Макеев Леонид Александрович : другие произведения.

High End: размышления на тему

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


High End: размышления на тему.

  
  

0x01 graphic

  

Это что, High End? Тот самый, легендарный? В...ебон это.

  
   Преамбула
  
   Физик, исследователь, справедливо уверенный, что всё можно понять и объяснить знаниями, сталкиваясь с явлением, где его знания и формулы бессильны, воспринимает это, как личное оскорбление, как вызов. Кажется всё просто, всё на виду: вот звуковая катушка, вот магнит, вот формулы. А не звучит, зараза. Это сильно задевает наше мужское самолюбие. Перельман вон упёрся и решил теорему Ферма. Ему и лимона баксов не надо, он доказал свою научную состоятельность. Для себя доказал. Вот такие мы, мужики. От того и бьёмся за правильный звук, да не у всех мозги Перельмана.
  
   Часть 1-я: лирика о звуке.
  
   В кои-то веки сделал другану акустику лучше своей. Начал старую-новую эпОпею: ревизию своих колонок, чем не занимался уже 15 лет.
   Иногда завидую людям, у которых медведь на ушах сплясал, им всё одно, что в уши льётся. Ну, не могу слушать, что в магазинах продают, уши в трубочку заворачиваются. И так называемых "аудиофилов" терпеть не могу. Блин, живую скрипку отродясь не слышали, а всё туда же, акустику ладить: замеры, расчеты, графики. И понты, понты, понты... А звук - отстой.
  
   В наше изобильное время сделать электронную часть аудиокомплекса можно без проблем. Покупать не стОит, даже в качественных брендовых, дорогих моделях усилков напортачено разработчиками чёрт те что. Характеристики у всех одинаково шикарные, а играют все по-разному. Очень по-разному. Я всю жизь сам делаю. А чего: слух есть, схемы все классические. Хуже, чем в магазине не получится. Зато есть базовые знания не связанные с электроникой. Электроника в сути своей проста и качество её сегодня сверх всякой меры.
  
   А вот акустика... О-о-о... Знания, конечно, тоже нужны, но как подспорье. Только опыт, слух, слуховая память и ещё всякие штуки, никак с инженерией не связанные.
   ---------------------------------------------
  
   Тут вот какая закавыка.
   Муз инструменты люди выдумали тыщи лет тому, и все эти тыщи лет их усовершенствовали, доводили до идеала так, чтоб они ЗВУЧАЛИ КРАСИВО. Чтобы на балах и концертах наслаждаться звучанием, а не морщиться и не разбегаться от какафонии: хреновенький звук никто слушать не стал бы, тем более за него платить и портить торжество. КАЧЕСТВЕННЫЕ живые инструменты САМИ ПО СЕБЕ без всяких там микрофонов, усилков и колонок звучат очень красиво, там всё вылизано за тыщи лет. И что самое интересное, всё это великолепие было создано без научной базы, без формул, компов и измерительной аппаратуры. Исключительно эмпирически, на слух, по приятности. Почему-то я твёрдо уверен, что Страдивари не снимал АЧХ своих скрипок. Не мерил ни обертоны, ни резонансы, ни искажения, не разлагал звук на ряды Фурье.
  
   А сегодня малограмотные аудиофилы с помощью всяких приборов и эл. приблуд пытаются воссоздать былое и ни хрена у них не получается. И не получится, даже искусственный интеллект не поможет, потому как своего у них нет. Терпеть не могу таких выскочек, все форумы заполонили. Ранешние меломаны слушали и ценили музон, в гости друг к другу ходили, кто какую аппаратуру купил, слушали, сравнивали звучание. И аппаратура ценилась не в брендах, не в рублях и не в графиках, а за качество, на слух. Современные же мутанты меломанов вообще ни чё слушать не умеют, всё по приборам выстраивают и друг перед другом бахвалятся точной настройкой. Им в голову не приходит сходить в оперный на балет, в филармонию, оркестр послушать. Соревнуются меж собой у кого лучше звучит насквозь электронная Энигма.
  
   Тут надо дать пояснение.
   Современная музыка почти вся электронная, синтетика. Её можно выкрасить в любой цвет, хоть в синий, хоть в красный. И какой из них будет правильный? Её категорически нельзя принимать за эталон звучания. Эталон звука - исключительно живые инструменты. А кто их слышал? И где?
   Теперь главное.
   Слушая колонки человек слышит не инструменты, а их имитацию, подобие, но подсознательно их распознаёт, происходит всего лишь УЗНАВАЕМОСТЬ инструментов и отождествление с оригиналом даже если они будут сильно отличаться. Разницу покроет воображение, домысливание. Вот это скрипка, потому что она похожа на скрипку, а это гитара, потому что похожа. И в целом оркестр УЗНАВАЕМ. Особенно если чел оригинала не слышал, тут даже воображения не надо, и так сойдёт. О сравнении ЗВУЧАНИЯ с оригиналом никакой речи не идёт: инструмент всего лишь опознаётся, классифицируется. Приблизительно похож - ну и ладно.
  
   Можно сравнить это с телефонным разговором. Качество звука в телефоне бывает весьма ниже среднего, тем не менее мы с лёгкостью УЗНАЁМ и идентифицируем собеседника по голосу: мать, жена, друзья. Точно то же происходит при прослушивании музыки через колонки: мы УЗНАЁМ инструменты, не смотря на значительную разницу с оригиналом. И чаще всего начинаем считать, что то, что мы слышим из колонок и есть оригинал. Глубочайшее заблуждение. Звук из колонок - это всего лишь привычное для нас звучание, не более того. Почаще надо оригинал слушать. Правда, колонки тогда придётся выбросить. Или пореже включать. Копия всегда хуже оригинала.
   (Такое привыкание к аудио звуку сродни парфюму. Мы настолько привыкли к запахам духОв, дезодорантов, ароматизаторов, что уже считаем их натуральными, естественными. Мы уже забыли, как пахнут лесные цветы и деревенская клубника с грядки. Вот и с аудио звуком то же самое.)
  
   На рубеже 19-20 веков, когда только стали продавать пластинки и граммофоны, О. Генри очень точно назвал их "музыкальные консервы". И до сих пор это консервы, только качеством получше. В них иногда с трудом, отдалённо, но узнаётся звучание натуральных инструментов. А чтоб вот так, прямо в комнате сакс залабал... Или аккордеон свиртуозил...
   Хорошая домашняя акустика - это очень непросто. И не в цене дело.
  
   Эпизоды по жизни.
  
   Нищие, безденежные 90-е. Лето, погода чУдная. Пришёл друган, сидим на кухне, дрызгаем кофий, беседа течёт. Купил очередные колонки, заехал за мной, послушать надо-ть. Сам автослесарь, золотые руки, ни в электронике, ни в музыке не шпрехает, но музон любит и слухач отменный, лажу в музоне сразу чует. Перебрал с десяток приличных колонок: купит, послушает, не то, меняет. Вот опять купил, слушать зовёт.
   - Ты на машине?
   - Конечно. А чё?
   - Да съездить бы надо. И тебе тоже.
   - Куда?
   - В центр, на площадь.
   - А мне там чего?
   - Сурприз.
   - Какие базары, поехали.
   Поехали. Приехали, запарковались. Возле выхода метро летняя кафешка, столики под зонтиками и тут же рядом оркестрик: 8 чел разного возраста в потёртых джинах, не во фраках, но играют отменно, явно не дворовые ребята. Дудки, барабаны, аккордеон, скрипочка, гитара, мятая шляпа, всё, как положено для честного отъёма денег. Никаких проводов и колонок, всё живьём. Играют, что хотят, но за мзду могут и на заказ сбацать. Народец не толпится, но и не рассасывается. Постояли, послушали, друган пару вальсов заказал, танго "Брызги шампанского". Положил в шляпу большую деньгу, поехали домой. Едем, молчим. Друган мне:
   - А вот за ЭТО тебе отдельное спасибо.
   Колонки так и не послушали. Да и что в них услышишь после такого? Плюнуть и растереть.
   Он потом ещё несколько раз без меня туда ездил, жену возил, сынов своих. Вообще-то при царе в приличных городах, в парках по воскресеньям и праздникам военные оркестры играли для прогуливающейся публики. Потому, что красиво всё звучало.
   Когда работал радистом во Дворце спорта, там была пластинка с военными маршами и вальсами в исполнении военного же оркестра. Какая запись! Как медь звучит! До сих пор жалею, что не прихватил диск, всё равно он там на хер никому не нужен. Щас в Инете эти оркестры полное говно.
  
   70-е годы.
   С нашим гитаристом зашли к общему товарищу, а так просто. Хозяин умница, весельчак, жены дома нету, сидим в гостиной втроём, портвешок таврический потягиваем, анекдоты травим. Хорошо сидим. В соседнюю комнату дверь открыта, свет выключен, темно и оттуда музон играет, Битлы. Звук потрясный. Когда откупорили вторую, гитарист не выдержал:
   - Вадик, что у тебя там играет?
   - Как что, Битлы.
   - Да что они там у тебя, живые что ли!?
   Вскочил, побежал смотреть, я за ним. Забегаем, включаем свет, а там... Наш мафон "Днипро-12", я таких кучу перечинил. Фанерный сундук с двумя ширпотребовскими четырёхватниками 4ГД-35. Но у этого на морде между динамиками самопально выпилена здоровая круглая дыра в пол динамика с пустой деревянной трубой сзади. И такое впечатление, что Битлы играют в большом зале с хорошей акустикой, а я стою прямо посреди зала.
   Эта труба ну никак не может быть фазоинвертором, потому что ящик открытого типа. У него вместо задней стенки картонка с дырками. Да и не даёт фазик такого звука, он вовсе для другого. Такие вот фокусы от акустики: ни понять, ни объяснить, ни посчитать, а заслушаешься.
  
   Наши дни.
   Я живу на 9-м этаже, балкон выходит на перекрёсток. Рядом, сбоку, впритык под 90* другой дом, его окна тоже на улицу и я их вижу с балкона, слева. И там на 4-м этаже кто-то живёт. Периодически пару раз за лето этот кто-то открывает окно и из комнаты в окно играет на трубе, простая дудка с тремя клапанами. В окно его самого не видать, просто в улицу играет. По манере чувствуется, что вроде начинающий, очень старательно играет, но очень чистенько так, ни малейшей лажи. Разные лирические мелодии, никаких сложных фиоритур. Я дудки не очень люблю, на уши давят, но на открытом пространстве этот звук обалденно красивый. Под его окном на газоне собираются прохожие, человек 15-20 в том числе молодёжь, и после каждой мелодии орут: Ещё! Давай ещё! Всё действие продолжается не более часа. Окно закрывается.
   Я не знаю, может это сумасшедший какой, но звук! ЗВУК!
   И после этого какие-то сопляки-аудиофилы будут уверять, что они сделали акустику High End? Даже не смешно. Если б в окне стояла колонка, пусть даже High End, никто бы и не затормозил, мимо прошли бы, не оглянулись, а здесь стоят и слушают: давай ещё!
  
   Ну, ладно, я с юности воспитан на живых инструментах, сценическом, концертном звуке и ламповой аппаратуре. Я работал с музыкантами и на сцене и в студии звукорежем, меня окружали люди с музыкальным слухом и образованием. Допустим я предвзят. Но те случайные прохожие, которые под окном, они же не глухие. И не предвзяты. У них нет музыкального образования, это не фанаты музона, но оценить красоту звучания живого инструмента они вполне в состоянии.
   Это и ценно.
   Когда в романе встречается фраза: "...и зазвучали серебряные фанфары..." Для автора это всего лишь стандартная классическая фраза, подчёркивающая торжественность момента. В отличие от автора я могу себе представить, как это звучит в реале.
   Наши предки знали толк в красоте. И не только звука.
  
   Как говорится: на вкус и цвет... А уж на слух!
  
   Кому-то Брамс, а кому-то просто: брамс - брамс по роялю ...
  
  
   Часть 2-я: ближе к телу.
  
   Что имеем сегодня.
   Живая музыка никуда не делась: концерты, гастроли и, между прочим, неплохая касса: платят люди.
   Но прогресс позволил иметь музыку практически в каждом доме: цифра, аналог, усилки, акустика и пр. Произошла массовая подмена живого звука, вылизанного столетиями, на электронный аналог. Вроде бы аналог. Как я уже говорил электронный тракт (что аналог, что цифра) достигли практически совершенства. Осталось не много: преобразовать идеальный электрический сигнал, соответствующий живому инструменту в акустический. Тоже идеальный.
   Но в конце этой идеальной цепочки появляется некое электромеханическое устройство, практически единственное, которое это делает: электродинамический громкоговоритель, динамик, который должен заменить нам живой инструмент. Или даже целый оркестр. Без динамика ни чё как бы не играет и не поёт. Назначение дина простое: он должен в точности преобразовать электрический сигнал в акустические волны той же формы, фазы и амплитуды. Элементарно, Ватсон.
  
   А вот поглядим, как оно на самом деле.
   Динамик в сути своей - трансформатор, преобразователь. Попрошу не дёргаться. Трансформатор, который вы себе представили это частный случай, он всего лишь преобразует напряжение или ток. У такого стоваттника КПД - 80%. Осветительная лампа тоже трансформатор, преобразует один вид энергии в другой: эл. энергию в световую, при этом с обалденными искажениями спектра и КПД от 4-х до 20-40%. Та же кухонная чугунная конфорка преобразует (трансформирует) эл / энергию в тепловую. КПД под 100% и искажений никаких. Да много чего.
   У нас вот динамик: преобразует электричество в звук.
  
   Начнём с того, что ни один преобразователь одного вида энергии в другой, не может быть ИДЕАЛЬНЫМ, у каждого свои недостатки, иногда очень большие, не буду перечислять.
   НО!
   Отсюда следует прямой и непреложный вывод: электродинамический громкоговоритель В ПРИНЦИПЕ не может идеально преобразовать эл. сигнал в звуковой. Так что High End в принципе НЕВОЗМОЖЕН. Всё, забудьте про него.
  

0x01 graphic

  
   Теперь ближе к телу.
   У лучших образцов динов КПД не более 2%. да ещё, зараза, зависит от частоты и др. факторов. У совковых "Корветов", например, КПД 0,3%, всё остальное нагрев усилка и динамиков. А уж искажений динамик даёт в десятки раз больше электронного тракта. Я как-то в 80-х на приличных ГДР-овских полочниках среднего класса фирмы RFT битлов не узнал. Мелодия ихняя, а голоса и инструменты не их. При том, что и звук чистый и АЧХ ровная 60-18кгц. О, как, бля. Hi-Fi называется.
   Если взять только пару магнит-катушка, то худо-бедно ещё можно что-то просчитать по формулам, но нам-то нужен звук, его излучает диффузор, а эта жопа вообще никаким расчётам не поддаётся. Мало того, что он искажает эл. сигнал и не на доли, а на целые проОценты, так ещё излучает звуки, которых отродясь в сигнале не было: собственные механические резонансы и обертоны от них, интермодуляционные искажения и прочее говно, которое уже в принципе ни чем из звука не убрать. Именно диффузор, эта почти невесомая безделушка делает звук либо максимально приятным и похожим на натуру, либо отвратным. И тут уже ничего не сделать, только замена.
   О каком High End может идти речь? Тут даже Hi-Fi не близко.
  
   В мире выпускается великое множество динамиков и все звучат по-разному не зависимо от заявленных характеристик. Если бы кому-то удалось сделать идеальный динамик (он же трансформатор) или хотя бы диффузор, остальные тут же бросились бы копировать. так ведь нет такого, нечего копировать.
   Мы летаем в космос, у нас Интернет, миллионы компов и ПО, адронный коллайдер, мы можем одной бомбой убить целый город, но не умеем высококачественно сотрясать воздух.
   Мы променяли наследие талантливых предков, создавших прекрасные музыкальные инструменты, на какое-то жалкое подобие только потому, что нам лень сходить на концерт. И теперь это подобие называем High End и возводим в фетиш.
  
   Да, я знаю основные расчёты акустики, имею приличный опыт, но всегда стремлюсь к натуральному звучанию живых инструментов. Если это потребуется, слегка изменю АЧХ (не сильно), но скорее всего поменяю динамик. Очень мало динамиков, способных передать натуральность звучания живого инструмента и никакие эл. приблуды не исправят врождённое звучание динамика, заложенное в него разработчиком и изготовителем. Нечего и карячиться. Уж тем более с эквалайзером.
  
   Муз. инструменты делаются из самых разных материалов: медь, серебро, дерево, кожа и пр. Характер их звучания ещё более различен. Поэтому вряд ли стОит рассчитывать, что один и тот же динамик с одним и тем же диффузором будет одинаково хорошо отыгрывать всё это многообразие. Но может вам и повезёт в поисках такого, ну, хотя бы приблизительно. Наша задача сделать (или подобрать его) так, чтобы этот кусок картона зазвучал как скрипка, саксафон, рояль, да и весь оркестр. И никакого мифического High End-а.
   После, как зазвучат живые инструменты, можно пустить в акустику другие жанры, и звук будет совсем другой, чем в магАзине или аудио салоне.
  
   И тут не лишним будет кое-что напомнить. На концерте звучание муз. композиции на сцене выстраивают сами музыканты так, как они считают наилучшим, с учётом акустики зала и пр. Но, между живым звуком на концерте и тем, что вы слушаете на студийных носителях звукозаписи, в студии сидит некий член: звукорежиссёр, который корёжит запись цифровым электронным пультом, как ему в башку стукнет. На свой вкус и слух, которых у него может и не быть. Имейте это ввиду.
   Люди платят хорошие деньги и тащатся на концерт именно потому, что студийная запись и домашняя акустика не дают того звучания, которое музыканты-исполнители стараются донести до слушателя в живом исполнении.
   Выложенный в Инете музон практически всегда уже правленый, корёженный. Правленый теми, кто его выложил, как правило ламерами, бездарями.
  
   Примечание.
   Когда я говорю про динамик, способный качественно передать звук живых инструментов и гОлоса, я имею ввиду сренечастотник от 70-100 гц до 7-8кгц, а лучше широкополосник с той же нижней полосой. Для оценочного прослушивания такого дина не надо делать колонку, достаточно фанерного щита 80/100см. И это не обязательно супер дорогие динамики, хотя...
   И ещё.
   Для СЧ колонка должна быть открытого типа (ОЯ) либо щит. Закрытый ящик (даже с наполнителем) давит звук, Паворотти будет петь как в пенале.
  
   Дерзайте, ребята, но помните: точка опоры для поиска High End не ровная АЧХ и прочие измерения, а звук живых, натуральных, исторически проверенных инструментов. Ходите на концерты, а между ними дрючте свои колонки.
   Главный судья - слух и сравнение с оригиналом, с образцом. Опять же на слух. :))
  
   Мы не должны позволять цифрам определять качество звука,
   как и химическому анализу быть арбитром вина.
   Нельсон Пасс
  
  
   Апрель, 2022г., Екатеринбург.
  
  
   P.S.
   Для шибко умных или считающих себя такими.
      "Электроакустика" - книга ведущего японского специалиста-теоретика по акустике Т. Хаясаки.
      Заключительная цитата из этой книги после 240-ка страниц формул и интегралов:
     
      "Кризис традиционных электроакустических методов уже сегодня проявляется, например, в том, что основная заслуга в создании окружающих нас великолепных громкоговорителей принадлежит не акустикам-теоретикам, а практикам-эмпирикам, стараниям и неподдающемуся описанию тяжелому и кропотливому труду которых обязана своим появлением эта прекрасная аппаратура".
      ------------------------------------------------------
  
      По нашим меркам Хаясаки - академик по электроакустике и достигнув таких высот человек вполне может позволить себе публично признаться: всё, что я написал в этой книге, а вы прочли - ерунда. Отечественные ведущие акустики-теоретики, такие как Алдошина или Виноградова и т.п. не могут позволить себе такого признания, кишка тонка. Более того, они твёрдо уверены, что их формулы это святая истина, они несут людям свет знаний и Божественный звук.
   Не доросли ещё до Хаясаки, до его понимания.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"