Аннотация: О фильмах Сергея Эйзенштейна. Феминизация мужчин в искусстве.
Сергей Эйзенштейн был крупной фигурой в истории мирового и советского кинематографа. В своих фильмах он воспевал красоту мужчин, и красоту мужского тела. И делал это в мягкой, изысканной манере, ненавязчиво, без всяких слишком откровенных сцен и пошлостей. Автор "Броненосца Потемкина" был не только крупнейшим мастером советского и мирового кинематографа, выдающимся теоретиком кино, доктором искусствоведения, профессором ВГИКа, но и блестящим рисовальщиком, из-под карандаша которого выходили смешные и порой язвительные эротические картинки.
Эйзенштейн рассказывал, что во время первой мировой войны посещал в госпиталях раненых солдат и, чтобы их как-то позабавить, рисовал смешные картинки с эротическим подтекстом. Он также ходил в бардаки - есть такие сведения. Посещал подобные заведения в Мексике, бывал в кафе для гомосексуалистов и трансвеститов в Берлине, в барах для матросов во Франции. Все, кто видел шедевры Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин", "Иван Грозный", "Александр Невский", помнят, что в них нет ни одного лирического женского образа, никаких романтических отношений между мужчиной и женщиной. Женщин в его картинах очень мало, и они всегда второстепенны, - лишь боевые соратницы. А то и вовсе старушки, как в "Иване Грозном", Ефросинья Старицкая.
Короткометражный и дебютный фильм "Дневник Глумова" (1923 год) стал ключевым моментом в карьере и жизни Сергея Эйзенштейна, поскольку обусловил его переход от театральной режиссуры к кинорежиссуре. Этот фильм создавался как часть театральной постановки 1-го рабочего театра Пролеткульта 1923 года "Мудрец", являвшейся постановкой комедии Александра Островского 1868 года "На всякого мудреца довольно простоты". Забавно, но уже здесь мужчины феминизированы, и показаны актёры стройного типажа и в дамском платье.
В "Броненосце Потёмкине", Эйзенштейн не забыл восхититься красотой мужского тела, крупным планом показывая зрителю мускулистые и хорошо сложенные тела матросов.
В своём документальном фильме "Да здравствует Мексика!" (1932), Сергей Эйзенштейн использует те же приёмы - здесь много горячих, мускулистых, хорошо сложенных симпатичных юношей и молодых мужчин, часто обнаженных, иногда в юбках, платяных накидках, и в платье монаха и священника.
А девушка мексиканская в его фильме, целуется и обнимается не с молодым человеком а.. с ослом!.. А-хаха, вот он, черный юмор Эйзенштейна!..
Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде. На современное представление об Александре Невском повлияла советская пропаганда, говорившая исключительно о его военных заслугах. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, он был для советской власти неуместен. Если смотреть внимательно "Александр Невский", то и в этом фильме заметны феминизированные мужчины. Так например, в тереме Александра, не видно девушек вообще, а юнцы есть. Понятно, что князевы прислужники. Но может, и любимец-любовник, кто-то из них?.. Во всяком случае, показаны игривые взгляды и дружеские прикосновения князя Александра к своим соратникам.
Кочует легенда что Александр Невский побратался с сыном хана Сартаком, который принял христианство. Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная "Повесть о житии Александра Невского". Официальная канонизация князя произошла в 1547 году. Рассказывается о дружбе сына монгольского хана и князя Александра, в период монголо-татарского нашествия. К удивлению воинов, хан был весьма милостив к русскому князю, а тот частенько наведывался к нему в шатёр, "платить дань", а взамен получал от хана дорогие подарки. Не все знают, что в первоначальной версии фильма Александр Невский погибал, отравленный завистниками при дворе татаро-монгольского хана. Причём яд ему подсыпал кто-то из своих, русский. Это было "преступление на почве страсти". Однако после просмотра фильма с таким финалом Сталин лично распорядился выкинуть этот эпизод, так как он не соответствовал "великому патриотическому произведению".
