Аннотация: Испоганилась наша школа. Спохватились, стали менять министров. Одного поставят... Слабак. Другого - не тянет.
Испоганилась наша школа. Спохватились, стали менять министров. Одного поставят... Слабак. Другого - не тянет. "Сириусы" стали открывать. Толковая малышня есть, а учить кому? "Знатоков" с нужным уклоном днём с огнём. Одни тётушки. Хорошие тётушки, но не сказки же ребятам рассказывать - стране самолёты нужны, ракеты.
Молодой, но пробивной, месяца два как возглавивший министерство доктор наук пошёл на смелый эксперимент. В одном бурно строящемся городке на Волге всех отличников, начиная с четвёртого класса, решили переводить в одну школу, а закоренелых двоечников в колледжи рабочих специальностей. Тем более два спецзавода в городе нуждались в технарях. Мэр городка участвовал в эксперименте.
Лучших, по мнению гороно, учителей - отдали отличникам, остальные остались с середнячками. Идею по сепарации учеников подсказал министру его молодой, но шустрый помощник.
Прошёл год. Тётушки, учителя середнячков, все пенсионного возраста, стали разбегаться. Директора школ, половина из них тоже бабёнки, "взвыли" - учить некому! Министр повысил ставки молодым учителям, заинтриговал их квартирными льготами... Кое-кто клюнул.
Может быть, университетские выпускники, пришедшие к середнячкам, показали себя, или здесь проявились непознанные пока законы развития сообществ, но новые классы снова разделились на сообразительных и несколько заторможенных. Правда, явные хулиганы уже отсеялись.
У министра было много дел, и он поручил автору идеи разделения учеников вести это дело.
- У тебя, Дима, армейское звание есть?
- Да, старший лейтенант. Отслужил несколько лет после университета.
- А где?
- Да в разных точках.
- Понятно.
Министр, Геннадий Алексеевич, помолчал. Затем продолжил:
- Городок, куда мы забросили твой смелый план осовременить школу, небольшой, но строится. Там работают нужные нашей обороне заводы. Школ всего десять. В старших классах уже функционируют уроки военной подготовки. Преподают там энергичные отставники, прошедшие огонь и воду. Посети-ка этот городок. Посмотри - как идут дела. Учти: ты не проверяющий... Устроим тебя замом или ещё кем. Внимательно всё изучишь, а потом всё обсудим.
Лицо Димы готово было скорчить гримасу недовольства.
- Ты погоди. Если к делу подойти с умом - это же глава кандидатской. А что если события развернутся так, что тут и Макаренко позавидует. А? Поезжай. Девушки на Волге... и в Москве таких не сыщешь.
Решено. Звонок мэру. И вот Дима в уютном кабинете с окнами на красавицу Волгу. Виктор Александрович, мэр, о чём-то спрашивает, а Дима подошёл к распахнутому окну и любуется рекой. Белый пароходик...трудно оторваться.
Поговорили о делах.
- Мы вам подготовили квартирку - студию в новом доме на восьмом этаже. Окнами как раз на Волгу. Первые дни - это что-то вроде гостевого дома: постели, уборка, а потом сами решите.
- Да, чуть не забыл,- улыбается Дима,- мне нужно попасть в школу середнячков на должность какого-нибудь завуча.
- В таком случае директор школы должен быть в курсе ваших дел.
- Мужики есть в директорах?
Мэру в голосе москвича почувствовался некоторый негатив.
- Для такого смелого хода нужен не просто мужик, а боевой офицер. В нашем городе половина директоров школ бывшие офицеры. Я знал, куда выйдет наш разговор. Вот посмотри характеристики.
Дима открыл папку. Взял обычный листок А 4, где автор почти на страницу излагал свою жизнь. В правом углу листка пристроилась фотография 9 на 12. Дима стал вглядываться в лица. Суровые сорокалетние мужики. А вот этот помоложе, но взгляд пронзительный. "Что, что? Неужели Сашка?" Дима вглядывается в фотографию...
- Сашка Дёмин! Выжил!
Мэр звонит директору гимназии No6 Александру Петровичу.
