Михайлов Валерий Николаевич : другие произведения.

Цирцея. Выход в жизнь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кризис - это дар под маской проклятия, так как он заставляет нас "включать голову" и дает шанс изменить жизнь. Поэтому я назвал его "пробуждением". В книге их четыре. Первое посвящено ситуации, когда все в жизни не нравится, но человек не видит выхода из нее. Второе - о пути с сердцем. Третье и четвертое написано для тех, кто стремится отдаться "силе, что правит нашей судьбой", трансформировать сознание или обрести просветление. Купить книгу на сайте издательства "Ридеро".

  ЦИРЦЕЯ. ВЫХОД В ЖИЗНЬ
  Фрагмент для ознакомления. Наиболее низкая цена на книгу на сайте 'Ридеро': https://ridero.ru/books/circeya_pravila_igry/
  
  Гость-пленник
  
  
  Человек есть нечто, что должно превзойти.
  Фридрих Ницше 'Так говорил Заратустра'.
  
  
  Давайте представим себе больного в состоянии острого психоза с галлюцинациями и бредом. Таких любят показывать в кино и описывать в книгах, а наиболее везучие из нас наблюдали их воочию, например, во время приступа белой горячки. Картина мира такого человека состоит из порожденных его больным сознанием существ и декораций, а ее бредовая интерпретация еще больше усугубляет дело. В результате человек настолько дезориентируется, что без посторонней помощи легко может причинить непоправимый вред себе и другим. Поэтому людей в таком состоянии принудительно отправляют в соответствующие больницы, где их держат привязанными к кроватям до тех пор, пока их действительность не обретет достаточно адекватный характер для того, чтобы их можно было отвязать.
  Представили? Тогда подумайте, чем мы, 'нормальные' люди отличаемся от таких больных? Но прежде, чем приступить к ответу на данный вопрос, попробуйте немного поиграть в осознание происходящего. Для этого удерживайте, сколько получится, свое внимание на ваших ощущениях в теле, эмоциях, действиях и происходящем вокруг в режиме реального времени-пространства, не давая мыслям убегать в прошлое, будущее или в какое-либо другое место. Как только вы поймаете себя на том, что либо что-то вспоминаете, либо воображаете, либо мысли отправились вслед за какой-то ассоциацией, вы 'моргнули', и игра закончена. Насколько вас хватило? Наверняка на несколько секунд. Максимум, на минуту-другую. Если вы считаете, что смогли продержаться дольше, вы либо Будда, либо обманщик, врущий самому себе. Вот только Будда вряд ли будет это читать.
  Эта игра позволяет понять, что наше сознание только изредка выныривает в текущий момент, а все остальное время блуждает в своих грезах. И если бы мы действительно управлялись этим сомнамбулическим 'разумом', мы бы вымерли как вид миллионы лет назад. Но мы не только живы, а доминируем на планете, потому что кроме 'разума' оснащены всеми конструктивно необходимыми программами для управления нашим телом и поведением.
  Большинство управляющих нами процессов мы не осознаем. Так мы не замечаем происходящее в наших органах и клетках. Идя по улице, мы не осознаем множество корректирующих положение тела процессов. И так далее.
  Многое из того, что связано с нашим поведением, мы хоть и осознаем, но не контролируем в полной мере. Кто из нас может в разгар гнева стать по желанию спокойным или с легкостью отказаться от тех привычек, которые мешают нам жить?
  Мы реагируем на происходящее чаще всего в полуавтоматическом режиме согласно нашим программам, часть которых получили в качестве безусловных рефлексов. Львиная часть других программ была установлена и настроена еще в детстве. Остальные 'приложения' мы устанавливаем по ходу жизни.
  Большую часть времени нам только кажется, что мы что-то обдумываем и принимаем осознанные решения. На деле же это утешительная отмазка, которую нам скармливает тот болтун в голове, который мы называем умом. И это эволюционно оправдано, так как думанье - крайне энергетически затратный процесс. Даже в состоянии относительного покоя на мозг приходится около 25% всей расходуемой человеком энергии. Во время думанья это число значительно выше. В условиях полуголодной жизни, для которой эволюционно создавались наши организмы, лишняя трата энергии грозит голодной смертью. Поэтому подавляющее большинство людей начинает думать лишь в экстраординарных обстоятельствах. И только редкие порождения сытости, получающие кайф от самого процесса мышления, стремятся много думать.
  Но и это только малая часть айсберга нашей души в смысле психических процессов. Как вы наверняка знаете, так называемая реальность, в которой мы живем, является своего рода интерфейсом, который наша психика создает на основе получаемых от органов чувств сигналов. Интерфейса нормального и психически больного человека отличает лишь степень его соответствия общей для большинства реальности, которая носит весьма искаженный и фрагментарный характер. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на 'неподвижные' стрелки часов или в небо, по которому солнце 'движется' с востока на запад. Поэтому Коржибски и написал полюбившуюся создателям НЛП фразу о том, что 'карта' не является 'территорией'.
  Причина этого искажения кроется в наших конструктивных особенностях. В частности в слабости органов чувств и низком трафике сознающей части психического аппарата. В результате в качестве компенсации наш мозг довоображает недостающие детали картины мира, не подозревая о том, что наша реальность всегда является в какой-то степени плодом нашего воображения, то есть, галлюцинацией.
  С интерпретацией этой картины тоже далеко не все обстоит гладко, так как наше программное обеспечение, мягко говоря, хромает, как минимум, потому, что лежащие в его основе 'факты' и правилах поведения лишь частично проверены на предмет соответствия действительности. Большинство из них попросту высосаны из пальца и 'протухли' еще несколько веков назад. Не удивительно, что успех и счастье мы обычно находим благодаря случаю и вопреки нашим действиям.
  Короче говоря, наше бодрствование отличается от сна в основном лишь режимом сериала (связывающая в единое целое периоды бодрствования последовательность событий) и ограничением наших возможностей (в режиме бодрствования мы не можем летать, дышать под водой и так далее). Поэтому мистики всех времен и народов утверждали, что в обычном своем состоянии люди спят и видят свою жизнь во сне. Как в 'Матрице'.
  Если бы эта система работала без сбоев, сон-бодрствование был бы единственным доступным нам режимом существования, но судьба периодически преподносит нам ситуации, в которых невозможно действовать в спящем режиме, заставляя нас становиться чуть более пробужденными. Большинство воспринимает это величайший дар как проклятие и старается побыстрее вернуться в глубокий сон, но есть и те, кто способен разглядеть в пробуждениях шанс принципиально изменить свою жизнь в лучшую сторону, перейдя на иной уровень работы сознания и бытия. Нередко, правда, 'пробуждения' являются сюжетами сна, и люди продолжают крепко спать, думая во сне, что они проснулись и действуют наяву.
  В зависимости от характера пробуждающих ситуаций и наших психофизиологических особенностей пробуждение может быть настолько стремительным, что человека буквально выбрасывает из сна, а иногда оно происходит до того медленно, что мы практически не замечаем движение в сторону поверхности из его глубин.
  Мое послужившее в последствии причиной возникновения дзен-терроризма и увлечения психологией пробуждение было медленным. В начале 90-х я увлекся экстрасенсорикой, гипнозом и 'медитацией' (тогда я понятия не имел, что это такое). К счастью, мой случай был не настолько тяжелым, чтобы относиться серьезно к 'Диагностике кармы' и прочей подобной 'литературе', поэтому Лазарева мы читали исключительно по накурке с целью поржать. Правда, судьба ненадолго занесла меня в христианство, и в возрасте двадцати с копейками лет я крестился, но вскоре, разочаровавшись в религиях для масс, отлучил от себя церковь.
  Благодаря книгам Ошо я загорелся идеей просветления и начал 'духовно развиваться', кидаясь от одной практики к другой и поглощая в неимоверных количествах Рерихов, Блавацкую, Шюре и прочий 'духовный' хлам. Свои 'духовно-эзотерические' потуги я называл дзеном, так как был покорен красотой очищенного Ошо от примеси буддизма дзена.
  Постепенно страдание духовной херней начало обретать осмысленный характер и к 2004 году я созрел для того, чтобы как-то сформулировать свое миропонимание, которое тогда по большей части носило интуитивный характер. Результатом этой попытки стал 'Дневник дзен-террориста'.
  К тому времени я уже понимал, что неправильно называть свой поиск преобразования сознания дзеном или иным относящимся к какой-либо традиции термином, как минимум, по трем причинам:
  1. Я не принадлежал и не принадлежу ни к одной традиции, что делает употребление 'традиционной' терминологии некорректным.
  2. Кроме сущностного понимания традиции есть еще и формальное, в результате тот же дзен - не только определенное состояние сознания и способы его достижения, но еще и одно из направлений буддизма, которое бла-бла-бла.
  3. Как говорил М. Е. Литвак, нужно не следовать за кем-то, а создавать свое, тогда никто не сможет упрекнуть тебя в том, что ты делаешь что-то не так. Так, например, попытайся я сварить уху, любой дурак, попробовав ее, мог бы сказать, что это не уха, а черт знает что. Но никто не сможет сказать что-то подобное, свари я рыбный суп по-михайловски.
  Мое все еще гипервозбужденное сознание требовало мгновенного результата, для которого нужно было не разбить, а буквально разнести в дребезги все те 'старые скрижали', которыми была набита моя голова, в результате 'дзен' превратился в дзен-терроризм как поиск способа разнести свой ум. Тогда я не знал, что это название 'застолблено' одной музыкальной группой, а когда узнал о ее существовании, менять его на что-либо другое было поздно. Или лень, что сейчас уже не имеет значения.
  Мое активно-эзотерическое 'прошлое' оказалось отличной прививкой от эзотерического бреда, и к описываемому времени у меня уже был развит стойкий рвотный рефлекс на провозглашаемые всевозможными гуру, теософами и колдунами 'Истины'. Поэтому, формулируя свое миропонимание, я решил по возможности воздержаться от заезженной до потери последних остатков смысла эзотерической терминологии.
  В результате всего этого на свет появилась принудительная психофизиологическая игра 'Цирцея', названная в честь дочери бога Гелиоса и Океаниды Персы, известной еще под именем Кирка. Цирцея - богиня луны и представительница чародейства. Одно время она жила на острове Эея, куда судьба занесла Одиссея. Тогда она превратила в свиней отправленных на разведку его спутников. Отправившийся их спасать Одиссей справился с ее чарами с помощью подаренного ему Гермесом растения. Признав в Одиссее героя, она вернула его друзьям человеческий облик и предложила ему свою любовь. В результате они прожили на острове в любви и согласии год, после чего по настоянию товарищей Одиссей отправился дальше в поисках дороги домой.
  Цирцея спасла им жизнь, посоветовав Одиссею прогуляться в царство Аида и узнать у прорицателя Тирезия о предстоящих ему испытаниях. Тот рассказал Одиссею об опасностях, которые ожидают его у острова Сирен, в проливе, где обитают Скилла и Харибда, и на острове Тринакрии, в результате Одиссей смог выйти живым из этих передряг.
  В 'Часе Быка' Иван Ефремов так прокомментировал этот миф:
  
