Бенбоу У.А. : другие произведения.

Отважный Бенбоу. Жизнь вице-адмирала Джона Бенбоу 1651-1702. Глава 6

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Brave Benbow he set sail for to fight, for to fight,
  Brave Benbow he set sail for to fight;
  Brave Benbow he set sail
  With a sweet and pleasant gale;
  But his captains they turned tail in a fright, in a fright,
  But his captains they turned tail in a fright.
  Отважный Бенбоу поднял паруса идти в бой, идти в бой,
  Отважный Бенбоу поднял паруса идти в бой;
  Отважный Бенбоу поднял паруса
  С приятным свежим ветром;
  Но его капитаны от страха поджали хвосты, от страха,
  Но его капитаны от страха поджали хвосты.
  
  ПОСЛЕДНЯЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
  Номинально Англия была еще в состоянии мира, когда в сентябре 1701 года адмирал Бенбоу отплыл под прикрытием более сильной эскадры адмирала сэра Джорджа Рука. На континенте уже началась война между австрийским императором Леопольдом[0601] и Людовиком XIV, но Вильгельм выжидал, собирая силы и заключая альянсы. Англичане знали, что война с Францией неизбежна, с тех пор, когда Яков II умер в эмиграции а Людовик XIV объявил принца Уэльского Якова Эдуарда, королем Англии. Большая часть страны сплотилась вокруг Вильгельма, Однако у некоторых возродилась надежда на дело Стюартов. Якобиты молились именно о такой демонстрации поддержки со стороны Людовика. Тот же, со своей стороны, стремился раздуть огонь внутреннего конфликта, особенно в отдаленных владениях Вильгельма: Ирландии, Шотландии, севере Англии и в заморских колониях. И Англия и Франция нуждались в деньгах, для финансирования войны. Поэтому началась гонка за испанскими богатствами в Карибском регионе. Чтоб скрыть пункт назначения экспедиции Бенбоу, Вильгельм хотел, чтоб французы и испанцы поверили, что все корабли направляются в Средиземное море, и с этой целью запросили разрешения на заход в порты Испании. Однако французский король отдал приказ начальникам всех французских и испанских портов г=не позволять английскому и голландскому флотам заходить в любую из гаваней за провизией или водой, и открывать по кораблям огонь, если они попытаются это сделать. Латтрелл ошибочно предположил, что Бенбоу вел весь объединенный англо-голландский флот в Вест-Индию, написав 16 сентября, что "у нас будет флот из 62 военных кораблей в тех местах, а именно 40 английских и 22 голландских корабля".
  На самом деле эскадра Бенбоу состояла из двух кораблей третьего ранга: его флагманского 70-пушечного корабля "Bredah", где капитаном был Кристофер Фогг и 64-пушечного "Defiance", под командованием контр-адмирала Генри Мартина. "Bredah", построенный в 1692 году, должен был по штатам военного времени иметь на борту 450 человек, но отплыл, имея 50 человек некомплекта. Кроме того было восемь кораблей четвертого ранга: "Ruby", под командованием полковника Ричарда Киркби, "Gloucester" с капитаном Джоном Хартнеллом[0602], "Windsor" под командованием Джона Констейбла, "Falmouth" капитана Сэмьюэла Винсента, "Colchester"[0603] капитана Джона Редмана[0604], "Greenwich" капитана Купера Уэйда, "Pendennis" под командованием капитана Джона Вьялла (Виата)[0605], "Kingston"[0606] капитана Джона Лидера[0607] и бомбардирское судно "Carcass" под командованием Джорджа Уолтона. Латтрелл писал, что адмирал Бенбоу должен был взять с собой два транспортных корабля с пятьюстами солдатами из Ирландии, двадцатью большими пушками для фортов в Вест-Индии и новым губернатором Ямайки бригадным генералом Селвиным[0608]. Дальше он писал, что французский двор был обеспокоен испанским флотом, тем что английский флот намеревается его перехватить.
  План Вильгельма состоял в том, чтоб перехватить испанский флот с сокровищами. С этой целью он приказал 12 августа адмиралу Руку плыть западнее острова Уэссан, разведать Брест и выяснить, вышел ли адмирал Шаторено в море, и если да, то с какой целью. Кроме того, он должен был отрядить до тридцати кораблей под командованием вице-адмирала Бенбоу и контр-адмирала сэра Джона Мандена[0609], и голландскую эскадру под командованием барона Вассенаэра[0610]. Бенбоу получил секретный приказ "не сообщать ничего никому, пока он не прибудет в назначенное ему место". Он должен был прийти на широту мыса Сант-Винстент, стараясь не приближать с берегу ближе, чем на 100 лиг, а затем отправиться к Западным островам (Азорские острова). Там он должен был опередить французов и встретить "Серебряный флот", и "использовать все доступные средства, либо мирным способом, либо силой, чтоб захватить и привести флот... в какой-либо из портов Англии". Ему было приказано не сообщать полученный приказ относительно флота никому из своих капитанов до тех пор, пока не возникнет крайняя необходимость, чтоб, если он не встретится с этим флотом, не стало известно, что у него был такой приказ. Кроме того, ему было велено, что если он встретит какое-либо судно за Западными островами или вблизи них, он должен его задержать, чтоб не нарушить секретность. Латтрелл пишет, что некоторые из командиров были удивлены, узнав, что им предстоит плыть в Вест-Индию. Кроме того Бенбоу получил три запечатанных пакета с приказами, которые надлежало открыть на трех разных широтах. Латтрелл добавляет, что коммодор Уэтстоун с шестью военными судами должен был отправиться в Кинсейл (Ирландия), чтоб взять на борт три пехотных полка для Ямайки. Уильям Уэтстоун был назначен командиром на "York" в июне, и должен был присоединиться к Бенбоу. Однако, на пути от Ст. Хеленс (недалеко от Ливерпуля) у "York'а" треснула грот-мачта, и его пришлось вести в Плимут для ремонта. Он не мог выйти в море до 14 сентября, когда Уэтстоун отправился в Кинсейл. Он пробыл там до конца октября и вернулся в Плимут 14 ноября, потеряв фок-мачту и бушприт. Наконец, 21 декабря, "York" отплыл в Корк.
  Тем временем эскадра Бенбоу 2 сентября у островов Силли отделилась от главных сил и 5 сентября он поднял "Юнион Джек" на топе фок-мачты "Bredah", показывая, что он является главнокомандующим. С 3 по 9 сентября был очень сильный ветер, который наносил повреждения кораблям, расшатывал мачты и рвал паруса. "Boyne"[0611] и "Canterbury"[0612] пришлось вернуться в порт 4-го и 5-го числа из-за повреждений. Секретарь по военно-морским делам Бурчетт писал 12 сентября, что "Canterbury" покинул отряд Бенбоу на широте 49.12 градусов, в восьмидесяти лигах от Уэссана, после того, как его грот-мачта выскочила из степса и получила другие повреждения. Сэр Джордж Рук приказал ему отправиться в Спитхед, чтоб там его привели в порядок, что позволит ему с четырьмя другими кораблями к Бенбоу. (MS 1348 Institute of Jamaica) Штурман "Ruby" писал, что они потеряли фор-стеньгу, грот-брам-стеньгу и грот-стеньгу. Кроме того, утонул матрос Джон Баглас[0613]. 18-го числа они достигли широты 37 градусов и повернули на запад. Бенбоу растянул свои корабли в линию таким образом, чтоб перекрывать 20 лиг. 28-го числа они увидели остров Санта-Мария и продолжили патрулирование к западу от Азорских островов в надежде обнаружить испанский флот с сокровищами. Вскрыв свои запечатанные конверты, они обнаружили, что только меньшая часть флота - эскадра Бенбоу должна отправиться в Вест-Индию. Таким образом, 10 октября, когда пиво закончилось и был введен ограниченный рацион на воду, Бенбоу отделился со своей эскадрой и направился в Вест-Индию. Манден и Вассенаэр вернулись в Англию с большей частью флота. Тем временем Адмиралтейство получило известие, что испанский флот задерживается в Вест-Индии. К Бенбоу были направлены приказы быстрее идти в Вест-Индию и держать под наблюдением испанскую флотилию, но должен пытаться захватить ее только в том случае, если будет иметь достаточно сил, чтоб сделать это имея хорошие шансы на успех. Адмиралтейство и правительство, очевидно, уже начали испытывать сомнения относительно слабости эскадры Бенбоу. Они также сообщали ему, что будут просить позволения у Вильгельма послать ему еще пять кораблей для усиления.
  Плавание Бенбоу проходило без происшествий, пока они не подошли к Наветренным островам. 29 октября полковник Ричард Киркби на "Ruby" перехватил французское торговое судно "l'Hermoine de Nantes", направлявшееся на Мартинику. Руководствуясь приказом Адмиралтейства, Бенбоу захватил его, чтоб скрывать свое присутствие как можно дольше. Для оправдания перед обществом он написал, что судно было задержан, поскольку было построено в Англии, а у французов не было надлежащих документов, подтверждающих законность его владения. Вскоре после этого, 3 ноября 1701 года, они достигли Барбадоса. Колонисты очень боялись предстоящих боевых действий и не были довольны арестом французского судна. Они не хотели международного конфликта со своими соседями на Мартинике.