- Срочно приезжай! Нет! Нет! Срочно!
- Жди друга. Сейчас примчится. Я в соседней комнате дам кое-какие распоряжения.
- Витя, поднимись ко мне в приёмную.
- Андрей Семёнович, срочно неси мне ключи ... те самые от студии. Там всё подготовлено? Холодильник, телевизор, кондиционер... Что там ещё? Хорошо. Товарищ уже у меня в кабинете.
- Витя. Вот тебе деньги, дуй в буфет: две бутылки коньяка, две водки и закусон ко всему этому. Вот тебе ещё. Всё в багажник. И жди.
Рывком открылась дверь, в проёме показался Дёмин...
- Такая встреча - и на ногах? Вот ключи, Дмитрий Степанович! Едем. Покажу квартиру. Там и поговорим.
Вспоминали бурные годы, друзей...
И не раз в пути привычном
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично
И частично истреблён...
...
- Виктор Александрович,- у нас в гимназии на "военное дело" мальчишкам даётся всего один час в неделю. Не дело это. Кожей чувствую - мало. Времена другие.
- Предложения имеются?
- В нашей гимназии "военную подготовку" и физкультуру ведёт один человек - старший лейтенант запаса. А если физкультуру и военное дело объединить, сделать одним предметом. Расписание не трогать. И вот наши бледнолицые отличники бегают, стреляют, играют в футбол, баскетбол два раза в неделю...
- А девочки?
- Гимнастика, курсы медсестёр. Отличницы на ходу всё схватывают. Два года обучения - и вот тебе готовые медсёстры с хорошей осанкой.
- Неплохо задумано. У нас же эксперимент! Введём это новшество во всех школах и гимназиях города. Я думаю, Геннадий Алексеевич нас поддержит. Да чёрт возьми - надо иметь двух преподавателей военного дела в школе. Один с явным военным уклоном, другой - тренер, но боец.
- А кто в школах и гимназиях ведёт физику, математику, информатику? - Дима вздохнул, ответ он предвидел. - Кто обучает школят всей этой эквилибристике? Университетские парни или старушенции-пенсионерки?
- Ты не хмурься, дело идёт. В доме, где мы сейчас расположились, десять квартир предназначены молодым преподавателям, остальные - учёным и заводским. Рядом подрастает второй девятиэтажный домишко. Судьба ему грозит такая же. Но! Мои ребята, выпускники университетов, работают со старшекурсниками. Кто в отпуске, кто в командировке, кто в "родной деревне". "Информируют" нужных нам спецов. Скоро конкурсы будем устраивать!
- А сколько сегодня в школах молодых учителей?
- Геннадий Алексеевич предложил для чистоты эксперимента всех выпускников сгруппировать в школе середнячков, в школе, где ощущается нехватка преподавательского состава, где тётушкам трудно работается.
- Хорошо бы завтра организовать встречу с этими энтузиастами-народовольцами и с их директором. Министра заинтересовали первые результаты предложенной им сепарации учеников в процессе обучения.
Здесь у Димы почему-то "не к месту" появилась довольная улыбочка, но он её усилием воли подавил.
- Нужен откровенный разбор ситуации. Не громкий, естественно. Проведём его в нашем конференц-зале. Конференц-зал - это общее название. Там есть и "уютные" кабинеты. Я поговорю с директором. Своих он знает. Выберет для беседы тех, кого посчитает нужным. Но сделаем это в субботу. Школьное расписание - святое дело. Нарушать не будем.
- Виктор Александрович, до субботы ещё целая пятница. Может, я до "симпозиума" наведаюсь в эту интересную школу да познакомлюсь с директором. Но не хотелось бы так, с бухты-барахты...
- Понял, звоню: Евгений Павлович, да, да, я. Завтра часов (Дима растопырил пальцы) в десять ты будешь у себя в школе. К тебе зайдёт наш товарищ, удели ему время - не пожалеешь. Ну всё.
Мэр расхохотался. Заулыбались и его "собутыльники".
- Ну ещё по одной, и я вас оставляю,- мэр понимал, что и так задерживается.
