N 20 Пятый детектив Агаты Мержановой
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: В издательстве "Антей" был подготовлен новый детектив Лизы Марш. В черновиках этого детектива Агаты Мержановой были описаны только сюжет и основные персонажи. Но редактор издательства смог развить этот сюжет в стиле Агаты. Итак название: Похищение иконы, или страсти человеческие ради "Страстей Господних"
|
Пятый детектив Агаты Мержановой, увы, посмертный.
Прошло три месяца, и Константин Дмитриевич получил от кузена своей жены рукопись нового детектива под псевдонимом Лизы Марш.
Он распечатал её и сел читать в своё любимое кресло. В приложенном к детективу письме от издательства "Антей", редактором которого был вышеозначенный кузен, сообщалось, что материала для написания данного произведения было немного. Потому, писал кузен, пришлось много добавлять о себя. Тема оказалась настолько интересной, что пальцы сами по себе бегали по "клаве", развивая сюжет. Идея и основные персонажи, конечно, этой погибшей женщины. Но развитие сюжета - дело моих рук.
Похищение иконы,
или страсти человеческие ради "Страстей Господних"
Вступление
Соловецкий монастырь. 1676 год Январь месяц.
Зима была морозной, но холода не были лютыми. Царский воевода Иван Мещеринов, посланный три года назад к Белому морю с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек, задумчиво сидел в своей палатке. Соловецкий монастырь был центром сопротивления новой церковной реформе, которую устроил патриарх Никон с согласия царя Алексея Михайловича. Её целью была унификация богослужебного чина Русской церкви с Греческой церковью, прежде всего с церковью Константинопольской. Однако многие деятели церкви и простой народ не приняли эту реформу и продолжали совершать обряд по-старому. Еще в 1657 году братия монастыря отказалась проводить обряды по новым книгам, введенным при реформах патриарха Никона. Крестное знамение осталось для них двуперстным, а не "щепотью", как требовали реформы Никона. Крещение должно осуществляться только путём троекратного полного погружения. Староверы признали исключительное использование восьмиконечного Распятия; четырёхконечное Распятие не должно было использоваться, поскольку считалось латинским. Церковь и царское правительство жестоко преследовали сторонников раскола и старых обрядов. Их казнили, сжигали, мучили, четвертовали.
Осада монастыря продолжалась 8 лет. Надо было что-то делать. 2 января 1676 года отчаявшийся Мещеринов провёл неудачный приступ к монастырю; штурм был отбит. Погибло много стрельцов и защитников монастыря, иноков и простых крестьян. Положение в монастыре было тяжёлое, среди духовенства и иноков шли разногласия, защищаться до конца или отдаться на милость царя Алексея Михайловича, за которого они, правда, не хотели уже молиться, так как считали его царём-иродом. Два инока, Феоктист и Варлаам каждый думал о своём.
- Всё пропало, - считал Варлаам, - не сегодня-завтра монастырь возьмут и никому пощады не будет. Надо сбежать и спрятаться.
Феоктист тоже считал, что всё пропало, но он решил по-другому, перебежать на сторону царского войска.
Но они решили бежать из монастыря вместе. Варлаам захватил с собой старую икону с изображением Страстей Господних, пару певческих книги (Октоих, Минея) и Евангелие, Феоктист ничего не взял. Прошли они тайком через ров Онуфриевской церкви, и исчезли в темноте. Варлаам подался в ближайшую деревню мимо костров стрельцов, которые сильно мёрзли и потому не очень зорко следили за входом-выходом из монастыря. А чернец Феоктист сдался стрельцам и был приведён к Мещеринову, которому сообщил, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами. За час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Через 12 дней тёмной снежной ночью 50 стрельцов во главе ос Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек. Монастырь был взят, начались казни оставшихся иноков и других защитников монастыря.
Воевода Мещеринов писал в своём донесении: "их, воров, рубили и вешали". Другие летописцы сообщали, что он: "чернцов и бельцов, многих казнил смертью и за ребра вешал". Выжило только 14 чернецов-сидельцев.
Варлаам сумел добраться до старой, наполовину ушедшей в землю избушки крестьянина старовера, его там приняли, дали простую рубаху и старый потёртый тулуп. Одежду инока Варлаам закопал. Икону и книги хозяева спрятали в дальний угол, за печь.
-Ты и свою икону убрал бы подальше от греха,- посоветовал Варлаам хозяину избы Трофиму. На старой, закопчённой иконе был изображён Иисус Христос с поднятой правой рукой в двуперстном крестном знамении.
- Никогда, - рассердившись, ответил крестьянин, - пусть убивают. Или сам сожгу себя и семью свою. Но не буду по-новому молиться. Ироды.
- Детей малых пожалей. Им вот, годков по 5-6 будет только. Придут стрельцы, жди беды.
Трофим кряхтя, согласился, икону снял и убрал туда же за печь.