  По этой и другим причинам Бенбоу нашел Барбадос негостеприимным местом. В письме секретарю Вернону от 6 ноября 1701 года
  "Здесь очень засушливый сезон, и остров полон болезней; но теперь дожди пошли, хотя и поздно. Вода тут, говорят, очень не хороша, и после нее бывает понос; нам пришлось употреблять ее, но понемногу поправляемся... У нас несколько человек заболевших цингой (и несколько умерло от лихорадки)" (CSP.Dom.1701)
  Когда губернатор острова[0614] возвращался в Англию на фрегате "Ludlow"[0615] с капитаном Ламли[0616], которому бла поручена защита Барбадоса, колонисты попросили оставить один военный корабль для их безопасности. По видимому, он нашел уместным поручить это задание Киркби, поскольку именно его дзействия испортили отношения между Бенбоу и колонистами. Он приказал Киркби остаться с "Ruby" на этом болезнетворном острове, пока его не сменят. Мы не знаем, воспринял ли Киркби это как наказание, или он в действительности предпочел держаться подальше от адмирала. Во всяком случае, он успешно снискал расположение Председателя[0617] и Совета Барбадоса, которые весьма хвалили его в письмах в Англию.
  Бенбоу направился на Подветренные острова, Мартинику, Доминику и Невис, чтоб оценить состояние английских и французских колоний. 9 декабря он писал, что французы заняты укреплением своих владений, а англичане здоровы и хорошо всем обеспечены. Он отплыл с Невиса 22 ноября и прибыл в Порт-Ройял на Ямайке 5 декабря, где присоединил к своей эскадре еще два судна: "Fowey"[0618] под командованием капитана Томаса Легга[0619], и "Margaret"[0620] капитана Филипа Доуса[0621]. Он обнаружил, что экипажи кораблей изнурены болезнями. В серебине декабря к эскадре присоединился "Scarborough", незадолго до того посетивший Порто-Белло. Его капитан Стивен Эллиотт[0622] скончался, как и многие его матросы и офицеры. Это потребовало повысить в звании многих офицеров и провести значительные перестановки на кораблях. Одним из тех, кто получил повышение, был Томас Хадсен, Первый лейтенант "Bredah", которого Бенбоу назначил капитаном "Scarborough" 21 декабря 1701 года. Вероятно Хадсен произвел впечатление на адмирала во время плавания, так что 28 марта 1702 года Хадсен получил назначение капитаном на "Pendennis", после того как 4 марта 1702 года скончался капитан Вьялл, и через две недели, 17 марта, скончался его преемник капитан Ричард Пол[0623].
  В своем письме от 9-ого Бенбоу писал: "Местное население ожидает войны и делает все возможное для обороны". Порт-Ройяль почти не изменился со времени последнего визита Бенбоу. Другой путешественник в том же году[0624] писал:
  " Это помойка вселенной, собрание отбросов творения, ненужных частей, бесформенная куча мусора, беспорядочно перемешанная и ставшая эмблемой хаоса, оставленная вниманием Всемогущего, когда он приводил мир в его восхитительный порядок. Это питомник Небесного Суда, где впервые были собраны и посажены злобные семена всех болезней, чтобы наказать людей за их преступления. Город является вместилищем бродяг, святилищем банкротов и подстилкой для отбросов из наших тюрьм... Заразный, как больница, опасный, как чума, горячий, как ад, и злой, как дьявол".
  Не удивительно, что Бенбоу не прекратил попыток отговорить своих офицеров и матросов от увольнений на берег. Он часто выводил свои корабли для патрулирования, заботясь о здоровье своих людей, и усиленно тренировал их. Сразу по прибытии он собирал известия о испанском флоте. По его мнению, из-за северного ветра она некоторое время не будет выходить в море. Он выяснил, что испанцы подозрительно и с ревностью относятся к французам.
  24 декабря он писал Уильяму Блатуэйту, секретарю по военным вопросам, что по полученным им сведениям, испанский флот все еще находится в Вера-Крузе, и что испанцы в Мексике не хотят отправлять его под французским конвоем. Он запросил необходимые припасы и людей в ожидании войны.
  "Местный агент по снабжению отказался дать больший кредит. У меня есть 5000 фунтов на счетах губернатора, но он сомневается и говорит, что нашел бы им лучшее применение. Если начнется война, будет большой расход боеприпасов, провианта и людей. Я смиренно молю своевременно позаботиться об их снабжении, чтоб у нас не было причин не выполнить то, что от нас ожидают. Сейчас у нас на берегу 150 больных, большинство из них страдают цингой и поносом, лекарство доктора Кокберна не справляется. Я купил доски и балки для постройки госпиталя, и намерен устроить его неподалеку от Кингстона".(CSP.Dom.1701)
  Доктору Уильяму Кокберну, врачу эскадры Красного флага, удалось получить своего рода монополию на поставку флоту своего противодизентерийного снадобья под названием "pulver contra Diarrhoeas". Его эффективность была сомнительной, но Шовелл был влиятельным покровителем, и настоял на том, чтоб все госпитальные суда были им снабжены. Именно Кокберн видел причину цинги в праздности, и прописывал неоднократные кровопускания при лихорадке. Лето 1701 года выдалось особенно тяжелым в плане лихорадки, но в отличии от других годов, болезнь не ослабела с установлением более прохладной погоды. Выбор Беньуо Кингстона для устройства госпиталя был понятен, учитывая "атмосферу" Порт-Ройяля. К сожалению, благим намерениям Бенбоу помешала близость болота, где плодились комары (их роль как разносчика болезней была установлена гораздо позже). Госпиталь стоял примерно в миле от Кинстона, где преобладали ветры, дувшие с низкой заболоченной местности. Пациенты, поступавшие в госпиталь, обыкновенно заражались желтой лихорадкой, независимо от первоначальной болезни. Из-за своей мрачной репутации госпиталь был позднее переоборудован в тюрьму, что оказывало не менее пагубное влияние на солдатах, стоявших в карауле. В конце концов госпиталь был переведен в Порт-Ройяль, и сейчас в ней располагается Археологический музей.
  23 октября Лорды Судьи, по указанию Вильгельма, направили Бенбоу дополнительные инструкции. Они предупредили его, что испанским и французским губернаторам был послан приказ атаковать и захватывать английские и голландские суда. Следовательно, Бенбоу тоже было приказано атаковать и захватывать их суда, беспокоить их на суше, где это возможно, и обращаться с ними, как с врагами в отместку. И, конечно, ему было предписано еще более тщательно приглядывать за испанской флотилией с сокровищами.
  Жара, болезни, плохая еда и другие неудобства Вест-Индии начали сказываться. Смерть и болезни не обошли офицеров стороной. Только из небольшой группы капитанов нам известно о смерти Стивена Эллиота, командира "Scarborough", в декабре 1701 года, капитана Джона Лидера на "Kingston", 17 января 1702 года, капитана Мартина 19 февраля 1702 года, в марте 1702 года умерли капитаны Вьялла и Пол на "Pendennis'е", и капитана "Benjamin"[0625]. Можно только поражаться, насколько трудно было поддерживать порядок и дисциплину в таких условиях. Должно быть в офицерах, пока они томились долгими месяцами болезней, бездействия и изоляции, росли и гнев, и ревность, и обиды. Поучительно ознакомиться с материалами военных трибуналов, которые проводил Бенбоу для поддержания дисциплины, поскольку в них должен отпечататься его характер. (см. Adm.1/5262)
  По прибытии он столкнулся с трудной ситуацией. Губернатор Уильям Бистон встретил Бенбоу обвинением капитана Филипа Доуса с "Margaret"("Margate") за невыполнение приказов от 5 ноября 1700 года[0626]. В отсутствие главнокомандующего флотом кораблям на колониальных станциях приказы отдавали губернаторы. Бенбоу провел трибунал над капитаном Доусом 11 декабря 1701 года и признал его виновным. Доус был отстранен от командования (прим. переводчика. Когда Доус вернулся в Англию, он был восстановлен на службе, благодаря высокому положению его семьи), и на его место был назначен Лейтенант с "Fowey" Бэрроуз Харрис[0627]. Очевидно, что Бенбоу хотел продемонстрировать свою твердую приверженность принципу субординации. Учитывая долгую историю разногласий между колониальным и военно-морским начальством, трудности Доуса понятны. Его коллеги-капитаны вполне могли счесть наказание чрезмерным. Он служил с некоторыми из них; с Купером Уэйдом под командованием сэра Френсиса Уиллера, когда губернатор Кодрингтон проявил такое же нежелание сотрудничать. Как и Уэйд, он принял командование кораблем "Falcon", когда погиб его капитан, и, как и Уэйд, он был одним из немногих выживших в той экспедиции. Должно быть их связывала дружба. В 1696 году его сменил Джон Констейбл на "Sunderland'е". Как и большинство из них, он был списан в 1697 году, и пережидал вместе с ними долгие годы бездействия, слоняясь вокруг Адмиралтейства. Связь, которая установилась между капитанами, должна была усилить чувство обиды за инициатора сурового приговора. Твердое мнение Бенбоу о дисциплине, особенно по вопросу неподчинения, очевидно проявилось в ряде трибуналов. Есть еще один интересный момент, касающийся Доуса. Сын адмирала Бенбоу Джон служил лейтенантом на "Margate" в марте 1700 года под командованием Филипа Доуса. Любопытно, что после этого он ушел с флота и поступил на коммерческое судно.
  10 декабря 1701 года в трибунал поступило дело, касающееся более интимного вопроса. Юнга с корабля "Greenwich" Уильям Берри[0628] подал жалобу на Питера Аморина[0629]: "что указанный Питер Аморин совершил над телом упомянутого Уильяма Берри противоестественный и отвратительный грех содомии". Аморин сознался, и был приговорен к смертной казни через повешение. XXXII Статья военно-морского устава не допускала свободы действий: "Если какое-либо лицо или лица, находящиеся на флоте или принадлежащие к нему, совершат противоестественный и отвратительный грех мужеложества или содомии с мужчиной или животным, они будут безжалостно наказаны смертью". В своем признании Питер просил "оставить меня одного, чтоб люди не приходили и не беспокоили меня". В журнале HMS Pendennis записано, что 16 декабря "капитанский стюард, который был приговорен к смерти военным трибуналом, был повешен на борту указанного корабля".
