Махлин Виктор Эрикович : другие произведения.

Павел, Шимон и Яков глава 17

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   Глава 17
  
   Et ignorans impostor ( Невежда и самозванец)
   или
   Окончание второго путешествия Павла
  
   Коринф, город, основанный по преданию потомком бога Гелиоса - Коринфом и по этой причине носящий его имя. Город тесно связан с историей древней Греции: по древним легендам основателем династии царей, правившей в Коринфе, был Сизиф; в Коринфе знаменитый герой и предводитель аргонавтов Ясон оставил Медею. Принимали участие жители Коринфа и в Троянской войне. В классическом периоде истории Греции город соперничал в торговле с Афинами, хотя расстояние между ними составляло всего 78 километров. Коринф контролирует Истмийский перешеек, соединяющий материковую Грецию и Пелопонесский полуостров. Главный храм города, посвященный Афродите, находился на Акрополе. При храме существовало более тысячи проституток. История сохранила имя одной из самых известных в то время жриц любви - Лоисе, слывшей самой большой мастерицей своего дела.
   В 146 году до н.э. во время завоевания Греции Коринф был осаждён и полностью разрушен консулом Луцием Муммием, получившим прозвище Ахейский. Мужчины были убиты, женщины и дети проданы в рабство. До 44 года до н.э. на месте города существовало небольшое поселение, а затем Юлий Цезарь на этом месте воссоздал город, заселив его вольноотпущенниками. К тому времени, когда Павел в 52 году пришёл в Коринф город был заселён римлянами, греками и иудеями. Город был очень богат, славился изделиями из серебра и керамики. В Коринфе проводились Истмийские игры в честь Посейдона один раз в два года. Посейдон считался покровителем города, также как Афина считалась покровительницей Афин. Помимо игр в городе периодически устраивались Коринфские зрелища, привлекавшие толпы иностранцев, ищущих острых ощущений.
   К 52 году назвать Коринф чисто греческим городом было бы неправильно. Толпы иностранцев, моряки с разгружающихся судов, богатые судовладельцы и купцы, одним словом, все у кого были достаточно денег для покупки продажной любви, создавали в городе атмосферу, какая обычно присутствует в гостиной публичного дома.
   Как сообщает Лука, Павел в первые дни пребывания в Коринфе познакомился с супружеской парой Акилой, "родом Понтянина" и Прискиллой. Понтянами обычно называли выходцев из области Малой Азии, примыкающей к Понту, то есть Чёрному морю. Хотя Лука утверждал, что семейная пара была из иудеев, но имена их чисто римские. Имя Акила в переводе с латыни означает " орёл"., а имя Прискилла означает "древняя". Если бы они были евреями, то имена их были бы соответственно -" Нешер и Аттика. "Даже в 20-ом веке в диаспоре в еврейской среде детям давали еврейские имена, что уж говорить о 1-ом веке. Тем не менее, они утверждали, что они иудеи, изгнанные указом императора Клавдия из Рима. Светоний упоминает о волнениях в иудейской среде в Риме инициированных Хрестом. Но имя Хрест достаточно распространённое среди римских рабов, и отношение к Христу (Мессии) он не имел никакого. Тем более в еврейской среде. Поскольку на иврите и арамейском языках слово Мессия звучит как Машиях
   Интересное совпадение - и супружеская чета и Павел занимались изготовлением палаток, как зимних из кожи, так и летних из полотна. Они взяли Павла в свой дом и в свой бизнес. Впоследствии эта семейная бездетная пара переезжает вместе с Павлом из Коринфа в Эфес, а затем, вдруг оказываются в Риме; в послании к римлянам Павел передаёт привет Прискилле и Акиле, ставя женщину в послании на первое место. И это несмотря на убеждения Павла, что женщинам самим Богом уготовлено второе место.
   Эта супружеская пара менее всего походит на евреев, ещё меньше на владельцев бизнеса, ибо какой - же владелец налаженного бизнеса, установивший нужные связи и знакомства, вдруг всё бросает и переезжает на новое место, для того чтобы дать пристанище Павлу, а затем и это место бросают и отправляются в Рим. Все признаки: имена, характер бизнеса, позволяющий без подозрений иметь связи с римскими военными интендантами, частые переезды в другие города с целью помочь и обеспечить спокойную жизнь Павлу, наводит на мысль, что эти супруги направлены были в помощь Павлу римской тайной политической разведкой. И поскольку имя Приски (Прискиллы) ставится на первое место, дважды это делает Павел и дважды Лука, что исключает простую описку, то именно она являлась ведущей в паре и , наверняка, была более опытным агентом.