После захвата монастыря и многочисленных казней его священнослужителей и защитников, стрельцы направились в деревню, заходили в избы, хватали всех, мужиков, женщин, подростков, заставляли креститься щепотью, ломали старые иконы, сжигали обрядные книги. Кто отказывался креститься по новому, отрубали правую руку, пытали, подвешивали за крюки или на дыбу. Даже назначенный властью настоятелем Соловецкого монастыря сторонник реформ отец Иосиф возроптал:
- Зачем калечить крестьян, - сказал он воеводе, - кто работать на земле будет. Наказать кнутом и отпустить. Постепенно привыкнут.
Воевода нехотя подчинился. Это крестьяне монастыря, понятна его забота, подумал он. Но казна монастырская у меня всё равно останется.
Семью Трофима не тронули. Варлаам тайком проводил семейные богослужения по старому обряду. Дети выжили, и две старые иконы: "Страсти Господни" и "Спас Вседержитель" остались целы и тайно передавались из поколения в поколение. Хотя потомки Трофима давно уже приняли новую веру, но иконы оставались у них как память о предках, которую они чтили.
Глава 1
Свадьба Петра Ларина и Дарьи Воронцовой прошла спокойно. В ресторане был минимум гостей, Дарья не любила этих шумных криков "горько" с постоянным счётом. Пьяные пляски и, не дай бог, ссоры и мордобой. Но всё было спокойно. Подполковник юстиции Орлов был с женой, симпатичной молодой женщиной, в которой Дарья узнала Наташу, одну из похищенных девушек балерин, которых она и Орлов освободили из рук маньяка Антонио Ка. Дело трёхлетней давности.
Майор Татаринов был свидетелем со стороны Петра, со стороны Дарьи свидетельницей была её коллега по СУ, но работающая в отделе экономических преступлений. Была здесь конечно, и мама жениха, Татьяна Дмитриевна, и пожилая тётя Дарьи, воспитавшая её, после того как родители Воронцовой погибли в автокатастрофе, когда она ещё была маленькой.
Празднование закончилось быстро. На следующий день, как и обещала Дарья, она написала заявление об уходе и положила на стол полковнику.
- Дарья Николаевна, как же так, что мы без Вас делать будем? Переходите в СК РФ, Орлов сманил, да?
- Увы, я увольняюсь совсем.
- Будете мужу щи варить?
- И это тоже, но пока отдохну от всего.
- Ладно, раз такое решение Вы приняли, то удачи и счастья в семейной жизни.
- Спасибо.
- Конечно, по закону, Вы, Дарья Николаевна, должны отработать две недели. Но так как убийств у нас нет пока никаких, то я подпишу Ваш рапорт и отдам в бухгалтерию. А на Вашем месте пока побудет Ваш помощник, вроде грамотный молодой человек.
- Согласна, Олег способный следователь. Учился в МГЮА. А опыта наберётся.
Дарья зашла в комнату своих оперов, "проставилась" Храмцову и Шестову. Они немного посидели, почокались друг с другом стаканами с шампанским. Дарья получила ещё порцию поздравлений и соболезнований, что так неожиданно покидает их. Обняла своих оперов по очереди. На выходе её ждал Пётр на своём постаревшем Мицубиси паджеро.
- Ну всё, я сюда больше не вернусь, и вообще больше не буду работать следователем. - сказала Дарья с небольшой грустью. - Что толку. Сажать у нас можно только мелкую птицу, а крупных и жирных каплунов трогать ни..ни. Поехали домой. Хочу секса.
Целый месяц Дарья отдыхала. Ничем, особо, не занималась, убиралась (они решили пожить отдельно в квартире Дарьи), готовила завтрак и ужин для Петра. Смотрела иногда детективные сериалы и мелодрамы по ТВ или слушала музыку по радио. И скучала.
- Я так больше не могу, - говорила Дарья сама себе, - такая жизнь неинтересна и мне не подходит. Домашней хозяйкой становиться не хочу. Вот, когда дети появятся, тогда, может быть. Но чем можно заняться пока? Есть мысль. Поговорю вечером с Петром.
- Питер, - после ужина Дарья села рядом с мужем на диван, - дорогой, мне скучно сидеть одной целый день. Я хочу пойти работать?
- Дорогая, я не против, но чем бы ты хотела заняться? Домашние хлопоты тебя утомили, как я понял.
- Не только это. Мозги сушатся. Скоро я совсем отупею. А приготовить ужин можно и после работы. Или ты хочешь, чтобы я тебя встречала с уже приготовленной едой, как твоя мама?
- Ты сама предложила пожить отдельно, у тебя в квартире, а не у нас с мамой.
- Это по привычке, молодожёны всегда хотят пожить сами по себе, без пригляда со стороны родителей. Так что, не будешь против, если я работать начну.
- Конечно, нет, дорогая. Только какую профессию выбрать хочешь?
- Ту же, что у меня была, что я ещё умею делать.
- Это как? Ты же уволилась, чтобы забыть о расследованиях.
- Не о расследованиях, а о работе в Следственном комитете. Это разные вещи.