Монгол - юному молодцу: "А ну, рус, иди сюда. Той дани что вы нам заплатили - недостаточно. Вы побеждены. А ты будешь моим любовником!.."
Костюмы для мужчин, хотя и выполнены в соответствии с эпохой, всё равно выглядят феминизированными. Где-то туника чуть подлиннее, а где-то узор чуть покрасивше.
Дружеский шарж. Эйзенштейн и Николай Черкасов в роли князя Невского.
Шедевр "Иван Грозный" (1943-45) - апофеоз и апогей творчества Эйзенштейна, где он дал полную волю восхвалению и феминизации мужской красоты. На многие мужские роли приглашены сплошь красавцы-актёры; Михаил Кузнецов в роли царского фаворита Фёдора Басманова танцует на пиру в женском сарафане, в роли английской королевы Елизаветы - режиссер и директор "Главкино" Михаил Ромм, а князь Никита Телепнёв-Оболенский (Сергей Столяров), будучи любовником матери Грозного, заодно соблазняет и юного царевича.. От того должно быть, по замыслу Эйзенштейна, младой Грозный и стал бисексуалом, одних мужчин ненавидел, а других любил..
Актёр Николай Черкасов не был особо красавцем, но Грозный и Александр Невский - самые художественно-красочные и самые красивые его роли.
Почему в средние века русские бояре и князья, ремесленники и купцы, поповичи и воины, мальчишки, юноши и мужчины - так любили носить красивое платье?.. В те времена красивое платье не было атрибутом женской одежды, а было прежде всего нарядом для аристократии и атрибутом роскоши, показателем знатности и богатства. Ткацких фабрик не было, а сшить красивый костюм из недешевых и качественных материалов стоило дорого, и было практически недоступно для простого люда и бедного крестьянства. Ходить в красивом платье тогда, - это всё равно что сейчас не-бедному человеку ездить в престижной иномарке, плавать на яхте, носить дорогие швейцарские часы и пользоваться золотым портсигаром.
Прим. - у Черкасова были и другие костюмные роли - дама из Бутона, священник Антонио, Дон Кихот, царевич Алексей, скупой рыцарь, осетин Бета (в черкеске) и.т.д.
После смерти жены Ивана Грозного, сдерживавшей его бисексуальные наклонности, царь фактически "женится" на опричниках. Вокруг него кипят страсти: мужчины ревнуют Ивана к другим мужчинам. Эйзенштейн использует лексикон любовных романов и Фрейда: ревность Басманова, ревность к тому, что Иван скорбит об измене Курбского. Ревность к сцене с Филиппом ("почто попу такую власть над собою даешь?"). Евстафий - Новая любовь?.. Новый приближенный - новый друг. Жемчужина и находка Эйзенштейна - неописуемо красивый юный Михаил Кузнецов в роли опричника и царёва любовника Фёдора Басманова. Эйзенштейн описывает Федора как бальзаковского трансвестита Серафита, похожего на мужской идеал красоты Сандро Боттичелли - Джулиано Медичи, изображенного им на множестве картин, что вызвало предположение о гомосексуальности или бисексуальности художника.
Еще одна интересная задумка и причуда Эйзенштейна - Михаил Ромм, приглашенный на роль английской королевы Елизаветы.
В "Иване Грозном" новыми гранями заблистали и другие актёры, помимо Черкасова и Кузнецова, Эрик Пырьев и Владимир Балашов в роли Петра Волынца, Павел Кадочников в роли князя Владимира Старицкого. И конечно же, Михаил Названов в роли красавца князя Андрея Курбского. То, каким влюблённым взглядом смотрит Курбский на молодого Грозного, заметно всем и каждому. Великий Альфред Хичкок высоко оценивал творчество Эйзенштейна, называя его "большим искусным мастером и творцом новых идей в кинематографе". Можно только гадать, какими изумительными и эстетически красивыми фильмами порадовал бы нас Сергей Эйзенштейн в эпоху "Хрущевской оттепели", если бы не ушёл рано из жизни.