|
|
||
10 лет назад Михаилу Трофимову приснился сон, в котором он оказался в средних веках. А на следующую ночь ему приснилось продолжение этого сна. А в следующую ночь приснилось продолжение продолжения. И так три года. Все это время Михаил вел дневник снов, на основе которых были написаны романы "Змеиный князь" и "Первые боги". |
M: Сон - это один из способов восприятия мира. В этом состоянии человеку открываются глубины подсознания, он обретает способность синтезировать рациональное и иррациональное. Сон это тайна, которая разворачивается не только в сознании сновидца, но и вне его. Как-то раз я познакомился с одним человеком, который поразил меня знанием трех языков. В эту же ночь он явился мне во сне в образе вампира и погнался за мной. Через некоторое время я стал замечать, что общение с этим человеком и наяву меня тяготит. Выходит, меня можно легко ввести в заблуждение, но во сне я получаю предупреждение, предварительный диагноз жизненной ситуации, в которой мне только предстоит оказаться. Сон с продолжением - чудо, которое я не могу объяснить. За одну ночь в нем могут развернуться события, продолжающиеся как несколько обычных "земных" часов, так и несколько лет. В нем нет той последовательности, к которой мы привыкли в повседневной реальности. Наяву события происходят одно за другим. Во сне все фрагменты настоящего, будущего и прошлого времени перемешаны. Возникающие в них образы связаны между собой ассоциативно. К примеру, я попадаю во сне в древний египетский город, жители которого, все до одного ходят в масках, оказываюсь на средневековом карнавале, вижу танцующих людей в разноцветных платьях, вспоминаю о павлине, которого видел во сне в прошлый раз, вижу его цвета на лице одного из танцующих, осознаю, что это маска и пытаюсь понять, кому из зверей она принадлежит: собаке или волку? Я вижу хищный оскал, мне страшно, еще немного и на моей шее сомкнуться острые зубы. Я должен защитить себя. Я вытаскиваю клинок и убиваю этого волка. Все-таки это был волк, или человек в маске волка? В этом сне я был влюблен. Это была самая отчаянная любовь, какую себе только можно представить. Иногда мне удавалось встретить свою любовь в тех снах, когда я осознавал, что нахожусь в реальности сновидения. В этот момент все образы становились по-особенному яркими и запоминающимися. И тогда я с горечью говорил, ей, своей возлюбленной: "Ты не настоящая", и она отвечала: "Нет, я настоящая". И в самом деле, все девушки, которых я встречал наяву, по сравнению с ней - девочкой из сна казались фальшивыми. Еще немного, и я мог лишиться рассудка. Тогда я стал повторять себе: "Это все игра моего воображения".
S: Какие события в твоей жизни предшествовали этому сну?
М: Сну предшествовала длительная психологическая практика, у которой была мистическая цель - выход в иные миры. Тогда я находился под сильным влиянием книг Карлоса Кастанеды. Он меня убедил в том, что это выход возможен. На протяжении нескольких месяцев каждый вечер я представлял, что живу в таинственном старинном замке. Его образ позволял мне изменить "точку сборки". А некоторое время спустя я принялся превращать свою двухкомнатную квартиру в тот самый замок. И тогда на ее стенах появились шпаги и канделябры. Стоило мне немного продвинуться в преображении своей квартиры, как мне приснился первый сон. Он нисколько не удивил меня. Его события происходили в средние века на территории современной Голландии. Я увидел себя принцем, которому суждено было влюбиться в младшую сестру своей невесты и сбежать вместе с ней на корабле. На следующую ночь мне приснилось продолжение этого сна, из которого я узнал, что влюбленных через несколько дней плавания пленили пираты. Я подумал: "Было бы хорошо, если бы я и в следующую ночь вернулся в этот сон". Так и произошло. Я превратился одновременно и в актера и в зрителя спектакля, который происходил внутри моего сознания.
S: Как ты стал себя вести, когда понял, что этот сон тебе предстоит увидеть еще не раз?
М: Психолог А.Р. был первым, кто не удивился тому, что со мной происходит. Мы стали толковать мой сон. Я писал дневник, анализировал образы, которые мне являлись в сновидении. Например, я никогда не интересовался ни Голландией, ни Египтом. А.Р. помог мне осознать, что в образе Голландии воплощается мое стремление к неограниченной свободе, а Египет с самого детства был для меня таинственной страной, населенной волшебными существами. Я все больше концентрировался на сне и максимально приблизился к психологическому кризису. А.Р. продолжал меня ориентировать на расшифровку символов сна. Но я уже перестал воспринимать эту практику всерьез - процесс почти хирургического препарирования сна не давал никакого эффекта. Тем временем состояние эмоционального наслаждения сном сменилось растерянностью. Я ждал чуда наяву, а его все не было. Но зато начались совпадения между тем, что происходило со мною во сне и наяву. Во сне моя любовь - Маргарита, после проведенного над ней магического обряда, впала в коматозное состояние и могла являться ко мне, только выходя из своего тела и вселяясь в тела чужие. Она гналась за мной, а я не узнавал ее. Наяву со мной настойчиво искала общения женщина, которую также звали Маргаритой. Она была старше меня на 9 лет, тогда как Маргарита из сна была, наоборот, на 9 лет младше. Сновидческая реальность проникала в явь как зеркальное отражение. Профессор В.Я. дал мне следующий совет: "Относись к своему сну как исследователь. Будь наблюдателем, смотри на происходящее со стороны, не позволяй эмоциям овладеть тобой". Эта рекомендация мне и в самом деле оказалась действенной. Мой друг М.С. помог мне отрефлексировать образы сна, не разрушая их. Я пробовал брать интервью у персонажей моего сна, но ничего не получилась. Диалоги во сне обладают своей спецификой. Там у меня была возможность видеть человека одновременно в прошлом, в настоящем и в будущем. И я мог запоминать только смысл сказанных им слов. Проснувшись, чтобы воспроизвести их, мне приходилось включать свое воображение, чтобы увидеть сон заново.
Интервью - Вячеслав Суриков
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"