- Не понял, просвети меня, - жалостливо произнёс Пётр.
- Я хочу получить лицензию частного детектива, - откровенно призналась Дарья.
- И что, будешь за изменщиками-мужьями следить?
- Как получится.
- Ну что ж, дерзай, дорогая. И что для этого надо?
- Что надо, у меня есть. Высшее образование, работала следователем почти 6 лет, на здоровье не жалуюсь.
- И что, свою контору открывать будешь? - спросил, выжидаючи, Пётр.
- Зачем, Питер, у тебя уже есть твоя "Фемида". Я там и буду с тобой работать. Ты не думай, это не из-за Майи, я к ней не ревную. Просто, зачем лишние деньги тратить на новое ИП.
- Мудрое решение.
- Я выяснила всё. Завтра напишу заявление, приготовлю анкету, фотографии, пройду потом медкомиссию, заплачу пошлину и всё. Думаю, мне лицензию дадут. В анкете распишу свои дела все.
- Отлично, а теперь давай сериал посмотрим. Там тоже частные детективы главные персонажи.
- Давай. А потом спать. Вернее, в постель, - немного краснея, произнесла Дарья.
Пётр улыбнулся и, обняв супругу за плечи, прижал к себе.
Пройдя все этапы, Дарья, наконец, получила в Росгвардии лицензию частного детектива.
Довольная, она купила любимое красное вино "Campo Viejo" и приготовила свиные отбивные под майонезом в духовке. Открыла баночку испанских маслин без косточек.
- Питер, у тебя в офисе можно будет поставить мне письменный стол и выделить полку для моих документов в твоём шкафу? - спросила довольная и улыбающаяся Дарья.
- Безусловно, дорогая.
- И твоя Майя сможет помогать и мне?
- Конечно. Я не думаю, что у нас будет дел не впроворот. Меня после того успешного дела с Полторацкой, только пару раз приглашали для решения каких-то нелепых дел. А так постоянная работа государственным адвокатом.
- Давай выпьем за совместную деятельность. За хорошие заказы.
Они чуть стукнулись бокалами.
- Когда я заработаю первые деньги, то куплю себе машину, - произнесла захмелевшая Дарья. - А пока буду ездить на каршеринге или на такси, если надо. Правда.
Она улыбнулась Петру.
- Обязательно, дорогая. Ты ешь, ешь. Там ещё пирожные есть. Я купил. Твои любимые.
- И надо поместить новое объявление в Интернете. Добавить к твоему - меня.
- И как ты его видишь? -поинтересовался Пётр.
-Вот смотри, - Дарья показала ему свой смартфон:
ООО "Фемида"
Комплекс необходимых услуг:
1. Адвокат Пётр Абрамович Ларин
Веду гражданские и уголовные дела любой сложности
Оказываю любую юридическую поддержку
2. Частный детектив (имеет опыт работы в следственных органах)
Все виды расследований по семейным проблемам
Розыск пропавших предметов и людей
Сбор сведений по гражданским и уголовным делам
-Неплохо, - похвалил Пётр свою жену, - телефон офиса оставим тогда. Ты правильно сделала, что свои ФИО не написала. Частные детективы в объявлениях всегда инкогнито.
- Так я размещу такое рекламное объявление вместо твоего.
- Делай, как считаешь нужным. Ты сама выберешь шрифты и цвета?
- Конечно, я могу работать и в Фотошопе и в Иллюстраторе, хотя для обычных объявлений можно использовать более простую и бесплатную программу для дизайнеров. Их много сейчас, я смотрела в Сети.
- Ты так профессионально подходишь даже к обычному рекламному объявлению, - Пётр не мог не наглядеться на свою Дашеньку.
Глава 2
Объявление было размещено. Осталось только ждать звонка. Пётр и Дарья сидели в своём общем теперь офисе и пили кофе с печеньем. Зазвонил офисный телефон.
Майя сняла трубку.
- Сейчас позову, - сказала она в трубку. А затем вслух:
- Дарья Николаевна, хотят поговорить с частным детективом.
- Видимо, людям нужно сначала узнать какие-то секреты, а потом уже решать вопросы с адвокатом, - философски произнёс Пётр.
Дарья подошла к телефону.
- Да, я занимаюсь поиском пропавших вещей, в том числе и произведений искусства. - кому-то стала объяснять Дарья. - Да, конечно, есть опыт, я работала следователем СК. Какие у меня расценки... 1000 рублей в день, плюс расходы. Могут быть дополнительные платежи за сложность. Как меня звать? Приезжайте, познакомимся. Ловите адрес.
- Только поместили объявление, и уже звонок, - несколько завистливо произнёс Пётр. - А мы с Майей ждали почти два месяца.
- А что тогда Вы с Майей делали?
- Теперь я понял, почему ты решила работать в нашем офисе, - обиженно произнёс Пётр. - Следить за мной.
- Питер, извини, это нечаянно получилось, - искренне произнесла Дарья. - Больше не буду.