  Также 10 декабря Генри Белл[0630] и Джон Каслман[0631] с "Windsor" были признаны виновными в самоволке. Они были приговорены "к тому, что их провезут вдоль борта каждого корабля в эскадре с петлей на шее, и там они каждый получит по одному удару девятихвостой кошкой по голой спине".
  11 декабря 1701 года Ричард Фрост[0632], боцман с "Colchester" был оправдан по обвинению в расхищении корабельных запасов.
  Что еще более интересно, 23 декабря было заслушано еще одно дело по вопросу о подчинении вышестоящему офицеру. Эдуард Уиллис, Томас Уитли, Генри Лэнд, Уильям Оранж, Томас Блэр и Ричард Терилл[0633] - все члены экипажа "Defiance" - подали жалобу на мистера Генри Партингтона[0634], второго лейтенанта. Они утверждали, что он избивал их и жестоко обращался с ними, клялись, что было несколько случаев, когда он наносил по 40-50 ударов по голове без всякой причины. В свою защиту Партингтон заявил, что это было вызвано тем, что они напились и зажгли свет поздно ночью. Трибунал Бенбоу решил, что лейтенант Партингтон слишком злоупотреблял своей тростью, за что суд сделал ему только строгий выговор, и таким образом в целом оправдал. Бенбоу, по видимому, столкнулся с большими трудностями в поддержании субординации, с одной стороны, и с ограничением злоупотреблений властью, с другой. Партингтон вскоре после этого был повышен до Первого Лейтенанта на "Greenwich'е".
  В Вест-Индии люди с кораблей массово дезертировали, и с этим жестоко боролись. Джон Хауэлл[0635] с "Fowey" 20 января 1702 года был признан трибуналом виновным в дезертирстве. Суд под председательством Бенбоу приговорил его: "перевозить на лодке от корабля к кораблю с петлей на шее, и у каждого корабля Его Величества в гавани Порт-Ройяля трижды бить девятихвостой кошкой, а через шесть дней повторить это наказание таким же образом".
  Дезертиру с "Kingston'а" повезло меньше. В тот же день Бенджамин Батлинг[0636] был приговорен к смертной казни. Он утверждал, что уплыл с корабля, чтоб избежать оскорблений и побоев от Томаса Беллза[0637], помощника боцмана. Возможно, дезертирство вышло из под контроля, и суровый приговор был признан необходимым, чтоб его остановить. Или, возможно "Kingston" требовал особого внимания. Капитан Лидер, командир "Kingston'а", умер 17 января. Командир "Margate" Бэрроуз Наррис был переведен на "Kingston" 20-ого числа, а капитаном "Margate" стал лейтенант Чарльз Лэтон[0638]. Бенбоу не был лишен милосердия, и 13 апреля 1702 года он писал секретарю Бурчетту, прося о помиловании для Бенджамина Батлинга с "Kingston'а", осужденного военным трибуналом. (CSP.Dom. 4 июля 1702 г.)
  20 января также был заслушан межкорабельный спор. Джон Мур[0639], мичман с "Bredah", подал жалобу на мичмана Александра Сазерленда[0640] с "Defiance" за произнесение мятежных и скандальных слов когда получил приказ по службе. Суля по всему, шлюпки с "Defiance" были заняты доставкой древесины для строительства госпиталя около Кингстона. Команда с "Bredah" была на берегу, разгружая материалы. Обмен резкими словами произошел, когда Мур обвинил Сазерленда в недостаточной помощи. Использование слов "подстрекательский" заслуживает внимания, и может подчеркнуть неприязнь, которые некоторые испытывали к команде флагманского корабля. Мичман с "Bredah" был рад, когда его коллега с "Defiance" получил выговор и приказ "публично заявить о своем проступке на "Bredah", и попросить за это прощение". Это вряд ли могло улучшить отношения между экипажами кораблей.
  В тот же день была заслушана еще одна жалоба на неповиновение. Капитан "Colchester'а" Джон Редман обвинил своего Второго Лейтенанта Конигсби Норбьери[0641] в неповиновении своему командиру и небрежном выполнении своих обязанностей. Как выфяснилось пр разбирательстве дела, он сошел на берег, вопреки явно выраженному желанию своего капитана Редмана. Суд признал его виновным небрежном исполнении обязанностей и проявлении неуважения к старшему офицеру. Он получил строгий выговор, но в целом был оправдан. Вероятно, признание виновным по всем пунктам привело бы к необходимости более сурового приговора, такого как увольнение, что, в условиях сократившегося на эскадре офицерского корпуса было сложно сделать.
  В следующий раз суд собрался 30 марта 1702 года, когда Томас Лэнгриш[0642], Первый Лейтенант на "Windsor'е" подал жалобу на штурмана Джейкоба Тилли[0643], нарушившего его приказ. Снова встал вопрос о нарушении субординации. Штурман не выполнил приказ Первого Лейтенанта использовать хорошую парусину для устройства дымохода. Суд признал Лейтенанта не достаточно сведущим в морском деле, но все же объявил штурману выговор за то, что тот оспаривал приказ вышестоящего офицера. Бенбоу явно стремился утвердить принцип, что слово старшего офицера - закон и не подлежит сомнению. Он уменьшил вероятность будущих конфликтов между этими двумя джентльменами, переведя Лэнгриша на "Bredah" вторым лейтенантом.
  21 апреля 1702 года разыгралась довольно стереотипная драма. Купер Уэйд, капитан "Greenwich'а" обвинил своего хирурга Томаса Холлиера[0644] в неисполнении своих обязанностей по причине пьянства, разврата и отсутствия инструментов и лекарств. Он был уволен. Похоже, что служба на флоте не особо привлекала компетентных медиков. Тем не менее, интересно, как они рассчитывали обходиться без врачей в условиях неизбежной войны.
  Воровство также не было редкостью. 21 апреля 1702 года штурман "Gloucester'а" Эндрю Мэллер, и два его сообщника: стюард Чарльз Джонс и его помощник Томас Райт[0645], были обвинены казначеем Джоном Томасом Джорданом[0646] в продаже корабельной провизии на берегу. Штурману было приказано возместить ущерб, и он был оштрафован в размере месячного жалования, в то время как его сообщников выпороли, дав по три удара "хорошо сплетенной девятихвостой кошкой" рядом с каждым кораблем в гавани.
  Однако и сам казначей не устоял перед искушением, и в тот же день сам предстал перед судом, обвиняемый своим капитаном Джоном Хартнеллом в подлоге и злоупотреблении доверием. Он был уволен, а его жалование перечислено в Чатамскую кассу. Как и многие его коллеги, он подделывал судовую роль, чтоб требовать жалование мертвецов.
  27 июня 1702 года Бенбоу опять пришлось разбирать дело о неподчинении и физическом насилии. Джон Винч[0647], боцман бомбардирского судна " Carcass", подаж жалобу на своего капитана Френсиса Грегори[0648] за избиение его тростью. Грегори недавно сменил Джорджа Уолтона, который был переведен на "Ruby". Смена командира, должно быть, сильно взбудоражила младших офицеров. Методы Грегори привели к тому, что боцман потерял зрение на один глаз. Суд, попытался провести грань между послушанием и жестокостью. И обнаружил, что командир был спровоцирован мятежным поведением и речами боцмана. Однако было указано, что командир сам допустил ошибку в решении этой проблемы, не сообщив немедленно адмиралу о поведении боцмана, поэтому у него было удержано все жалование с даты назначения командиром судна, и до даты вынесения приговора. Френсис Грегори так и не получил никогда чина Капитана, разумно предположить, что это дело положило конец его дальнейшему карьерному росту, и что адмирал заменил его. Таким образом Бенбоу дал всем понять, что такая жестокость недопустима. Интересно, как отреагировали коллеги Грегори на это решение. Некоторые, должно быть, чувствовали, что это подрывает их авторитет и уважение. В сочетании с тем, как Бенбоу поступил с капитаном Доузом, это вполне могло вызвать значительное недовольство. Кэмпбелл в своей книге "Жизнь британских адмиралов" утверждает, что Бенбоу обращался с "капитаном Киркби и остальными джентльменами на Ямайке довольно резко, когда он обнаружил, что те не вполне готовы подчиняться его командам так, как он считал должным; и это было тем, что вовлекло их в подлый и злой замысел лишить его возможности вступить в бой с французами". (1812, стр.379)
  Сурово обошлись в тот июньский день не только с капитанами. Капитан "Kingston'а" Берроуз Харрис обвинил в дезертирстве Джона Харрисона[0649]. Того признали виновным и приговорили к повешению.
  Также в тот день заслушали жалобу капитана Фогга на плотников Бенджамина Хопкинса и Джорджа Вена[0650], за то, что они допустили протечку, повредившую запасы пороха на корабле. Сложно представить себе более серьезное повреждение корабля и его запасов. Их приговорили к перевозки от корабля к кораблю с петлей на шее, и по пять ударов возле каждого корабля. Позже "Bredah" будет испытывать нехватку пороха. Это возвращает нас к международным событиям.
  В Англии 18 января 1702 года король Вильгельм реорганизовал управление флотом, заменив громоздкий и неэффективный Совет Адмиралов одним человеком, Томасом Гербертом, графом Пембрук и Монтгомери, который стал лордом-адмиралом Англии и Ирландии и всех заморских плантаций. По словам историка Бернета, это назначение произошло из-за разногласий в Совете.
