гимназию, он уехал в Париж, успев выпустить до этого первый сборник "Путь Конкистадоров". Эту книгу юношеских стихов он, видимо, считал неудачной и никогда не переиздавал ее.
   В Париже Гумилев слушал лекции в Сорбонне по французской литературе, изучал живопись и издал три номера журнала "Сириус", где печатал свои произведения, а также стихи царскосельской поэтессы Анны Горенко (будущей знаменитой Анны Ахматовой), ставшей вскоре его женой.
   В 1908 году в Париже вышла вторая книга Гумилева "Романтические цветы". 
   Приехав в Россию, Гумилев сближается с Вяч. Ивановым, под руководством которого была создана так называемая "Академия стиха". Одним из инициаторов ее организации стал Гумилев. В основанном С.Маковским журнале "Аполлон" он начинает постоянно печатать свои "Письма о русской поэзии". 
   В 1910 году Гумилев женился на  А.А. Горенко и  осенью этого же года впервые отправился в Абиссинию, совершив трудное и опасное путешествие. "Я побывал в Абиссинии три раза и в общей сложности провел в этой стране почти два года. Свое последнее путешествие я совершил в качестве руководителя экспедиции, посланной Российской Академии наук", -  писал в "Записях об Абиссинии" Николай  Степанович Гумилев. Африканские стихи Гумилева, вошедшие в подготовленный им сборник "Шатер", и сухая точная проза дневника  -  дань его любви к Африке.
     Третья книга Гумилева (1910) принесла ему широкую известность. Гумилев медленно, но уверенно идет к полному мастерству в области формы. Почти все его стихотворения написаны прекрасно обдуманными и утонченно звучащими стихами.
   Многие стихи "Жемчугов" популярны, особенно знаменитая баллада "Капитаны", созданная автором в лучших романтических традициях Киплинга и Стивенсона. Н.Гумилев называл свою поэзию Музой Дальних Странствий. До конца дней он сохранил верность этой теме.
    Книга  "Жемчуга"  была посвящена В. Брюсову, которого автор называл учителем. Но  именно в "Жемчугах"  Вяч. Иванов  увидел  точки  расхождения  Гумилева  с  Брюсовым  и  предрек  молодому  поэту  иной  путь. Разгоревшаяся в 1910 году полемика вокруг символизма выявила глубинный кризис того литературного направления. 
   Как реакция на символизм и возникло созданное Н.Гумилевым и С.Городецким новое литературное течение - акмеизм, предтечей которого стало литературное объединение "Цех поэтов". Акмеисты, противопоставляющие себя не только символистам, но и футуристам, организационно оформились вокруг "Цеха поэтов, издавая небольшой журнальчик "Гиперборей". На щите акмеистов было начертано: "Ясность, простота, утверждение реальности жизни". Акмеисты отвергали "обязательную мистику" символистов. "У акмеистов, -  писал в журнале "Аполлон" С.Городецкий, -  роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще".
   Первая мировая война сломала привычный ритм жизни. Николай Гумилев добровольцем пошел на фронт. Его храбрость и презрение к смерти были легендарны. Редкие для прапорщика награды - два солдатских "Георгия"  -  служат лучшим подтверждением его боевых подвигов. В сборнике "Колчан" нашли отражение темы войны:
    
   И залитые кровью недели
   Ослепительны и легки
   Надо мною рвутся шрапнели,
   Птиц быстрей взлетают клинки.
   Я кричу, и мой голос дикий,
   Это медь ударяет в медь,
   Я, носитель мысли великой,
   Не могу, не могу умереть.
   Словно молоты громовые
   Или воды гневных морей,
   Золотое сердце России
   Мерно бьется в груди моей.
    
