Аннотация: Начало http://zhurnal.lib.ru/editors/m/lirika/lirika-425.shtml Москва Сергея Есенина. Часть I.
Летом 1918 года Есенин познакомился с Анатолием Мариенгофом и между ними установились тесные дружеские отношения. С 1919 года Есенин и Мариенгоф снимали квартиры для совместного проживания.
Одна из квартир находилась в Богословском переулке в доме 3. Сейчас это Петровский переулок, дом 5.
Из воспоминаний Анны Никритиной, жены Анатолия Мариенгофа: "Я часто бывала у них в доме. Я говорю "у них", потому что Есенин и Мариенгоф жили одним домом, одними деньгами. Оба были чистенькие, вымытые, наглаженные, в положенное время обедали, ужинали. Я бы не сказала, что это похоже было на богему. Жили они в Богословском переулке, рядом с театром Корша.
В большой коммунальной квартире у них чуть ли не три комнаты, правда, одна из них - бывшая ванная. Потом почему-то стало две. Одну, очевидно, отобрали. Одевались они одинаково; белая куртка, не то пиджачок из эпонжа, синие брюки и белые парусиновые туфли. До чего же Есенин был хорош в этом туалете! Походка у него была легкая, слегка пританцовывающая ("В переулках каждая собака знает мою легкую походку"). Приветный, ласковый, гостеприимный, он много работал".
Не удержусь, чтобы не процитировать одну прелюбопытную историю из книги Мариенгофа "Роман без вранья" (http://noskoff.lib.ru/amari010.html):
"Ванны обетованной" мы все-таки не отстояли. Пришлось отступить в ледяные просторы нашей комнаты. Стали спать с Есениным вдвоем на одной кровати. Наваливали на себя гору одеял и шуб. По четным дням я, а по нечетным Есенин первым корчился на ледяной простыне, согревая ее теплотой тела.
Одна поэтесса просила Есенина помочь устроиться ей на службу. У нее были розовые щеки, круглые бедра и пышные плечи. Есенин предложил поэтессе жалованье советской машинистки с тем, чтобы она приходила к нам в час ночи, раздевалась, ложилась под одеяло и, согрев постель ("пятнадцатиминутная работа! "), вылезала из нее, облекалась в свои одежды и уходила домой.
Дал слово, что во время всей церемонии мы будем сидеть к ней спинами, уткнувшись носами в рукописи.
Три дня мы ложились в теплую постель.
На четвертый день поэтесса ушла от нас, заявив, что она не намерена дольше продолжать своей службы. Когда она говорила, голос ее захлебывался от возмущения, а гнев расширил зрачки. Глаза из небесно-голубых стали черными, как пуговицы на наших лаковых ботинках.
- В чем дело?.. Мы свято блюли условия.
- Именно!.. Но я не нанималась греть простыни у святых.
- А!..
Но было уже поздно: перед моим лбом так бабахнула входная дверь, что все шесть винтов английского замка вылезли из своих нор".
Вместе с Мариенгофом Есенин открыл "Лавку имажинистов" на Никитской улице, дом 15, и кафе "Стойло Пегаса". Разрешение на открытие книжного магазина они получили не от кого-нибудь, а от самого Льва Борисовича Каменева и принялись "шнырять по городу" в поисках помещения и компаньонов.
И опять цитата из книги Мариенгофа:
"В кармане у нас была вошь на аркане. Для открытия книжной лавки, кроме нее, требовался еще такой пустяк, как деньги и книги.
Помещение на Никитской взяли с бою.
У нас был ордер. У одного старикашки из консерватории (помещение в консерваторском доме) - ключи.
В совдепартаменте нас предупредили:
- Раздобудете ключи - магазин ваш, не раздобудете - судом для вас отбирать не будем. А старикашка, имейте в виду, злостный и с каким-то мандатом от Анатолия Васильевича Луначарского.
Принялись дежурить злосчастного старикашку у дверей магазина. На четвертые сутки, тряся седенькими космами, вставил он ключ в замок.
Тычет меня Есенин в бок:
- Заговаривай со старикашкой.
- Загова-а-а-ривать?.. - И глаза у меня полезли на лоб: - Боюсь вихрастых!.. Да и о чем я с ним буду заговаривать?
- Хоть о грыже у кобеля, растяпа!
Второй толчок был убедительнее первого, и я не замедлил снять шляпу:
- Извините меня, сделайте милость... но, видите ли... обязали бы очень, если бы... о Шуберте или, допустим, о Шопене соблаговолили в двух-трех словах...
- Что-с?
- Извольте понять, еще интересуюсь давно контрапунктом и...
Есенин одобрительно кивал головой.
- И... бе-молями.
Бухнул.
Ключ в замке торчал только то короткое мгновение, в которое космочки сочувственно протянули мне свою руку.
- Готово! - буркнул Есенин.
Злостный старикашка пронзительно завизжал и ухватил его за полу шубы, в кармане которой уже покоился ключ.
Есенин сурово отвел его руку и, вытащив из бумажника ордер, ткнул ему в нос фиолетовую печать.
В тот день спустили мы на воду утлое суденышко нашего благополучия.
За компаньонами дело не стало".
Очень советую вам прочитать "Бессмертную трилогию" Анатолия Мариенгофа: "Роман без вранья", "Мой век, мои друзья и подруги" "Это вам, потомки!". Предисловие к трилогии написал известный актер и режиссер Михаил Козаков, который был лично знаком с Мариенгофом: " Мне кажется, что в жанре мемуаристики XX века Мариенгоф - из лучших в России. Он дал непривычный тон. Стиль. Интонацию. В этом он опередил свое напыщенное и фальшивое время".
Прочитала на одном дыхании. (Если вдруг не сможете найти книгу в инете, могу сбросить по почте)