Наступило хмурое пасмурное зимнее утро. Алексей поежился, закрыл дверь балкона. Анна укуталась новым голубым одеялом по самый подбородок и сладко спала. Тишину раннего утра нарушало тикание больших настенных часов. И вдруг зазвонил городской телефон. Алеша поднял трубку и нахмурился. Из трубки послышался радостный голос девушки: "Анька я все же приехала! Я на вокзале. Жди, лечу к тебе!" Алексей пожал плечами, собеседница не дала ему вставить и полслова. Прошло где-то минут пятнадцать, раздался звонок в дверь. Анна пошевелилась, натянула одеяло на голову и продолжила спать. Алеша грустно вздохнул и пошел открывать дверь. Нужно было видеть, как округлились зеленые глаза тоненькой стройной девушки, стоящей у двери, когда она увидела, кто открыл дверь. -Вы кто? А где Анька?-спросила она. За спиной Лешки раздался радостный визг. Проснувшаяся Анна оттолкнула Алексея и в пижаме выскочила на лестничную клетку. Девушки завизжали от восторга.
-Анька!
-Лизка! Открылась дверь соседской квартиры, и бойкий старичек потянул мопса на улицу, бросив любопытный взгляд на целующихся девушек. Анна потянула девушку в квартиру: "Заходи!" Леша занес в прихожую коричневый чемодан гостьи. Уже минут через десять девушки накрыли стол.
-Давайте я вас представлю - моя лучшая подруга Елизавета Коренева. А это мой одноклассник Алексей Лукин, -познакомила Анна Лизу и Алексея. Зеленоглазая Лиза с нескрываемым любопытством посмотрела на Алешу и лучезарно улыбнулась:
- Очень приятно!
-Рад познакомиться! -Алеша поцеловал ручку девушки. За столом Аня сказала фразу, заставившую Алексея задуматься.
- После завтрака едем в гости. Тебя это приятно удивит! Внешне спокойный Алеша спрашивает:
-К кому едем?
-Увидишь! -смеется Анна. Для тебя и меня - это поездка в гости. Для Лизы - это работа. После завтрака Аня куда-то перезвонила. Cобеседник , а может собеседница, подтвердил или подтвердила, что нас ждут.
-Пять минут на сборы и выезжаем! -торопит она Алексея и Лизу.
-А мы готовы! -говорят почти одновременно они. В машине Алексей садится на заднее сидение и слушает оживленную болтовню подруг. Минут через десять Аня тормозит возле трехэтажного серого дома, построенного как минимум во времена Австро-Венгерской империи.
-Нам на третий этаж, двадцать вторая квартира.
-Идемте! -Елизавета решительно заходит в парадное, не видевшее ремонта лет двадцать. Уже в парадном Алешу накрыла уверенность, что ему здесь когда-то приходилось бывать.
-Не вспомнил?-спрашивает наблюдательная Анна.
-Нет! -отрицательно машет он головой.
-Ну ладно! -сдерживает эмоции Анна. Идем дальше. На третьем этаже Аня звонит в видевшую лучшие времена дверь с двадцать вторым номером и прячется за спину Алексея.
-Простите!- старая высохшая от лет старушка в очках внимательно смотрит на Алексея и недоуменно щурится.
-Вы к кому?- cпрашивает она.
Алексей немного растерянно смотрит на незнакомую старушку.
-Простите! -пытается он исправить ситуацию. Здесь какое-то недоразумение! Неожиданно в глазах старушки вспыхнула радость.
-Лешенька Лукин! -радостно улыбается она. Молния, упавшая у ног, произвела бы на Лешу меньше эффекта.
-Тамара Ефимовна, Вы?!-вскрикивает он от радости. С высоты своего роста Алексей наклоняется и целует руку своей учительнице.
-Здравствуй, мой маленький! -целует она Лешу и ласково гладит по волосам. Добрые и немного грустные глаза Тамары Ефимовны внимательно смотрят на Алешу.
-Как же ты вырос, возмужал! -любуется она Алешей.
-А я?- выглядывает из-за спины Алексея Анна.
-Ну ты у меня всегда была красавицей и умницей! -ласково говорит она Анне. От услышанной похвалы она слегка краснеет.
Загадка Елизаветы неожиданно раскрывается.
-Тамара Ефимовна, разрешите представить Вам мою подругу и журналистку Елизавету Кореневу. Тамара Ефимовна приветливо кивает Лизе и приглашает всех пройти в комнату. Лиза приехала не только к Ане в гости, но и взять интервью у нашей учительницы истории Матусевичус Тамары Ефимовны.Ребята, чтобы не мешать Лизе, сели в стороне пить вкусный чай.
-Меня зовут Матусевичус Тамара Ефимовна. Я сорок два года проработала учителем истории в средней школе.