   Коринф в то время был не просто богатым городом, он был очень богатым городом. Он имел одновременно выход и в Эгейское и в Ионическое моря. Благодаря своему местоположению, контролирующему узкий перешеек между материковой Грецией и Пелопоннесом, бывшим в своё время местожительством знаменитых ахейцев, породивших Микенскую цивилизацию и участвовавших в 1260 году до н. э. в Троянской войне.
   Здраво рассудив, что посеяв семена своей религии здесь в городе, посещаемом тысячами приезжих, он может рассчитывать на распространение идей по всей Эйкумене, Павел решил задержаться в Коринфе надолго. Познакомившись с городом и горожанами поближе, он с удовлетворением отметил, что жители далеки от чисто греческой философии и греческого образа жизни, так помешавшего ему в Афинах. Впоследствии Павел смог убедиться, что сея на ниве порока, можно получить весьма уродливые плоды своей работы. Но это произойдёт позже. Тимофей и Сила, которые оставались в Греции и Македонии, присоединились к Павлу в Коринфе.
   Как обычно, Павел начал свои проповеди с синагоги, но сразу наткнулся на яростное сопротивление ортодоксальных иудеев и был вынужден из синагоги удалиться. Выбрав местечко подле синагоги, Павел продолжал убеждать приходящих туда жителей Коринфа, что единственная правда о Боге именно та, что проповедует он. Проповеди имели заметный успех. Грек по имени Иуст ( в переводе с греческого означает справедливый), живший недалеко от синагоги, настолько был увлечён идеями Павла, что предоставил свой дом для проповедей. Проповедуя о воскресшем боге, Павел сумел заинтересовать и старосту синагоги Криспа ( в переводе с греческого означает кудрявый). Судя по двум посланиям Павла к коринфянам обращённых набралось довольно много: Гай, Стефан, Кварта, Ахаика, Фортуната, Хлоя и многие другие. Павлу удалось окрестить довольно крупного чиновника, занимавшего пост городского казначея по имени Эраст.
   Коринф непосредственно располагался на берегу Коринфского залива. С другой стороны Коринфского перешейка на берегу Саронического залива располагался Кенхрийский порт, также бывший административной частью Коринфа. В Кенхрах Павлу удалось привлечь женщину по имени Фива, затем занявшую пост дьякониссы. О ней Павел упоминает в послании к римлянам. Собственно Кенхры состояли из складов, мелких лавчонок, гостиниц с публичными домами для утехи моряков и нескольких сотен домов, в которых проживали люди, обслуживавшие всю эту инфраструктуру.
   Читая проповеди, Павел пустил в ход неоднократно испытанный приём, объявив о своих ночных видениях. Якобы сам Господь разговаривал с ним и сказал ему: " 9 Не бойся, но говори и не умолкай,
   10 Ибо Я с тобой, и никто не сделает тебе зла; потому что у Меня много людей в этом городе. " Деяния апостолов гл.18 ст, 9,10.
   По городу поползли слухи, что Павел один из самых знаменитых еврейских пророков, и он предвещает скорый конец света. Иудеи, ещё возмущённые попыткой Павла проповедовать воскресшего бога в синагоге, не могли более терпеть самозванца, проповедующего якобы от имени Бога евреев и искажающего саму основу иудаизма. Они подали жалобу и Павел был вызван в суд к проконсулу Ахайи Галлиону, бывшему старшим братом знаменитого римского философа Луция Сенеки. Галлион был усыновлён римским ритором Юнием Галлионом и по этой причине принявшим его родовое имя.
   Услышав в суде родовое имя Павла, и узнав его помощников Акилу и Прискиллу, Галлион в ту же минуту прекратил рассмотрение дела под надуманным предлогом. Галлион заявил, что в спорах об иудаизме он судьёй быть не хочет, и чтобы в данном конфликте они разбирались между собой сами. Все императоры Рима, кроме Калигулы, относились к иудаизму с большим уважением, присылая богатые дары в Иерусалимский Храм. Основные положения и принципы иудаизма, вера в Единого Бога были хорошо известны в Риме того времени. У образованных людей того времени идея Вездесущего Бога находила понимание, особенно у тех, кто был склонен к философским рассуждениям. Основные положения иудаизма были известны и брату Галлиона, Луцию Сенеке, автору знаменитого афоризма: " Victi victoribus leges dederunt " - (Побеждённые дали законы победителям). Существовало значительное количество граждан Рима не принявших иудаизм формально, но не только разделявших основные теоретические его положения, но и соблюдавшие его основные обряды. Не составляли исключения и аристократы. Несколько позже жена Нерона императрица Поппея исповедовала иудаизм.