Покрасневшая Майя сидела, стиснув губы, и водила пальцами по своим костлявым коленкам, которые выделялись на эластичной ткани её брюк.
- Майечка, ты тоже извини меня, я не хотела тебя обидеть, честно, - начала оправдываться Дарья.
В это время позвонили в офис, Майя по привычке пошла открывать. В комнату прошёл седоватый мужчина лет так 50-ти, с глазами навыкате, пухлыми губами и глубокими морщинами на лице. Чёрные волосы его лоснились под шляпой, на нём был старомодный плащ из непромокаемой ткани.
- Как я понял, детектив - это Вы, - обратился он к Воронцовой. - Меня звать Фрейман Натан Давидович. Я директор небольшого частного Музея древнерусской иконы. Я могу поговорить с Вами.
- Да, конечно, раздевайтесь, присаживайтесь, - вежливо, но твёрдо произнесла Дарья. - Майя сделай нам кофе, пожалуйста. Вы какой будете?
- Эспрессо, - ответил посетитель.
Майя приняла от него плащ и шляпу и повесила на вешалку, что стояла недалеко от входной двери.
- Я - Дарья Николаевна Воронцова, ранее майор юстиции СК, ныне частный детектив. Какое у Вас дело и с чем оно связано? У Вас украли какой-то артефакт?
- Да, что-то похожее. В моём музее пропала очень редкая старообрядческая икона. Вернее, она не совсем старообрядческая, а древнерусская икона, написанная до Раскола. Может, 14 или 15-ый век. Вы представляете, о чём я говорю.
- Да, я читала о Расколе в русской православной церкви и о старообрядничестве. Имею представление, - уверенно ответила Дарья.
Так вот, я решил организовать небольшую тематическую выставку старообрядческих икон. У нас в музее есть несколько таких икон, но более поздних, 18-19-го века. Кроме того мы решили показать на выставке старообрядческие рукописные книги, различные молитвенники, богослужебные сборники. Некоторые коллекционеры предоставили нам вышеуказанные предметы. И вот пропала как раз таки икона, что была предоставлена для временной выставки коллекционером Самсоновым Андреем Николаевичем. Он привёз эту икону из посёлка Соловецкий. Приобрёл у одного из потомков некоего инока Варлаама, который пережил осаду и взятие Соловецкого монастыря в 17-м веке.
- Давно Вы заметили пропажу?
- Это все заметили. Вчера у нас было открытие выставки, пригласили самых близких людей: коллекционеров, историков, членов старообрядческих общин. Но представителей СМИ не было. Иначе произошёл бы настоящий скандал. Но всё равно. Самсонов при осмотре выставки вдруг вскрикнул и схватился за сердце. Я бросился к нему:
- Что случилось. Сердце? Вызвать Скорую?
- Нет, лучше полицию, - ответил он.
- А что случилось? - удивился я.
- А ты не видишь? Мои "Страсти Господни" - это копия, подделка. Где оригинал, Натан?
Я стал успокаивать его, говорил, что ничего не знаю. Иконой занимались мои сотрудники. Я даже и не подходил к ней. Будем разбираться. Только не поднимай шума, и не надо полицию. Я говорил так искренне, что он, вроде, поверил мне.
- Пойдём в мой кабинет, поговорим, - сказал я ему. Мы сели в кресла и я стал объяснять, что он сам видел всё. Когда он привёз свою икону и передал её нам, то Вероника Андреевна Яблочкина, научный сотрудник и искусствовед нашего музея, с помощью рабочего нашего освободила её из коробки в нашем присутствии, сняла транспортную пузырьковую плёнку, вынула икону из хлопчатобумажного чехла и осмотрела её. Убедившись, что нет никаких заметных повреждений и это оригинал 15-го века, она положила икону в тот же чехол. И потом положила её на полку в нашем небольшом хранилище, что рядом с моим кабинетом. При этом был составлен акт приёма-передачи экспоната, который он сам подписал.
- У кого ключ от хранилища? - спросила Дарья.
- Только у Яблочкиной, больше ни у кого.
- Вы думаете, что икону подменили в хранилище? - произнёс Фрейман.- Такого не могло просто быть. Когда мы готовили выставку, то все экспонаты доставались из хранилища, составлялась их опись, затем Вероника Андреевна с помощью нашего рабочего Аркадия, развешивала иконы по стенам. В витрины-кубы ставились книги и рукописи. В одной из вертикальных витрин находились две наши редкие иконы до времени Раскола: "Богоматерь Одигитрия", 16-й век и эта похищенная икона. Я лично наблюдал за размещением экспонатов. Не всё время, конечно. Но наша смотрительница, пенсионерка, Анна Ивановна, всегда находилась там, сидела на стуле. Подменить иконы в это время было совершенно невозможно. Я сам не понимаю, как это могло произойти. Потому обещал Самсонову нанять частного детектива и начать поиски иконы.