   Говоря о военной лирике Гумилева, нельзя не помнить о психологических особенностях его личности. Гумилева не зря называли поэтом-воином. "Войну он принял с простотою современной, с прямолинейной горячностью. Он был пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу война застала в наибольшей боевой готовности".  Гумилев видел и осознавал ужас войны, показывал его в прозе и стихах, а некоторая романтизация боя, подвига была особенностью Гумилева -  поэта и человека с ярко выраженным, редкостным, мужественным, рыцарским началом  и  в  поэзии,  и  в  жизни.
   В "Колчане" же начинает рождаться новая для Гумилева тема -  "о России". Совершенно новые мотивы звучат здесь: гений Андрея Рублева и кровавая гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя Русь. Он постепенно расширяет и углубляет свои темы, а в некоторых стихотворениях достигает даже пугающей прозорливости, как бы предсказывая собственную судьбу:
    
   Он стоит пред раскаленным горном,
   Невысокий старый человек.
   Взгляд спокойный кажется покорным
   От миганья красноватых век.
   Все товарищи его заснули,
   Только он один еще не спит:
   Все он занят отливаньем пули,
   Что меня с землею разлучит.
    
   Октябрьская  революция  застала Гумилева за границей, куда он был командирован  в мае 1917 года. Он жил в Лондоне и Париже, занимался восточной литературой, переводил, работал над драмой "Отравленная туника". В мае 1918 года  он  вернулся  в  революционный  Петроград. Вместе с А. Блоком, М. Лозинским, К. Чуковским  и другими крупными  писателями Н. Гумилев работает в созданном А.М. Горьким издательстве "Всемирная литературе". В 1918 году выходит  шестой  сборник  Н. Гумилева "Костер" и сборник переводов восточной поэзии "Фарфоровый павильон".
    Последние прижизненные сборники стихов  Н. Гумилева изданы в 1921 году - это "Шатер" (африканские стихи) и "Огненный столп". В этом сборнике мы видим нового, "вершинного" Гумилева, чье отточенное поэтическое искусство лидера акмеизма обогатилось простотой высокой мудрости, чистыми красками, мастерским использованием причудливо переплетающихся  между собой  бытовых и фантастических деталей  для  создания  художественного образа:
    
   Шел я по улице незнакомой
   И вдруг услышал вороний грай,
   И звоны лютни, и дальние громы,
   Передо мною летел трамвай.
   Как я вскочил на его подножку,
   Было загадкою для меня,
   В воздухе огненную дорожку
   Он оставлял и при свете дня.
   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 
   Где я? Так томно и так тревожно
   Сердце мое стучит в ответ:
   Видишь вокзал, на котором можно
   В Индию Духа купить билет?
    
   У совершенно  политически безграмотного Гумилева была своя "теория" о том, что можно, оставаясь при  любых убеждениях, честно и по совести служить своей Родине, независимо от того, какая существует в ней власть. Поэтому он признавал Советскую власть, считал, что обязан быть во всех отношениях лояльным к ней, несмотря на то, что находился  в тяжелых личных условиях существования,  а  страна была   в состоянии разрухи.  
   Жизнь  Н.С. Гумилева  трагически  оборвалась в августе 1921 года. Долгие годы официально утверждалось, что поэт был расстрелян за участие в контрреволюционном, так называемом Таганцевском, заговоре. Но на деле его вина заключалась лишь в недонесении органам о том, что ему предлагали  вступить в заговорщическую  организацию, что также , кстати, подлежит  сомнению.
   "Таганцевское дело" вызвало широкий негативный резонанс. Мировая общественность не могла согласиться  с таким приговором. Алексей Толстой написал позже: "Я не знаю подробностей его убийства, но, зная Гумилева, -  знаю, что стоя у стены он не подарил палачам даже взгляда смятения и страха". 
    
   Анализ творчества Гумилева.
    