   Галлион, назначенный проконсулом Ахайи в 53 году императором Клавдием, родился и вырос в Кордове в семье Луция Аннея Сенеки Старшего. Первоначальное имя его Луций Аней Новат. Семья была богатой, патрицианской, принадлежала к сословию всадников, имущественный ценз которых составлял 400000 сестерций. Позднее был усыновлён сенатором Луцием Галлионом, от которого и получил имя Галлион. Имущественный ценз сенатора составлял миллион сестерций. Из перечисленных сумм видно, что обе семьи были богаты. Галлион обучался в частной школе, дававшей по тем временам блестящее образование. Обучали там риторике ( умению произносить речи), философии и диалектике. Очень большое внимание в частных школах уделялось изучению юриспруденции. Без знания римского права ( законы двенадцати таблиц) было невозможно занять высокий административный пост, особенно такой, каковым являлся пост проконсула. Фактически это был наместник императора в данной провинции. На должность такого уровня назначались римляне с очень высокой репутацией. Достаточно упомянуть, что в своё время должности проконсулов занимали такие личности как: Гай Юлий Цезарь ( проконсул Цизальпинской Галлии с 58-48гг. до н.э.), Марк Лициний Красс( проконсул Сирии с 55-53гг.до н.э.), Гней Помпей Великий ( проконсул Испании с 55-50гг. до н.э.). Проконсул в провинции осуществлял помимо военной и административных функций, также и высшую юридическую и судебную власть. И без хорошего знания законов выполнять обязанности проконсула было попросту невозможно.
   По этой причине Галлион не мог не знать, что искажение основ религии, то есть богохульство, по римским законам являлось одним из самых тяжёлых преступлений. Согласно квалификации преступлений, оно относилось к законам публичного характера, к каковым относились и такие преступления как измена, мятеж, заговор против власти и т.п.
   Не мог Галлион не знать и такой римский закон, как " Право народа ", формирующего отношения между иностранными гражданами Римской Империи и римлянами. При разборе вышеупомянутого конфликта между Павлом и еврейской общиной Коринфа проконсул был обязан применить законы международного права, называемые в Римской Империи Jus gentium, то самое право народов, на основе которого впоследствии, и возникло существующее доныне международное право. Это было бы справедливо уже хотя бы по той причине, что большую часть еврейской общины составляли люди, имевшие римское гражданство. Но Галлион предпочёл забыть знаменитое выражение: " Pereat mundus, fiat justizia " - (правосудие должно свершиться, хотя бы погиб мир).
   Впоследствии Галлион, напуганный казнью своего младшего брата Луция Аннея Сенеки, покончил жизнь самоубийством в 65 году.
   Отказ проконсула рассмотреть иск иудеев Коринфа против Павла дал понять его сторонникам, что они могут делать всё, что хотят против своих религиозных оппонентов, И тотчас прозелиты Павлова учения, подстрекаемые им самим, Акилой и Приской напали на Сосфена, ставшего старостой синагоги после отвергшего иудаизм Криспа и жестоко избили его. Галлион, главной задачей которого было поддержание порядка во вверенной ему провинции, по словам Луки: "...ни мало не беспокоился о том." Деяния Апостолов гл.17 ст. 17
   Павел, опасаясь мести иудеев Коринфа, через некоторое время покинул город и отплыл в Эфес из Конхрейского порта. Вместе с ним, изменив внешность, отплыли Акила с Приской. Ненадолго задержавшись в Эфесе и оставив там своих агентов, Павел срочно прибыл в Кейсарию, ставшую административным центром римской власти в Иудее. Лука словно нехотя вспоминает об этом эпизоде жизни Павла. Якобы Павел ссылался на то, что им дан обет Богу, что ближайший праздник он проведёт в Иерусалимском Храме и поэтому он спешит и не может задержаться в эфесе, хотя многие неофиты просили его об этом. Но любопытная деталь: из Кейсарии до Иерусалима путь почти в два раза длиннее, чем от порта Яффы. А плыть от Эфеса до Кейсарии или до Яффы практически одинаково по времени. Возникает вполне резонный вопрос: куда и зачем так торопился Павел? И ответ на этот вопрос достаточно прост. В 52 году, когда и происходили вышеозначенные события, в это время прибыл в Кейсарию вновь назначенный императором Клавдием, новый римский прокуратор Иудеи Антоний Феликс. Его было необходимо срочно ввести в курс дела, рассказав о всех перипетиях политической и религиозной жизни Иудеи. Павел считался одним из наиболее успешных агентов и кто как не он мог познакомить нового прокуратора со всей подоплёкой политических настроений в Иудее. Вполне логично, чтоникто лучше Павла сделать этого не мог, поскольку он не только разбирался во всех хитросплетениях религиозной и политической жизни в Иудее, но и сам находился в гуще событий. Именно поэтому и заспешил Павел, получив приказ из Рима, срочно прибыть в Кейсарию.
