Эллин Асгерд : другие произведения.

Ажурные Шлемы: К Вопросу О Сармато-Германских Связях

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Текст доклада на Щукинском семинаре 25.05.09


   Екатерина Лурье
   Ажурные шлемы: к вопросу о сармато-германских связях
   Ажурные или решетчатые шлемы занимают особое место среди защитного вооружения эпохи великого переселения народов и эпохи Меровингов и стоят особняком от основных типов раннесредневековых шлемов Евразии - шпангенхельмов, ламеллярных и решетчатых.
   Несколько экземпляров найдено на разных окраинах ойкумены: на юге - в Прикубанье и на Кавказе, во II-III вв. н. э. (Тбилисская 6, хут. Городской); на востоке - в Прикамье в V в. (Тарасовский 782, Тюм-Тюм 36, Нивский 80, Нивский 10, Суворовский 27); на севере - в Торсберге, Дания, в III в. и в Швеции на рубеже VI-VII вв. (Вальсгерде 5, Вальсгерде 6, Ультуна); а также на Западе - в Бенти-Гренж, Англии.
   На основании формы составляющих купол шлема полос и вида каркаса можно выделить несколько типов ажурных шлемов:
  -- шлемы, состоящие из вертикальных полос;
  -- шлемы, состоящие из Y-образных (раздваивающихся) полос с крестовым или шестилучевым каркасом;
  -- шлемы, состоящие из диагональной решетки, обода и продольной полосы каркаса (т. е. бандхельмы).
   К категории шлемов, состоящих из вертикальных полос, относятся два шлема из числа прикамских: погр. 36 мог. Тюм-Тюм (рис. 1) и из погр. 782. Тарасовского могильника (рис. 2).
   Первый из них имеет сфероконическую форму. К ободу, украшенному двумя рядами бронзовых заклепок, прикреплены железные полосы (больше 8 штук). Наверху они приклепаны к бронзовому диску. В центральной части диска имеется прорезь, в которую вставлялся меховой султанчик.
   Обод такого типа - не редкость на прикамских могильниках и восходит, по всей видимости, к сасанидским шлемам. Подобные диски встречены и в других погребениях мог. Тюм-Тюм, а также на ламеллярном шлеме из Кишпека и т.д. Аналогии уводят нас далеко на Восток - вплоть до Японии.
   Шлем из погр. 782 Тарасовского могильника состоит из узких железных вертикальных пластин. Наверху находится пластина круглой (?) формы. К ободу шлема была приклепана узкая бронзовая пластина с насечками по краям.
   Ближайшими аналогиями подобным шлемам можно считать конические ажурные шлемы из погр. 1, 8, 10. 21 у хут. Городской, относящиеся к кругу сармато-меотских древностей, а также изображения сарматских катафрактариев на колонне Траяна и, возможно, на граффити из Дура Эвропос.
   Шлемы из погр. Суворовский 27 и Нивский 80 (рис. 3) состоят из крестового каркаса и 28 Y-образных железных полос. Ближайшую аналогию им представляет ажурный бронзовый шлем из погр. 6 у ст. Тбилисская (рис. 4), который датируется вт. пол. II - перв. пол. III вв. н. э. И. А. Бажан и О. А. Гей в своей статье 1992 г. предлагали соответственно удревнить датировку прикамских шлемов - однако материал из комплексов позволяет датировать их началом V в. То есть получается, что временной разрыв между этими шлемами - примерно 200 лет.
   И еще такой же временной промежуток отделяет прикамские шлемы от вендельских (могильники Вендель, Вальсгерде и Ультуна в Уппланде, Швеция).
   Шлем Вальсгерде 6 (рис. 5) аналогичен прикамским ажурным шлемам. Он состоит из крестового каркаса (правда, наружного), четыре сектора заполнены Y-образными железными полосами и ромбами. Шлем украшен небольшим гребнем и декоративными надбровьями с загнутыми зооморфными головками (подобные надбровья немного напоминаю надбровья шлема Суворовский 6). Защита лица осуществляется с помощью полумаски, прототипы которой также были встречены на прикамских могильниках (Худяковский 88 (рис. 7)).
   Конструкция шлема Вальсгерде 5 (рис. 6), наравне с Вендель XIV или Вальсгерде 8, представляет собой дальнейшее развитие "крестовых" шлемов (т. е. позднеримских шлемов, половины которых не цельные, как у шлемов типа Интерцизы, а склепаны из трех треугольных и трапецевидных сегментов - например, Deurne, Концешты, Беркасово I, Burgh Castle). Вальсгерде 5 состоит из двух равных частей, каждая из которых склепана из четырех сегментов - два из которых заполнены диагональной решеткой.
   Из подобной решетки выполнен и шлем из Ультуны (рис. 8). Защита шеи обоих этих шлемов представлена бармицей из металлических полос на шарнирах - единственные известные аналогии которой также происходят с территории междуречья Вятки и Камы (Суворовский 30).
   Возможно, последние два шлема генетически связаны с серебряной обкладкой шлема из Торсберга (Дания), датируемого III в. Однако вполне вероятно, что эта находка имела восточное происхождение.
   Выводы. Ажурные шлемы не имеют аналогий в Европе и никак не выводятся из римских шлемов. Схожие находки (ст. Тбилисская, хут. Городской) и изображения (колонна Трояна) связаны с сарматами.
   В шлемах Прикамья, Англии и Средней Швеции представлена особая модель синтеза римских и восточных (сасанидских и/или сарматских) признаков, отличная от господствовавшей в Центральной и Западной Европе.
   Прикамские и вендельские шлемы обладают рядом общих черт:
  -- Низкий полусферический купол;
  -- Крестовой каркас;
  -- Шлемы из Y-образных полос;
  -- Бармица из полос на шарнирах;
  -- Декоративные надбровья;
  -- Полумаски;
  -- Сочетание в одной серии ажурных шлемов, сложносоставных и литых бандхельмов, а также вышеперечисленных признаков.
   Можно назвать этот набор признаков периферийным, противопоставив его, таким образом, доминирующей в Европе традиции шпангенхельмов с высоким сфероконическим куполом, состоящих из каркаса (обода и "стяжек"), и четырех или шести треугольных или миндалевидных сегментов. Впрочем, не стоит забывать об огромном белом пятне в археологии раннего средневековья - территории Восточной Римской Империи.
  
