Аннотация: Содержит мнение автора о врачах-писателях
Проза должна содержать идею. Хотя бы одну. К сожалению, большинство последних произведений несут в себе сильно обмельчавшие, рудиментарные идеалы прошлого века. На фоне этого псевдомногобразия "претенциозных писулек" особую актуальность приобрели труды, вышедшие из-под пера авторов, представляющих кагорту медиков в современной литературе. Читательский спрос на их творения очевиден. Возникает ряд вопросов, на которые хотелось бы ответить в статье с позиций автора, критика и читателя.
Первое, что нужно уяснить для правильного понимания темы, это невозможность оценки феномена врача-писателя в литературе без связи его с общетвенными процессами. В настоящее время резко упал уровень высшего образования, в добавок к этому, сильно изменился качественный состав специалистов. Из гуманитарных ВУЗов единственно популярными остаются медицинские. Поэтому уже на стадии поступления в медицинский ВУЗ на абитуриентов действует жесткий конкурсный отбор. Дальнейшее время обучения представляет собой постоянные стрессы. Часть студентов отсеивается в течение первых лет из-за несоответствия ритмам получения знаний. В конечном итоге, из 300 доучивается до диплом около 140. Что же получают в качестве "приза" за 6 лет стрессов люди, являющиеся цветом нации, интеллигентами высшей пробы? Ответ просто: 1800 рублей в месяц. Многие уходят в торговлю, а те, кому честь не позволяет паразитировать на обществе, становятся писателями.
Врач-писатель - сечетане протиположное в сознании современного читателя. Судите сами: врач - лицо, стоящее на страже здоровья, по сути, в экономически несостоятельной России, является констататаром гибели соотечественников от различной патологии. Он регулярно видит смерть себе подобных. При этом душа (мерзкое словечко, напоминающее белую болонку) черствеет, ее обладатель перестает воспринимать мелочные житеские проблемы. Организм переходит на качественно новый уровень бытия, с высоты которого видна глупость всех попыток человечества обмануть смерть (религии, секты, учения). На противоложном полюсе людской сущности находится писатель. Он стремится объяснить жизненные вопросы, мелкие проблемы, сводя их к трем основным: любовь, смерть, мудрость. Но так ли не похожи врач и писатель?
Есть в природе пример, визуализирующий эти понятия: Арктика и Антарктика. Они диаметрально противоположны, но обладают рядом общностей, смысловая совокупность которых, безусловно, превалирует над географической разницей.
В свете сказанного, сочетание врач-писатель не выглядит столь уж нелепым, скорее естественным.
Вторым вопросом является следующий: чем вызван интерес читателя к их работам? На поверхности лежит вариант о стремлении человека к запредельным знаниям, и врач, как видящий смерть, обрастает в его глазах мистическими подробностями, большей частью небылицами. Многие авторы пользуются подобной харизмой, работая в сфере мистики и безвозвратно мертвого "русского хоррора". Другая версия ажиотажа такова: по законам статистики крайние величины не отражают свойств всей совокупности. Врач-писатель - пограничник в рамках материального мира. Его аналогом является священник - пограничник в мире духовности, пусть сравнение глупое из-за искусственности границ последнего. Границы материального бесконечны, потому что явялются частью вселенной. Стало быть ественно желание писателя приблизиться к вечности,и он обращется для этого к врачу-писателю.