   Введя нового прокуратора в курс дела, Павел прибыл в Иерусалим. Не сделать этого он попросту не мог; побывав в Кейсарии и не приехав в Иерусалим, он мог навести своих недоброжелателей на мысль об особых отношениях с римской администрацией. Кроме того, он был должен исполнить якобы данный им обет. И наконец он использовал поездку в Иерусалим, чтобы увидеться со своей сестрой и её семьёй. По всей вероятности он привёз некоторое количество денег для Иерусалимской общины. Пробыв очень короткое время в столице Иудеи, Павел отправился в Антиохию. На этом закончилось второе путешествие Павла.
   Успехи этого путешествия были весьма впечатляющи. Был заложен фундамент, возникшей впоследствии так называемой христианской церкви. К Мессии , то есть к Христу по имени Иешуа и к его идеям и устремлениям вновь созданная Павлом организация имела примерно такое же отношение, как созданная потомком выкрестов Пуришкевичем В.М. в 1908 году организация " Русский народный союз имени Михаила Архангела" имела отношение как к русскому народу, так и к архангелу Микаэлю ( в переводе с иврита имя это означает- кто как Бог). Павел добился выполнения главных задач : создание религиозных общин, контролируемых им лично, или назначенными им людьми; практически вся Малая Азия, Македония и Греция (Ахайя) была охвачена гигантской разведывательной сетью, покорной Павлу, а следовательно и римской администрации; Павел приобрёл солидный, независимый от Рима, финансовый источник в виде значительных пожертвований.
   Для удобства контроля за вновь созданными общинами Павел вводит наблюдателей, хотя и выбираемых из числа членов общины, но преданных ему лично. Их называли надзиратели, потому что слово это в переводе на греческий язык звучит как епископ. Иногда их выбирали, как отмечали историки христианской церкви, голосованием, предварительно согласовав кандидатуру с Павлом или с его личным представителем, и тогда считалось, что они избраны Святым Духом. На самом же деле, пока был жив Павел, без его одобрения ни один человек не был избран на руководящий пост. Поведение Павла, судя по его посланиям и даже по захлёбывающейся от восторгов в его адрес книги " Деяния Апостолов ", столь же мало походит на поведение Иешуа, коего он почитал за бога, как лужа после дождя походит на океан. Даже из синоптических Евангелий, особенно из Евангелий от Марка и Луки, написанных на основе толкований Павла в его посланиях, образ Иешуа, хотя и противоречив, но носит вполне иудейский характер и уж никак не антииудейский как у Павла. Все действия Иешуа направлены на спасение еврейского народа. И действует Иешуа в соответствием с иудаизмом, правда ессейского толка, но проповедуя выполнение, прежде всего Закона Моисеева.
   Действия же Павла направлены в первую очередь против иудаизма и его распространения.
   Иешуа был довольно мягок, прощал ученикам многое. Павел же резок и заносчив, причём не только со своими политическими и религиозными противниками, но и со своими единомышленниками и друзьями. Иешуа никогда не задумывался над средствами к существованию для себя и учеников, живёт на пожертвования. Павел упорно твердит, что у своей паствы он не берёт деньги и живёт только плодами своего труда. В этом он прав, поскольку его содержит система политического сыска Римской Империи. Но Павел повторяет эту сказку про шитьё палаток так часто, что даже у человека ему безоговорочно верящему, должны были возникнуть подозрения, что он имеет другой, тайный источник финансирования. Павел очень много путешествует, это всегда стоило дорого, а особенно тогда, когда развитой инфраструктуры для путешествий вовсе не существовало. Список отличий поступков и характеров, их отношения к окружающим их людям можно было продолжить., Но после окончания второго путешествия становится абсолютно ясно насколько разнятся и методы и цели у Иешуа бар Йосефа и у Шауля, сменившего своё имя на римский пароль " Paulus ".
