Аннотация: Рассказ о путешествии во времени, на костюмированный бал 1903-го года, устроенный Николаем Вторым.
Бал, приуроченный к 290-летию дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 февраля непосредственно сам Костюмированный бал.
13 февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, например Николай II был одет в костюм царя ("выходное платье царя Алексея Михайловича": кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл - ныне хранится в Оружейной палате), а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 "танцующих офицеров", также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века.
Газеты того времени писали: "Самым зрелищным развлечением в старом московском стиле был костюмированный бал в феврале 1903 г. Николай Второй рассматривал его не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора. Придворные получили указание явиться на бал в одеждах XVII в."
"Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми",- записал Николай в своём дневнике.
"Впечатление получилось сказочное, - писал очевидец события, - от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания".
Танцы проходили в Концертном зале Эрмитажа (придворный оркестр также был одет в древнерусские костюмы), и продолжались до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трёх танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссёра балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. В "русском" участвовали 20 пар, и солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова. Ужин сопровождался знаменитым Архангельским хором. После окончания по пожеланию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга.
Грандиозный костюмированный бал, проведенный в Зимнем дворце в 1903 г., стал последним большим балом империи, запомнившимся современникам. Великий князь Александр Михайлович писал в "Воспоминаниях": "Весь" Петербург танцевал в Зимнем дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории империи".
Учитывая масштабы действа, для подготовки костюмов привлекались десятки портных. Так же как и во время исторического бала 1883 г., проводились архивные изыскания с целью создания эффекта максимальной достоверности костюмов времен царя Алексея Михайловича. Эскиз костюма для царя разработали директор Эрмитажа И.А. Всеволожский и художник Санкт-петербургских императорских театров Е.П. Пономарев. Ткани заказали поставщику Высочайшего двора фирме Сапожниковых - два вида бархата и золотую парчу. Из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 38 подлинных предметов царских костюмов XVII в. Из них для костюма Николая II было отобрано 16. В их числе были жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана Грозного царю Федору Иоанновичу. В качестве дополнения к костюму использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича. Пуговицы и нашивки на костюме были русской работы XVII в.
Великий князь Александр Михайлович описывал костюмы участников бала следующим образом: "Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века....Алике выглядела поразительно, но государь для своего роскошного наряда был недостаточно велик ростом. На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елизаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой....Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех деталях через неделю в доме богатейшего графа А.Д. Шереметева".
Путешествуя во времени, я очень хотел и мечтал попасть на этот бал. На котором, вся Российская Знать "тряхнула стариной" и красовалась в роскошных одеждах своих предков. Николай Александрович очень любил эпоху Алексея Михайловича и недолюбливал времена Петра Великого и его нововведения, искореняющего всё исконно русское, славянское, древнее, и вводившего чуждые нам заморские стандарты, коим надо следовать. Западная культура не привлекала его. Он полагал, что Петр I насильно навязал ее России. При Николае II строили множество храмов и церквей. Более чем при Николае II, не построено ни при одном правителе за всю историю России. Фрейлина, баронесса С. К. Буксгевден писала о нём: "Простой в обращении, без всякой аффектации, Он имел врождённое достоинство, которое никогда не позволяло забывать, кто Он. Вместе с тем Николай II имел слегка сентиментальное, очень совестливое и иногда очень простодушное мировоззрение старинного русского дворянина... Он мистически относился к Своему долгу, но и был снисходителен к человеческим слабостям и обладал врождённой симпатией к простым людям - в особенности к крестьянам". Николай II, скучавший по "мужицким платьям" допетровской эпохи, и роскошным нарядам, решил устроить бал-маскарад. А для меня это был удобный и редкий случай увидеть всех вместе, всю российскую знать. В то же время, пользуясь маскарадом, я мог выбрать и надеть почти любой костюм, соответствующий 17-му веку. И облегчить себе общение с дворянами Высшего Света, которое могло создать трудности в другой обстановке. Долго подбирал себе платье, наконец подобрал купеческое, красивый кафтан, длинная рубаха с изящной вышивкой. Вообще, сейчас трудно поверить что так одевались мужчины в 17 веке. Длиннополые красивые кафтаны, вероятно, пошли от церковно-поповских ряс. И еще, какие-то составные нарядного костюма пришли к нам от Византийцев.
Император Аркадий и служанка
Император Аркадий и солдат
Костюмы Византийских придворных
Простолюдины христиане 5-го века
Ну что сказать, маскарад оставил просто незабываемое впечатление. Ах, это было так прелестно.. Мне показалось что я попал на киносьёмки фильма "Иван Васильевич меняет профессию", только вместо актёров были настоящие князья и бояре. И настоящий Царь. Не покидало этакое странное ощущение дивности, мимолетности, неповторимости и двойственности. Чудно.. Вроде как Николай Второй и его царедворцы изображали других людей. И в то же время они изображали Самих себя, поскольку сами же и являлись прямыми потомками Царей, князей и бояр. К моему приятному лёгкому удивлению, меня все практически сочли "за своего", и даже особо не расспрашивали. Это была больше сиятельная радость чем удивление. Подумалось, а вдруг я и в самом деле, потомок княжеского рода?..
- Эй, Нинка, я передумал на тебе жениться.
- С чего это?
- Дык ведь я князь! Только вчера узнал. Потомок старинного рода. Нашёл старое письмо, в котором бабушка пишет, что её (а значит и мой предок) прапрадед был князь Псковский.. И знаешь, теперича ты мне не пара. Княжну хочу.
