"Вита ностра" - книга, которую не возможно не полюбить. Все мы - немного такие, как главная героиня, студентка Саша: внешне обычные, ничем не примечательные, - и, никто и понятия не имеет, что происходит у нас в глубине души и какие бездны представляем мы в мире информационном. Наши поступки, а порою, даже наш взгляд - как могут отразиться они на тех, кто оказался рядом, а, тем более, на родных и близких людях? А если мы можем, совершенно случайно, совершить непоправимое? А если... мы ответственны за тех людей, которые сопряжены с нами душами, и наш промах или необдуманное действие могут нанести им вред?
Мы не есть только то, что ходит здесь, по улицам. Мы также являемся частицами мира информационного. И становление души гораздо болезненнее роста тела. "Вита ностра" - прежде всего, книга о том, как Сашка учится летать и обретает себя в мире "нечеловеческом" - (информационном?)
А толкают её на обучение, и, как принято сейчас выражаться, мотивируют, вполне конкретные "личности", не совсем относящиеся к миру людей. Люди или нелюди, имеющие форму людей. Прежде всего, они "программы" - то есть реалии плана информационного. Стоящего выше плана материального; легко управляющие этим планом. И ведут себя с обучаемыми они весьма жестко; принуждают к учебе путем страха, сопряженного с любовью к близким. Так, Сашка "выбирает" именно этот странный вуз, боясь за своих родных, чтобы с ними ничего страшного не случилось... Инструмент мотивации в руках её мучителей вполне действенный. "Учителя" и "куратор" действительно могут расправиться с близкими Сашки одним щелчком пальца. Они не шутят. И непременно сделают это, если Сашка им не повинуется.
То есть, главным мотивирующим инструментом для такого обучения выбран страх. Большинство студентов не хотят учиться. Но они учатся. Из-за страха.
Подобное же размышление мы встречаем у Дяченко в книге "Метаморфозы": 1) мотивация должна быть чувственной (в данном случае, используется любовь к близким); 2) мотивация должна быть принудительной. Но, если в "Метаморфозах" эти два пункта рассматриваются необходимыми для появления цели существования для всего (абстрактного) человечества в целом, необходимым фактором его развития, то в "Вита ностра" это принуждение используется как средство для обучения конкретных людей.
Есть ли студенты, для которых такая мотивация является убийственной, на которых она не срабатывает? Да. И такие студенты... ликвидируются, как не сдавшие экзамены и зачеты. Ликвидируются в полном смысле этого слова. Потому, что выше потолка не прыгнешь. Потому, что модный сейчас постулат о том, что "человеку Бог не дает испытаний, которые выше его возможностей", ложен. Дает. Иначе люди бы не умирали...
Нужна ли мотивация к учебе для Сашки? Может быть, нет. Но, по другой причине. Рано или поздно, но обучение становится ей интересным. Страсть к познанию идет уже впереди страха; она заглядывает вперед в учебник, проходит сверх и более программы. Всё, что окружает её - общежитие, его незатейливый быт, попойки и взаимоотношения студентов - быстрее, чем у других, становятся ей не интересными.
И, в конце концов, именно она протестует против такого положения вещей: против принуждения как мотивации. В конце концов, она перерастает всю эту систему обучения. Выходит за ее пределы. Становится, Логосом, Словом; и теперь она сама будет диктовать законы своего собственного развития. Она стала выше "ходячих программ", и теперь сама сможет их перепрограммировать; она стала полностью свободной. Вышла на другой уровень развития.
Книгу можно трактовать и совсем широко; представить, что мы, человечество, все этакие "мотивированные морские свинки" (в соответствии с фразой из одного мультфильма о том, что "мотивированная морская свинка может гораздо больше")... Нас кто-то или что-то мотивирует на выживание посредством ответственности за судьбы близких. Мы живем в едином, так сказать, общаке, подобном общежитию техникума в сельском районе. И мы, вроде как, не будем учиться, если нас жестко не мотивировать. Несомненно, тема мотивации - одна из основных тем современной "психологии развития". По классическому представлению книг по саморазвитию, без мотивации мы никогда не оторвем от дивана пятую точку. Для того чтобы утром встать с кровати, нужно с вечера расписать целый блокнот своими желаниями и целями. От больших, типа "хочу стать мультимиллионером" до малых, например, "сходить в магазин и купить корм для кота". А при пробуждении мы должны упираться глазами в нашу цель, оформленную в виде фото коллажа, на котором вы, к примеру - рядом с желанным автомобилем...
Итак, мотивация, жесткая или не жесткая - насущная проблема нашего времени. Нам некуда идти, некуда и незачем. Для вставания с постели нам нужно вспомнить про свою цель. Или придумать её. И, если цель "саморазвитие" упирается в отсутствие денег на обучение, нам говорят: ну, тогда ваша цель - заработать денег. Работайте на результат! Поставьте себе цель - заработать много денег. Какую сумму вы хотите? Цель должна быть конкретной! В это время - следите за руками наперсточника (или словесного манипулятора). Вам только что подменили цель: цель саморазвитие отбросилась за ненадобностью, и целью стало получение денег. А мотивация? А вот её в этом случае и вовсе нет... Так и наступило время вечной проблемы мотивации, её искусственности. Время необходимости придуманной мотивации. Или же привнесенной извне.
Время ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ закончилось. Да, если у человека отобрать его предназначение растить урожай, обрабатывая землю, рисовать картины или же учить детей математике, истории или языку... А потом заменить это предназначение абстрактной мотивацией, которую, к тому же, надо вначале себе придумать, и конкретной целью "денег", то... Люди превращаются в тупое стадо, которому нужен СТИМУЛ для существования. Кстати, стимул - это такой металлический наконечник на палке, которой погоняют скот.
Ну, а книга "Вита ностра" выводит нас, в конце концов, за пределы этого "стимула", жесткой мотивации, якобы необходимой для самопознания.