- Я поняла, - произнесла уверенным голосом Дарья, - будем искать. Сейчас нам надо заключить договор, оговорить условия. А затем проедем в Ваш музей, я хочу познакомиться со всеми Вашими сотрудниками и поговорить с ними.
- Питер, - обратилась Дарья к супругу, когда все бумажные дела были улажены,- ты не подвезёшь меня до музея. Майя здесь подежурит.
Глава 3
Фрейман уверенно ехал по городу на серебристой Audi, за ним осторожно в потоке машин двигался Мицбиси Паджеро Петра. Они подъехали к двухэтажному зданию XIX века. Зашли в небольшое фойе. На входе сидел охранник, у одной стены фойе был гардероб, в котором скучала пожилая женщина. Одновременно она была и кассиршей. Посетителей не было, так как висело объявление, что музей закрыт на санитарный день. В центре фойе висело большое, но не тяжёлое зеркало, под ним скамейки с мягкими кожаными сиденьями. С другой стороны была дверь в туалет, и лестница на второй этаж.
- Пойдёмте в мой кабинет, - сказал Фрейман и стал подниматься по мраморным ступеням лестницы. Дарья и Пётр пошли за ним. На втором этаже они сначала вошли в большой зал. Из него три двери вели, одна, как объяснил Фрейман, в кабинет Яблочкиной и хранилище музейных предметов, другая дверь в его кабинет, за третьей большой двустворчатой дверью находился второй зал, в котором и размещалась выставка старообрядческих икон и книг. Есть ещё один зал за четвёртой дверью, но он пустой, если будет расширение экспозиции, то мы его используем.
- Скажите, Натан Давидович, - обратилась Дарья к Фрейману, когда она и Пётр сели в мягкие удобные кожаные кресла. - У вас, наверное, есть все ключи от различных и помещений музея?
- Конечно, а как иначе. Я же его хозяин. А почему Вы спрашиваете? Неужели Вы думаете, что это я сам подменил икону? Ко мне вчера снова приходил коллекционер Самсонов со страховым агентом и обсуждался вопрос о выплате страховки за эту икону. Она была застрахована на 10 миллионов рублей. Так агент прямо и задал мне такой же вопрос, как и Вы сейчас.
- Вы наняли меня расследовать это дело, - серьёзно сказала Дарья, - потому мне важно знать, как всё у вас устроено в музее, кто за что отвечает, кто, где находится в течение дня, как охраняется музей ночью и другие вопросы.
- Хорошо, я понял, -произнёс Фрейман, - Первые ключи находятся в комнате охранника: от моего кабинета, от кабинета Яблочкиной, в котором за железной дверью находится хранилище, ключ от которого только у Яблочкиной, от выставочного зала, от каморки, где сидят уборщица и рабочий. Все сотрудники музея, приходя на работу, записываются в журнал в комнате охранника и берут соответствующий ключ. А вторые ключи есть у меня. Они лежат в сейфе.
- То есть, как я поняла, ключи от помещений музей сотрудники с собой не носят, -подтвердила Дарья.
- Всё верно. Только ключи от хранилища и витрин находятся не у охранника, а у Вероники Андреевной.
- А витрины у Вас на охране?
- Нет, это обычные витрины. В залах есть видеокамеры, но они работают, когда есть посетители. К сигнализации подключены двери и окна. При любом незаконном вторжении в музей сигнал сразу передаётся на пульт полицейского участка, их машина выезжает немедленно. Такая у нас договорённость. Мы всё это оплачиваем.
Страховой агент также пытал меня, - сердито произнёс Фрейман, - он пытается доказать, что это я вступил в сговор с Соколовым, чтобы получить страховку и сохранить икону. Надеюсь, Вы, Дарья Николаевна, так не думаете.
- Не думаю, но все факты, пока, указывают именно на это. Но я буду проводить более тщательное расследование. А со страховым агентом я, думаю, поможет Вам мой муж, адвокат Пётр Абрамович Ларин, который здесь находится.
- Я думал, что это Ваш помощник, - улыбнулся Фрейман.
- Да, он для меня всё, - тоже с улыбкой ответила Дарья.
- А сейчас я хотела бы приступить к практической работе, - заканчивая беседу, произнесла Дарья. - Я хотела бы осмотреть все замки всех помещений и замки витрин.
Никаких проблем, - ответил Фрейман, - мне взять все ключи?
- Да, пожалуйста.
Дарья, Фрейман и за ними Пётр направились из кабинета в большой зал. Дарья подошла к двери, ведущей в пустой зал, достала из своей сумки фонарик и лупу, и как детектив из старых романов, присела, включила фонарик и через лупу осмотрела замок, потом попросила директора открыть дверь.
Они зашли в небольшую залу, в которой стояла витрина куб без экспонатов. Также там находился небольшой стол со стулом. Воздух был спёртым. В углу Дарья заметила валяющийся на полу холщёвый мешок.
- Здесь кто-нибудь бывает? - спросила Дарья.
- Да никто, зачем,- ответил Фрейман, - уборщица раз в месяц протирает полы. И всё.