   Что же касается общин, созданных усилиями Павла, то уже из последующих посланий Павла становится ясно, что люди впитавшие язычество с молоком матери сохранят языческие убеждения и пристрастия. Прав был великий русский историк и писатель Карамзин Н.М. (1766-1826гг) придумавший замечательные и верные по сей день строки : " Гони природу в дверь, она влетит в окно! " Это объясняет появление впоследствии как икон, так и скульптурных изображений и самого Бога, и его предполагаемого сына, и самих Апостолов, и бесчисленное множество святых, " имя которым легион ". Язычникам, образ жизни которых наполняла вера во множественность богов, постоянно зримых ими в виде фресок, картин и скульптур, были просто не в состоянии представить себе, что есть Создатель, Сущий, бывший до, наполняющий собой мир сейчас, и будущий после. И что Он во всём и везде, в том числе и в самом человеке, вне зависимости от его расовой и религиозной принадлежности. И все они являются детьми Бога, только одни из них ближе к нему и, возможно, чуточку любимее. Но так бывает почти в каждой семье.
   Язычнику надо непременно зримо увидеть того, кому он возносит молитвы и кому направляет свои пожелания. Неведомо ему, что он сам является живой частичкой Бога и несёт Его в душе, тайно или явно. И все те эффекты внезапных исцелений после упорных и искренних молитв перед изображением, или каким либо предметом, являющимся древней реликвией, происходят тогда и только тогда, когда молитвы эти находят адрес в душе самого человека той частицы Всевышнего, которая была заложена в него ещё в момент его зачатия.
   Объективности ради, следует признать, что Павел пытался бороться с проявлениями язычества. Ему, воспитанному в лоне иудаизма, хотя и хорошо знакомому с трудами греческих философов, римских ораторов и писателей, с укладом греко-римской культуры, было не вполне комфортно встречаться с языческими скульптурными изображениями. Помимо всего прочего, заповедь " Не сотвори себе кумира..." входила в число тех семи заповедей, которые легли в основу пропагандируемой им религии. Но поскольку заповедь эта имела гораздо более широкое понятие чем просто изображение, то он хотя на словах и осуждал эти элементы язычества, но сосредотачивал внимание своей паствы на более важных, по его мнению, вопросах. Кумиром может быть не только зримый предмет или человек, но и идея или учение, далёкое от Декалога, или же использующее часть заповедей для подтверждения правоты своих идей или теорий, Наиболее ярким примером этой заповеди могут служить две претворённые в жизнь теории 20-ого века: коммунизм и фашизм. И та и другая идеология включали в себя следующие положения: этатизм - абсолютный приоритет интересов государства над интересами как отдельной личности, так и отдельных групп населения; вождизм - утверждение отдельно взятой личности в качестве абсолютного авторитета, при жёстко построенной иерархии в централизованном по вертикали власти государстве; и естественно, вытекающий из вышеизложенного - тоталитаризм - то есть полный и абсолютный контроль государственного аппарата над всеми аспектами жизни данного общества.
   По вполне понятным причинам Павел не знал вышеупомянутые термины, но все три положения чётко прослеживались во вновь создаваемых им и его приближёнными общинах. Подтверждение тому можно найти в его посланиях, в частности в 1-ом и 2-ом посланиях к коринфянам. Поэтому борьба с язычеством проходила у Павла как бы под сурдинку, чего нельзя сказать об идеях создания жёстко-централизованного общества. Это положение внедрялось Павлом с неукротимой последовательностью. Конечно способствовало этому и имперский характер тогдашнего общества, но даже в жёсткий римский порядок Павел вносил свои коррективы. Павел пренебрегает правом любого человека на сугубо личную жизнь, он ставит её под пристальный контроль общины. Ожесточённо борется против любого постороннего влияния на внутренние правила жизни общин, выступая в роли диктатора. Роль каждого человека в общине, созданной Павлом сводилась к чёткому выполнению всех устных и письменных указаний Павла - неповиновение и невыполнение указаний наказывается изгнанием из общины и приказом бойкотировать изгнанного. Он и только он является высшим авторитетом во всех областях жизни. Дело доходит до абсурда - он даёт указания женщинам, в каком виде они должны молиться или пророчествовать. Игнорируя первую заповедь Бога, он даёт рекомендацию "человеку не касаться женщины " 1-ое послание к коринфянам гл.7 ст.1. Его рекомендации имеют силу закона. Он не знает, или специально замалчивает о том, что его мистический наставник Иешуа был женат на Марии Магдалине. Налицо явный тоталилитаризм.
   Павлом во втором путешествии была заложена иерархия, пирамида духовной власти, в высшей точке которой стоял он сам. В глазах новообращённых, доверившихся ему, он выглядел посредником между ними и Богом, тем, без помощи которого они не смогут достичь ни " вечной жизни", ни Божьей благодати, ни Божьей премудрости. Павел никогда не страдал от недостатка скромности, но во втором путешествии он ставит абсолютный рекорд нахальства. " Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов "1-ое к коринфянам гл.2 ст.16
   Кто из ныне живущих или когда-либо живших людей мог бы сказать такое о себе или о своём окружении? Кто может судить о Боге или о его разуме, кто смеет рассуждать о Создателе?