   Однако эти серии находок из Прикамья и Средней Швеции разделяют 200 лет и несколько тысяч километров. Чем же объяснить такую странную перекличку?
   Кажется возможным предположить если не сходные исторические условия, то хотя бы миграции более или менее тождественных групп населения. Традиционно (А. Ф. Геннинг, Р. Д. Голдина, М. Б. Щукин и др.) эти группы населения связываются с готами и черняховской культурой. Но тогда остается вопрос, почему же готы, носители "центральной" традиции шпангенхельмов, приносили с собой другой, "периферийный" набор шлемов? Возможно, имеет смысл предположить более интенсивное влияние сарматских и сармато-германских смешанных групп.
   Таким образом, вендельские шлемы - и ажурные вендельские шлемы в особенности - можно считать еще одним доказательством влияния сарматской военной аристократии на германцев эпохи Меровингов.
    []
      -- 1. - Тюм-Тюм 36 (усл. реконстр. автора); 2. - Тарасовский 782 (по Голдина, 2004); 3. - Нивский 80 (по Голдина, Волков, 2000); 4. - Тбилисская 6 (по Ждановский, 1986); 5. - Вальсгерде 6 (по Tweedle, 1992); 6. - Вальсгерде 5 (по Tweedle, 1992); 7. Худяковский 88 (по Голдина, 1987); 8. - Ультуна (по Tweedle, 1992).
  
   Подробнее об этом см.: Tweedle D. The Anglian Helmet from Coppergate. 1992. P. 1082-1132.
   Ошибкина С. В. Отчет о работе Вятской археологической экспедиции за 1970 г. // Архив ИА РАН СССР. Р-1. N 4258-4258а.
   Голдина Р. Д. Тарасовский могильник I-V вв. на Средней Каме: в 2-х т. Ижевск, 2004. Т. I. C. 138; Голдина Р. Д., Волков С. Р. Шлемы Тарасовского могильника // Уфимский археологический вестник. Уфа, 2000. Вып. 2.
   Горелик М. В. Защитное вооружение степной зоны Евразии и примыкающих к ней территорий в I тыс. н. э. // Военное дело населения юга Сибири и Дальнего Востока / отв. ред. В. Е. Медведев, Ю. С. Худяков. Новосибирск, 1993.
   Сазонов А. А. Могильник первых веков нашей эры близ хутора Городского // Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп, 1992. С. 248-249; Сазонов А. А., Спасовский Ю. Н., Сахтарьек З. Н., Тов А. А. Новые материалы могильника первых веков нашей эры близ хутора Городского // Археология Адыгеи. Майкоп, 1995. С. 118.
   Геннинг В. Ф. Азелинская культура III-V вв. // Вопросы археологии Урала. Свердловск, 1963. Вып. 5. С. 70.
   Останина Т. Н. Нивский могильник III-V вв. Материалы к ранней истории населения Удмуртии. Ижевск, 1978. С. 111.
   Ждановский А. М. Подкурганные катакомбы Среднего Прикубанья первых веков нашей эры // Археолого-этнографические исследования Северного Кавказа. Краснодар, 1984. С. 79-80.
   Бажан И. А., Гей О. А. К вопросу о датировке "прикамских" ажурных шлемов // Проблемы хронеологии эпохи латена и римского времени. СПб., 1992. С. 120.
   Arwidsson G. Die GrДberfunde von ValsgДrde. I. ValsgДrde 6. Uppsala, 1942; Arwidsson G. Die GrДberfunde von ValsgДrde. III. ValsgДrde 7. Uppsala, 1977.
   Голдина Р. Д. Погребальный обряд Худяковского могильника // Этнические и социальные процессы у финно-угров Поволжья. Йошкар-Ола, 1987. С. 41-63.
   Simon James. Evidence from Dura Europos for the Origins of Late Roman Helmets // Syria. Revue d'art oriental et d'archИologie. Paris, 1986. P. 109-112.
   Голдина Р. Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск, 1999. С. 262; Щукин М. Б. Готский путь (готы, Рим и черняховская культура). СПб., 2005. С. 209 и др.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"