- Она убирает все помещения?
- Да, берёт ключи у охранника. Но мой кабинет и хранилище, только когда я и Яблочкина на месте. Мы выходим в большой зал, и она протирает полы. В хранилище стирает пыль с полок и чехлов, в которых хранятся музейные предметы. Вот и всё.
Дарья подошла к двери, ведущей в выставочный зал. Осмотрела замок тем же способом. Попросила Фреймана открыть дверь. Подошла к витрине, где находились те две редкие иконы. Осмотрела замок очень внимательно.
- Замок витрины, скорее всего, открывали отмычкой. Так что это точно не Яблочкина. Ведь ключ от витрины только у неё.
- А замки от дверей? - спросил Фрейман.
- Они открывались родными ключами, - ответила Дарья, которая проверила также замок на двери хранилища.
- Я хотела бы поговорить с Вашей научной сотрудницей, - обратилась Дарья к директору музея и постучала в закрытую дверь хранилища. Ей открыла симпатичная женщина средних лет, с зачёсанными назад русыми волосами, худощавым лицом и заострённым носом. Тонкие губы её пытались изобразить улыбку.
- Это частный детектив Дарья Николаевна Воронцова, - представил её Фрейман, - она занимается расследованием пропажи иконы "Страсти Господни".
- Вероника Андреевна, я хотела бы с Вами пообщаться, - произнесла Дарья, смотря прямо в глаза Яблочкиной.
Та выдержала её взгляд.
- Проходите, не возражаю, - спокойно ответила она.
- Пётр Абрамович, а Вы пока пообщайся с Натаном Давидовичем по поводу страховки. Надо как-то решить вопрос с этим агентом, и подождать, пока икона не будет найдена. Не пороть горячку, - уверенно закончила свою просьбу Дарья.
- Что Вы хотите узнать? - спросила Яблочкина, когда они сели. В её кабинете был стол, два стула, и полки, на которых лежали, завёрнутые в ткань некоторые музейные предметы: иконы, большие и маленькие, походные, медные кресты старообрядцев, несколько рукописных богослужебных книг. Дарья осмотрела всё вокруг себя.
- Я пишу статью о некоторых наших музейных предметах, связанных со старообрядчеством. - Яблочкина заранее объяснила наличие этих предметов у себя в кабинете, а не в хранилище.
- Расскажите сначала о себе, - начала свой опрос Дарья.
- Я искусствовед по образованию, пришла сюда работать, когда музей только образовался. Я здесь и научный сотрудник, и хранитель, и даже экскурсовод, если приходит какая-либо группа. Справляюсь. Не сказала бы, что наш музей часто посещают. Он держится больше не на заработанных деньгах, а на энтузиазме Натана Давидовича. У него был ранее солидный бизнес, и он коллекционировал древнерусские иконы. Потом продал свою долю, насколько я знаю, и создал вот этот небольшой музей. Основой музейного собрания является именно коллекция Фреймана.
- А теперь расскажите об организации выставки, - продолжила Дарья, - как появилась у Вас эта пропавшая икона, и далее.
- У нас небольшой частный музей древнерусской иконы. Именно древнерусской, то есть до 17 века, до Раскола. Такие иконы очень редки, они хранятся только в крупнейших музеях страны, как Третьяковка, Русский музей и в региональных Музеях-заповедниках. Конечно, древнерусские иконы есть и в коллекциях частных лиц. Есть у нас две створки из Царских врат со святыми. Тоже 16 века. Кроме того, наша коллекция обладает старыми старообрядческими иконами, писанными по образцу древнерусских икон. И на тех, и на других иконах Спаситель изображён с вытянутой правой рукой, готовой для осуществления двуперстного крестного знамения.
Так вот московский коллекционер Андрей Николаевич Самсонов, хороший знакомый нашего директора, предоставил нам на выставку "Древнерусская икона и старообрядничество" недавно приобретённую им икону 15 века "Страсти Господни". В центре иконы изображено Распятие Христа на Голгофе и 8 клейм вокруг. Это сцены из Евангелия, связанные с арестом и казнью Спасителя: "Поцелуй Иуды", "Приведение Христа на суд", "Приведение Христа к Понтию Пилату", "Поругание Христа", "Бичевание Христа у столпа", "Ведение Христа на казнь", "Восшествие на крест", "Снятие с креста". Подобной иконы, насколько я знаю, нет ни в одном музее страны.
Икону я приняла официально, был составлен акт приёмки, вот он.
Затем, в том же тканевом футляре, в каком икона поступила к нам, я положила её на полку в хранилище.
Яблочкина остановилась, чтобы перевести дух, налила себе в стакан воду из графина, сделала несколько глотков. Потом продолжила?