  Бенбоу писал 17 января 1702 года, что он отправил "Gloucester", "Falmouth" и "Margaret" в плавание к острову Иль-а-Вош (Ile a Vache) у побережья Испаньолы. Он сообщал, что госпиталь закончен, и добавил, что не просидел бы так долго в Порт-Ройяле, если бы его паруса были в порядке, и он счел за лучшее поберечь их для более неотложного случая. (MS 1019 Institute of Jamaica)
  Французы в равной степени были заинтересованы в защите своих интересов в Вест-Индии, и направили туда три эскадры. Одной из них командовал Жан Батист Дюкасс, в прошлом губернатор Французской Испаньолы. Он начинал как работорговец, а затем как капер. Людовик XlV наградил его за успехи, повысив до звания лейтенант французского флота. Он стал главнокомандующим французскими войсками в Вест-Индии, а в 1691 году был назначен губернатором Санта-Доминго, Испаньола. Местные пираты признали его лидерство, и после того, как землетрясение 1692 года сровняло с землей Порт-Ройяль на Ямайке, именно он возглавил отряда из 1500 человек на 22 судах, чтоб захватить базу британцев. После того, как попытка не удалась, Дюкасс сосредоточил свои усилия на том, чтоб отхватить на Испаньоле у испанцев как можно больший кусок. В 1697 году он присоединился к барону де пуантису в набеге на большой порт Картахену и успешно разграбил его. Позже в том же году испанцы в Риксвикском договоре признали претензии Франции на Санта-Доминго. Дюкасс стал кавалером ордена Святого Людовика и был произведен в адмиралы. В связи с ростом напряженности по вопросу об испанском наследстве, он был в 1701 году направлен в Испанию, чтоб получить согласие на отправку дополнительных сил в испанские владения в Вест-Индии. Пока шли эти переговоры, французская эскадра[0651], формировавшийся в Бресте, в апреле 1701 года отплыла в Карибское море под командованием маркиза де Коэтлогона[0652]. Они были подкреплены эскадрой из четырнадцати линейных кораблей и шестнадцати фрегатов[0653] графа Шаторено, которые отплыли в октябре 1701 года навстречу испанским галеонам. Дюкасс завершил свои переговоры с испанцами и вскоре последовал за ними со своей эскадрой[0654].
  Секретарь Вернон направил дополнительные приказы от Вильгельма, датированные 22 февраля. Снова были обещаны подкрепления. Было сообщено, что с письмами Бенбоу от 3 ноября и 24 декабря ознакомились, но кабинет их не обсуждал, из-за незначительного несчастного случая с королем, который в предыдущую субботу на охоте упал с лошади. Приказ короля гласил, что Бенбоу должен попытаться дипломатическими мерами побудить испанские колонии не подчиняться Франции, а признать права австрийского наследника. Ему также было приказано препятствовать отправке припасов из Франции в Испанскую Вест-Индию, и, в особенности, постараться прервать работорговлю. Если испанцы откажутся сотрудничать, Бенбоу следует руководствоваться предыдущими распоряжениями, и беспокоить их как можно сильнее, пока они не сменят свое мнение. Кэмпбелл писал, что правительство было очень не довольно из-за задержки отправки подкреплений для Бенбоу. Латтрелл, 16 декабря, писал, что правительство планировало послать подмогу в виде эскадры из тринадцати кораблей, под командованием капитана "Shrewsbury" Стюарта[0655]. Но он ошибался. Затем, в июле 1702 года, он писал, что в Порт-Ройяль направлена эскадра из восемнадцати судов для Бенбоу: "десять военных кораблей для защиты конвоя для Бенбоу, который везет людей, деньги, провиант". Этим запоздалым подкреплением должен был командовать контр-адмирал Грейдон[0656]. Что самое смешное, 19 августа 1702 года он же пишет, что "на реке Темзе собралась масса народа, чтоб пополнить людьми эскадру, назначенную в помощь адмиралу Бенбоу в Вест-Индию". В этот самый день Бенбоу остро нуждался в этой подмоге. Кэмпбелл добавляет, что несмотря на отсутствие помощи и растущие силы французов, Бенбоу успешно преследовал врага, взял много призов, защищал английские торговые суда и эффективно срывал планы неприятеля. Кэмпбелл цитирует отчеты голландцев, где говорится, что французы были вынуждены уйти в оборону и не смогли реализовать свои планы нападения на Ямайку и Британские Подветренные острова.
  Голландский отчет в Mercure Historique за 1702 год:
  "Английский адмирал с небольшой эскадрой долгое время оставался хозяином в этих морях, тревожа и подвергая нападениям французские поселения на Испаньоле. Он взял множество призов и так эффективно защищал британскую торговлю, что, несмотря на огромное превосходство французов, они не могли сделать ничего существенного".
  В апреле Джосайя Бурчетт, секретарь Адмиралтейства, получил известие от Ричарда Киркби, находившегося на Барбадосе, что с подветренной стороны от Гваделупы был замечен французский флот, идущие под четырьмя флагами курсом West-Nord-West. Киркби писал в феврале:
  "С тех пор я забрал тех людей из больничных палат, кто более не выглядел как заразный (а всего у меня было 60 больных на берегу). Мне пришлось оставить девятерых, когда я собрался отплыть к адмиралу Бенбоу". (CSP.Dom.Ap.17,1702)
  9 февраля 1702 года Бенбоу писал секретарю Бурчетту, с остроумием подчеркивая свою нехватку ресурсов:
  "У нас есть сведения, что мистер Коэтлогон, который командует французской эскадрой в Гаване, присоединился к Шаторено на Мартиниук и вышел в море. Жители Барбадоса очень опасаются его прихода туда. Если начнется война, ничто здесь не сможет устоять против него, потому что у него 40 парусников, столь же хороших, как корабли во Франции. Я не смогу отправиться туда, "если я не возьму этот остров с собой на буксире". Если он придет сюда, мы окажем ему наилучший прием, какой сможем." (CSP.Dom.11 мая 1702 г.)
  И тут у Бенбоу случилась огромная катастрофа. Он потерял своего заместителя. Его контр-адмирал Генри Мартин скончался 19 февраля 1702 года. 20 февраля он повышает Филипа Бойза до капитана "Defiance". 8 марта в Порт-Ройяль прибыл "Kinsale"[0657] капитана Моэма[0658], и его направили на Барбадос, сменить "Ruby" полковника Ричарда Киркби. Киркби вернулся на базу флота, и теперь он был вторым по старшинству чинов офицером эскадры. Он потребовал передать ему второй по силе корабль эскадры, и 11 марта сменил Бойза на посту капитана "Defiance". Бенбоу, однако, не считал Киркби своим заместителем, поскольку ожидал прибытия капитана, имевшего большие заслуги, Уильяма Уэтстоуна, который и должен был занять пост контр-адмирала. Командование "Ruby" перешло Джорджу Уолтону с бомбардирского судна "Carcass".
  Большое число умерших и больных усугубило длящийся конфликт с губернатором Ямайки из-за того, что адмирал пытался насильно вербовать колонистов в Королевский флот. Адмиралтейство и правительство часто получали жалобы от губернатора Уильяма Бистона и его преемника губернатора Селвина, который прибыл в январе 1702 года на фрегате "Bristol", которым командовал Эдуард Актон[0659]. Перед своим плаванием в Вест-Индию Бенбоу поставил два условия, и ему были даны гарантии что: во-первых, каперы должны будут нести флаг, отличный от английского военно-морского флага; и во-вторых, что он сможет (с согласия губернаторов) насильно вербовать матросов и прочих колонистов, имевших морской опыт. (CSP.Dom. 8 мая 1702 г.) Естественно, местные колонисты и каперы оказывали давление на губернатора, чтобы защитить их от такого призыва, поскольку это сильно мешало их делам.
  Губернатор обратился к Ноттингему, который передал это письмо Верховному Лорду-адмиралу 5 мая 1702 года.
  "Моя власть распространяется на остров и гавань Порт-Ройяля не далее чем видит глаз. Теперь, когда я отказал ему в насильственном наборе, чего он требовал без всяких оснований, он может и хочет брать людей, где сможет их найти, вне видимости с острова... Это полностью разрушит весь бизнес поселившихся здесь каперов, и заставит их всех бежать в Кюрасао, так что вся выгода достанется теперь не англичанам а голландцам, если они не будут независимы от кораблей короля и не будут освобождены от насильственного набора". (Адм.1/4087 стр.588)
  Бригадир Селвин умер 6 апреля, и его пост занял его заместитель по гражданским делам Питер Бекфорд[0660]. Как видный житель колонии, Бекфорд продолжил препятствовать насильственному рекрутированию во флот. Однако Бенбоу продолжал терять офицеров и солдат. 5 марта умер третий лейтенант "Bredah", а 23 марта капеллан (имена не установлены). 19 апреля умер лейтенант Бара[0661] с "Defiance". В протоколах Колониального Совета за апрель прослеживается вспыхнувший между Бенбоу и правителством колонии конфликт. Бенбоу написал 11 апреля 1702 года вежливую записку с просьбой о содействии:
  "С тех пор, как я прибыл в эти края, мы потеряли около пятисот человек (в результате смерти и дезертирства), а когда мы покидали Англию, мы были укомплектованы только по средним нормам. Сейчас настало время, когда большинство из живущих на вашем Острове моряков находятся дома, а наши нужды требуют незамедлительного пополнения, поэтому прошу вас распорядиться, чтоб корабли короля были доукомплектованы двумя или тремя сотнями человек, или сколько сочтете нужными по причине наших потерь".
