Аннотация: "Еврейская газета", сентябрь 2004. Знакомство с творчеством Виктора Шнейдера
ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОЭТА
Вам знакомо это имя - Виктор Шнейдер?
В октябре 2003 года вышел двухтомник его стихов и прозы. Поэт, прозаик, бард, драматург, критик, эссеист, переводчик, биолог, друг, сын, брат, он погиб в возрасте двадцати девяти лет... "Русской поэзии возвращен поэт, которого она могла бы потерять, но, как всегда, русской поэзии плевать на своих поэтов", - с горечью отметил на презентации двухтомника в Центральном Доме Литераторов в ноябре 2003 года Александр Городницкий.
Виктор родился в г.Пушкине в 1971 году. Биология - семейная традиция: биологом был отец, биолог - старший брат, и Виктор поступил в ленинградский Технологический институт, где изучал биотехнологию. В 1991 году переехал в Германию, пять лет учился в Геттингенском университете. писал диссертацию в Мюнхене. Однако литература с детства была неутолимой страстью, ставшей главным делом жизни. Многие свои стихи он превращал в песни и пел их в кругу друзей и перед более широкой аудиторией. В России выступал на слетах авторской песни в Череповце, Хибинах, Осколе, в Германии несколько лет подряд с неизменным успехом участвовал в ежегодном слете под Вупперталем, собирающем сотни русскоязычных бардов со всех ее земель и из прилежащих европейских стран.
После трагической гибели в январе 2001 года друзья и родные взялись за популяризацию творчества Виктора не только в Германии, где он был уже известен, но и в России. Спектр жанров, в которых работал Виктор, настолько широк, что каждый, кто хотел внести свою лепту в это благородное дело, мог участвовать доступными ему средствами - читая стихи или прозу, ставя пьесу, играя в ней, исполняя песни под гитару, исследуя творчество этого разностороннего таланта. Им была подготовлена и прочитана лекция о Рабби Акиве; он писал роман о молодом ученом из еврейского местечка; создал оригинальную пьесу о Гамлете, переводил Гейне, Гете, а также современных немецких поэтов Ганса Круппу и Герхарда Тэнцера; пел под гитару свои песни. Выставлял произведения на литературные конкурсы, на одном из них в 1998 году занял первое место.
Идея издания книги возникла в 2001 году, когда Виктора уже не было. Сначала речь шла только о поэзии, но хотелось, чтобы не канули в Лету ни рассказы, ни эссе о Гамлете, ни, пусть неоконченный (не успел дописать), но мастерски написанный роман "Гам лет и улиц", действие которого охватывает период от революции до середины двадцатых годов. В его герое Дане Фришберге очень четко просматривается параллель с автором.
Какой поэт не желал бы увидеть книгу своих стихов? А Виктор был прежде всего и во всем поэт. В стихотворении "Я в библиотеке..." он мысленно обещает выгоняющей его, засидевшегося перед грудами книг до закрытия, библиотекарше:
Ничего, родная, погоди немножко,
Я сниму рубашку, натяну обложку,
И, когда в таком сюда явлюсь я виде,
Гнать меня из зала у тебя не выйдет. ("Я в библиотеке в чтенье разных "критик",
1995)
Многие произведения Виктора посвящены еврейской теме. В поэме "...Покуда Пушкин жил в Одессе", перекликающейся с пушкинским романом в стихах, (Виктор любил и прямое и скрытое цитирование строк великих поэтов, в особенности, "пушкинских цитат нетленных") представлен "антигерой" :
Но нет дворянства у евреев.
Они, богаче и беднее,
Глупее кто и кто умнее,
Все жили на один манер...
............................................
....не выговаривая права,
Которое, подумать здраво,
Имеют все: дурную славу
По мере жизни наживать,
А не иметь ее с рожденья...
Виктору несвойственно проживание только в своем временном срезе, в тесных государственных границах, в скудных представлениях единой эстетической системы. С юмором описывает он Самсона, "запечатленного" в фонтане:
...Пусть водой его облило -
Да в воде не много риска,
Дома ждет его Далила,
Палестинка-террористка... ("Воспоминания в Петергофе", 1996)
Он свободно перемещается во времени и пространстве, осваивая культурно-философские традиции ушедших времен и поколений разных народов.
Я был пиратом, был поэтом,
Я был египетским жрецом.
Дворцы узнал я и казармы,
На плахе голову сложив,
Я исчерпал четыре кармы
Но все-таки остался жив. (Ante lucem, 1989)
Это написано в восемнадцать лет. Многие отмечают раннюю зрелость Шнейдера. По-видимому, у настоящих поэтов именно так: "это", как говорил Иосиф Бродский, "от Бога" и "этому нигде не учат". Кроме того, "талант всегда в количестве". Способный образованный человек может написать несколько неплохих стихотворений (обычно "по поводу") или книгу (как правило, о пережитом самим), но "вжиться" в чужие психологии и судьбы в разных исторических эпохах, высветив их чудодейственной силой поэтического слова - это уже Талант. Читателя и слушателя (выпущен компакт-диск песен) пленяют прекрасная выразительная форма, точность образов, глубина мысли, музыка (отмеченная даже таким взыскательным виртуозом, как Александр Дулов), живая авторская интонация, придающая иногда прямо противоположную смысловую окраску произведению (до иронического сомнения или отрицания).