Я вот думаю, если бы молодой актёр Вячеслав Тихонов пришёл на этот бал-маскарад, его бы тоже, приняли "за своего". Уж слишком благородные у того черты лица.. Недаром, Андрея Болконского играл.
Но продолжу. Лица и общее моё состояние, впечатление, конечно, умереть и не встать, или как там говорится, "Увидеть Париж и умереть". Ушедшая Россия.. Совсем другие лица, не здешние, практически у всех. Мужчины - ясны соколы. Красавцы. На французском свободно изьясняются. Дамы.. Более всех мне приглянулась Великая Княгиня Ксения Александровна, настолько хороша, мила, нежна.. Мне даже захотелось на ней жениться. Да, забыл, что она замужем.
"Самое большое достоинство - личный шарм - она унаследовала от матери, императрицы Марии Фёдоровны. Взгляд её дивных глаз так и проникал в душу, её изящество, доброта и скромность покоряли всякого". - писал о ней молодой князь Феликс Юсупов.
Ну, не зря так о ней пишет Юсупов. В Первую Мировую, она вела активную деятельность в сфере милосердия. Имела персональный санитарный поезд, с командой которого неоднократно выезжала на места боевых действий. В Петрограде создала и возглавляла госпиталь для раненых и выздоравливающих. Благородная и нежная душа, возвышенная.. Не в упрёк многим современным женщинам, но хочется сказать, кто из вас, достигнув высочайшего положения, пошёл бы поработать простой медсестрой в больницу, ухаживать за больными?.. А ведь они храпят и пердят. А некоторые, надоедливые попадаются. Да, выносить горшки, вместо того чтоб отдыхать на Мальдивах.
Письма Ксении Александровны к княгине Александре Александровне Оболенской в январе 1903 года:
Милая Апрак,
Хорошо, узнаю завтра, в 12-го у меня будет Иванова с моделью костюма, надо примерить - очень хотелось бы иметь тебя! Также для кокошника рисунок Фаберже мне прислал. Если можешь, приезжай, пожалуйста!
Ксения
----
Милая Апрак,
Завтра в 12-го у меня будут портниха Иванова и какой-то господин, которого я видела на выставке (исторический костюм) и просила его сделать мне рисунок башмака! Он, по-видимому, понимает койчто в старине и может дать указание по поводу костюма! Вопрос этот мне надоел и я, наконец, хочу с ним завтра покончить. Не хочешь ли тоже приехать?! Буду очень благодарна, надеюсь, позавтракаешь с нами.
Ксения
Милая Апрак,
Приезжай, пожалуйста, завтра к завтраку в пол 1-го. Решим насчет кокошника и всего прочего! Благодарю за рисунок. Не предпринимала еще ничего по делу Беккера.
Целую. Ксения.
Дамы со мной ходили танцевать. Они, женщины, интуитивно чувствуют что-то необычное. Ксении Александровне я понравился.
- Вы настоящий красавец, граф. Не думала, что итальянцы так хорошо могут изобразить русских.
Поскольку я владею итальянским, то всем представился как граф Андреа Мастроянни, будучи проездом в Петербурге. Фамилия то нынче известная, даже в мировом масштабе. Но тогда её ещё не слышали. А графьёв в Италии всегда было много. Других "итальянцев" на балу не было, потому, если бы я вдруг что-то не понял, все сочтут за недостаточное знание русского языка и обычаев. Ну в общем, никто на меня не посмотрит с дико вытаращенными глазами.
Видел на балу князя Феликса Феликсовича Юсупова, и чуть не вздрогнул. На Иосифа Сталина оказался он похож..
Удивительно похож! Прям как родственник Сталину, Великий Князь Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон-Юсупов (старший) Прим. - его сына звали также, Феликс Феликсович Юсупов.
В семье Юсуповых любили маскарад, сын Николай - также любитель и участник театральных представлений (погиб на дуэли), второй сын Феликс принадлежал к "артистической" богеме, также любил маскарады, имел незаурядные актерские способности перевоплощения в разнообразные театральные образы, включая женские, и другие, в частности роль кардинала Ришелье.
Феликс Юсупов (младший) в костюме Ивана-Царевича, пришедший в нём на бал-маскарад в Альберт-Холле. Роскошный наряд, богато украшенный кафтан, платье, шаровары, ожерелье на шее.
Вообще, людей было много. И всю эту красоту извольте созерцать.
--//--
Московская художница Ольга Ширнина вдохнула жизнь в фотографии, сделанные на знаменитом Костюмированном балу в Зимнем дворце в 1903 году. Прелестно. Изумительно. Сказочно. Вздохнул, взгрустнул. Что у нас было, когда-то, и чего теперь нет. Потеряли..
Не гневайся боярин, не признаю я тебя. Аль ты князь?
Я?.. Пожалуй, князь.
Князь Милославский - Как же вы допустили!?
- Не вели казнить!
Княгиня Вера Максимилиановна Кудашева
Княжна Елизавета Оболенская - Хороша..
Александра Александровна Танеева
Гвардии капитан Н.Н. Мансуров в наряде начального человека из жильцов времен царя Алексея Михайловича с супругой М.А. Мансуровой в боярском летнике XVII века.
Адъютант Его Императорского Высочества великого князя Николая Николаевича-младшего Генерал-Инспектора Кавалерии, Князь Павел Борисович Щербатов (Боярин XVII века)
Адъютант Его Императорского Высочества Главнокомандующего Войсками Гвардии и Петербургского Военного Округа Граф Михаил Николаевич Граббе (Жилец 1647 года)
Корнет Кавалергардского полка граф Николай Владимирович Клейнмихель (Стрелец Стремянного приказа)