   Величайший из пророков - Моисей, единственный из людей, удостоившийся видеть и говорить с Господом, завещал: " Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо,
   3 И сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдём вслед богов иных ,которых ты не знаешь, и будем служить им." :
   4 То не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо через сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, всем сердцем вашим и всею душою вашею.
   5 Господу, Богу вашему, следуйте и Его бойтесь, и заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к нему прилепитесь.
   6 А пророка того или сновидца того должно предать смерти, за то, что говорил он преступное против Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и искупившего тебя из дома рабства, - дабы совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; искорени же зло из среды твоей" Дварим ( Второзаконие) гл.13 ст. 2-6.
   Следует отметить, что у каждого человека и у каждого народа был свой Египет и свой дом рабства. Суть же остаётся одна: был указан единственно верный путь служения Господу, и, соответственно, миру им созданному; и Господь един, а не два и не три, даже если вас убеждают, что они втроём составляют единство.
   Большое количество верующих иудеев, путешествуя по своим делам по Малой Азии, Греции и Македонии и будучи хорошо знакомо с членами общины, руководимой Яковом в Иерусалиме возмущались деятельностью Павла. Беседуя и с иудеями и с прозелитами, обращёнными Павлом и иже с ним, они убеждали и тех и других, что Павел действует по собственной инициативе, искажая иудаизм. И что действует он против воли Иерусалимской общины и против воли Якова, брата Иешуа. Разве можно ему верить? И кто такой Павел по сравнению с руководством общины во главе с Яковом? Разве возможно их даже сравнивать? Павел при этом назывался не иначе как "невежда". Евреи, путешествовавшие по своим торговым делам и прекрасно знавшие Якова Праведного, не без основания утверждали, что Павел никогда Иешуа не видел и в число двенадцати учеников его не входил. А учеников тех Иешуа выбирал лично. И если кто и имеет право учить от имени Иешуа, то Пётр и Яков, стоящие во главе Иерусалимской общины и остальные апостолы, слышавшие поучения из уст самого Иешуа. Что же до апостольского сана, присвоенного Павлом самому себе, то он, Павел, к этому сану никакого отношения не имеет. Евреи, имевшие рекомендательные письма от Иерусалимской общины небезосновательно упрекали Павла не только в пустословии и в самовосхвалении, но и в том, что он рассказывает о Иешуа, не зная ни его лично , ни его идей, высказанных им его ученикам. Возмущались они и тем, что Павел похвалялся благосклонностью к нему Бога, которая выказывалась якобы в сновидениях. А замечаний, касающихся того, чему он учит было и вовсе без счёта; начиная с отрицания Павлом необходимости обрезания и кончая тем, что Павел разрешил своей пастве употреблять в пищу" идоложертвенное" ,
  Хотя Первый Иерусалимский Собор пришёл как бы к соглашению, что употреблять это в пищу для бывших язычников является большим грехом. Именно так описал Лука в своём труде "Деяния Апостолов" заключительное слово на Соборе Якова Праведного в главе 15 стихи 13-21.
  Иудеями, пришедшими с жалобами к Якову Праведному на Павла, сам Павел назывался не иначе как " невежда". Сказать, что Павла это задело, означало бы не сказать ничего . Он был попросту взбешён Он, столько лет проучившийся у лучшего из наставников иудаизма Гамлиэля - невежда? Но как же назвать тогда этих неграмотных рыбаков из Галилеи, обладавших по сравнению с ним единственным преимуществом - они лично знали Иешуа и были его учениками. До глубины души уязвлен был Павел этим прозвищем. И , несколько позже, в запальчивости и гордыне напишет он своей пастве в Коринф: "Но я думаю, что у меня ни в чём нет недостатка против высших Апостолов:
   6 Хоть я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем, мы во всём совершенно известны вам.......
  ............
   11 Но как поступаю, так и буду поступать.
   12 Чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.
   13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых (т.е. послов Мессии).
   14 И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
   15 А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их" 2-ое к коринфянам гл. 11 ст. 5,6; 11-15.
   Потрясающая инвектива! Для того чтобы сравнить посланцев Якова Праведного и Апостолов со служителями сатаны, нужно чувствовать за собой такую поддержку, каковую способна оказать одна лишь римская оккупационная армия.
   Судя по этим фразам, Павел был задет самым глубочайшим образом. И далее в этом же послании он никак не может успокоиться: " 22 Они евреи? Ия. Израильтяне? И я. Семя Авраамово? И я.