  Совет медлил, попросив время на изучение вопроса о количестве имеющихся в порту матросов, но в конце концов разрешил адмиралу "снимать с каждого корабля или судна, заходящего в гавань из других краев, каждого пятого". Бенбоу потерял терпение, и написал 27 апреля, что потеряв шестьсот человек и оставив на берегу двести больных, теперь он требует от губернатора немедленно отдать приказ о предоставлении ему трехсот или четырехсот человек. Он также возражал против только что принятого Советом акта, запрещавшего вывоз с острова провизии, поскольку он опасался, что это оттолкнет от острова большое количество кораблей и людей. Совет подсчитал, что в гавани сейчас находится 56 судов с пятьюстами семью матросами на борту, что в среднем дает по девять человек на корабль; позволяя забрать любого, без которого смогут обойтись. Не получив удовлетворительного ответа 28 апреля Бенбоу в гневе писал, что потерял уже четверть своих людей, и имеет очень мало для пополнения, поэтому он счел за благо не оставаться в Порт-Ройяле в жаркий сезон, а немедленно выйти в море, и запросил лоцманов до острова Испаньола. Он упомянул о своем желании сообщить Из Величеству о царящих на острове настроениях. Совет немного уступил, и предложил Бенбоу сто солдат. 30-ого Бенбоу отклонил предложение, и потребовал не солдат а матросов, на этот раз потребовав каждого пятого моряка со всех судов в гавани, что дало бы ему сотню опытных моряков, и еще сотню с самого Порт-Ройяля. Совет уступил, дав разрешение Бенбоу забрать с судов каждого пятого, и отдал распоряжение полку прибыть утром в город, чтоб помочь рекрутировать всех моряков в городе, не записанных за судами в гавани. Также они должны были предупредить всех их друзей, знакомых и избирателей. (Institute of Jamaica-Benbow Biographical file)
  Бенбоу написал 30 апреля секретарю Бурчетту, жалуясь на неудовлетворенность своих нужд и недальновидность колонистов и нового губернатора. Бенбоу направил и государственному секретарю Вернону аналогичное письмо в двух копиях, одну на "Fowey", вторую на "Margaret".
  "У нас пока нет определенных новостей о французах. Говорят, что они отплыли в Гаванну, а также что они все еще в Леогане. Я послал нескольких, чтобы узнать правду, но до сих пор одни сомнения, так что сегодня несколько наших кораблей отплыли, и я через день или два последую за ними и присоединюсь к ним, хотя и не в хорошем состоянии, имея потери более 600 человек. Местное правительство, после смерти г-на Селвина, создает большие трудности с предоставлением нам людей, хотя это в их власти, и в то же время они уверены, что в случае войны ничто, кроме наших кораблей, не сможет их защитить. Но если они этого не сделают, то нужда не нуждается в законе, и я буду прилагать все усилия, пока я жив, чтобы держать корабли короля под моим командованием в наилучшем состоянии, как военные корабли, что, как я скромно понимаю, является целью нашего прихода в эти края. Я намереваюсь совершить плавание отрядом кораблей[0662] между восточной оконечностью Ямайки и Пти-Гуав, чтоб сохранить здоровье моих людей и узнать, как обстоят дела в этих краях, и оставаться там, пока мы не получим новости из Англии. что будет решено - мир или война. Я неоднократно просил у губернатора людей, и, так же часто получая отказ, наконец он отдал приказ, чтобы я взял каждого пятого человека с каждого корабля в гавани и получил с берега всех людей, которые там будут. Тем не менее, новость просочилась, и в результате всей пользы что мы смогли получить, это не более 60 человек, а некоторые из наших были ранены выстрелами со шлюпов. И не может быть иначе, пока торговец командует Порт-Роялем, а правит плантатор". (CSP.Dom.Ju.30,1702)
  В своем письме Вернону он упомянул о смерти еще одного капитана - военного транспорта "Benjamin". Он похвалил новый госпиталь за прекрасное обхождение с больными, но сетовал на то, что он ежедневно теряет людей больше, чем если бы они сражались ежемесячно. Он сожалеет, что едва ли треть из его европейцев протягивает в Вест-Индии больше двенадцати месяцев. Он попросил дать ему разрешение отправить часть своих кораблей в Новую Англию на период самых болезнетворных месяцев, в противном случае, как он полагал, он мог потерять большую часть своих людей. К письму он добавил таблицу, показывающую состояние его экипажей. "Bredah", который должен был иметь по штату 450 человек, имел на борту только 344. Все остальные корабли также имели нехватку от четверти, до трети необходимой численности. Таким образом, потребность в моряках у Бенбоу была острой. Его злость на колониальные власти был такова, что Совет отметил 6 мая, что "адмирал, как если бы он был нами обижен, с тех пор отстранился от любого общения с губернатором или кем-либо из Совета".
  В мае Бенбоу отряхнул с ног пыль Порт-Ройяля и отправился в море. Основываясь на полученных от разведчиков данных, что французская эскадра разделилась, он отправил патрули крейсировать между Ямайкой и Испаньолой. Он сам возглавил отряда, вышедший на поиски месье Шаторено, но почти сразу встретил приближающийся отряд[0663] капитана Уэтстоуна, который должен был занять пост контр-адмирала на станции. Его подмога и припасы оказались как нельзя более кстати. Уэтстоун задержался на несколько месяцев, и ему потребовалось очень много времени, чтоб добраться до Карибского моря, его корабли потерпели несколько аварий, пока строились в гавани, и вдобавок он привез свою невесту. Однако его родословная была довольно впечатляющая, поскольку он был сыном Джона Уэтстоуна[0664], штурмана флагманского корабля Уильяма Пенна "Swiftsure"[0665], во время экспедиции 1655 года, когда у испанцев была захвачена Ямайка. Несмотря на его опоздание, Бенбоу, должно быть, приветствовал его как столь необходимого союзника.
  Объединенные эскадры отправились на Ямайку, для проверки вновь полученных приказов. Уэтстоун привел с собой "Canterbury", "Dunkirk", "Dreadnought"[0666], "Seahorse"[0667], и брандер "Strombolo"[0668]. Бенбоу оставил несколько своих кораблей партрулировать в районе Пти-Гуав (Испаньола), чтоб вести разведку и перехватывать отставшие суда неприятеля. "Ruby", "Falmouth" и "Experiment"[0669] под командованием капитана Геркулеса Митчелла[0670] захватили четыре приза, в том числе один двадцатичетырехпушечный фрегат, способный нести сорок орудий. Киркби, должно быть был раздражен, видя, как его бывший корабль собирает улов.
  В мае Бенбоу, исполняя приказ короля, попробовал применить дипломатию, и отправил капитана Джона Хартнелла на "Gloucester'е" и Уильяма Расселла[0671] на "Seahorse" с письмами к испанским губернаторам Гаваны и Картахены, чтоб попытаться убедить их принять сторону австро-английского союза. Он предложил им свои услуги и дружбу, чтоб изгнать французов. К сожалению, силы французов были столь велики, что испанцы, волей-неволей, выбрали их сторону.
  В июне Бенбоу снова пишет секретарю по военно-морским делам Бурчетту о своих затруднениях в получении припасов от колонистов, которые были возмущены обременившим их множеством солдат и матросов. Антагонизм разросся до такой степени, что стало затруднительным раздобыть свежие продукты даже для больных. Бенбоу язвительно писал о их жадности и пренебрежительном отношении к своим обязанностям перед королем. Ранее его корабли доставили известие, что семнадцать парусов были замечены направляющимися к западной оконечности Кубы. Затем он узнал, что 12 мая Шаторено находился в Гаване с двадцатью шестью кораблями, ожидая флота из Веракруса, чтоб сопроводить их в Европу. Понимая, что ему не хватит сил перехватить их, Бенбоу направил в Англию на баркасе "Trial"[0672] известие об их скором отплытии, которого он ожидал к концу июня. (CSP.Col. 1 июня 1702) Два его корабля находились в плохом состоянии и нуждались в отправке домой. "Bristol" нуждался в починке княвдигеда, а "Scarborough" находился в Вест-Индии двенадцать месяцев. Он закончил свое письмо заметкой о себе: "У меня плохо со здоровьем с тех пор, как я прибыл сюда, и я хотел бы вернуться домой, если это можно сделать без ущерба для службы". (CSP.Dom. 12 июля 1702 г.) Бенбоу страдал от приступов болезней и направлял подобные просьбы и ранее.
  Весной 1702 года события в Европе достигли своего апогея. Падение Вильгельма с лошади, наступившей на кротовую нору, стало причиной загноившейся травмы, которая в конечном счете привела его к смерти. Якобиты поднимали тосты за маленького джентльмена в бархатной куртке (крота), избавившего их от узурпатора. Политические разногласия в стране разгорелись из-за новых обвинений тори, что они тайные католики и якобиты. Трон достался второй дочери Якова, протестантке Анне. Стал расти страх перед вторжением французов, и тори были изгнаны из Парламента. Виги видели во франко-испанском союзе растущую угрозу британским торговым интересам, особенно в Вест-Индии. 4 мая 1702 года королеву Анну убедили официально объявить войну. Виги прислали Ее Величеству благодарность за начало "столь справедливой и необходимой войны, от хорошего успеха которой, с Божьего соизволения, благополучие ваших королевств и вольности Европы полностью зависят".
