Где-то в начале 90-х, из недр матери-России появилась книга некого господина Л. Васильева, гордо поименованная "Историей Востока". Несмотря на столь претензионное название, книга сильно смахивала на краткий справочник по городам и странам, - перечисление стран, основных исторических событий, а в конце каждой главы немудреный вывод о благах рынка и ложности марксистских догм. Все эти недостатки конечно можно отнести к романтике того славного времени, но отсутствие в этой "Альфе и Омеге" информации по истории Израиля вызвал у меня чувство замешательства.
Рассеянной рукой я перелистовал страницы, ощущая себя несчастным географом из "Золотого Телёнка" очутившимся в дурдоме из-за того, что не смог найти на карте ненапечатанный разгильдяями и головотяпами Берингов пролива. Но трагедии не прошло. Внизу одной из страниц маленькими буквами была дана сноска: "... современное государство Израиль - при всех восточных корнях евреев как этноса - к государствам Востока не может быть отнесено. Оно по всем основными параметрам структуры и традициям культуры относится к Западу, даже принимая во внимание деятельность и традиции правоверных хасидов и иных групп ревностных сторонников древнего иудаизма."
Азохен вей! После того как господин Васильев отнёс жмеринско-бостонских последователей любавического рэбе в разряд ближневосточной экзотики вместе с хумусом и бедуинами, я потеряв всякой доверие к его декларациям начал проверять, действительно ли Израиль относится по своей культуре-структуре к цивилизации Запада. Выводы из моих рассуждений я привожу здесь на суд любезного читателя.
В 1918 году Османская империя канула в лету, а на её бренных останках удобно расположились колониальные империи -Англия, Франция, Италия. Как известно Палестина досталась резвой Британии, чьи войска вступили на эту землю ещё в 1917 году. В обозе легионов генерала Аленби между прочим шли и отряды сионистов, которым была поручена почётная и ответственная должность погонщиков мулов. Главным скотогоном там был сам Владимир-Зеев Жаботинский.
Палестина была объявлена английским мандатом. Для политически неграмотных поясняю - мандат, это такая колония, право на владение которой выдавала Лига Наций - доисторический предок ООН. В остальном, Палестина не отличалась от какой-нибудь Нигерии. В стране всем заправляли английский генерал-губернатор (представитель короля) и британская администрация. У местного населения было лишь одно право - право платить налоги, а тех кто с этим положением не соглашался, отправляли в концлагерь под Беньямину, рубить камень в карьерах или просто сажали на корабль и отправляли из страны на все четыре стороны.
Англичане сидели в Палестине до 1947 года. За это время они в компании с еврейскими сионистами и арабскими феодалами заварили в стране такую кашу, что им же самим стало тошно. Бедные бриты впали в ничтожество, собрали чемоданы и уплыли обратно в Англию к туманам и отвратительной английской кухне. Большая часть британского наследства в Палестине отошла к новому "демократическому" государству Израиль, которое прежде всего выгнало из страны всех тех кто мог бы проголосовать "против".
Если отказаться от громкой риторики, а честно посмотреть на вещи, то выяснится, что новое Иудейское царство, было обычной постколониальной страной третьего мира. Индустрии как таковой в Палестине не было. То здесь то там были раскиданы заводики перерабатывающие сельхозпродукцию, и ремонтные мастерские для починки старых мушкетов и разбитых автомобилей. Основным экспортным товаром Палестины как были, так и оставались прославленные яффские апельсины, что лишь подчёркивало аграрный характер страны, этакой "апельсиновой республики". Та же самая грустная картина наблюдалась и в соседних странах - Египте, Сирии, Иордании. Одинаковые проблемы вели и к схожим путям их разрешения. В 50-х годах и Израиль и Египет энергично развивали свою инфраструктуру, в одном случае прокладывая трансизраильский водопровод, а в другом строя Асуанскую плотину. Правда, толку от этих проектов было как от козла молока. Негев так и остался пустыней, куда евреев не решается сослать даже самый свирепый работник "Мисад Клиты", да и от Асуана было больше хлопот, чем пользы. Лишь после 1969 года, когда в израильскую экономику потоком хлынула американская помощь, Израиль постепенно выкарабкался из состояния азиатского убожества и стал превращается в империалистическую силу действующую в партнёрстве со Соединёнными Штатами.