- Неделю назад мы стали готовить нашу выставку. Я принесла из хранилища в выставочный зал все нужные экспонаты, составила опись их, подписанная мной и Фрейманом. Я вместе с нашим рабочим, Аркадием, начала развешивать иконы по стенам зала, устанавливать витрины с книгами. Две наши самые редкие иконы: "Богоматерь Одигитрия" и "Страсти Господни" я при всех вынула из тканевых футляров, разместила их в горизонтальной витрине. Эти иконы небольшого размера, обе, примерно, 40х30 см. Закрыла витрину на ключ. Ключ всегда у меня, никто не имеет к нему доступа. Потому я удивилась, как смогли подменить икону в витрине.
- Замок витрины вскрывали отмычкой, - сказала Дарья. - Но Вы, Вероника Андреевна, всё равно первая по подозрению в этой краже, как пытается убедить страховой агент Вашего директора. Мне Фрейман сказал об этом.
- Но Вы так не думаете, - взволнованно произнесла Яблочкина.
- Моя задача не только думать, но, прежде всего, изучать факты и находить улики, которые укажут на преступника. Конечно, в глаза бросается версия, что подмену осуществил или сам Фрейман, или Вы с его подачи.
Яблочкина слушала Дарью с расширенными от волнения глазами и покусывала свои тонкие губы.
- Но это неправда,- искренно произнесла она. - Да и как я смогла бы написать эту копию. Её осматривали и Фрейман, и Соколов и сказали, что она выполнена большим профессионалом. А такие мастера работают только в крупных музеях и мастерских. Заказать такую копию стоит больших денег.
- Скажите, Вероника Андреевна, какие отношения у Вас с остальными сотрудниками музея. Не было ли каких конфликтов? И наоборот, нет ли у Вас с кем-то более тесных отношений?
Яблочкина смутилась.
- Если Вам уже наговорили, что я хорошо отношусь к нашему молодому рабочему Аркадию, то здесь не может быть никаких личных отношений. Аркадий - аутист, у него в детстве нашли синдром Каннера. Он, как и все аутисты, плохо социализирован, потому здесь в музее ему легко работать. С посетителями он не общается, а сотрудников всего-то: я, охранник, смотрительница и уборщица. Я стараюсь поддерживать его. Как рабочий, он исполнительный, аккуратный. Все аутисты любят упорядочивать предметы, потому Аркадий любит порядок, что для работы музея очень важно. Не знаю, - возмутилась она, - почему люди такие злые, и любые человеческие отношения превращают в аморальные.
- Я поняла Вас, Вероника Андреевна, спасибо за откровенную беседу, - сказала Дарья и, попрощавшись с Яблочкиной, вышла из её кабинета в зал.
Пётр ждал её, сидя на стуле, на котором обычно сидит смотрительница, которой на сегодня дали выходной.
- Поехали в офис, - произнесла Дарья, - по дороге поговорим с охранником.
Когда они спустились по лестнице и вышли в фойе, то мимо них быстро прошёл красивый молодой парень, с кудрявыми чёрными волосами и полными губами, как у Фреймана. Он был одет чёрную водолазку, чёрные обтягивающие брюки и чёрную кожаную куртку.
- Интересно, кто это? - произнесла Дарья, подошла к столу охраннику и спросила его, что это за молодой человек?
- Так это сын директора, - удивился охранник. - Марк его зовут. Такой заносчивый, никогда не здоровывается, сразу проходит и бежит к папочке.
- И что, Иван Александрович, он никогда не записывается в журнал Ваш? - Дарья узнала, как зовут охранника и потому назвала его по имени отчеству ради благожелательного к себе отношения.
- Так он ключи не берёт никогда, просто проходит и всё. Он же сын хозяина. Ему можно и так проходить.
Интересно, интересно,- повторяла Дарья, - он часто приходит в музей, к отцу.
- Да нет, не часто, наверное, когда деньги срочно нужны. Говорят, он по барам всяким ходит сомнительным.
- А когда он последний раз приходил, не помните?
- А почему это Вас интересует так? Натану Давидовичу это может не понравиться.
- Господин Фрейман сам разрешил нам опрашивать всех сотрудников и тех, кто приходит в музей, - сказала Дарья, показав охраннику удостоверение частного детектива.
- Это по поводу украденной иконы, - сделал скорбное лицо охранник, - Жаль, конечно. Натану Давидович так расстроился. А время выдачи зарплаты подходит. Как бы ни забыл о нас.
- Сочувствую Вам, - произнесла Дарья, - так всё же когда этот Марк последний раз приходил в музей?
- Так недавно, кажется, за день до открытия выставки. Причём пришёл почти к закрытию музея. Но директор был ещё у себя. Потом они вышли вместе. Натан Давидович что-то громко ему объяснял, а Марк спорил, размахивал руками, возражал.
- А потом?
- Что потом, все сотрудники разошлись. Последней Яблочкина ушла. Но где-то часов в семь или полвосьмого, когда темнеть начало, вбегает Марк и говорит мне, что забыл свою сумку в кабинете отца.
- А что, ключ от кабинета у него есть?- удивилась Дарья.