  23 июня, получив извести о смерти короля Вильгельма, корабли в Порт-Ройяле дали прощальный салют, а затем снова, 24 июня, празднуя коронацию Анны. Пришло известие, что четыре корабля снабжения должны покинуть Пти-Нуав, чтоб доставить провиант французам в Гавану. Адмирал послал три боевых корабля крейсировать между мысами Майерс и Николс (один на Испаньоле, другой на Кубе), чтоб перехватить их. 30 июня Бенбоу потерял своего хирурга Джозефа Клоука[0673], он был убит на берегу в Порт-Ройяле. Вскоре его сменил Джон Байард[0674] с "Colchester'а". (Adm.33/226) . В тот же день, узнав, что небольшой отряд французских кораблей под командованием Дюкасса ожидается в Порт-Луи (о. Иль-а-Ваш), а потом отправится в Картахену, он отправил контр-адмирала Уэтстоуна с небольшой эскадрой к побережью Испаньолы на его поиски. Ожидалось, что Дюкасс должен доставить нового испанского губернатора для Картахены из Санто-Доминго. В эскадру Уэтстоуна входили "Canterbury", "Dreadnaught", "Bristol" (капитан Эдуард Актон), "Dunkirk", "Kingston" (капитан Бэрроуз Харрис) и "Hermon/Germoon"[0675] брандер (капитана Филир Бойз). Они были в плавании 62 дня.
  В своем отчете Вернону от 30 июня Бенбоу писал, что "Gloucester" и "Seahorse" еще не вернулись из Картахены, и он намерен направить туда оставшуюся часть своей эскадры, если Уэтстоуну не удасться перехватить Дюкасса у Испаньолы. Он писал, что в Вест-Индии он проболжает терять людей и корабли. "Bristol" встал на ремонт, а "Scarborough" он отправляет домой с этим отчетом. Он приложил копию своего приказа контр-адмиралу Уэтстоуну от 26 июня, где он излагает информацию, что Дюкасс ожидается в Порт-Луи с четырьмя французскими кораблями, и оттуда он намерен идти в Картахену, и основать поселение Ассенто, чтоб помешать англичанам и голландцам, которые снабжают неграми испанские колонии. Уэтстоун должен был совершать плавание в течении сорока дней, не удаляясь более чем на сорок лиг ни к востоку от от Порт-Луи, ни к западу от восточной оконечности Иль-в-Ваш,. Он приказал относиться к Дюкассу как к врагу (эскадра вышла до получения информации об официальном объявлении войны), и с делать все возможное, чтоб доставить его на Ямайку (CSP.Col.1702). 9 июля "Scarborough" под командованием Генри Фоулза[0676] с леди Селвин[0677].
  Джордж Харвер[0678], Первый лейтенант "Pendennis'а", записал 3 июля, что вместе с "Experiment", под командованием капитана Геракла Митчелла, они захватили 30-пушечный корабль с сотней человек, а 7 июля - 16-пушечный торговый корабль и доставили их на Ямайку. Согласно журналу капитана Фогга с "Bredah", известие об объявлении войны достигло адмирала Бенбоу 4 июля. Томас Легг, ранее служивший на "Fowey", вернулся с этим бюллетенем и новыми приказами на посыльном судне "Express"[0679]. Губернатор Бекфорд писал в Совет по торговле и плантациям в июле, что 11-ого числа было обнародовано объявление войны Франции и Испании. Он добавил, что на следующий день все моряки острова единодушно пришли и предложили свои услуги против французов и испанцев в качестве каперов. Бекфорд писал, что отряд, крейсировавший между Испаньолой и Кубой , прислал один корабль с очень богатой добычей, направлявшийся во Францию, и три корабля с провиантом для Шаторено в Гаване. В его отчете флот Шаторено описывался как ослабленный болезнями, более половины его людей умерли, а остальные больны и нуждаются в провизии. В гаване Шаторено ждал испанский серебряный флот. Он писал, что адмирал Бенбоу, его офицеры и матросы здоровы и бодры, а его корабли в полном порядке. И Бекфорд попросил оставить эскадру на Ямайке.
  "Поскольку этот флот находится в таком хорошем состоянии, я надеюсь, не посчитают целесообразным заменить его; корабли заменять можно, но не людей, которые теперь настолько привыкли к нашему климату, что более не страшатся его, а вновь прибывшие будут подвержены расстройствам здоровья, характерным для Вест-Индии". (CSP.Col.10 июля 1702 г.)
  Очевидно, что ценность Бенбоу и его людей в глазах Бекфорда значительно возросла после объявления войны. Сам Бенбоу отплыл на "Bredah" 11 июля 1702 года с эскадрой, в которую входили корабли "Windsor", "Defiance", "Greenwich", "Falmouth" и "Ruby", брандер "Strombolo", бомбардирское судно "Carcass", тендер "Cresswell"[0680] и шлюф "Recovery"[0681]. Они собирались искать Дюкасса в районе Леогана, неподалеку от Порт-о-Пренс на Испаньоле, и соединиться с Уэтстоуном. Местные предания гласят, что Бенбоу повел свою эскадру на запад, в залив Негрил, где было назначено место встречи, а потом прошел вдоль северного побережья острова к Испаньоле. "Colchester" и "Pendennis" присоединились к нему 14 июля, они привели два французских приза. "Experiment" был отправлен в Порт-Ройяль сопровождая добычу. 21 июля они захватили небольшой шлюп у мыса Тибурон (Испаньола). 24 июля на "Strombolo", которым командовал Чарльз Смит[0682], потерпел аварию, взрыв на орудийной палубе привел судно в негодность. Это была еще одна потеря, которую будет очень скоро очень не доставать Бенбоу. "Pendennis" был отправлен сопровождать поврежденное судно обратно на Ямайку. Вместе с ним были отправлены и самые медлительные суда эскадры: бомбардирское судно и тендер. 27 июля в заливе Леоган "Bredah" и "Ruby" преследовали французское военное тридцати- или сорокапушечное судно[0683]. Действуя сообща, им удалось загнать француза к берегу, где оно село на мель и взорвалось. Они были у города Леоган 28 июля, взяли три торговых судна (16-, 6- и 30-пушечных)[0684], потопили четвертое (16-пушечный)[0685] и подожгли пятое (18-пушек)[0686]. Это судно было вытащено на берег, где находилось под защитой батареи из двенадцати орудий, так что пришлось под шквальным огнем посылать лодки, чтоб поджечь его. 30 июля Бенбоу в ответ подверг Леоган бомбардировке, убив четверых и ранив четырнадцать человек. Они продолжили патрулировать залив до 2 августа, когда направились на запад за пресной водой. "Colchester" был отослан на Ямайку с тремя призами.
  5 августа Бенбоу достиг мыса Донна-Мария на юго-западном побережье Испаньолы и отправил на берег лодки за дровами и водой. Капитан "Ruby" записал 7 августа, что один из его матросов был на берегу ранен в бедро французским охотником, а позже умер от потери крови на борту 10 августа они снялись с якорей и вскоре заметили бригантину и два шлюпа. Оказалось, что они с Синт-Кристофера, и имеют известие о том, что был замечен французский конвой, идущий в Санто-Доминго. Бенбоу предположил, что это Дюкасс, направляющийся туда, чтоб забрать нового губернатора для Картахены. Он рассудил, что Дюкасс от Санто-Доминго направится прямо на юг, к Испанскому Мейну, а потом вдоль берега пойдет в Картахену. И Бенбоу немедленно взял курс на юг, чтоб перехватить Дюкасса у побережья, к востоку от Картахены. В шесть часов вечера 12 августа эскадра адмирала Бенбоу миновала мыс Тибурон и вскоре остров Испаньола скрылся из виду. Судовые журналы описывают погоду как предчувствие дождя, молний и грома. Наступал сезон ураганов, как и предсказывала местная поговорка:
  "Июнь, не беспокойся. Июль, жди. Август, готовься. Сентябрь, молись. Октябрь, расслабься".
  [0601] Леопольд I Габсбург (Leopold I Habsburg (Leopold Ignaz Joseph Balthasar Franz Felician)), 1640 - 1705 гг. Император Священной Римской империи. Значительно укрепил единство империи.
  [0602] Джон Хартнелл (John Hartnoll/Hartnell), годы жизни не известны. На флоте с 1692 года, когда получил чин капитана (видимо, перешел с торгового флота), последняя запись в документах датирована 1714 годом.
  [0603] HMS Colchester, 54-пушечный линейный корабль четвертого ранга. Спущен на воду в 1695 году. Потерпел крушение в 1704 году у Корнуэлла во время шторма.
  [0604] Джон Редман (John Redman), ? - 1728 гг. Английский морской офицер. На флоте с 1692 года, чин капитана получил в 1694 году, в отставке по возрасту с 1708 года.
  [0605] Джон Вьялл (John Viall/Vyall), ? - 1702 гг. Английский морской офицер. Чин капитана получил в 1693 году. Умер в 1702 году на борту своего корабля.
  [0606] HMS Kingston, 60-пушечный линейный корабль четвертого ранга. Спущен на воду в 1697 году. В 1703 году перевооружен как 64-пушечный линейный корабль. В 1719 году перестроен как 60-пушечный линейный корабль четвертого ранга. В 1740 году перестроен как 60-пушечный линейный корабль четвертого ранга. В 1762 году продан за 1800 фунтов Ост-Индийской компании, где получил имя "Lord Clive". В 1673 году затонул во время обстрела Колонии Сакраменто в Ла-Плате.
  [0607] Джон Лидер (John Leader), ? - 1702 гг. Английский морской офицер. Чин капитана получил в 1691 году. Умер в 1702 году на борту своего судна.
  [0608] Уильям Селвин (William Selwyn), 1655 - 1702 гг. Английский военный и политический деятель, сторонник вигов. Бригадный генерал, мэр Глостера, депутат Парламента от Глостера. В 1702 году назначен губернатором Ямайки, но правил только в течении трех месяцев.
  [0609] Джон Манден (John Munden), 1645 - 1719 гг. Английский контр-адмирал. На флоте с 1677 года, чин капитана получил в 1688 году, чин адмирала в 1701 году. В 1702 году предстал перед военным трибуналом по обвинению в нерешительности при перехвате французского флота, был полностью оправдан, но, под давлением общественного мнения, был уволен со службы "в назидание другим".
  [0610] Ян Геррит ван Вассенаэр (Jan Gerrit van Wassenaer van Duvenvoorde en Veur), 1672 - 1723 гг. Нидерландский морской офицер. Барон. На флот поступил в 1682 году мичманом, чин капитана получил в 1690 году, в 1704 году получил звание контр-адмирала Амстердама. В 1707-8 гг. главнокомандующий нидерландским флотом в Средиземном море. С 1709 года в море не выходил, занимался административной службой на посту "лейтенант-адмирала Голландии и Восточной Фризии". Последние годы барон вел нездоровый образ жизни, злоупотреблял жирной пищей, отсутствие физических нагрузок компенсировал обильным применением рвотных средств, что в итоге привело к трагической смерти адмирала. В честь адмирала и обследовавшего его тело врача Германа Бурхаве (Herman Boerhaave, 1668 - 1738 гг), близкого друга барона, спонтанный разрыв пищевода был назван "синдром Бурхаве-Вассенаэра".
  [0611] HMS Boyne, 80-пушечный линейный корабль третьего ранга. Спущен на воду в 1692 году как 78--пушечный линейный корабль третьего ранга. В 1694 году перевооружен как 80-пушечный корабль. В 1708 году перестроен как 80-пушечный линейный корабль третьего ранга. В 1739 году перестроен как 80-пушечный линейный корабль третьего ранга. В 1750 году переоборудован в плавучую тюрьму. В 1763 году продан на слом за 599 фунтов, 15 шиллингов и 6 пенсов.
  [0612] HMS Canterbury, 62--пушечный линейный корабль четвертого ранга. Спущен на воду в 1693 году. В 1722 году перестроен как 60-пушечный линейный корабль четвертого ранга. В 1744 году перестроен как 60-пушечный линейный корабль четвертого ранга. В 1757 году переоборудован как госпитальное судно. В 1770 году продан на слом за 260 фунтов, 18 шиллингов и 6 пенсов.
  [0613] Джон Баглас (John Buglas), ? - 1701 гг. Английский моряк.
  [0614] Ральф Грэй (Ralph Grey, 4th Baron Grey of Werke), 1661 - 1706 гг. Английский политик-виг и администратор. Один из членов комиссии, готовивших акт об унии Англии и Шотландии.
  [0615] HMS Ludlow, 32-пушечный фрегат пятого ранга. Спущен на воду в 1698 году. В 1703 году захвачен французами и включен в состав флота как 30-пушечный фрегат пятого ранга "le Ludlow". Последнее упоминание датируется 1729 годом.
  [0616] Генри Ламли (Henry Lumley), ? - 1720 гг. Английский морской офицер. На флот поступил в 1689 году, в 1693 году получил чин капитана. В 1714 году отправлен в отставку по возрасту.
  [0617] Вероятно речь идет о Томасе Максвелле (Thomas Maxwell, 1650 - 1704 гг), шотландском лейтенанте-полковнике. Он несколько раз занимал пост спикера Совета Барбадоса.
  [0618] HMS Fowey, 32-пушечный фрегат пятого ранга. Спущен на воду в 1696 году. В 1704 году у островов Сцилли захвачен французами и включен в состав флота под именем "le Fouey" как 30-пушечный фрегат четвертого ранга. В 1720 году пущен на слом.
  [0619] Томас Легг (Thomas Legge), годы жизни не известны. Английский морской офицер. На флоте с 1688 года, чин капитана получил в 1690 году. В 1704 году ушел в отставку после участия в захвате богатого испанского приза (видимо хватило на пенсию).
  [0620] HMS Margate/Margaret, 24-пушечный фрегат шестого ранга. Спущен на воду в 1694 году под именем "Jersey", в 1698 году переименован в "Margate". В 1707 году потерпел крушение недалеко от Картахены (Юж. Америка).
  [0621] Филип Доус (Philip Dawes), годы жизни не известны. Английский морской офицер. На флоте с 1693 года, вероятно пришел из торгового флота уже в чине капитана. В 1710 году ушел в отставку.
  [0622] Стивен Эллиот (Stephen Elliott/Elliot), ? - 1701 гг. Английский морской офицер. Был шкипером небольшого коммерческого судна в Карибском море, которое было захвачено французами. Эллиот с двумя товарищами совершил побег с о. Испаньола, и доставил губернатору Ямайки важные сведения о готовящемся нападении французов на остров. За проявленные героизм и патриотизм король Вильгельм наградил его золотой цепью. На флот поступил в 1695 году и сразу получил чин капитана. Скончался на борту своего корабля в 1701 году.
  [0623] Ричард Пол (Richard Paul/Paule), ? - 1702 гг. Английский морской офицер. На флот поступил в 1693 году. Чин капитана получил в 1694 году. Скончался на борту своего корабля в 1702 году.
  [0624] Данное описание Ямайки опубликовано в бостонском журнале "Omnium Gatherum" во 2 номере за 1809 год. Сомнительно, что это письмо относилось к 1701 году.
  [0625] Benjamin, транспортное судно. Прибыло на Ямайку в феврале 1702 года в составе отряда, перевозившего войска и свиту губернатора Ямайки Уильяма Селвина. В апреле капитан судна скончался (имя в документах не указано). В конце апреля судно отправилось в Новую Англию. В декабре оно было в Нью-Йорке.
  [0626] Губернатор Бистон приказал капитану Доусу сопровождать группу коммерческих кораблей через Наветренный проход (пролив между Кубой и Испаньолой), где рыскало множество французских пиратов. Капитан Доус отказался, объясняя это сильной нехваткой офицеров и матросов, поскольку сам же Бистон не позволил Доусу нарекрутировать колонистов для пополнения экипажа.
  [0627] Бэрроуз Харрис (Barrows Harris), ? - 1726 гг. Английский морской офицер. На флоте с 1696 года. В 1697 году получил чин капитана. После войны Аугсбургской лиги был выведен в резерв и согласился пойти в плавание в чине лейтенанта. В 1726 году умер на своем корабле. [0628] Уильям Берри (William Berry), юнга. Судьба неизвестна.
  [0629] Питер Аморин (Peeter/Peter Amorin/Emery), стюард. Казнен по приговору трибунала.
  [0630] Генри Белл (Henry Bell), матрос.
  [0631] Джон Каслман (John Castleman), матрос.
  [0632] Ричард Фрост (Richard Frost), боцман.
  [0633] Эдуард Уиллис (Edward Willis), Томас Уитли (Thomas Wheatly), Генри Лэнд (Henry Land), Уильям Оранж (William Orange), Томас Блэр (Thomas Blair), Ричард Террил (Richard Terill), матросы.
  [0634] Генри Партингтон (Henry Partington), ? - 1739 гг. Английский морской офицер. На флоте с 1693 года. В 1703 году получил чин капитана. В 1706 году предстал перед трибуналом за "неподобающее поведение" и был оштрафован в размере 6-месячного жалования. В 1716 году вышел в отставку.
  [0635] Джон Хауэлл (John Howell), матрос.
  [0636] Бенджамин Батлинг (Benjamin Butling), опытный матрос.
  [0637] Томас Беллз (Thomas Bells), помощник боцмана.
  [0638] Чарльз Лэтон (Charles Laton), ? - 1704 гг. Английский морской офицер. На флоте с 1695 года, чин капитана получил в 1703 году. В 1704 году скончался на борту своего корабля.
  [0639] Джон Мур (John Moore), годы жизни не известны. Мичман.
  [0640] Александр Сазерленд (Alexander Sutherland), годы жизни не известны. Мичман. В 1711 году сдал экзамен на лейтенанта.
  [0641] Конигсби Норбери (Coningsby/Conningsby Norbury), 1679 - 1734 гг. Английский морской офицер. На флот пришел добровольцем в 1695 году. В 1701 году получил офицерский чин. В 1709 году получил чин капитана.
  [0642] Томас Лэнгриш (Thomas Langrish/Langridge), годы жизни не известны. Английский морской офицер. Экзамен на лейтенанта сдал в 1693 году. Последняя запись о службе датирована 1704 годом.
  [0643] Джейкоб Тилли (Jacob Tilley), штурман.
  [0644] Томас Холлиер (Thomas Hollier), корабельный хирург.
  [0645] Эндрю Мэллер (Andrew Maller), штурман; Чарльз Джонс (Charles Jones), стюард; Томас Райт (Thomas Wright), помощник стюарда.
  [0646] Джон Томас Джордан (John Thomas Jordan), корабельный казначей.
  [0647] Джон Винч (John Winch), боцман.
  [0648] Френсис Грегори (Francis Gregory), ? - 1706 гг. Английский морской офицер. Чин лейтенанта получил в 1697 году. В 1706 году судно под его командованием было захвачено французскими приватирами. Умер в плену в том же году.
  [0649] Джон Харрисон (John Harrison), матрос.
  [0650] Бенджамин Хопкинс (Benjamin Hopkins), корабельный плотник. Джордж Вен (George Ven), корабельный плотник.
  [0651] Состав эскадры: линейные корабли VdR le Monarque (88 пушек), VdR l'Orgueilleux (88), VdR le Vainqueur (84), VdR la Couronne (78) и VdR l'Eole (62). Испанцы отказались предоставить французам провиант, и эскадра вернулась во Францию, где присоединилась к эскадре Шаторено.
  [0652] Ален Эммануэль де Коэтлогон (Alain Emmanuel de Coëtlogon), 1646 - 1730 гг. Знаменитый французский флотоводец. Маршал Франции.
  [0653] Состав эскадры Шаторено. Линейные корабли и фрегаты: VdR le Merveileux (пушек 98/экипаж 720), VdR le Monarque (88/620), VdR le Vainqueur (84/600), VdR le Superbe (68/450), VdR l'Orgueilleux (88/650), VdR le Prompt (76/500), VdR le Constant (70/450), VdR le Fort (70/450), VdR l'Imvincible (64/450), VdR le Bizarre (68/400), VdR le Ferme (66/450), VdR l'Esperance (64/420), VdR le Bourbon (64/400), VdR le Henry (64/400), VdR l'Oriflamme (64/380), VdR l'Asseure (60/380), VdR le Saint-Louis (60/380), VdR l'Eole (62/380), VdR la Sirenne (66/380), VdR le Prudent (60/380), VdR le Capable (58/350), VdR l'Excellent (60/350), VdR le Trident (60/350), VdR le Hazardeux (50/350), VdR le Modere (52/300), VdR le Solide (50/330), VdR le Juste (60/300), VdR la Dauphine (40/230), VdR le Triton (40/250), VdR le Volantaire (36/220); брандеры: VdR l'Eveille (-/50), VdR l'Indiscret (-/50), VdR le Favory (-/50), VdR le Fourbe (-/40), VdR le Zeripse (-/40); флейты: le Portefaix (-/45), le Bienvenu (-/45).
  [0654] Состав эскадры Дюкасса: VdR l"Heureux (пушек 68), VdR l"Agreable (56), VdR le Phenix (60), VdR l"Apollon (56), VdR le Thetis (44), VdR le Bon (52).
  [0655] Джеймс Стюарт (James Stewart), ? - 1705 гг. Английский морской офицер. На флот пришел в 1692 году в чине капитана (видимо, перешел с торгового флота).
  [0656] Дон Грейдон (John Graydon), 1666 - 1726 гг. Английский адмирал. На флоте с 1685 года. Чин капитана получил в 1688 году. В 1702 году получил чин адмирала. В 1703 году предстал перед Палатой Лордов по обвинению в нераспорядительности и нерешительности. Был признан виновным и ему было настоятельно рекомендовано уйти в отставку.
  [0657] HMS Kinsale, 36-пушечный фрегат пятого ранга. Спущен на воду в 1700 году. В 1725 году перестроен как 40-пушечный фрегат пятого ранга. В 1741 году пущен на слом.
  [0658] Джордж Моэм (George Maugham), 1671 - 1702 гг. Английский морской офицер. Начал службу на флоте в 1687 году как капитанский слуга, в 1689 году стал матросом, в 1690 году мичманом. В 1692 году сдал экзамен на офицерский чин. Чин капитана получил в 1697 году. Умер на борту своего корабля.
  [0659] Эдуард Актон (Edward Acton), ? - 1707 гг. Английский морской офицер. Поступил на флот в 1691 году добровольцем. В 1693 году получил офицерский чин. В 1694 году получил чин капитана. Погиб в бою в 1707 году.
  [0660] Питер Бекфорд (Peter Beckford), 1643 - 1710 гг. Один из самых богатых и влиятельных жителей Ямайки, плантатор, рабовладелец и коммерсант. Полковник. Владел 20 поместьями и 1'200 рабами.
  [0661] Бара (Bara), личность не установлена.
  [0662] Список кораблей приведен на полях письма Бенбоу: HMS Bredah, HMS Defiance, HMS Gloucester, HMS Windsor, HMS Kingston, HMS Greenwich, HMS Falmouth, HMS Colchester, HMS Bristol, HMS Ruby, HMS Pendennis, HMS Experiment, HMS Scarbrough.
  [0663] Отряд Уэтстоуна включал: HMS Canterbury, HMS Dunkirk и HMS Dreadnought.
  [0664] Джон Уэтстоун (John Whetstone), годы жизни не известны. Родом, предположительно, из Глочестершира. Предположительно, был морским офицером.
  [0665] HMS Swiftsure, 64-пушечный линейный корабль второго ранга. Спущен на воду в 1621 году как 42-пушечный "большой" корабль (Great Ship). В 1652 году перевооружен как 46-пушечный корабль. В 1654 году перестроен как 64-пушечный линейный корабль второго ранга. В 1660 году перевооружен как 60-пушечный корабль, в 1666 году перевооружен как 66-пушечный корабль. В 1666 году захвачен голландцами и включен в состав флота под именем "Oudshoorn" как 70-пушечный линейный корабль второго ранга. Последнее упоминание корабля датируется 1672 годом.
  [0666] HMS Dreadnought, 66-пушечный линейный корабль третьего ранга. Спущен на воду в 1691 году как 66-пушечный линейный корабль. В 1706 году перестроен как 60-пушечный линейный корабль четвертого ранга. В 1723 году перестроен как 60-пушечный линейный корабль четвертого ранга. В 1742 году переоборудован как судно снабжения. В 1748 году отправлен на слом.
  [0667] HMS Seahorse, 24-пушечный фрегат шестого ранга. Спущен на воду в 1694 году. В 1704 году потерпел крушение около Ямайки. Фрегат упомянут в списке кораблей, приложенном к письму Бенбоу к Вернону от апреля. Возможно, фрегат был в составе отряда Уэтстоуна, но отделился и пришел на месяц раньше.
  [0668] HMS Strombolo, 28-пушечный брандер пятого ранга. Спущен на воду в 1690 году. В 1714 году продан частному лицу за 623 фунта. Брандер упомянут брандер списке кораблей, приложенном к письму Бенбоу к Вернону от апреля. Возможно, брандер был в составе отряда Уэтстоуна, но отделился и пришел на месяц раньше.
  [0669] HMS Experiment, 32-пушечный фрегат пятого ранга. Спущен на воду в 1689 году как 32-пушечный фрегат пятого ранга. В 1717 году перестроен как 20-пушечный фрегат шестого ранга. В 1740 году перестроен как 20-пушечный фрегат шестого ранга. В 1746 году перевооружен как 24-пушечный фрегат шестого ранга. В 1763 году продан частному лицу за 400 фунтов.
  [0670] Геркулес Митчелл (Hercules Mitchell), ? - 1705 гг. Английский морской офицер. На флоте с 1695 года. Чин капитана получил в 1697 году. В 1705 году погиб во время кораблекрушения со всей командой.
  [0671] Уильям Расселл (William Russell), ? - 1703 гг. Английский морской офицер. На флоте с 1695 года в чине капитана (возможно перешел из торгового флота). Умер в 1703 году на борту своего судна (вероятно из-за болезни).
  [0672] "Trial/Tryall", парусный баркас (в документах именуется то баркас (lohgboat), то шлюп (sloop). Скорее всего баркас с парусным вооружением шлюпа). 1 июня 1702 года был отправлен из Ямайки под командованием капитана(?) Мэтьюса (Mathews) с вестью об эскадре Шаторено и испанском "Серебряном флоте", 29 июня прибыл в Англию. Есть вероятность, что это судно погибло в Порт-Ройяле от урагана в августе 1712 года.
  [0673] Джозеф Клоук (Joseph Cloak), годы жизни не известны. Корабельный хирург.
  [0674] Джон Байаряд (John Byard), годы жизни не известны (умер, предположительно, после 1715 года). Родом, предположительно из Дерби, корабельный хирург.
  [0675] HMS Harman, брандер. Бывшее торговое судно. В 1702 году передано флоту правительством Ямайки. В 1705 году затоплен, как более не пригодный к службе.
  [0676] Генри Фоулз (Henry Fowles), ? - 1704 гг. Английский морской офицер. Поступил на службу в 1691 году. В 1697 году получил чин капитана. Умер в 1704 году, во время плавания в Ост-Индию.
  [0677] Альбиния Селвин(до замужества Битенсон) (Albinia Selwyn (Betenson)), 1657 - 1738 гг. Супруга Уильяма Селвина, губернатора Ямайки.
  [0678] Джордж Харвар (George Harwar) - вероятно ошибка автора. Первым лейтенантом на "Pendennis" с мая 1701 по октябрь 1702 указан Henry Hubbard (? - 1711 гг.). Единственное упоминание о некоем Джорде Харваре, имеющего хоть какое-то отношение к флоту - это имя мастера по изготовлению компасов, который был одним из авторов книги "Gloria Britannica; Or, the Boast of the Brittish Seas containing a True and Full Account of the Royal Navy of England, Shewing where Each Ship was Built, by Whom, and When; Its Length, Breadth, Depth, Draught of Water, Tuns, the Number of Men and Guns, Both in Peace and War, at Home and Abroad. Together, with Every Man's Pay, from a Captain to a Cabin-boy; Truly Calculated and Cast Up, for a Day, a Week, a Month, and a Kalendar Year, Or 13 Months and 1 Day. Carefully Collected and Digested by a True Lover of the Seamen, and of Long Experience in the Practices of the Navy and Admiralty. Licensed, April the 9th. 1689".
  [0679] HMS Express, посыльное 4-пушечное судно. Спущено на воду в 1695 году. В 1712 году продано частному лицу.
  [0680] HMS Cresswell, тендер. Видимо, бывшее коммерческое судно, мобилизованное в 1702 году на Ямайке как транспорт. В письме Бенбоу указано, что отличалось тяжелым ходом и тормозило эскадру.
  [0681] HMS Recovey, шлюп. Видимо, бывшее коммерческое судно, мобилизованное в 1702 году на Ямайке как транспорт.
  [0682] Чарльз Смит (Charles Smith), ? - 1750 гг. Английский морской офицер. На флот поступил в 1693 году. В 1702 году получил чин капитана.
  [0683] VdR la Gironde, флейт. Командовал Bide de Morville.
  [0684] "la Reine des Anges" (капитан Valantin), "la Reyne Marie" и бригантина (VdR l'Imprudent ?).
  [0685] "le Saint George" [0686] "Nantois"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"