Как во всякой постколониальной развивающейся стране, армия в Израиле до сих пор играла и играет выдающуюся роль. При колониализма армия как правило становилась первым институтом куда туземцы получали доступ и где лучшие из них могли получить подобие образования и сделать карьеру. После провозглашения независимости, вооруженные силы, как один из зримых символов суверенитета становились предметом обожания и преклонения, питомником национальной элиты. Но в Израиле господство армии приняло уж совсем гипертрофированные формы. Здесь генералам не надо совершать военные перевороты - по завершению действительной службы они автоматически получают посты в правительстве и в руководстве крупных компаний. Военные успехи ЦАХАЛЬ превратили генералов-чиновников в непререкаемых авторитетов во всех областях знания. В отличие от России, в Израиле считается, что чем больше фалафелей на погонах тем большее и извилин в мозгу, хотя исторический опыт утверждает обратное. Милитаризация израильского общества действительно уникальна. Это не внешняя российская показуха с шитыми эполетами, киверами, чеканным шагом и десантникам изводящими народные кирпичи об свои головы. Бог Марс уютно устроился в самом сердце израильтян. Пропаганде день и ночь вещает о коварном гойском окружение денно и нощно точащем ножи и топоры на еврейских младенцев. Заботливая военная цензура отсекает всякую неподобающую для истинных израильтян информацию. Всю жизнь сабры можно разделить на четыре периода: подготовка к службе в армии, армия, милуим, после милуима. В армии израильтяне заводят друзей, женятся, разводятся, а порой и помирают геройской кончиной. Израиль это новая Спарта (Моррис) и это Пруссия 20 века (Дойчер). Да, такого идиотизма пожалуй нет ни в одной арабской стране, хотя и Насер, и Мубарак и покойный Асад-старший были выходцами из офицерской касты. Но где вы увидите нечто похожее на просвященном Западе?
Другой экзотической восточной фишкой Израиля является религия. Не так уж и высок оказался культурный уровень вернувшихся из галута евреев, чтобы и власти и народ смогли отказаться от опиума для народа, который одним облегчает страдания, а другими используется для охмурения угнетённых. Элементарный акт буржуазной демократии - отделение религии от государства, то что французы сделали ещё 200 лет тому назад, так и не был совершен в Израиле. Вместо этого было создано министерство по делам религии, а личная жизнь граждан была отдана на откуп раввинам. Смена вероисповедания карается немедленным лишением гражданства и депортацией заграницу. О положение женщин в ультрорелигиозных семействах я умолчу из соображений гуманности. В последнее время эта проблема становится предлогом для ковровых бомбардировок. За счёт налогоплательщиков активно действуют религиозные школы и ешивы. Партии религиозных фундаменталистов собирают сотни тысяч голосов бедных и неграмотных. Попробуйте-ка найти 10 различий между израильской партией ШАС, и исламскими партиями в соседних ближневосточных странах! И здесь и там вы наёдёте власть духовных учителей (раввинов или шейхов), социальную демагогию направленную против погрязшего в разврате истеблишмента, ну и под конец призывы вернуться к высокой духовности предков, правоверных иудеев (мусульман). Есть в Израиле и свои аналоги "ХАМАСа" с "Исламским Джихадом" - различные фашистские группы типа "Зо Арцейну". По активности и массовости они пока уступают своим исламским родственникам, так как пока что всю грязную работу за них берётся делать ЦАХАЛЬ.
Пойдём дальше. На первых же уроках сионистского ликбеза в ульпане, на мехине или молодежном летнем лагере, темным галутным евреям рассказывают как в соседних с Израилем странах широкие народные массы томятся под пятой чужеземная клик. В Иордании господствуют злые Хашемиты, в Ираке злые суниты, в Ливане злые христиане-марониты, и ещё кто то страшный и злой господствует в Сирии. Поэтому мы должны эти страны разбомбить, а их земли передать еврейскому народу. Но может быть иногда, на этих встречах попадается чудах или рассеянный интеллигент в очках не проникшийся национальным самосознанием, который поднимает руку и спрашивает: "Позвольте, позвольте, а как быть с ашкеназской олигархией в самом Израиле? Разве мы не знаем, что наша страна управляется кланами Шаронов, Рабинов, Рабинов-Философов, Даянов и прочих родовитых семей?" Что на это ответит учитель ульпана или вожатый на мехине я не знаю. Но и здесь разница между Израилем и его соседями не слишком велика. Хотя, корни израильской и арабской аристократии всё же иные.
Большинство арабских кланов подобно знатным палестинским семействам Хусейни или Нашашиби ведут свою родословною от феодальных землевладельцев старой Османской империи. Корни израильской аристократии напоминают нам о другом печально известном сионистском проекте - Республики Либерия. Вплоть до начала 20 века среди американских негров была популярна идея эмиграции из расисткой Америки на родину предков - Африку. А одна группа энтузиастов даже реализовала эту утопию, основав на западном побережье Черного Континента Республику Либерия. История этой страны так же печальна и трагична как и история Израиля. Новая республика быстро попала в экономическую кабалу и стала полуколонией США. Вся власть в стране принадлежала эмигрантам из Америки и их потомкам, управлявшими страной через единственную разрешенную партию - "Партию истинных вигов" (Израильский аналог этой партии как известно назывался МАПАЙ) Коренное население Либерии жестоко угнеталось заморскими "братьями", пока в 1982 году в стране не произошел военный переворот в ходе которого все истинные виги были благополучно вырезаны. Поголовно.