   23 Христовы служители? ( т.е. Мессии) в безумии говорю: я больше.... " гл.11 ст.22,23
   И в том же послании, уже в следующей главе Павел всё ещё не может успокоиться: "11 Я дошёл до неразумия, хвалясь: вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чём нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто: "гл.12 ст. 11
   Нельзя сказать, что Павел изобрёл новый приём в идеологической борьбе: хочешь избежать обвинения - обвиняй сам. Этот приём был известен задолго ло рождения Павла. Вызывает удивление другое - Павел практически не боится разоблачения.
   В то время, что Павел отсутствовал в Коринфе, город посетил Кифа (Пётр) и пробыл там некоторое время. Он посетил неофитов, обращенных Павлом и Аполлосом; у него появились и свои последователи. Пётр хорошо запомнил урок, преподанный ему Павлом в Антиохи, когда его упрекнули в том, что он до прибытия эмиссаров от Якова ел и пил с язычниками, а когда те появились, то он стал, как и все бывшие там иудеи и даже Варнава, избегать язычников и " устраняться необрезанных ". Особенным злопамятством Кифа не отличался, но в то же время ответить на ту, давнюю выходку Павла, по его мнению, было нужно. И Он в беседе с язычниками обронил, что у Павла , несмотря на данную ему премудрость, во всех посланиях его есть нечто неудобовразумительное. Эта фраза впоследствии была вставлена во второе послание Петра в третью главу стихи 15 и 16. Причём вставили её внешне благопристойно, попытавшись сделать акцент там на "невежд и неутверждённых " . но кого называли невеждой и кто не был утверждён Иерусалимской общиной, вполне понятно. Высказывание это было именно в Коринфе, поскольку очень многие исследователи раннего христианства оба послания Петра относят ко 2-ому веку. Написаны они неизвестно кем, но явно человеком, хорошо знакомым со всей информацией, доступной на то время и даже более того. Из 106-ти стихов первого послания 31 стих заимствован из Танаха, 16 из ещё не написанных Евангелий, 29 из посланий Павла, 5 из Деяний Апостолов, вышедших в свет в конце 1-ого века, 3 стиха из послания Якова и один стих из Апокалипсиса. Итого из 106 стихов 85 заимствованы из других источников, 21 возможно принадлежали самому Кифе. Та же картина и со вторым посланием Петра: из 61 стиха: 16 из Танаха, 11 из Евангелий, 12 из посланий Павла, 1 из апокалипсиса и 5 заимствованы из послания брата Иешуа Иуды.
   Павлу, разумеется, донесли высказывание Петра .Павел был в бешенстве , услышав такой отзыв о себе от безграмотного рыбака, и ответил во втором послании к коринфянам. Практически более половины 10-ой главы посвящено этому: "Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас олько посланиями.
   10 Так-как некто говорит:" в посланиях он строг и силён, а в личном присутствии слаб и речь его незначительна", -
   11 Такой пусть знает, что каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы мы и на деле лично.
   12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
   13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
   14 Ибо мы не напрягаем себя, как недостигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым;
   15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш.
   16 ( Так - чтобы и ) далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
   17 Хвалящийся хвались о Господе.
   18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь" 2-ое к коринфянам гл.10 ст. Практически все вышеперечисленные цитаты относились в первую очередь к Петру и всем остальным деятелям Иерусалимской общины, включая Якова Праведного, всех кто стоял на позициях традиционного иудаизма ессейского толка. Но разумеется львиная доля упрёков досталась Петру, которого волновали успехи Павла и который ему завидовал. Касались эти упрёки и тех иудеев, которые рассказали Якову о Павле. Они очень хорошо знали и само Якова и всех Апостолов, поскольку молились с ними бок о бок в Иерусалимском Храме.
   Павел пытался ввести единые нормы поведения для всех общин. Особенно вызывала у него тревогу в этом плане Коринфская община и как выяснится позже, опасения его были не беспочвенны. Всего Павлом были написаны три послания к коринфянам. Существуют различные мнения о сроках написания посланий. Одни исследователи считают датой написания 57 год, другие год 54-ый. Доводы последних выглядят более убедительными и более логичными. Первое послание, написанное Павлом, не дошло до наших дней, оно сохранилось только в комментариях. Послание было направлено для напоминания об отказе в участии языческих праздников и связанных с ними норм поведения, распущенностью и пьянством. Павел хорошо знал общину и прекрасно представлял себе, на что способны эти люди, оставшиеся без авторитетного руководства. И действительно, в скором времени Павел получил известия от прихожанки по имени Хлоя, сообщившей ему, что в общине начались распри. Особенно они усилились после того, как в Коринфе появились сначала посланцы Петра, а затем и он сам. После сего, часть общины стала считать себя последователями Петра, бывшего рядом с Иешуа. Называли они себя " Кифинами". В Коринфе появился ещё один проповедник по имени Аполлос, выражавший свои мысли по поводу идей Павла языком более простым и доходчивым, чем Павел. И тут же часть общины объявила себя " Аполлосовыми ."Павел понимает что это почитание проповедника отвлекает от основной идеи, которой он стремился подменить иудаизм. И он пишет: " 10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри как строит.