   Поэзия Гумилева в разные периоды его творческой жизни сильно отличается. Иногда он отрицает символистов, а иногда настолько сближается с их творчеством, что трудно догадаться,  что все эти замечательные стихотворения принадлежат одному поэту. Здесь вспоминаются слова А.Блока:    "Писатель - растение многолетнее... душа писателя расширяется периодами, а творение его -  только внешние результаты подземного роста души. Поэтому путь развития может представляться прямым только в перспективе, следуя же за писателем по всем этапам пути, не ощущаешь этой прямизны и неуклонности вследствие остановок и искривлений".
   Эти  слова Блока, поэта, высоко ценимого Гумилевым, и в то же время основного его оппонента в критических статьях, наиболее подходят к описанию творческого пути Гумилева. Так, ранний Гумилев тяготел к поэзии старших символистов Бальмонта и Брюсова, увлекался романтикой Киплинга, обращался к зарубежным классикам: У. Шекспиру, Ф. Рабле, Ф. Вийону, Т. Готье  и  даже к эпическим произведениям Некрасова. Позже он отошел от романтической декоративности лирики и пышной яркости образов к более четкой и строгой форме стихосложения, что и стало основой акмеистического движения. Он был строг и неумолим к молодым поэтам, первый объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно так же учиться, как учатся музыке и живописи. Талант, чистое вдохновение должны были, по его мнению, обладать совершенным аппаратом стихосложения, и он упорно и сурово учил молодых мастерству. Стихо-творения акмеистического периода, составившие сборник "Седьмое небо", подтверждают такой трезвый, аналитический, научный подход Гумилева к явлениям поэзии. Основные положения новой теории изложены им в статье "Наследие символизма и акмеизм". К  этому периоду относится и  написание Гумилевым серьезной критической работы "Письма о русской поэзии", опубликованной в 1923 году.
    Эта книга   поэтической критики занимает особое место в истории  русской критической мысли. Статьи и рецензии, вошедшие в нее, писал большой поэт и страстный теоретик стиха, человек безупречного поэтического слуха и точного вкуса. Обладая   даром предвидения, Гумилев  в своих работах намечает пути развития отечественной поэзии, и мы сегодня можем убедиться, как точен и прозорлив был он в своих оценках. Свое понимание поэзии он выразил в самом начале своей программной статьи "Анатомия стихотворения", открывающей сборник "Письма о русской поэзии". "Среди многочисленных формул, определяющих существо поэзии, выделяются две, они гласят: "Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке" и "Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке". Обе эти формулы основаны на ярком ощущении законов, по которым слова влияют на наше сознание. Поэтом является тот, кто "учитывает все законы, управляющие комплексом взятых им слов". Именно это положение и лежит в основе той громадной работы, которую после революции проводил Гумилев с молодыми поэтами, настойчиво обучая их технике стиха, тайнам того ремесла, без которого, по его мнению, настоящая поэзия невозможна. Гумилев хотел написать теорию поэзии, этой книге не суждено было родиться, и отношение его к "святому ремеслу" поэзии сконцентрировано в нескольких статьях и рецензиях, составивших "Письма о русской поэзии".
   С  годами поэзия Гумилева несколько меняется, хотя основа остается прочной. В сборниках военной эпохи  в ней вдруг возникают отдаленные отзвуки блоковской, опоясанной реками Руси и даже "Пепла" Андрея  Белого. Эта тенденция продолжается и в послереволюционном творчестве. Поразительно, но в стихотворениях "Огненного столпа"  Гумилев  как  бы  протянул  руку отвергаемому и теоретически обличаемому  им  символизму. 
   Поэт словно погружается в мистическую стихию, в его стихах вымысел  причудливо переплетается с реальностью, поэтический образ становится  многомерным, неоднозначным. Это уже новый романтизм,   содержание которого значительно отличается от романтизма знаменитых "Капитанов", акмеистической "прекрасной  ясности"  и  конкретности.
    
   Заключение.
    
   Николай Гумилев был  незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика. Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, едва не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне. Но она оборвалась в возрасте тридцати пяти  лет, и кто знает, какие бы гениальные произведения Гумилев бы еще мог создать. Прекрасный художник, он оста-вил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая  самим Гумилевым, одним  из  лучших  русских  поэтов  начала XX века.
    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"