Диапазон жанров песен Виктора (от лихих частушечно-народных до молитвенных гимнов и песнопений) необычен. Кажется, нет ни одного из них, в котором он не попробовал бы себя, и все попытки ему блистательно удавались, будто всю жизнь только и делал, что писал, например, серенады. Или романсы. Или баллады. Он использует элементы какого-либо жанра в других жанровых конструкциях, например, балладный рефрен - очень действенный прием. Это прекрасная способность - пользоваться всем богатством духовной культуры человечества. Все темы и жанры на уровнях, соответствующих этим темам и жанрам. От прозрачных, "простых, как пятак песенок" (но как непросто достичь этой простоты) до серьезных философских обобщений ("Ночь, весна, средневековье"). Виктору Шнейдеру свойственно выносить, "выгнав из средневековых спален, действие на современную площадь". Интеллектуальная и глубокая поэзия.
Магия известных имен всегда преследует нас. С работами В.Шнейдера знакомы многие писатели, барды, актеры. Вот высказывание Фазиля Искандера: "Рассказы написаны очень умело, интересно задуманы. А самая лучшая проза - своеобразная работа о Гамлете". А вот Даниил Гранин: "Среди стихов Вити немало талантливых, голос у него отдельный, достаточно сильный. Поразительно много он успел сделать. Бесконечно жаль, что закончилась эта жизнь." Кроме поэзии и прозы Городницкий отметил и интересные критические работы Виктора, например, полемику с Дмитрием Антоновичем Сухаревым. И действительно, это еще одна грань таланта В.Шнейдера. Многие - и Вадим Егоров, и Александр Городницкий, и Вениамин Смехов - сравнивали Виктора с Лермонтовым. И оттого, что талант яркий, и оттого, что ушел так рано.
Присутствовавший в качестве почетного гостя третьего фестиваля имени Шнейдера актер и режиссер Вениамин Смехов, большой любитель и знаток поэзии, очень заинтересовался его творчеством. Стихи Виктора очаровали Смехова как артиста, а показанная на фестивале пьеса понравилась ему как режиссеру. "Сочинитель композиций на Таганке, я знаю толк в соединении различных текстов. То, что сделал Виктор - это даже дальше, чем когдатошняя идея Любимова из прозы и стихов делать пьесы. Пьеса о Гамлете - замечательная возможность "погадать" хорошему режиссеру". (из выступления на презентации двухтомника в ЦДЛ). Артистично отзывался он и о стихах: "Очень приятно мне как актеру дегустировать Шнейдера на вкус, на звук, на интонацию. Легкое дыхание, самоирония... Я вчитываюсь, я "въезжаю" в эти стихи. "Нарастание" Шнейдера напоминает мне то, что было в моей жизни с Визбором и Высоцким". Вчитываясь в стихи Виктора со все большим проникновением и наслаждением, В.Смехов стал включать их в свои выступления на радио и на концертах.
Но все это - уже после смерти. Мы не просто современники поэта, он был естественной составляющей жизни, прекрасным наполнением нашей среды, постоянным участником франкфуртских и выездных концертов авторской песни, фестивалей в Вуппертале, доверительных бесед на темы от творческих до бытовых, праздничных застолий, повседневного общения. Для одних, кому посчастливилось, был он другом, для других - товарищем, приятелем. Для многих - воздухом, которого не замечаешь, когда он есть, но в отсутствие которого задыхаешься...
Но, как двери электрички,
Торопящейся куда-то,
Закрываюся кавычки,
Прищемив конец цитаты. ("Стихи с эпиграфом в конце", 1995)
Теперь каждый год, начиная с 2001, в середине октября, в день рождения Виктора, проводится трехдневный музыкально-поэтический фестиваль его имени. Изначально кампания по популяризации творчества талантливого поэта превратилась в отдельное событие, которого ждут. Музыкально-литературные композиции по произведениям В.Шнейдера были показаны уже в Москве, Петербурге, Франкфурте, Мюнхене, Бонне, Марбурге, Касселе, Трире, Дортмунде, Берлине, Халле-Залле, Лейпциге и Дрездене.
Движенье поездов по рельсу кольцевому,
В различных городах один на вид вокзал.
Итог мне незнаком, начало незнакомо...
Кого-то я любил, чего-то я сказал... ("Песенка о забытом начале", 1994)
Вам незнакомо это имя - Виктор Шнейдер? Надеюсь, это ненадолго!