Аннотация: "Сначала был Джордан в раздумье глубоком...Сначала был Джоржан - во тьме одинокой..."
"Небесные Сироты"
Корабль поколений...Вряд ли такое вообще возможно на практике. На сегодняшний день, ни одна из попыток построить нормально функционирующий социум в замкнутом пространстве, не увенчалась успехом. Все они потерпели крах еще на стадии эксперимента. К тому же, существует много других факторов, делающих невозможной нормальную жизнь человека, при долгом нахождении в глубоком космосе, а потому, в случае с книгой Р. Хайлайна "Пасынки Вселенной" мы имеем дело как раз таки с абсолютной фантастикой.
Автор книги, повествует нам о грандиозном по своему масштабу проекте - запуске космического корабля поколений "Авангард", к ближайшей звездной системе, Проксиме Центравра. Согласно, плану, конечной точки корабль должен был достичь за несколько поколений и к далекому небесному телу прилетели бы уже внуки или правнуки стартовавших с Земли космонавтов. Для того, чтобы это стало возможным, корабль был оснащен всем необходимым - большим пространством для создания замкнутых экологических циклов, огромными площадями теплиц, фермами и самое главное - Конвертером, способным расщеплять любой материал и перерабатывать его в энергию. По задумке организаторов столь рискованного и откровенно безбашенного путешествия - космонавты должны были передавать свои знания и информацию о цели полета своим детям, а те, в свою очередь своим, до тех пор, пока звездолет не достигнет системы Центавра. Но на практике все случилось иначе..
Уже в первом поколении космонавтов, на корабле случился бунт, вызванный психологической несовместимостью и нервным расстройством от постоянного нахождения в закрытом пространстве, благодаря которому были уничтожены почти все сведения, касающиеся цели полета, а сам звездолет сбился с курса и затерялся в открытом космосе. Те, кто выжил после бунта, стали намеренно замалчивать правду, говоря своим детям о том, что корабль и есть весь мир и кроме него ничего больше не существует. Им казалось это гуманным, ведь потерявшейся среди бесконечных космических просторов звездолет, уже не мог достичь своей цели и вынужден был вечно дрейфовать среди черноты космоса, с "небесными" сиротами на борту. События в книге разворачиваются через несколько поколений, после бунта и демонстрируют нам весьма плачевную картину обитателей некогда грандиозного, межзвездного перевозчика. Нынешние жители "Авангарда" утратили все знания о окружающем мире вне корабля, скатились на доиндустриальный уровень и влекут довольно жалкое существование. На верхних палубах, повысился радиоактивный фон, что привело к рождению мутантов, которых жители нижних палуб считают изгоями. На корабле образовалась своя религия, богом в которой стал Джордан ( звездолет "Авангард" был сконструирован и запущен компанией "Фонд Джордана"), а первым предателем "веры"- механник Хафф, когда-то поднявший тот самый бунт на корабле.
Несмотря на откровенную "притянутость за уши" некоторых факторов, книга поражает своей атмосферностью. В каждой ее строчке чувствуется какая-то обреченность, депрессивность и интеллектуальная темнота главных героев. Согласно сюжету, молодой житель нижних палуб Хью Хойланд, попавший однажды в плен к мутантам, узнал о том, что за пределами корабля есть звезды и планеты и решает довести звездолет до одной из них. Для этого они собирают команду, состоящую из людей и мутантов и захватывают власть на корабле. Все идет гладко, до тех пор, пока один из команды не совершает предательства и не пытается убить своих друзей, захватив власть в свои руки. Впоследствии, выясняется что он так и не поверил в существование пространства вне корабля. Несколько главных героев спасаются на шлюпке и вот тут начинается череда фантастических совпадений.
Первое, это то что они оказались вблизи одной из планет, а не посреди пустого космоса. Второе - что планета была пригодна для жизни и обитаема. Третье - что у спасательной шлюпки был автопилот, так как никто из этих горе-астронавтов даже понятия не имел, как ею управлять. Шлюпка благополучно приземляется на безымянной планете, а Хью и его друзья, впервые в жизни, вместо потолка над головой, видят небо.
В целом, мне понравилась идея книги и ее блестящее воплощение. На некоторые недостатки можно смело закрыть глаза и сполна насладиться нетипичным сюжетом и мрачной атмосферностью произведения. В книге есть над чем подумать и после прочтения она оставляет много переживаний и эмоций в душе. Немного огорчает чувство недосказанности в конце - однако в другом произведении Р. Хайлайна "Достаточно времени для любви", в 14 главе есть краткое упоминание о дальнейшей судьбе "Авангарда" и главных героев, высадившихся на безымянной планете. Там говорится что обитатели "Авангарда", погибли все до единого, в результате разгерметизации корабля, а потомки Хью и его друзей, за 700 лет скатились на технический уровень каменного века и стали каннибалами, сохранив при этом однако, высокий интеллектуальный уровень и создавшие обширный эпос. Вот так, трагически, заканчивается фантастическая история первого корабля поколений, придуманная и воплощенная на бумаге, писателем Р. Хайлайном. Подобная фантастика, была очень популярна в те годы, когда люди имели еще мало знаний о космосе. Как и первые фильмы про ядерный постапокалипсис, с огромными радиационными тараканами и смертоносными мутантами, она захватывала умы людей и принималась на веру, за отсутствием обоснованной критики. Теперь времена другие, но старые книги все еще привлекают своего рода "классикой старой фантастики", образовавшей сегодня свой, особый жанр. И произведение Роберта Хайлайна, выделяется среди себе подобных особым колоритом, довольно необычным сюжетом и гениальным воплощением всего этого на писательском уровне.