Сей печальный конец либерийских вигов заставляет задуматься и о перспективах израильской ашкеназской олигархии. Земная слава увы не вечна. Кануло в лету и господство маронитов в Ливане и власть суннитов в Ираке. Может быть, кто-то и пожалеет надменных белокурых сабр и прольёт слезу по ожидающей их печальной участи, но не мне морлоку, потомку белорусских жидов и холопов, Шарикову, получившему некоторое образование милостью проклятой советской власти сожалеть о них. По мне лучшее, что заслуживает спесивый аристократ, это удар моргенштерном по голове.
Ещё одно важное сходство между Израилем и его соседями это печальная участь национальных меньшинств, призванных играть роль вечного козла отпущения для власти предержащей. Здесь я буду немногословен, так как в этом вопросе всё ясно и очевидно. Что курду в Ираке и Сирии, что палестинцу в Израиле и Иордании, всё одно живётся несладко. Что тут можно ещё добавить?
Завершая тему, затрону самый пикантный вопрос - тезис о великой израильской демократии. Боюсь, что и здесь я должен буду разочаровать тех, кто полагает Израиль осколком Восточной Европы, случайно залетевшим на негостеприимную ближневосточную почву. Опять же начнём с экономики. Буржуазная демократия это очень дорогая штука. Чтобы население и элита согласились играть в парламентские игры, требуются немалые финансовые отчисления, - армии надо дать на лапу, рабочим надо кинуть кусок, надо ввести парочку пособий чтобы гордо провозгласить страну "социальным государством", ну и разумеется нельзя забыть наших "друзей", буржуев и бюрократию. В бедных странах такая модель не действует, поскольку денег на всех не хватает, дай бог долги МВФ заплатить! Поэтому те немногие, кто держит лапу на денежной кубышке, предпочитают не делиться и властью. Как мы уже писали выше, до начала 70-х годов Израиль с экономической точки зрения был обычным постколониальным государством - зависимым от западной "помощи", без штанов, но с атомной бомбой. То, что не сжирали чиновники, шло в котёл армии. Политическая система в стране полностью отражала экономическую реальность. На словах - "демократия". На практике - "МАПАЙкратия". Правда, бонопартизма как в Сирии или в Египте в Израиле все-таки не было. Здесь система больше напоминало советское "коллективное руководство". Но вот подули над странной Израиль ветры перемен. То были не отголоски пресловутого 20-ого съезда, а долларовые потоки хлынувшие из США. Америка наконец-то оценила молодого хищника. Да и сами израильтяне к тому времен развернули вовсю эксплуатацию захваченных арабских земель. Страна богатела, а социальная напряженность росла. Бунты "Черных Пантер" напугали истеблишмент, который понял, что пора делится. Так в Израиле в конце 70-х годов наконец то была установлена демократия.
Но тут следует сделать пару оговорок. Часто спрашивают - есть ли демократия в Турции? Типичный ответ на этот вопрос - да, но... Ибо все знают, что турецкий парламент волен принимать любое решение, но если турецкая армия скажет "нет", значит "нет". Насколько ситуация в Израиле отличается от положения в Турции? С учётом изложенных в этой статье аргументов разница наверно не велика. Власть армии, власть раввинов, власть олигархии, преследование нацменьшинств - не слишком ли это много для "самой передовой Ближневосточной Демократии"? И со "свободой слова" ситуация не вполне ясная. Как будто можно говорить всё, но если затронешь вопрос о ядерном реакторе в Димоне, помянешь йеменских детей или дискриминацию неевреев, то можешь угодит в места не столь отдалённые и сидеть там пока не заговоришь с богом на английском языке. У израильских соседей как известно ситуация та же. Есть, партии, есть парламент, есть свободы, но короля Абдаллу или президента Мубарака лучшее не задевать. Правда говорят, что под руководством американских и израильских специалистов новая ближневосточная свобода куётся в Ираке, в местечке под названием Абу-Грейв, но рекорды молодой иракской демократии выходят за рамки этой статьи.
Вывод из всего этого один. Исторически и политически государство Израиль так же далеко от Европы, как и географическая Палестина. Видимо сколько не приглашай израильские делегации на "Евровидение" и на игры европейских лиг, а черного кобеля до бела не отмоешь. Проблемы и беды Ближнего Востока это наши проблемы и беды. И это мы должны учитывать, в борьбе против капитализма и империализма на этой земле.