- Наверно есть. Он иногда приходил и говорил, что отец просил его что-то взять из своего кабинета, какие-то бумаги. Значит и ключ ему Натан Давидович дал.
- И дальше, - нетерпеливо спрашивала Дарья, - он ушёл с этой сумкой.
- Да, через некоторое время.
- Так он и приходил с нею в руках? Не пустым, как сейчас.
- Вроде с сумкой был... - почесал голову охранник. Точно, он ещё задел дверь, и в ней что-то стукнуло.
-Спасибо Иван Александрович, - Дарья, улыбаясь, попрощалась с охранником.
Глава 4
- Питер, - Дарья в машине обратилась к своему мужу, - тебе надо будет проследить за этим Марком, сыном Фреймана. С кем он встречается, где развлекается, его интересы. А я погляжу по соцсетям, может, найду, что о нём.
- Согласен, приедем в офис, там всё решим.
В офисе их встретила Майя. Она уже не сердилась на Дарью, понимая её ревность как супруги красивого и молодцевато выглядевшего мужчины. Она приготовила им кофе, а сама села в стороне, нужно было подготовиться к экзаменам по уголовному праву Российской империи.
Дарья открыла ноутбук и залезла в необозримую Сеть интернета. Набрала Фрейман Марк Натанович и быстро нашла нужного ей персонажа.
- В Фейсбуке есть его страничка, - сказала она вслух, - Коротко: 22 года, учится в Moscow Business School, гражданин мира, нравится тяжёлый рок, любит развлекаться в барах, есть друг.
- Это как понять, "есть друг"? - произнёс Пётр. - У нас у всех есть друзья. Что в этом особенного.
- Ах, Питер, Питер, - улыбнулась Дарья, - что же это ты ничего не знаешь о набирающем силу ЛГБТ- движении в США и Европе. "Есть друг" означает, что он гей. И далее все его фотки с улыбающимися парнями в обнимку.
- Ну и что, у меня тоже есть фотографии в обнимку с ребятами той части, где я служил. И здесь, в России. И на Кавказе. Странно всё. Когда-то мужчины обнимались, потому что были именно друзьями, а ныне обнимаются только "гомики". А нормальные мужчины уже боятся обняться, как бы их за геев не приняли.
- А что, разве геи - не нормальные мужчины? - задала провокационный вопрос Дарья. - Они такие же мужчины, как и все. Такая же анатомия и физиология.
- Этого мало, - воскликнул Пётр. - Нормальный мужчина - это, прежде всего, самец, задача которого совокупиться с самкой, чтобы произвести на свет потомство. В этом и основная задача жизни: производить себе подобное, чтобы жизнь не исчезла с лица Земли. Но, как известно, основа жизни - гены, подвержены мутациям. Много рождается существ с некоторыми отличиями от обычного вида, физическими и психическими. Ведь есть же слепые от рождения, без рук или ног, с двумя внутренними органами, горбатые, умственно неполноценные, с различными болезнями. Это результат мутаций генов. Половое влечение к существу своего пола, это тоже отклонение, результат мутации. Самец должен покрыть самку и оплодотворить её, чтобы создать новую жизнь. Влечение самца к самцу, а самки к самке - это противоречит основному принципу существования биологической жизни. Ведь в этом случае не может быть рождения нового живого существа, и тем самым продолжения жизни.
- Питер, - как ты всё хорошо объясняешь, - то есть все гомосексуалы таковы от природы, они - результат мутации генов.
- Правильно, дорогая, и сейчас нам надо не это обсуждать, а выяснить, что делал Марк в музее перед открытием выставки.
- Вот ты и поможешь мне в этом, дорогой. Поручаю тебе слежку за Марком. Завтра подъедешь к их дому, он живёт отдельно от родителей в 2-хкомнтной квартире в новом элитном доме. Папочка купил ему, видимо. Скидываю тебе адрес.
- Тебе Фрейман аванс заплатил? - спросил Пётр.
- Заплатил, - ответила Дарья. - А что?
- Скинь мне немного денег на бензин, я ведь буду твоим помощником в этом деле.
- И мы что, теперь, будем иметь свои счета, и у нас будут отдельные спальни? - Дарья то ли пошутила, то ли обиделась.
- Дашенька, милая, - пролепетал Пётр, - в ООО "Фемида" мы партнёры, а муж и жена -дома. Разве это плохо?
- Держи, работай, - ответила Дарья, сбрасывая ему на телефон небольшую сумму. - Надеюсь, хватит.
- Я пошутил, а она обиделась,- подумал Пётр. - Поехали к маме, - сказал он вслух, - сегодня вкусный будет ужин, филе рыбы, запечённое с овощами и сыром. И красное вино. Испанское! Твоё любимое! Campo Viejo.
- Уговорил, - засмеялась Дарья.
Утром следующего дня Пётр подъехал к дому, где жил Марк и остановился на небольшой парковке. Где стояли несколько машин жильцов дома. Часов в 9 парень вышел из подъезда, прошёл на стоянку машин, кликнул своим брелком и сел в не новый