   11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос " 1-ое к коринфянам гл.3 ст 10,11
   Павел относится к людям, составляющим общину, которую ему удалось создать, не просто как к людям, поверивших ему в том, что распятый воскрес по Божьей Воле и сам стал богом. Он находит для убеждения этих людей блестящее в своей убедительности сравнение, сравнивая их веру с телом новорожденного: " 15....Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
   16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу" 1-ое к коринфянам гл.4 ст.15,16 Совершенно гениальное сравнение! Новорожденный и растущий ребёнок, к которому, как к любому растущему организму липнут всяческие заболевания ; и который испытывая влияние окружающей мира, может уклониться от пути, выбранного его родителями. И поэтому Павла в первую очередь беспокоит моральное состояние членов общины, её внутренний климат. " 1 Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какое не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.
   2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело" 1-ое к коринфянам гл.5 ст.1,2
   Положим насчёт такого же деяния у язычников Павел выдаёт желаемое за действительное. Мифология греческая, бывшая в основании Греко-римского политеизма рассказывала о многих случаях инцеста. Согласно сочинениям Орфея Зевс домогался сексуально Реи, своей матери. Она же, не желая вступить с ним в брак, превратилась в змею, пытаясь убежать от него. Но он настиг её в образе змея и совокупился с нею, а затем не меняя облика, заодно совокупился и со своей дочерью Ферсефоной. Миф об Эдипе, женившегося на своей матери Иокасте известен широко и даже дал название такому явлению, как " Эдипов комплекс ". Зевс был официально женат на своей сестре Гере, дочери Крона и Реи.
   Строго говоря, брак между пасынком и мачехой не был инцестом, поскольку они не были родственниками по крови. Впоследствии, у римлян, было даже разрешено вступать в брак дядям и племянницам.
   История, в случае, описываемом в послании Павла, стара как мир. Старый отец, женившийся на молодой и темпераментной женщине, но не способный удовлетворить её сексуальный аппетит. Сын вышеупомянутого отца, по всей вероятности, бывший одного возраста с молодой женой отца и более соответствовавший ей в части секса. Всё это в человеческой истории было не один раз, достаточно вспомнить историю Федры и Ипполита, она списана с натуры. Но в этой истории весьма любопытен совершенно иной аспект. И мачеха и пасынок вступали в общину и получали крещение наверняка уже будучи любовниками. Крещение, по утверждению Павла и его последователей, есть сошествие Духа Святого на посвящаемого. Как же человек, проводивший обряд крещения, будь то сам Павел или Аполлос или же епископ или пресвитер, Павлом назначенный, не смог разглядеть в них прелюбодеев. И какой, соответственно ,дух смог снизойти на этих людей?.И открылось всё только потому, что к сексуальным отношениям после смерти отца и вступления в наследство, добавился интерес экономический, поскольку целое всегда больше половины.
   Установлению положительного морального климата в общине Павел уделяет почти всю 4-ую главу 1-ого послания к коринфянам. " Но я писал вам не сообщаться с тем, кто называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или хищником; с таким даже и не есть вместе" гл.4 ст. 11
   Павел в установлении норм поведения для членов общины доходит даже до того, что запрещает им для разрешения внутренних конфликтов и споров обращаться к кому-либо, кроме членов общины." А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значущих в церкви.
   5 К стыду вашему говорю; неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?
   6 Но брат с братом судится, и притом пред неверными.
   7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?
   8 Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев."
  1-ое к коринфянам гл.6 ст. 4-8
   Законы Римской Империи Павлом отменены для членов его секты. Фактически Павел, написав эти строки, противопоставляет свои указания римскому законодательству. Другой человек за столь явное игнорирование римских законов уже сидел бы в тюрьме; другой ! но только не Павел. И если у кого-либо ешё остались сомнения по поводу того, что " Герой нашего повествования " действует с ведома и по приказанию римской администрации, то этот его шаг должен был бы развеять последние сомнения.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"