  'Цирцея - великолепный миф незапамятных времен, возникший еще от матриархальных божеств, о сексуальной магии богини в зависимости от уровня эротического устремления: или вниз - к свинству, или вверх - к богине. Он почти всегда истолковывался неправильно. Красота и желание женщин вызывают свинство лишь в психике тех, кто не поднялся в своих сексуальных чувствах выше животного. Женщины в прежние времена лишь очень редко понимали пути борьбы с сексуальной дикостью мужчины, и те, кто это знал, считались Цирцеями. Встреча с Цирцеей была пробным камнем для всякого мужчины, чтобы узнать, человек ли он в Эросе. Сексуальная магия действует лишь на низкий уровень восприятия Красоты и Эроса'.
  
  Называя игру 'Цирцеей', я не вдавался в эти 'высшие' материи, а вспомнил лишь о том, что Кирка превращала людей в животных. В 2004 году описание игры получилось излишне заумным, пафосным и фрагментарным, но достаточно долгое время оно казалось мне Откровением (с большой буквы). А судя по тому, что мой 'Дневник' разошелся по сети, так казалось не мне одному. В результате я только через 7 лет созрел для переформулирования описания игры, и в 'Дневнике' 2011 года написал:
  
  ''Цирцея' - это принудительная психофизиологическая игра, которая превращает нас в людей, то есть в тех, кем мы себя воспринимаем, будучи игроками. Пространством игры является матрица или метамодель реальности, включающая в себя все частные модели реальностей всех игроков. Пространство игры называется Лабиринтом Цирцеи. Цель и задача игры - сохранять и развивать Лабиринт Цирцеи за счет контроля над сознанием игроков. Правилами игры являются так называемые законы нашего мира или Лабиринта Цирцеи.
  Правила игры бывают явными и скрытыми. К явным правилам относят осознаваемые игроком правила (нормы поведения, законы природы и так далее). К скрытым относятся не осознаваемые игроком правила (нормы поведения, законы природы и так далее). Эти правила управляют игроком на подсознательном уровне. Некоторое количество игроков все же учитывает существование этих правил при интерпретации игры.
  Обучение правилам игры происходит постепенно и начинается с раннего детства методом воспитания, в процессе которого ребенок приобретает личность и навыки, необходимые для участия в игре. После отождествления с другими игроками (семья, нация, раса...) и получения роли (мальчик, девочка, хороший, плохой, учитель, инженер, муж, жена, храбрец, трус, крутой и так далее) в сознании человека образуется игровой модуль или поддерживающий состояние игры инструментарий, превращающий человека в игрока.
  Игрок - это считающий себя субъектом объект игры. Игроками являются все те, чье сознание ограничено Лабиринтом Цирцеи. То есть практически все люди.
  При этом подавляющее большинство игроков даже не подозревает о существовании игры. Но временами Цирцея, как и любая сложная структура, дает сбой. В этом случае игрок или группа игроков осознают, что они в игре. После этого игрок или 'забывает' сбой и возвращается в игру; или начинает искать помощи у 'экспертов', которыми считаются: попы, официальные шаманы, психотерапевты, психиатры, эзотерики и просто шарлатаны (все они работают на Цирцею); или выбирает антиигру, становясь контригроком; ну и неучтенный вариант.
  Контригрок - это игрок, осознавший, что он обитает в ограничивающем его сознание Лабиринте и желающий выйти за пределы Лабиринта. Направленная на выход за пределы Лабиринта Цирцеи деятельность контригрока называется антиигрой. Главная задача антиигры заключается в трансформации собственного сознания путем уничтожения игрового модуля Цирцеи.
  Территория вне Лабиринта Цирцеи является территорией Аббатства 691. От нас Аббатство спрятано за самой простой для преодоления и одновременно непреодолимой для большинства преградой: оно находится за границей нашего обыденного сознания. И только достигнув определенного психофизического состояния человек способен приблизиться к Аббатству.
  Задачей Аббатства 691 является управление контригрой или процессом эволюции персонального сознания. Подобно хищнику, ворующему из сарая кур, Аббатство уводит из Лабиринта на свою территорию контригроков.
  Для этого оно направляет в Лабиринт Проводника, которым является Человек-Невидимка или Фнорд (Этот термин позаимствован у Роберта Антона Уилсона, но имеет совершенно иное значение). В лабиринте Фнорд собирает группу контригроков, и эта группа под его руководством строит портал, через который перемещается в Аббатство. После этого портал переходит в собственность Цирцеи, которая использует его как новый элемент Лабиринта. Если разобраться, то практически все мировые религии, теософские общества, тайные магические ордена, и так далее являются такими загонами, образовавшимися на месте когда-то действующих порталов.
  Таким образом становится понятно, что отношения Цирцеи и Аббатства - это сотрудничество на взаимовыгодной основе. Так Цирцея позволяет воспитывать на ее территории, а затем переправлять в Аббатство контригроков в обмен на поддержание ее Лабиринта в надлежащем состоянии.
  Также становится очевидным, что деятельность Аббатства не должна влиять существенным образом на игру. Отсюда можно вывести несколько принципиальных правил контригры:
  1. Количество контригроков не должно превышать некой критической величины, после которой начинается влияние на игру.
  2. Кандидат в контригроки должен играть такую социальную роль, которой Цирцея может пренебречь.
  3. Кандидат в контригроки должен быть достоин внимания Аббатства.
  4. Деятельность групп Фнорда, с одной стороны, должна быть невидима для желающих приобщиться к Аббатству, но недостойных этого игроков (таких тьма), с другой - доступной для достойных.
  В качестве отвлекающего маневра Аббатство разместило на территории Лабиринта множество будоражащих воображение тайн, таких как Шамбала, чаша Грааля, тибетские пещеры с пребывающими в самати атлантами и лемурийцами, или Великих Учителей Человечества, служащих для отвлечения внимания от поисков порталов Фнорда.
  Поиск Фнорда осуществляется при помощи сонастройки с Фнордом центра везения.
  Центром везения является один из механизмов Цирцеи, отвечающий за достижение игроком своих целей. Благодаря этому механизму везение приходит ко всем, но каждому везет согласно настройке его центра везения. И даже тем, кто считает себя кончеными неудачниками, чертовски везет в их неудачах - такова настройка их центров везения.
  Для того чтобы суметь встретить Фнорда (можно каждый день ходить мимо него, но не замечать), необходимо настроить свой центр везения на его волну. Для этого нужно сделать поиск Фнорда центральной задачей своей жизни. Его нужно искать везде: на улице, в литературе, практикуя йогу и медитацию'.
  
  В апреле 2016 года без объявления войны меня настигло новое, принципиально иное понимание 'Цирцеи', и теперь ее творение представляется мне в виде Зеркального замка. Стены, пол и потолки его бесчисленных комнат увешаны кривыми зеркалами, глядя в которые ставшие пленниками гости Цирцеи, думают, что они смотрят на реальность или мир, а отражающаяся в них картина соответствует Истине.
  Что же до самой Цирцеи, как мне теперь понимается, она не превращала спутников Одиссея в животных, а показала им их истинное обличие, подведя к неприметному зеркалу в дешевой раме, чья поверхность достаточно ровная, чтобы отражать относительно реальное положение вещей.
  Большинство людей боится даже думать об этом зеркале, поэтому Цирцея была вынуждена убрать его в незаметный чулан, где оно пылится, дожидаясь тех смельчаков, что готовы рискнуть обрушить свою картину мира ради возможности увидеть путь на свободу, за пределы Зеркального дворца, который отражается лишь в том единственном зеркале.
  Увидев путь на свободу, эти счастливцы бросаются прочь, пытаясь увлечь за собой других людей. Но лишь редкие счастливцы понимают, что они не пленники, а гости Цирцеи, которые позабыли все на свете по причине сна. Что дворец не тюрьма, из которой надо бежать, а дом, из которого можно выходить и куда можно возвращаться по желанию или в силу необходимости.
  Это понимание позволило мне понять, что Цирцея не тюремщица, не экзаменатор, а щедрый друг, дающий нам шанс в виде четырех пробуждений. Это не ступени лестницы и не уровни сознания. Они не иерархичны и могут происходить в любом порядке.
  
  
  Пробуждение первое
  
  
  Много трудного существует для духа, для духа сильного и выносливого, который способен к глубокому почитанию: ко всему тяжелому и самому трудному стремится сила его.
  Что есть тяжесть? - вопрошает выносливый дух, становится, как верблюд, на колени и хочет, чтобы хорошенько навьючили его.
  Что есть трудное? - так вопрошает выносливый дух; скажите, герои, чтобы взял я это на себя и радовался силе своей.
  Не значит ли это: унизиться, чтобы заставить страдать свое высокомерие? Заставить блистать свое безумие, чтобы осмеять свою мудрость?
  Или это значит: бежать от нашего дела, когда оно празднует свою победу? Подняться на высокие горы, чтобы искусить искусителя?
  Или это значит: питаться желудями и травой познания и ради истины терпеть голод души?
  Или это значит: больным быть и отослать утешителей и заключить дружбу с глухими, которые никогда не слышат, чего ты хочешь?
  Или это значит: опуститься в грязную воду, если это вода истины, и не гнать от себя холодных лягушек и теплых жаб?
  Или это значит: тех любить, кто нас презирает, и простирать руку привидению, когда оно собирается пугать нас?
  Все самое трудное берет на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню.
  Фридрих Ницше 'Так говорил Заратустра'.
  
  
  Первое пробуждение имеет повадки хищника. Оно долго выслеживает нас, подкрадывается, а потом набрасывается, когда мы наиболее беззащитны и уязвимы. В результате мы вдруг обнаруживаем себя этакими пушкинскими старухами у разбитых корыт. В подавляющем большинстве случаев мы не бомжи, не требующие ухода калеки, не умирающие. Мы - представители большинства. У нас есть какая-никакая работа. Есть, была или планируется семья. Есть крыша над головой. Более того, кто-то нам даже завидует.
  Еще мгновение назад все это хоть и не казалось нам исполнением желаний, но было вполне приемлемой рутиной, той лямкой, которую тянут все вокруг, и вдруг мы осознаем, что это не наше, что жизнь спускается в унитаз, а самое страшное, что мы не знаем к чему стремиться, так как не знаем, чего действительно хотим.
  Вероятнее всего, вы уже немолоды или чувствуете себя немолодым . В противном случае вы бы отмахнулись от этого пробуждения, как уже делали много раз 'в юности', считая, что у вас еще все впереди. Вы либо одиноки, либо женаты на тупой дуре, так как умная женщина не свяжется с вами надолго. Ваши дети, если они у вас есть, растут задротами - а кем им еще расти в вашем случае? Дети учатся, подражая, а кому они могут подражать, кроме вас? Друзья у вас такие же, как вы, так как целеустремленным и успешным людям вы вряд ли будете интересны. А так как у вас нет настоящего дела, иначе вы бы стояли у другого зеркала, вы с большой вероятностью убиваете себя табаком, алкоголем или чем посерьезней. Другая не менее вредная для здоровья привычка - маниакально 'здоровый' образ жизни, который является таковым исключительно в названии, так как здесь, как и в 'духовном' мире заправляют фрики-недоделки, выдающие за истины в последней инстанции в той или иной степени околомалаховскую чушь.
  Разумеется, ваш конкретный случай не обязательно настолько 'запущен', но рецепт исправления ситуации будет аналогичным, и если вы не займетесь собой прямо сейчас, вы снова 'заснете', и следующее пробуждение застанет вас в значительно более проигрышном состоянии. Тем более, что данная ситуация поправима, а иначе не имело бы смысла о ней писать. Главное, не начать бежать от 'правды', так как зарытая в песок голова становится приглашением к аналу с вами в пассивной роли, и Фортуна гарантированно отымеет вас по полной программе своим гигантским страпоном.
  Наиболее распространенным способом игнорирования реальности является 'бегство' в мир грез, который в зависимости от характера 'бегства' можно разделить на 'районы'. И здесь забавней всего то, что само бегство происходит лишь в грезах, тогда как в реальности вы никуда не можете убежать.
  Нередко от переживших войну и послевоенные прелести стариков можно услышать, что, несмотря на все трудности, у них была 'Мечта', а сейчас у молодых одни лишь деньги и секс на уме. Список 'сейчас' может варьироваться, и его содержимое не имеет для нас в данном случае значения. Нам важно понимать, что они были поколением мечтателей потому, что у них ничего не было в реальной жизни, и им оставались одни лишь мечты.
  Сами по себе мечты - вещь прекрасная. Они позволяют понять, чего мы хотим, но если они не являются вашим реальным руководством к реальным действиям - добро пожаловать в квартал мечтателей. Конечно, иметь счастливую жизнь в воображении намного проще, чем создавать ее ежеминутным трудом, но одним воображением сыт не будешь, да и чем краше грезы, тем отвратительнее возвращение в реальность, тем острее чувство собственной никчемности и как результат, тем сильнее стремление как можно быстрее вернуться в мир грез.
  Когда воображения как такового недостаточно для 'полноценного' 'бегства', мы используем 'усилители'. К непосредственным 'усилителям' или 'усилителям' прямого действия можно отнести алкоголь и наркотики, которые кроме всего прочего являются отличными индикаторами неполноценности вашей жизни, так как, чем чаще вам хочется что-то принять, тем она отстойней. Живущие полной жизнью либо не употребляют вообще, либо употребляют чисто символически на светских мероприятиях.
  Чтобы стать алкоголиком или наркоманом в наши дни кроме всего прочего нужно быть недалеким лентяем. Выбирая этот жизненный путь, алкоголик-наркоман не задумывается о том, во что ему обойдется такой выбор, который кроме потери здоровья приводит к юридическому бесправию и социальному изгнанию, то есть к карьере бомжа. Желая кайфа, алкоголик-наркоман не удосуживается поинтересоваться его механизмом, суть которого заключается в изменении трафика сигналов мозга с одновременным стимулированием центра удовольствия. А так как 'фабрика кайфа' уже встроена в наш организм, нам доступно множество менее затратных для здоровья и не конфликтующих с законом способов получения кайфа. О них я расскажу в отдельной главе. Алкоголик-наркоман не желает понимать, что наркомания-алкоголизм - это разбазаривание 'основного капитала', которое довольно быстро приводит к полному 'банкротству', в результате алкоголик-наркоман вынужден принимать алкоголь или наркотики ради избегания ломки.
  Лентяями я считаю их потому, что в противном случае они были бы заняты делом, и им было бы не до наркотиков и алкоголя.
  Опосредованные 'усилители' можно встретить чуть ли не на каждом шагу. Причем некоторые из них возведены в ранг добродетели.
  Начну, пожалуй, с увлечения компьютерными играми и охотой за адреналином. Скажу сразу, я ничего не вижу плохого в самих играх или экстремальном спорте-отдыхе. 'Злом' они становятся, когда превращаются в средство для ухода от реальности. Другими словами игромания, 'адреналиновая наркомания', как и прочие средства ухода от реальности являются симптомом, а не самой болезнью, которая не поддается симптоматическому лечению. Поэтому, кстати, борьба с 'пороком' в виде запрещения 'усилителей' приводит лишь к переходу на более деструктивные 'усилители'. Что же до рассматриваемых здесь 'усилителей', то при правильном к ним отношении оно могут стать вашим делом. Так любовь к компьютерным играм может сделать вас отличным их разработчиком, а любовь к экстриму, например, - таким актером, как Джеки Чан. Главное вовремя понять, что ваши слабости - это неправильно используемые ваши же достоинства.
  Ничуть не лучше так называемая духовность. Чтобы обойти защищающую 'чувства' статью, поясню на примере любой запрещенной деструктивной секты. Провозглашая человеческую недоделанность высшей добродетелью, они дают людям возможность считать себя не ущербными неудачниками, а праведниками, которых любит господь, ждет нирвана и так далее. Это позволяет людям, не делая ничего для улучшения себя и своей жизни, чувствовать себя элитой. Подсаживаясь на это чувство, они становятся своего рода наркоманами, готовыми на любое преступление ради сохранения возможности получать новые 'дозы'.
  Следующий 'генератор отмазок' легко узнать по ставшей хитом номер один среди неудачников мантре: 'Порядочный человек не сможет...'. В советские времена среди интеллигентов было принято пренебрежительно относиться к торговому сословию. 'Лучше воровать, чем торговать', - нередко слышал я. Однако это отношение не мешало интеллигентам чуть ли не целовать торговцев в жопу ради какого-нибудь дефицита. А дефицитом тогда было практически все. Думаю, это отношение к себе всячески поддерживали сами торговцы, так как оно отфильтровывало 'романтических' идиотов, пропуская в профессию лишь достаточно разумных людей.
  По тому же принципу работают и воспитывающие людей легко управляемыми неудачниками морально-нравственные нормы. Умные через эту 'паутину' прорываются, а дураки в ней застревают. Такая мораль позволяет им чувствовать себя этакими морально-нравственными героями-мучениками, которых, кстати, полно среди несущих что-то 'высокое' людям сидящих на минимальных зарплатах работников.
  Кстати, явная аморальность - такой же проигрышный путь, так как с такими людьми имеют дело до поры до времени. Да и аморальностью она является лишь с точки зрения господствующей морали, так как аморальные люди чаще всего строго следуют неким альтернативным нормам. Поэтому способные думать на несколько шагов вперед люди никогда не 'опускаются' до демонстративно аморального поведения.
  Следующий способ отрицания реальности - демонстрация отсутствующего или понты в виде дорогой одежды, аксессуаров, еды, напитков, выбрасывания целого состояния на свадьбы-похороны и так далее. То есть демонстрация так называемого успеха. Причем чем меньше человек действительно успешен, тем с большей помпой он пытается демонстрировать обратное. По-настоящему успешные люди не переплачивают за понты. Хотите привести в качестве контраргумента яхты олигархов? Так если это действительно добившиеся чего-то люди, они обходятся без понтов. Да, у них есть 'яхты и замки', но в процентном соотношении от их дохода вся эта не дающая покоя неудачникам роскошь обходится им дешевле, чем автомобили офисному планктону.
  Теперь вспомним целую группу способов, которых объединяет привязка чувства собственной важности не к личностному росту, а к второстепенным достижениям, которые, собственно, и выглядят таковыми лишь в глазах других неудачников. Сюда относятся кобелизм, семейная тирания, карьера больного, карьера несчастного и далее в том же духе. То есть все те действия, которые позволяют человеку чувствовать себя чего-то добившимся, даже если его достижением являются несчастья, страдания и лишения, не делая при этом ничего для реальных достижений чего-то действительно достойного.
  Кстати, дорогие мои любители 'спешить на помощь', наверняка вам приходилось сталкиваться с ненавистью несчастных при попытке реально помочь их горю? Если нет, то еще столкнетесь, так как, лишая такого страдальца источника его горя, вы отбираете его если не единственное, то главное достижение в жизни. Такие вещи не прощаются.
  Еще есть вообще замечательный способ чувствовать себя успешным, не сделав ничего достойного даже в глазах неудачников. Вы правы, я говорю о чувстве 'мы', когда человек, причисляя себя к некой добивающейся успеха группе, гордится ее достижением. Яркий пример - спортивные болельщики, радующиеся 'нашим' победам. Как вариант - приписывание группе достижений каких-то конкретных людей только потому, что они входили в эту же группу. Например, 'мы' первыми полетели в космос. Так вот, дорогие мои любители говорить 'мы', если вы не имеете к 'вашим' достижениям никакого непосредственного отношения, вся ваша гордость не стоит и ломанного гроша.
   Еще одним способом уйти от себя и своих проблем является так называемая дружба, которая чаще всего является групповым убийством времени, да и чем еще она может быть в вашем случае? Более того, если вы действительно начнете чего-то добиваться, львиная доля друзей сделает все, чтобы вам помешать, и будет мешать до тех пор, пока вы не разорвете с ней 'дружеские' связи.
  Ничуть не лучше самоотверженность и прочий альтруизм. Более того, я на полном серьезе советую относиться к альтруистам с осторожностью, так как альтруизм по своей сути является чистой воды обманом. Так уж мы устроены, что со времен еще первых амеб нами движут всего 2 вещи. Это колющее в задницу шило (уход от страданий) и морковка впереди (поиск удовольствия). Отсюда следует, что альтруизм - это уход от страдания и получение удовольствия через так называемое служение другим. Альтруист фактически ничем не отличается от того же мазохиста, который кайфует, когда об него вытирают ноги или лупят плеткой. К тому же решение чужих проблем - это благовидный предлог не решать свои. И навязывать вам свою бескорыстную помощь будет только неспособный разобраться в своих проблемах неудачник, а раз так, понятно каково качество его услуг, за которые он потом из вас еще и попытается вынуть душу - он же вам помогал.
  Разумеется, невозможно рассмотреть все способы отрицания реальности, так как имя им легион, да и не обязательно это делать. Главное, понимать, что все, что не способствует вашему непосредственному развитию, является тем или иным способом ухода от реальности, и если вы хотите чего-то добиться, прекратите убегать.
  Прежде, чем закрыть тему, давайте рассмотрим убегание в виде перекладывания вины и ожидания 'супермена'. Это очень удобная позиция для оправдания собственной никчемности, так как, раз в ваших бедах виноваты другие, вы ничего не можете поделать. А если решить ваши проблемы должен кто-то другой, вам ничего не остается, как его ждать.
  Воспитывается такое отношение к жизни при помощи любимой почти всеми родителями игры 'папа-мама дай', главное правило которой гласит: ребенок может получать что-либо только в виде некоего пожалования со стороны взрослых. Часть таких пожалований ребенок получает в виде подарков за просто так, а часть за то, что он хорошо делает то, что делает фактически для себя. Например, за хорошую учебу. В результате этой игры человек приобретает навыки ожидания с моря погоды и выпрашивания подачек сначала от родителей, потом от Родины, президента, бога... А еще он не умеет ценить и распределять деньги, так как если и имел с ними дело, то только как с чем-то свалившимся с неба в результате подарка или подачки.
  Воспитанный так человек если и умудряется чего-то добиться, то исключительно вопреки воспитанию. Те, кто не смог преодолеть правила этой игры, вырастают, по сути, обычными побирушками. Кстати именно эта публика сначала возлагает все свои надежды на какого-нибудь лидера, а потом разочаровывается в нем потому, что он 'имел наглость' не решить за них все их проблемы.
  Поэтому, если хотите воспитать детей активными и самостоятельными хозяевами своей жизни, играйте чуть ли не с младенчества с ними в игру 'заработай'. В рамках этой игры человек начинает получать бесплатно лишь необходимый минимум. Все остальное он приобретает на заработанные своим трудом деньги. Понятно, что какое-то время он будет зарабатывать исключительно у вас, но это должна быть именно зарплата (деньги), количество которых должно соответствовать проделанной работе. При этом работой не должно быть то, что он делает для себя. То есть хорошая учеба или уборка игрушек не должны считаться работой. Заработанные деньги он должен иметь право тратить по своему усмотрению.
  В результате человек намного лучше освоит науку зарабатывать и тратить деньги, и уже сам будет решать, нужен ли ему какой-нибудь новомодный гаджет, или он не стоит потраченных на зарабатывание нужной суммы сил, а не будет клянчить его у вас, как это делает подавляющее большинство выращиваемых побирушками детей.
  Убегание от проблемы фактически играет роль цепи, которой вы прикованы к опостылевшему зеркалу. Первым вашим шагом на пути к 'освобождению' будет принятие того, что:
  1. Сейчас вы такой, какой есть.
  2. Сейчас ваше окружение такое, какое есть.
  3. Сейчас ваша жизнь такова, какова есть.
  Именно сейчас, так как вы не предмет, не человек такого-то возраста и параметров, каким себе кажетесь из-за 'кривизны зеркал'. Все это запечатлевший данный момент кадр. На самом деле вы вереница таких кадров или процесс, как минимум, от зачатия до смерти, а может и дальше. Никто ведь не знает что там до и после. А еще вы имеете все необходимые рычаги влияния на дальнейшее развитие этого процесса. Надо лишь привести их в рабочее состояние. Да и как может быть иначе, если за вами стоят миллиарды лет эволюции, которая творилась победителями! Более того, вы сами не только выиграли гонку сперматозоидов, но и были достаточно успешным и везучим, чтобы дожить до сего момента.
  Кстати, жизнь - это первейший и главный ваш ресурс (переходим к ним). При этом не имеет значения, сколько вам лет, так как, пока вы живы, вы способны радикально изменить себя и свою жизнь к лучшему. Жизнь - это время, которым вы располагаете. К счастью, или, к сожалению, никто не знает величину этого ресурса, так что у вас в запасе от одного мгновения до нескольких десятилетий.
  Прежде, чем приступить к оптимизации этого ресурса, подумайте, что происходит во время убийства или суицида? Правильно, погибший лишается какого-то количество времени. А раз так, то не является ли разбазаривание своего времени суицидом, а чужого - убийством с той лишь разницей, что в случае разбазаривания отнимается не конечное, а промежуточное время человека? Поэтому 'не убей' по большому счету означает 'не отнимай понапрасну время у себя и других'.
  Свидетельством того, что вы разбазариваете собственное время, является его нехватка на что-то действительно нужное. Поэтому, если вам не хватает времени, заведите дневник и в течение недели-двух записывайте в него, на что вы тратите свое время. При этом записи должны быть предельно точными и конкретными. То есть фразы типа 'был на работе с 8 до 17' не катят за отмазку, так как, находясь на работе, вы занимались какими-то конкретными делами, которые и надо записать все до единого, не исключая 'мелочей'.
  Когда список будет готов, вычеркните из него потраченное время на сон, еду, секс, зарабатывание денег, образование, спорт и полезные занятия (в том числе игры) с детьми. Все, что осталось в вашем списке - тот самый разбазаренный ресурс.
  Разумеется, вы можете начать доказывать, что для вас чертовски важны общение с друзьями и родственниками, отдых у телевизора и в соцсетях. Ради бога. Но в этом случае вы и дальше будете торчать у своего зеркала, как у разбитого корыта. Ели вас это устраивает, я за вас рад. Но если хотите поменять свою жизнь, вам потребуется мобилизация всех ресурсов, и в первую очередь времени.
  Еще немало времени попросту утекает сквозь пальцы в виде тех 'нескольких' минут между делами, во время которых нельзя сделать ничего важного или масштабного. Но для какой-нибудь мелочи они вполне сгодятся. В результате может набежать времени для чего-то достаточно серьезного.
  В дополнение к режиму экономии времени можно подключить режим повышения КПД ваших действий. Так, например, вы наверняка ходите или ездите на работу. Почему бы в дороге не слушать вместо музыки или новостей полезные аудиокниги или учебные программы по тому же иностранному языку? Пришли вечером домой. Устали. Хочется поваляться у телевизора. Замечательно, но почему бы вместо тупого шоу или сериала не посмотреть полезный документальный фильм? А во время собраний можно медитировать. Главное, приучить себя постоянно задаваться вопросом: что я могу сделать полезного или приятного в данный момент?
  Второй ресурс - наше тело. Хотим мы того или нет, но от его состояния зависит продолжительность нашей жизни, наша привлекательность для себя и других и практически все наши возможности.
  Несмотря на это, основная масса людей относится к собственному телу так, словно оно взято на пару дней напрокат. Его морят регулярным недосыпанием, травят произведенной по технологии производства химического оружия 'пищей', плохим или чрезмерно обильным алкоголем, наркотиками, табаком... Когда оно начинает заявлять о себе болью, его накачивают обезболивающими препаратами, чтобы и дальше из него можно было выжимать последние силы. Спохватываются такие теловладельцы, когда тело окончательно теряет способность нормально функционировать.
  Еще хуже себя ведут отравленные идеей умершвления плоти религиозные фанатики, относясь к телу так, словно в их 'священных' книгах сказано, что его создал не бог, а дьявол.
  Еще две категории мазохистов - это спортсмены и модели. Большой или профессиональный спорт - один из наиболее губительных для здоровья родов занятий. Что же до моделей, то они вынуждены всячески истязать себя ради соответствия крайне противоестественным стандартам. Оправдывает эту публику лишь то, что она гробит здоровье за деньги.
  Ничуть не лучше маниакальные сторонники здорового образа жизни, так как все их 'очищения', системы 'правильного' питания, распитие мочи, сыроедение и прочие откровения околомалаховских шизофреников еще вреднее бухла-курения. Кстати, утверждение сыроедов о том, что наше тело не предназначено для термически обработанной пищи - чушь полнейшая, так как огонь стал неотъемлемой частью человеческого обихода задолго до появления кроманьонца (человек нашего вида), так что наши предки всегда питались приготовленной на огне пищей. Более того, термическая обработка пищи привела к увеличению продолжительности жизни человека.
  Еще можно отмахиваться от тела эзотерически, повторяя, как мантру: 'Я не мое тело'. Для того чтобы понять, что это чушь, не обязательно пробовать медитировать или размышлять о чем-нибудь возвышенно-духовном, зажимая палец в тиски. Достаточно вспомнить, как на уровень сознания влияют ОРВИ, пищевое отравление, вчерашний перепой... Да даже обычное переедание и недосыпание.
  Для достижения оптимального состояния тела и поддержания его в наилучшей форме достаточно вовремя заниматься грамотным лечением и соблюдать условия эксплуатации тела, а именно нормально спать, нормально питаться, и регулярно грамотно нагружать его физически.
  Спать нужно столько времени, чтобы тело просыпалось само, а не в результате настойчивого требования будильника. Для этого достаточно вовремя ложиться. В идеале нужно спать, когда хочется, но семья, работа и учеба делают такой сон непозволительной роскошью. Поэтому исходить стоит из реальных возможностей, но стремиться именно к этому идеалу.
  Нормальным следует считать такое питание, которое не убивает тело, но и не трахает мозг. В идеале нужно научиться 'слушать тело', так как ему лучше, чем кому-либо еще известно, какую пищу, когда и в каких количествах следует есть.
  Питание - это двухуровневый процесс. На первом уровне мы поглощаем пищу. А на втором - обеспечиваем наш мозг необходимой информацией. На этом же уровне мы получаем удовольствие от еды. И чем адекватней подается информационная составляющая, тем адекватней будет реакция тела на еду. Поэтому еда должна превратиться в культ в том смысле, что необходимо всегда есть внимательно. Никакой еды за болтовней или перед телевизором, никаких перекусов на ходу. Ешьте внимательно, но без фанатизма. Это позволит телу правильно оценивать съедаемое, вовремя говорить стоп и создавать в желудке наиболее подходящую среду для переваривания съеденного.
  Теперь о физических нагрузках. Если у вас нет времени и желания таскаться в спортзал или бассейн, можете гулять и делать дома зарядку, в качестве которой прекрасно подойдет, например, йога или цигун. Нет времени даже на это - приседайте в течение дня. Если нет специального времени для прогулок, ходите пешком на работу, учебу и по делам, когда расстояния позволяют это делать. При желании нагрузить себя сильней, можно использовать утяжелители.
  Выбирая комплекс упражнений, следует учитывать его изначальное назначение. Так многие люди отдаются спорту и отправляют детей в спортивные секции, не задумываясь о связанных со спортом умолчаниях, суть которых проистекает из соревновательной природы спорта. А спорт - это деятельность, направленная на рекорд или серию рекордов. Такая направленность ставит перед спортивными тренерами задачу отобрать потенциальных чемпионов для большого спорта и заставить прочую массовку поставить свой персональный рекорд. Это приводит к скорому износу тела, что и доказывает состояние здоровья профессиональных спортсменов. В результате, идя в спорт за здоровьем, человек получает обратный результат.
  С не соревновательными видами физической культуры, такими, как посещение тренажерных залов и прочий фитнес тоже не все гладко, так как львиная доля этих комплексов упражнений основана на идее достижения 'косметической' цели, а именно для создания более привлекательной формы тела и увеличения его возможностей. Что же до здоровья, то оно здесь тоже рассматривается постольку поскольку.
  Для улучшения здоровья существуют свои комплексы упражнений, от которых тоже не стоит ждать чудес, так как в результате их выполнения вы не создадите атлетическую фигуру и не станете самым сильным парнем на деревне.
  Физическая работа тоже не заменит полноценную зарядку, так как она перегружает одни группы мышц и не затрагивает другие. В результате мышечный каркас становится похожим на картину Пикассо, и для приведения его в норму нужны гармонизирующие состояние тела комплексы упражнений вроде цигуна или ушу.
  Из всего сказанного следует, что каждая система упражнений имеет свою область применения, и нужно сначала определиться со своими потребностями, а потом уже искать подходящую спортивно-оздоровительную дисциплину.
  Следующий базовый ресурс - управляющее нами программное обеспечение. Для его серьезной оптимизации требуется помощь специалиста (психолога или психотерапевта). Если у вас нет возможности обратится к высококлассному (это не обязательно хорошо раскрученный) специалисту, вы можете воспользоваться методиками для самостоятельной работы. Но кое-что вы можете определить и исправить в себе без специального инструментария, основываясь на наблюдении за собой и здравомыслии, а именно умолчания.
  Умолчаниями я называю те постулаты (утверждения), которые:
  1. Признаны вами истинными без надлежащего исследования их на истинность.
  2. Служат руководством к действию.
  3. Работают в автоматическом режиме, то есть, воспринимаются вами как нечто само собой разумеющееся и не требующее осознания в момент использования.
  Для самостоятельной работы с умолчаниями необходимо включиться в игру 'марсианин' (к сожалению, не помню, у кого я про нее прочитал). Для этого нужно представить себе, что вы прилетевший минуту назад на землю марсианин с целью изучения повадок населяющих ее забавных двуногих существ, о которых вы практически ничего не знаете. Вхождение в этот образ позволит вам как бы впервые взглянуть на давно уже ставшие привычными вещи. А свежий взгляд на ваш внутренний и внешний мир является главным орудием в работе с умолчаниями.
  Обнаружив умолчание, устройте ему проверку 'на вшивость', ответив на следующие вопросы:
  1. Как оно работает? То есть разберитесь в его механике.
  2. На кого оно работает? Многие умолчания служат для того, чтобы сделать вас удобным в эксплуатации и легко разводимым человеком.
  3. Что вы с него имеете? Здесь следует учитывать, что выгода бывает не только явной, но и скрытной, или вторичной. Так, например, болезнь является хорошей отмазкой от той или иной работы и способом привлечения к себе внимания и удержания возле себя тех или иных людей. Определение вторичной выгоды позволит вам получать необходимое более адекватным способом.
  4. Каковы его вред и недостатки? Многие умолчания являются условно-полезными. То есть, служа правильной цели, они либо обходятся слишком дорого, либо имеют низкий КПД, либо у них слишком серьезная побочка и так далее. Ответив на эти вопросы, вы сможете решить, оставить его, как есть, оптимизировать или удалить из своего ПО.
  Теперь давайте рассмотрим несколько мешающих нормально жить умолчаний. Первое из них можно считать главным виновником наличия умолчаний, как таковых. Формулируется оно так: 'привычное понятно'. Благодаря этому умолчанию мы считаем понятным все то, с чем сталкиваемся достаточно регулярно, чтобы не обращать на это внимания, что позволяет концентрироваться на чем-то новом или нужном в данный момент. Данное умолчание является компенсацией за низкий трафик внимания. Автоматически отдавая новому приоритет, оно позволяло нашим предкам максимально быстро реагировать на опасность, то есть служило выживанию. А так как сегодня мы далеко не всегда и не везде находимся в 'тылу врага', это умолчание приносит больше вреда, чем пользы, так как оно:
  1. Фиксирует наш тоннель реальности. Дело в том, что из-за слабости управляющего сознательной частью нашей психики 'процессора' мы осознаем лишь малую часть того, что фиксируют наши сенсоры (органы чувств). В результате реальность доходит до нас в заметно отфильтрованном виде, и наш мир зависит не столько от него самого, сколько от настройки наших фильтров. Подобным образом действуют кочующие муравьи, которые сжирают все на своем пути, но не замечают стоящего в паре шагов сбоку от потока вкусного наблюдателя. В результате там, где один видит массу возможностей, другой не замечает ничего, а третий видит лишь пропасть, по направлению к которой его толкают фильтры и умолчания.
  2. Обесценивает привычное. Все мы сталкиваемся с тем, что желанные еще недавно вещи перестают быть такими вскоре после того, как становятся нашими. При этом меняется не их ценность, а наше к ним отношение. Недооценивая то, что у нас есть, и переоценивая то, чего нет, мы страдаем без каких-либо реальных причин, а иногда совершаем непоправимое, уходя от надоевшей жены к привлекающей нас исключительно своей новизной женщине, которая и в подметке не годится жене. А временами наоборот терпим то, что терпеть нет никакой необходимости.
  Для того чтобы вернуть жизни 'утраченный вкус', следует заменить это умолчание на 'привычное только кажется таковым'. Для этого нужно как можно чаще играть в 'марсианина' и всегда помнить о неучтенном варианте, который находится за пределами вашего тоннеля реальности.
  О неучтенном варианте я написал в одном из 'Дневников':
  
   'Как я недавно понял, неучтенный вариант - это не только напоминание о том, что мы не всегда в состоянии увидеть все варианты ответа на какой-либо вопрос, но и некое окно в Неведомое, где господствует Проведение, Сила, Дух, Намерение или Божественность.
  Именно неучтенный вариант вносит в наш мир ту самую неопределенность, благодаря которой мироздание существует в виде извечной загадки, а не сверхогромного часового механизма.
  Благодаря неучтенному варианту Неведомое присутствует всегда и везде, вмешивается в наши дела, путает наши карты... Именно неучтенный вариант позволяет руке проведения вести нас по жизни вопреки всем расчетам и планам.
  Ведь именно прогнозированием влияния неучтенного варианта занимаются всяческие оракулы и предсказатели, именно его пытались описать авторы 'Книги перемен'.
  При этом любая попытка его учесть разбивается о саму его сущность. Так, становясь учтенным, некий вариант перестает быть неучтенным, и неучтенным вариантом становится что-то еще'.
  
  Второе умолчание связано с нашей стадной природой. Чтобы лучше понять, как оно работает, представьте себе идущую куда-то отару овец. Если не представляется, посмотрите любое видео на эту тему. Для того чтобы отара могла нормально двигаться, овцам необходимо держать строй, что они и делают благодаря соответствующей программе в их сознании. Разумеется, места в строю имеют различную степень привлекательности, и овцы по возможности стараются занять наилучшее из них, но как бы овцы ни устраивались в строю, именно он определяет их распорядок жизни.
  Давайте представим себе, что какая-нибудь овца в средине строя начнет взбрыкивать, метаться из стороны в сторону, идти против течения или останавливаться, когда ей вздумается. Разумеется, она будет поставлена на место или даже уничтожена, так как своим поведением она будет мешать соседям по строю.
  Теперь давайте представим себе в отаре другую овцу, которой не совсем по пути с остальными овцами. Казалось бы, наиболее очевидным решением для нее был бы выход из строя, но это решение трудно назвать верным, так как движение строем возникло по целому ряду причин, одна из которых - соображения безопасности, так как в большой толпе легче пережить нападение хищников. Поэтому овце нужно овладеть искусством использования строя в своих целях, придерживаясь его, когда отара движется в удобном для нее направлении, и покидая его, когда отара отдаляется от ее цели.
  Двуногие овцы, как и прочие стадные животные, имеют в своем ПО заставляющую их держать строй программу, которая работает следующим образом: практически каждый свой поступок двуногая овца оценивает с точки зрения одобрения своей отары. И здесь весьма полезно научиться быть хитрой овцой, которая держит строй, когда ей это выгодно, и покидает его, не причиняя слишком большого беспокойства соседям по строю, когда интересы отары не совпадают с ее интересами. Ведь если она будет слепо следовать за отарой, она лишит себя всех индивидуальных, выходящих за рамки отары радостей, а если начнет вести себя, как взбрыкивающая овца, попросту станет изгоем и навлечет на себя ряд связанных с недовольством соседей по отаре проблем.
  Прежде, чем сформулировать следующее умолчание, позвольте задать вам 'дурацкий' вопрос: Вы бы хотели иметь миллион евро? Если вы не миллионер, то наверняка хотели бы. А раз так, почему у вас его нет? Уверен, что в случае необходимости вы без труда напишете сочинение на тему 'почему я не миллионер'. А теперь скажите, что вам реально мешает стать миллионером в течение 5 лет? Тишина в ответ? Правильно.
  Ведь если бы вы были настроены на 'как добиться' вместо 'почему этого нет', вы бы уже были миллионером, так как ответы на эти вопросы требуют примерно одинаковое количество усилий.
  Пример, разумеется, идиотский, но до тех пор, пока вы настроены на 'почему этого нет' вместо 'как это получить', у вас этого не будет. Разумеется, одна правильная настройка данного умолчания еще не приведет вас к нужному результату, но без нее вы не придете к нему гарантированно.
  Следующее умолчание связано с нашим доверием к 'упаковке'. Думаю, вы нередко сталкивались с тем, что многие вещи оказываются не такими, как кажутся. Это и 'неподвижные' часовые стрелки, и 'движущееся по небу с востока на запад' солнце. Особенно это верно для 'красивых' или 'ужасных' слов, которые после их тщательного анализа перестают быть таковыми. Говоря метафорически, наш мир напоминает склад, где чуть ли не все вещи находятся в чужих коробках. Поэтому каждую упаковку надо вскрывать на проверку. Особенно если 'содержимым коробки' является информация. Тем более что информацию нередко искажают путем подачи в многослойной 'упаковке'.
  Первый слой - усложнение. Наиболее наглядно он используется в якобы научной, философской, эзотерической и особенно религиозной литературе, а также в идущих по бред-ТВ под видом документальных фильмов телепередачах, когда за нагромождением умноподобных слов пытаются скрыть либо чушь, либо банальность, либо свое непонимание обсуждаемой темы. Для того чтобы распаковать этот слой, необходимо максимально упростить форму подачи информации, но без упрощения ее сути. То есть не стоит описание процесса эволюции сводить к фразе 'человек произошел от обезьяны'. Кстати, упрощение сути того или иного высказывания нередко используют для его якобы опровержения, но это уже выхолащивание самой сути информационного послания, а мы сейчас обсуждаем искажение его формы.
  Следующий слой упаковки - 'красивые' или 'ужасные' слова. Так, когда нам хотят что-то впарить, используют красивые, эмоционально положительно окрашенные слова; а когда что-то проклясть - предельно негативные. Понимая, что красивое и красиво описанное - далеко не одно и то же, мы, тем не менее, нередко обманываемся, реагируя на слова описания. Поэтому, чтобы снять этот слой упаковки, нужно пересказать описание, используя эмоционально нейтральные и предельно обыденные слова.
  Третий слой упаковки - умолчания. Здесь нужно с пониманием того, что ничто не является само собой разумеющимся, вскрыть и критически проанализировать все стоящие за информацией умолчания.
  Четвертый слой - сокрытие системы отсчета. Любые утверждения являются описанием ситуации с позиции утверждающего, которую нередко скрывают за безликими словами типа 'надо', либо пытаются подать как нечто объективное и независящее от позиции наблюдателя. В таких случаях необходимо определить позицию наблюдателя и постараться понять, что ему нужно в действительности, а потому уже решить, насколько его цели совпадают с нашими, и уже на этой основе делать соответствующие выводы.
  Пятый слой - 'обезоруживающие' утверждения. Самое популярное из них - вопрос: А что сделал ты?! Так вот, друзья мои, делать должны те, кто взял на себя соответствующие обязательства, и если они не хотят или не могут справиться с выполнением стоящих перед ними задач, это их недоработка, за которую они и должны нести ответственность, а не перекладывать ее на других подобными способами.
  Конечно, это далеко не все слои упаковки, но, сняв их, можно увидеть суть самой информации, которая за редким исключением далеко не такая, как 'рисунок на упаковке'.
  А теперь, друзья мои, скажите, как часто вы сталкиваетесь с проблемами? Чаще, чем хотелось бы? Вы не поверите, но проблемы существуют только благодаря следующему умолчанию, заставляющему нас превращать в таковые все нежелательные ситуации, в которые мы попадаем. Столкнувшись с нежелательной ситуацией, мы сосредотачиваем свое внимание на сопутствующих ей тяготах и лишениях, превращая их тем самым в проблемы.
  Забавней всего то, что для прекращения превращения нежелательной ситуации в проблему, необходимо и достаточно изменить точку приложения нашего внимания, а именно сосредоточить его на анализе нежелательной ситуации с целью ее классификации и поиска превращения, как минимум, в нейтральную ситуацию, а как максимум - в желательную. Такое отношение превращает нежелательную ситуацию в задачу, а иметь перед собой задачу намного лучше, чем вязнуть в проблеме.
  Классифицировать такие задачи следует по 2 признакам: решаемость-не решаемость и принадлежность (решать вам или не вам). В результате мы получаем 4 вида задач:
  1. Ваша решаемая.
  2. Ваша не решаемая.
  3. Не ваша решаемая.
  4. Не ваша не решаемая.
  При возникновении вашей решаемой задачи, вам требуется совершить ряд необходимых для ее решения действий. Если перед вами стоит несколько задач такого типа, очередность их решения следует выбирать в зависимости от срочности, наличия необходимого ресурса и высвобождения ресурса в результате решения задачи. Со срочностью, думаю, все понятно. По поводу ресурсов скажу несколько слов: Необходимый ресурс - это все то, что нужно для решения задачи. Это деньги, инструменты, квалификация, достаточное количество времени и так далее. Высвобожденный ресурс - это то, что вы получаете в результате решения задачи. Например, выспавшись, вы получаете достаточно хорошее самочувствие для решения других 'более важных' задач.
  Хуже обстоит дело, когда ваша задача оказывается не решаемой. Например, у вас обнаруживается смертельная болезнь. В этом случае вам следует сосредоточиться на решении сопутствующих решаемых задачах. В данном примере это борьба с болью и поддержание себя максимально долго в приемлемом состоянии, приведение в порядок своих дел, организация оставшегося времени, подготовка к процессу умирания (обеспечение себя нужным уходом или возможностью 'вовремя' прекратить страдания) и подготовка к шагу в неизвестное, чем для нас и является смерть. Что же до безрезультатного битья головой об стену в попытке решить не решаемую задачу или попыток отрицать ее существование, они ни к чему хорошему не приведут, так как подобное поведение приводит лишь к потере средств, времени и сил.
  Классифицировав задачу, как решаемую, но не вашу (ее должен решать кто-то другой), необходимо примириться с тем фактом, что эта задача не ваша. Многим этот шаг представляется невыполнимым, однако, отказ его сделать превращает человека в то назойливо лезущее в чужие дела существо, которое хочется послать на хуй. Разумеется, всем нам кажется, что львиная доля окружающих, включая наших близких, делает не то или не так, но если вас это никак не касается, и вас не просят помочь, лучшее, что вы можете сделать - не лезть к людям со своим 'верным' взглядом на то, что они должны делать или не делать. Также не стоит вестись на чью-то кажущуюся беспомощность и заниматься решением их задач. Разумеется, я не против помощи людям. Но это должна быть именно помощь, а не заебывание или сажание их себе на шею. Причем, помогать следует, когда человек готов получить помощь, когда вы обладаете всем необходимым для оказания этой помощи, и когда эта помощь не противоречит вашим интересам. В противном случае ваше вмешательство в чужие дела приведет только к дальнейшему ухудшению ситуации.
  Что же до чужих не решаемых задач, то на них тратят свое время только идиоты, мошенники и лентяи. К идиотам следует отнести всех тех, кто действительно тратит свои ресурсы на попытки решить такого рода задачи, так как надо быть идиотом в квадрате, чтобы биться головой о неразрешимую задачу, которая, ко всему прочему, не является твоей. Остальные две категории граждан только делают вид, что заняты решением этой задачи. На практике они решают принципиально иные задачи. Так, например, адекватные борцы с всеобщей бедностью решают задачу приобретения для себя денег, статуса и политического капитала. Что же до лентяев, то они задачами четвертого типа прикрывают нежелание или неспособность решать свои собственные задачи. Так большинство самоотверженных борцов с мировым 'злом' являются неспособными организовать нормально свою жизнь недоделками.
  А теперь давайте вспомним, что происходит, когда мы влюбляемся, особенно в юные годы? Правильно, нас терзает, любовь это или не любовь, насколько она красива и вообще похожа на женщину моей мечты и далее в том же духе. То есть, мы автоматически сравниваем происходящее с неким эталоном вместо того, чтобы позволять расти возникающему чувству и развиваться отношениям наиболее естественным для нас путем. Потребность всегда все сравнивать с эталоном превращает нас в прокрустов, подгоняющих нашу жизнь под установленные непонятно кем и для чего стандарты.
  Следующее умолчание заставляет нас искать некую управляющую нами силу, которая нас учит, наказывает или награждает. Нам же остается лишь следовать ее воле. Это умолчание прекрасно подходит для того, чтобы сложить с себя ответственность за свою жизнь. Кстати, это же желание стоит за любовью населения к гадалкам и порчеснимателям. Первые берут на себя ответственность за наше будущее. Вторые находят виновников наших бед и тоже берут на себя ответственность за избавление нас от них. Вот только помощь от них мы получаем иллюзорную, а платим по-настоящему, причем не только деньгами, но и возможностью действительно что-то изменить в своей жизни.
  Что же до наград и наказаний, то природе, судьбе или богам с демонами глубоко наплевать на мораль. Качество нашей жизни почти полностью зависит лишь от нашей эффективности. Учить нас тоже никто не учит, так как научить или изменить другого человека невозможно. Это доказано статистически. Можно научиться, измениться и помочь научиться и измениться тому, кто созрел для этого.
  Учиться при этом можно всегда и везде, достаточно приучить себя задаваться вопросом: чему я могу научиться и в чем я могу потренироваться в данной ситуации. В этом случае любая ситуация становится тренировочной, а окружающие - тренажерами для развития навыков общения.
  Далее следует разобраться со 'старыми скрижалями', а именно с навязанными нам системой ценностей, правилами поведения и убеждениями. С одной стороны, проверенные веками, эти скрижали позволяют, практически не пользуясь мышлением, иметь жизнь, 'как у всех'. С другой - они не учитывают вашу индивидуальность и изменения условий жизни людей. А если вы хотите чего-то большего или не такого, 'как у всех', они станут одним из главных препятствий на вашем пути. Про убеждения я уже говорил. Массовые ценности по своей сути являются теми ориентирами, которые помогают стаду держать строй.
  Правила поведения можно разделить на 3 группы.
  1. Устанавливаемые моралью и нравственностью. Как и любые другие поведенческие инструкции, они помогают относительно адекватно сориентироваться в оговариваемых ситуациях. Крайне полезны тем, кто сам не в состоянии оценивать обстановку и принимать решения. Будучи по большей части 'традиционными', они основаны на устаревшем укладе жизни и примитивной картине мира с плоской землей в центре вселенной. Также они во многом противоречат человеческой природе, поэтому для их выполнения нужен надзирающий за людьми бог. Эти правила легко обходимы, но в ряде случаев требуют от человека делать вид, что он их разделяет. Разделять их в действительности стоит лишь при слабо развитом мышлении и низком уровне притязаний.
  2. Юридические законы или правила, нарушение которых нередко ведет к наказанию. Будучи выдумываемыми не самыми мудрыми представителями рода человеческого, эти правила часто бывают несовместимыми со стремлением к успеху и нормальной жизнью, поэтому нужно учиться ненаказуемо обходить мешающие вам законы.
  3. Объективные законы или правила. Это те правила, которые не изобретаются, а открываются подобно тому, как открываются законы физики. В отличие от моральных норм и юридических законов такие правила следует неукоснительно соблюдать, так как их нарушение всегда чревато негативными последствиями. Более того, когда законы противоречат правилам, возникает массовое нарушение закона. Яркий пример - введение сухого закона.
  Частным случаем старых скрижалей является привязка наших действий к общепринятым срокам, что превращает нашу жизнь в трамвайный маршрут с установленными на нем кем-то остановками. Конечно, такие нормативы, как возраст поступления в школу действительно установлены, но с чего вы взяли, что во столько то лет вам пора жениться, во столько то обзаводится детьми и так далее? Берите судьбу в свои руки, и тогда вместо трамвая вы сможете стать летящей к далеким звездам ракетой.
  Еще стоит заняться дрессировкой 'скотской' части нашей сущности, которая в необузданном виде заставляет нас потакать своим слабостям, лениться и забивать болт на правильные начинания чуть ли не сразу же после принятия решения 'обязательно начать это делать, например, завтра или с понедельника' или же бросить что-то вредное, но вошедшее в привычку.
  Для этого нужно выбрать полезное, но не особо любимое занятие. Например, зарядку. И начать регулярно ее делать, игнорируя все 'скотские' отмазки. При этом не надо пытаться вставать в 4 утра и бежать марафон во время града с куриное яйцо. Делайте то, на что хватает терпения, но регулярно, каждый день.
  Теперь, после проработки тылов перейдем непосредственно на передовую позицию вашей битвы за судьбу. Здесь следует понять, что если мы и созданы по чьему-либо образу и подобию, то свой образ и подобие нам дал гигиенический тампон, который, впитывая, расширяется во всех направлениях. Будучи потенциально разумными существами, мы должны впитывать осознанно и планомерно. Такое впитывание можно сравнить со строительством дома с той лишь разницей, что фундамент, стены, крышу и отделку нам приходится делать одновременно.
  Фундаментом нашего дома служит тело.
  Стенами - базовые знания. Это естественные науки и в первую очередь математика. Гуманитарии не плюйтесь. Вы не понимаете математику потому, что тупые учителя не сказали вам, что это язык. И какое-нибудь уравнение - это такой же рассказ, как 'Му-Му' или 'Война и мир' с той лишь разницей, что он написан емким прозрачным и предельно структурированным языком, который нельзя неверно истолковать. А так как язык определяет и ограничивает мышление, знание этого языка позволит вам мыслить четко, структурно и прозрачно. Этому же учит логика.
  Естественные науки позволят вам не только получить наиболее современные представления о мире, но и освоить научный подход к обретению знаний, научит отделять доказанные знания от гипотез и так далее. Проще говоря, они научат вас мыслить трезво, что в условиях торжества маразма над разумом (а мы обитаем именно в таких) является крайне полезным и необходимым для ориентирования по жизни инструментом.
  Также весьма полезно иметь знания о том, как работает наше программное обеспечение. Начинать изучать психологию лучше не с 'популярных' книг, а с базовых учебников. В этом случае ваши знания будут более или менее систематизированными.
  Естественные науки можно изучать не по скучным учебникам, а по захватывающим документальным фильмам (но не по одноименному высеру бред-ТВ), которых сейчас пруд пруди.
  На стены из базовых знаний кладется крыша из знаний профессиональных. Но так как вы не знаете, к чему у вас лежит душа, осваивайте универсальные профессиональные навыки.
  Чем бы вы ни занимались, вам придется иметь дело с людьми, поэтому вы должны уметь производить на них нужное впечатление в формальной и неформальной обстановке. Для этого необходимо освоить хорошие манеры. Они должны выглядеть естественно и не быть выпендрежем. В формальной обстановке вам надо уметь кратко, четко и просто излагать свои мысли как устно, так и письменно. Поэтому учитесь говорить и писать грамотно и по делу. Также учитесь печатать. Если есть время - освойте слепой метод. Благо, сейчас для этого не обязательно ходить на курсы. Научитесь также выступать перед большой аудиторией. Для этого стоит изучить ораторское искусство. Не забывайте, что многие возможности появляются в неформальных условиях, например, на банкете после какой-нибудь конференции. Чтобы обратить на себя внимание вы должны уметь поддерживать разговор так, чтобы не выпячиваться, но быть интересным и в нужные моменты заметным, уметь танцевать, шутить, произносить красивые и остроумные тосты и так далее. Плюс к этому неплохо научиться организовывать отдых на природе, готовить шашлыки и далее в том же духе.
  Так как сейчас почти любая работа связана с компьютерной техникой, подружитесь с машиной хотя бы на уровне уверенного пользователя. Вторым вашим другом наверняка станет автомобиль, на котором нужно уметь не только ездить, но и хотя бы в общих чертах знать его устройство и уметь хоть немного ремонтировать. Умение работать руками еще никому не помешало, поэтому старайтесь уметь делать все, что не требует действительно специальных профессиональных знаний и специального оборудования. Я не говорю, что вы должны, например, всегда сами чинить унитаз, если есть такая возможность, используйте сантехников, но уметь это делать полезно.
  Еще один важный пункт - иностранные языки. Без них сейчас нельзя. Да и зарядка для ума еще никому не вредила. Главное, занимайтесь регулярно.
  Далее, вам придется иметь дело с деньгами, поэтому вы должны хоть немного разбираться в бухгалтерии. Также стоит следить за изменениями в законодательстве или иметь на примете хорошего юриста.
  Для поиска пути с сердцем используйте собачий метод. Потеряв след, собака начинает ходить кругами, увеличивая область поиска. Так и вам следует начать знакомиться с чем-то новым, выходящим за границы ваших привычных интересов. Кроме этого постарайтесь внимательней отнестись к своей работе и смежным видам деятельности, так как не исключено, что ваш путь с сердцем начинается всего в паре шагов от того места, где вы проснулись.
  Роль внутренней отделки принадлежит общекультурным знаниям. Без них, как и без обоев на стенах жить можно, но с ними уютней. К тому же они рафинируют наши удовольствия, делая их принципиально иными по сути и по качеству.
  И последнее: работая над собой, помните о принципе 'пересечения границы'. Суть его в том, что, во-первых, начинать или бросать что-то во второй раз гораздо сложнее, чем в первый. Во-вторых, бросив что-то в первый раз, вы значительно повышаете вероятность бросить это снова. Поэтому не позволяйте себе подобных срывов, так как даже, казалось бы, безобидные 'исключения' способны полностью перечеркнуть само 'правило'.
  Написанное может показаться с непривычки слишком сложным или трудоемким, но это пока вы не втянетесь в работу над собой. Главное, делайте что-то полезное каждый день, и тогда в один прекрасный момент вы обнаружите себя на пути с сердцем, а это уже другое пробуждение.
  
  
  Пробуждение второе
  
  
  Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне.
  Своего последнего господина ищет он себе здесь: врагом хочет он стать ему, и своему последнему богу, ради победы он хочет бороться с великим драконом.
  Кто же этот великий дракон, которого дух не хочет более называть господином и богом? 'Ты должен' называется великий дракон. Но дух льва говорит 'я хочу'.
  Чешуйчатый зверь 'ты должен', искрясь золотыми искрами, лежит ему на дороге, и на каждой чешуе его блестит, как золото, 'ты должен!'.
  Тысячелетние ценности блестят на этих чешуях, и так говорит сильнейший из всех драконов: 'Ценности всех вещей блестят на мне'.
  'Все ценности уже созданы, и каждая созданная ценность - это я. Поистине, 'я хочу' не должно более существовать!' Так говорит дракон.
  Братья мои, к чему нужен лев в человеческом духе? Чему не удовлетворяет вьючный зверь, воздержный и почтительный?
  Создавать новые ценности - этого не может еще лев; но создать себе свободу для нового созидания - это может сила льва.
  Завоевать себе свободу и священное Нет даже перед долгом - для этого, братья мои, нужно стать львом.
  Завоевать себе право для новых ценностей - это самое страшное завоевание для духа выносливого и почтительного. Поистине, оно кажется ему грабежом и делом хищного зверя.
  Как свою святыню, любил он когда-то 'ты должен'; теперь ему надо видеть даже в этой святыне произвол и мечту, чтобы добыть себе свободу от любви своей: нужно стать львом для этой добычи.
  Фридрих Ницше. 'Так говорил Заратустра'.
  
  
  Путь с сердцем, а речь в этой главе пойдет о нем , - это деятельность, которая ценна для вас сама по себе, которой вы занимались бы при отсутствии необходимости зарабатывать средства к существованию. Это то, к чему действительно лежит ваша душа. Он заставляет вас 'любить понедельники' и досадовать на выходные дни.
  Путь с сердцем делает вашу жизнь направленной. Он мобилизует все ваши ресурсы, но не ради 'победы', а ради самого движения по пути. Он заставит вас выкладываться по полной, но, несмотря на это, вы будете чувствовать себя легко идущим по жизни человеком. Разумеется, у вас будут возникать неприятные ситуации, но ваша реакция на них при верном подходе будет интеллектуальной (это задача), а не эмоциональной (это проблема).
  Путь с сердцем ни в коем случае не требует отказа от достижений и результатов в виде денег и положения в обществе, но они станут приятными бонусами, а не самой целью. Что же до цели, которую лучше назвать стратегической задачей, на пути с сердцем это постоянная самошлифовка, делающая вас все более совершенным как в личностном, так и в профессиональном плане. Кстати, статистически доказано, что для достижения совершенства достаточно добиться совершенства в любой области, так как, стремясь к нему, вы волей или неволей будете изменять себя и всю свою жизнь, так как идеально забить тот же гвоздь можно лишь при наличии идеального ума и тела.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"