- А я знаю Евгения Павловича, и довольно хорошо. Жёны нас перезнакомили. Да и живём в одном доме. Служба службой, а праздники встречаем вместе.
(Да, да - работу отставники по-прежнему называют службой).
Вышедших в отставку офицеров в особо памятные дни приглашают в Дома офицеров на какие-либо встречи. Это повсеместно. А городок, куда командировали Диму, небольшой. Все отставники давно перезнакомились. Знали друг о друге почти всё, что знать можно, - кто где "колесил", находили "коллег" по госпиталям, по санаториям... "Однополчане", как они иногда называли себя, не теряли друг друга из вида. Волга, рыбалка, дети. Кого в садик, кого в детский лагерь. У кого трудности с работой. Взаимовыручка у этой прошедшей огонь и воду категории закалённых парней оставалась прежней - боевой. И на наших спокойных полях...
- Тогда давай вместе отправимся к твоему товарищу. Как этот Е.П., ещё не пузом вперёд?
- Да вроде нет. Но рыбак из него не ахти. Зато уху варит с удовольствием, и раки его забота. А до середины Волги не доплывёт...
- Да... Есть такие люди. Как ты с ним сдружился-то?
- Жёны... В Доме офицеров в хоре поют. И за столом у них хорошо получается. Женя им на гитаре подыгрывает.
- Это же другое дело. До середины Волги, у вас-то она тут "добрая", "каждый ефрейтор доплыть смогёт", а струны тронуть и не опозориться... Тут талант нужон.
...
- Давно жду!
- Да мы вроде минута в минуту...
- Эксперимент ваш, да что ваш, он уже и наш, набирает силу. Есть о чём поговорить. Геннадий Алексеевич, конечно, знает о наших делах. Но! Я что-то "на бегу" расскажу мэру, тот вкратце передаст в Москву... А дела пошли интересные. Завтра всё разберём по косточкам. Университетские ребята врезались в тему - любопытные вещи выясняются. Мальчуган еле-еле тянет химию, но математику, стереометрию щёлкает, как семечки. И таких примеров хватает.
- А эти предметы ведёт один учитель?
- Естественно.
- А у химика много троечников?
- Вижу, куда клонишь. Учительница молодая, но есть у неё и хорошисты.
- Хорошисты... Я школу протопал в пяти городах. "Повезло". Если преподаватель талантлив - все его воспитанники легко осваивают предмет. Будь то химия, будь то физика. Да хоть тригонометрия! И как четвёрки ставят троечникам, видывал, и по меридианам, и по параллелям, и не по одной повторности.
Конечно, Дмитрий Степанович, не все молодые учителя в нашей школе тянут на высший балл. Но большинство всё же настоящие самородки.
- У меня в гимназию отобрали преуспевающую малышню, а вот умных мальчуганов и девчонок с перспективой - всего два, три на класс. У остальных уже нарабатывается комплекс отличника. Тратит дуралей всё время на учебники. Это в мальчишеские-то годы... Никаких увлечений, ни игр во дворе, ни закадычных друзей. Сидит дома, зубрит под присмотром бабушки параграфы.
- А зарядить ребятню интересными идеями? Кружки в гимназии есть? Автомобильчики мастерить из тачек и бензопил, дроны с видеокамерой. Паяльником они пальчики ещё не обжигают? А походы на рыбалку? Костёр, уха, печёная картошка? Кипящие раки в котелке? А потом устроить фотовыставку в школе? Да своими руками. Смотришь, и не останется закомплексованных отличников.
- Эх, Дмитрий Степанович, какие кружки, какие фотовыставки. Мы только второй год как изучаем новые подходы в обучении детей. "Ещё деньги на шторы не собирали". Но внеклассная работа от нас не уйдёт. Волга нам не позволит.
- Значит, завтра встречаемся в конференц-зале в этом же составе, плюс ваши, Евгений Павлович, преуспевающие товарищи, и поговорим более дотошно. Ребята работают в классах, у них накопился материал, поделятся. А мы все эти тонкости намотаем на ус.