В 1907 году на берегу Иртыша в трех сотнях километров от Омска стоял молодой человек двадцати двух лет. За свою короткую биографию он успел поучиться на юридическом факультете Московского университета, принять участие в студенческих волнениях в Варшаве, отсидеть год в тамошней цитадели и быть сосланным в далекую Сибирь. Судьбы вычертила замысловатый маршрут от древнейшего белорусского города Полоцка, где он родился в 1885 году, до древнейшего сибирского города Тары, с которым он прощался, добившись разрешения переехать в Тобольск. Ни сам недоучившийся юрист, ни его новые сибирские знакомые не подозревали, что через два десятка лет он станет одним из основателей белорусского кинематографа. Звали молодого человека Юрий Викторович Алексеев, но в историю отечественного кино он войдет под именем Юрий Тарич. Сибирский город Тара даст ему новое имя.
О людях, с которыми свела его судьба в ссылке, Юрий Викторович поставит свою первую пьесу - "Изгнанники", и сам же сыграет в ней одну из ролей. И пьеса эта будет с успехом идти в Москве и в провинциальных театрах. Знаменитый театральный актер Николай Плотников, сыгравший в театре и кино десятки ролей от Труффальдино до Ленина, тоже отметится в этой пьесе - в роли влюбленного студента Бецкого, который не выдержав разлуки с любимой, кончает жизнь самоубийством. Но это будет позже, после революции, а за десять лет до того Юрий Тарич переедет в губернский город Тобольск, где устроится в местный драматический театр и получит первые уроки актерского мастерства. Потом были Чита и Липецк, Тамбов и Вильно... Лишь в 1918 году Тарич возвращается в Москву, где играет в разных театрах, работает над сценариями, ставит пьесы. Несколько его пьес идут прямо на Красной площади при огромном стечении народа.
Годом рождения белорусского кино станет 1924-й, когда по решению Совнаркома Белорусской республики будет организовано Белгоскино. Почти полгода ушло на организационные вопросы, и лишь в мае следующего года киностудия приступила к своим первым съемкам. Поначалу это были документальные ленты: первомайская демонстрация в Минске, новостной республиканский киножурнал... Хотелось большого. Хотелось снимать настоящие художественные фильмы, но не хватало техники, помещений и профессиональных кадров. И производство фильмов решено было начать на базе ленинградского театра "Кривое зеркало", в бывшей столице Российской Империи. Увы, к национальному кино эти первые картины не имели никакого отношения: чужие режиссеры, гастролирующие, а то и вовсе случайные артисты, сюжеты на потребу публике... Достаточно сказать, что первым игровым фильмом, снятым под эгидой Белгоскино и вышедшим в московский прокат, стала картина под названием "Проститутка". Фильм рассказывал о "тяжелой жизни" московских путан до Октябрьской революции и о том, как Советская власть после своей победы тут же принялась за искоренение этого социального зла.
К счастью, среди двух десятков режиссеров, прошедших в то время через Белгоскино, оказался белорус Юрий Тарич. Для своего фильма он берет повесть писателя Михася Чароты и снимает картину о борьбе белорусских партизан с польской армией в 1920 году. Это была его восьмая кинокартина, как сценариста и третья, как режиссера. Это было первое настоящее белорусское кино. Фильм получился захватывающим, державшим зрителя в напряжении с первой до последней минуты - с перестрелками, погонями, трюками. По существу, "Лесная быль" (так называлась кинокартина) стала не только первым белорусским фильмом, но и первым национальным боевиком. Роль одной из героинь - Ванды - исполнила Галина Кравченко, молодая актриса, которая хорошая известна и современному зрителю - позже она сыграла Марию Львовну Карагину в знаменитом фильме Бондарчука "Война и мир". А вместе с актрисой в фильме снялась и её... собака. Дело в том, что ехать на съемки предстояло в Белоруссию, и Галине Кравченко просто не с кем было оставить своего домашнего питомца. Внешне суровый Тарич на робкий вопрос девушки "нельзя ли в эту киноэкспедицию взять овчарку?" неожиданно ответил вопросом:
- А она дрессированная?
Оказалась, что овчарка по кличке Гейша имеет кучу медалей и не единожды становилась чемпионом породы. Участь новой "актрисы" была решена. Гейша мчалась за выпрыгивающей из окна в седло лошади и скачущей Вандой, находила в копне сена главного героя и стала настоящим участником съемок фильма.
Приключенческая лента "Лесная быль" стала точкой отсчета белорусского кино. Она вышла на экраны в 1926 году, а в последующие годы Юрий Тарич снял для "Белгоскино" ещё две ленты на тему польской оккупации: "До завтра" (1929) и "Черная кровь" (1930, известна также под названием "Ненависть"). Фильмы эти шли в общесоюзном прокате, имели шумный успех и даже вызвали настоящий шквал критики в Польше. К большому сожалению, полной версии этого фильма сейчас не существует. Эпизоды, где были показаны первые руководители Белоруссии - Адамович, Кнорин и Червяков, оказались вырезаны цензурой в годы репрессий, а третья часть фильма утеряна во время Великой Отечественной войны.
Юрий Викторович Алексеев-Тарич, бывший студент-юрист, бывший политический ссыльный, бывший актер Тобольского театра, до конца своей жизни поддерживал рабочие и дружеские отношения с белорусским кино. И когда жил в Москве, и когда возглавлял в далекой Монголии "Монголкино", и когда работал на "Союздетфильме" или на Московской студии научно-популярных фильмов. Умер он в возрасте восьмидесяти двух лет в столице России. А на его Родине - в древнейшем белорусском городе Полоцке - основоположнику национального белорусского кино планируется установить бюст.