-Что Вы думаете о истории, как о науке?- задала второй вопрос Елизавета.
-История- великая наука. Но историю пишут победители. Я поясню- пришла Советская власть, и учебники истории были переписаны так, как это было выгодно власти. Вот и сейчас новая власть переписала учебники истории.
-Я поняла!- оживилась журналистка. И как вы к этому относитесь? Тамара Ефимовна внимательно посмотрела из-под очков на журналистку.
-Дорогуша, мне столько лет, что я боюсь в слух произнести эту цифру. Моя соседка недавно сказала, что я советский анахронизм. Она права, мне поздно меняться. И чтобы я не думала по поводу исправленных учебников, вашему поколению с этим жить.
-Хорошо!- согласилась Лиза и что-то записала себе в блокнот. Что вы думаете по поводу человека в истории? Влияет ли человек на историю, оставляет ли обычный человек свой след в истории? Тамара Ефимовна удивилась, но ответила:
-Я попробую ответить так, как я это понимаю. Мы все в своей жизни делаем поступки, которые формируют общую картину истории. И на основании наших поступков, хороших или плохих, так же формируется история человека, семьи, города, страны. А уже после профессиональные историки её редактируют, выбрасывая что-то лишнее на их взгляд. И добавляя что-то свое, чего в действительности никогда не происходило...Лиза попыталась скорректировать разговор в нужном ей направлении.
-Что вы скажете по поводу догмы "Сталин и репрессии"? Старая учительница грустно улыбнулась.
-Знаете, я когда-то в архиве спецслужб прочла личное дело деда Леши Лукина. В далеком 1937 году, когда по исследованиям историков бушевали репрессии, он выпустил главного инженера завода, которого подводили под расстрельную статью. Выпустил с формулировкой " в связи с отсутствием доказательств состава преступления."
Лиза снова что-то записала себе в блокнот.
-И таких примеров много. Скажите, как следователь НКВД мог выпустить подследственного и остаться работать в органах? Второй пример- в 1936 году в Днепропетровске расформировали 136 полк войск НКВД с формулировкой :"за систематическое несоблюдение норм социалистической законности". Как это объяснили историки? Никак! В картину истории, записанную в учебниках, это не подходило.
-Получается, в наших школах изучали и изучают искаженную картину истории? - cпросила Лиза.
-Попробуйте сами ответить на этот вопрос! Лиза с интересом смотрела на учительницу. Вы не ответили по поводу роли обычного человека в истории. Неожиданно Тамара Ефимовна встала.
-Сейчас я вернусь! Лиза оглянулась на Алексея и Анну и недоуменно пожала плечами. Через минуту учительница зашла, легонько подталкивая перед собой маленького мальчика.
-Знакомтесь, мой сосед Дениска!-представила она мальчика. И открыла большую картонную коробку, которую только что принесла. Лиза посмотрела и ахнула. Пластилиновый конь куда-то мчался, гриву его развевал ветер. Всадник на коне разинул рот в диком крике. Вторая композиция была очаровательна- симпатичный ежик на пеньке, иголки его утыканы всевозможными грибами. Подошли Леша с Аней.
-Ух ты!-заговорила впечатлительная Аня. Это все ты сделал? Мальчик посмотрел на Анну большими карими глазами. Тамара Ефимовна грустно покачала головой:
-Дениска немой! Аня побледнела.
-Дениска из когорты тех творческих людей, которым предназначено сделать этот мир лучше,- сказала учительница всем. Как ему помочь?
-Мальчик талантлив! -заговорил Леша. У него еще есть работы?
-Да, есть!-ответила учительница. -А давайте проведем в нашей школе его выставку! Аня отвела Лешу в сторону.
-Ты помнишь, что в школе нас могут узнать?
-Не боись! Одежка меняет человека! Все сделаю!-успокоил он Анну.
-А давайте!- согласилась Тамара Ефимовна.
-C меня статья о выставке!- поддержала идею Леши Лиза. Выставка состоялась через два дня. Алеша и Аня так и не узнали ,c кем договаривалась их учительница. Но на выставку приехал заведующий гороно. На ней были ученики, учителя и Лиза, журналист областной газеты. Выставка прошла успешно.Вскоре на Дениску обратили внимание немцы, и он поехал учиться в художественную школу. А если заглянуть в далекое будущее, то рано утром старинный телефон с рычажком на стене кухни у Алеши пронзительно зазвонит.
-Да!- прижал Алексей трубку к уху. Шипение в трубке прекратилось и далекий голос тихо скажет:
-Дядь Леша, это я!Я разговариваю!
-Дениска, ты?
-Я! С кровати слетела запутавшись в одеяле Аня. Если бы Алексей ее не поймал, она бы шлепнулась на пол. Аня вырвала трубку и закричала: