Поделюсь парой мыслей, возникших по прочтению конкурсных работ.
Детективная история, случившаяся в волшебном мире (мире фэнтези), даёт автору этого мира возможности:
- Более подробно прописать детали и быт.
Больше всего на конкурсе было рассказов о жизни магических школ, мне же самыми интересными показались подробности жизни волшебного леса в "Страстях по Ланселоту" и челябинской квартиры, в которой вместе с инвалидом Филиппом живут гриб Киря и попугай Адъюнкт. В "Злом гаджете" расследование подводит нас к особенностям подозреваемых электрических приборов. Это здорово, но пока ещё не мир бытовой техники.
- Показать, как в волшебном мире волшебным становится и расследование.
Таковы способности Чтецов сути вещей в "Ненависти и мести" или напарник - перо Вася в "Золотом поросёнке"
- Показать необычный подход следователя к решению головоломки - "новый способ думать" (такого на конкурсе, кажется, не было) или необычные взгляды разных представителей волшебного мира.
В "Перстне старых королей" инорасовость дверга (который не гном) ярко проявляется в небольшом рассказе в том числе благодаря участию дверга в расследовании, в "Кире и Адъюнкте" - необычность мышления чайного гриба, например, когда тому приходит на ум идея притащить в квартиру Филиппа (потенциального подозреваемого!) пистолет, с помощью которого, вероятно, и было совершено преступление.
- Описать странные для нас нравственные нормы волшебного мира.
Так, в "Кире и Адъюнкте" мотивом убийства оказывается забота "Братства Хранителей" о Филиппе, а в "Злом гаджете" - конкуренция за разъём в тройнике.
- Показать, дать читателю приблизиться к законам, по которым живёт волшебный мир.
Во "Всех цветах радуги" минирование выставки указало на непонятную пока мощь у картин, от рисования которых мир уже почти отказался, а осмысление расследования выявило взаимосвязь созидания картин и существования эльфов. В "Кире и Адъюнкте" череда необычных событий и объяснение мотивов их участников подводит к открытию "Пробуждающих разум" и "Братства Хранителей".
Так бы каждому волшебному миру по "преступлению и наказанию", но возникает такое противоречие:
1. Возможности волшебного мира должны быть хорошо известны читателю, чтобы он мог строить версии и таким образом соучаствовать в расследовании.
И
2. Возможности волшебного мира не могут быть известны читателю, потому что, читая детектив, он вступает в новый, неизвестный для него волшебный мир.
Напрашивающееся слабое решение: мир, легко узнаваемый читателем по причине того, что он многократно встречался с ним в других произведениях. Отсюда - несколько магических школ, знатные семьи, как и положено со шкафами доверху забитыми "своими скелетами", тревожное приграничье или отсылка к известным легендам и сказкам.
На мой взгляд, такой подход к решению задачи о совмещении жанров хорош только в том случае, если "позаимствованный мир" расцветает исключительно новыми деталями и особенностями. Это, на мой взгляд, удалось в "Страстях о Ланселоте", где обитатели волшебного леса описаны в жанре юмористической фантастики и в "Истории одной вилки", где магическая школа показана в духе женской прозы.
Юмор в описании рыцарей и сказочных персонажей или элементы женского романа в детективе - тоже невысокий уровень новизны, но показать, чем авторский волшебный мир отличается от его прототипов, они помогли.
Интереснее попытки показать через атмосферу или логику расследования мир, качественно отличающийся от прототипа или даже новый авторский мир.
Лучшее решение такой задачи реализовано в рассказе "Киря и Адъюнкт" - волшебный мир, законы существования которого, его моральные нормы проявляются именно в процессе решения двух загадок: расследования убийства и знакомства с обитателями квартиры Филиппа, а также в истории о том, как Филипп с помощью друзей спасает себя от преследователей.
Есть на конкурсе произведения, где Волшебные миры проявились успешно и красиво, но не совсем благодаря детективу. Это "Все цвета радуги" и "Перстень старых королей". А есть истории, где очень подробно описаны необычные способности персонажей, позволяющие одним - находить улики, другим - совершать преступления, но цельного волшебного мира пока нет. Так происходит в "Злом гаджете" и в "Ненависти и мести".
Интересно, можно ли придумать такой волшебный мир, который в небольшом объёме произведения заиграет яркими красками только благодаря детективной линии, а без неё хоть пять томов пиши или умалчивай самое главное?