Аннотация: О поцелуях в советском кино, мужчин с мужчинами и женщин с женщинами.
Поцелуи в советском кино - тема такая, пикантная, особенная. Поцелуи между юношами и девушками-то и то нечасто увидишь, а уж поцелуи мужчин с мужчинами и женщин с женщинами, казалось бы, вообще не пропустит цензура. И тем не менее, они были. В "Третьей Мещанской" (1927) поцелуй двух мужчин (Николай Баталов и Владимир Фогель) имел очевидный сексуальный характер, хотя и был наполовину "ошибочным" (один из героев не видит, кого он целует). Тем не менее, "Любовь втроём" прямо намекала на групповой интим - и в 1927 году это еще не противоречило уголовному кодексу.
В кинокомедии Григория Александрова "Весёлые ребята" (1936) есть забавный эпизод с поцелуем..
В киносказке Александра Роу "Василиса Прекрасная" (1939) есть сцены, где Иван (Сергей Столяров) целуется со своими братьями. Прямо в губы, этак смачно, не то чтоб со страстью но затяжно.
Пальма первенства по части обнимашек и поцелуев принадлежит Сергею Столярову. Еще в довоенном стареньком фильме "Руслан и Людмила" (1938) крепко обнимаются богатыри Руслан (Столяров) и Рогдай.
Эпизоды из кинокомедии "Цирк" (1936). - "Голубчик, дай я тебя расцелую!"
В киносказке "Кощей Бессмертный" (1944), Никита (Столяров) поочередно обнимается и с продавцом арбузов и с Булатом Балагуром, обнявшись на ковре-самолёте.
А в этой сцене, завернулись в ковёр, и улеглись друг на друга..
Эпизоды х/ф "Садко" (1952), где Садко в обьятиях с отроком Ивашкой, который ему не сын и не племянник, однако.
На сьёмках эпопеи "Иван Грозный" (1945). Князь Никита Телепнёв-Оболенский (Сергей Столяров), будучи любовником матери Грозного, заодно соблазняет и юного царевича.. Эпизод не вошёл в фильм (вероятно, цензура не пропустила). А в 1947 году Столяров снялся в фильме "Голубые дороги". Символично..
--//--
Если бы мне кто сказал, что в середине 1950-х вышла знаменитая кинокомедия, ставшая лидером проката, и "пропиарившая" тему ЛГБТ, тему геев и бисексуалов, то бишь поцелуи мужчин с мужчинами, я бы пожалуй, рассмеялся этому человеку в лицо, - "Да вы батенька, шутник! Такое просто невозможно! Цензура не пропустит." Однако, факт остаётся фактом. Кинокомедия Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь" (1956) в год премьеры стала лидером проката (фильм посмотрели 48 млн. зрителей) и просто-таки изобилует поцелуями мужчин друг с другом! Просто раньше, мы как-то смотрели на это иначе, не замечали.. И воспринималось в чисто комедийном ключе, без всякой задней мысли. Я даже заинтересовался историей создания этого популярнейшего фильма, и узнал, что члену комиссии Сергею Юткевичу, фильм очень не понравился, и он наотрез отказался "пустить" его на экран, выразившись "такое пошлое кино недостойно показывать советскому зрителю". Однако, за Рязанова заступился другой "могущественный" авторитет того времени, Михаил Ромм, которому фильм понравился, и кинолента пошла в прокат. Суровое время Сталинизма уже прошло, повеяло "Хрущевской оттепелью", и деятели от кино, сценаристы, режиссёры "осмелели", решив что время настало, и теперь уже можно показать и то что прежде было под запретом..
Кадры из к/ф "Карнавальная ночь" (1956). Вот здесь, клоун (Владимир Зельдин) целует другого клоуна..
А в этой забавной сцене, герой Юрия Белова ждёт поцелуя любимой девушки (Людмила Гурченко), ждёт с закрытыми глазами в сладостном предвкушении, и не знает, что озорная студентка уже скрылась за дверью. Он просит "Ну поцелуй меня!", и проходивший мимо какой-то уборщик с ведром, видимо то ли сжалился над ним, то ли решил ответить на "призыв" героя.. И далее видно, как он покручивает свой ус. Видать, понравилось!! Не сумевши сдержаться, я захохотал, и от приступа смеха даже не усидел в кресле, свалившись на пол.
В этой сцене стремясь поцеловать под бой часов лукавую комсомолку, двое кавалеров сталкиваются в "однополом поцелуе". Гость в костюме Евгения Онегина страстно целует в уста сахарные гостя в костюме Ивана-Царевича. На лицах - примесь удивления от неожиданности (на радость окружающим). Но вовсе не брезгливость. А может еще, попробуем?..
А в этой сцене, лектор (Сергей Филиппов) правда в пьяном подпитии уже, страстно целует одного из гостей. Прямо в губы. У-рум-ру-рум!
Прекрасный дуэт танцоров Бориса и Юрия Гусаковых. Два экзотичных мексиканца, да ещё без дамы сердца, безотрывно и влюблённо глядящие друг на друга в ходе горячего танца, - для миллионов советских зрителей ассоциировались с романтической парой.
А помните забавную сценку, - когда фокусник "пристаёт" к бюрократу Огурцову, и буквально прохода ему не даёт, чтоб незаметно вытащить у того доклад. Всячески обнимает его, и тискает за все места, - "Дорогой товарищ Огурцов, позвольте вас приветствовать!" А Огурцов в недоумении, - "Что.. что.. что такое.. Да что вы, с ума сошли?.. Сумасшедший!" На первый-то взгляд, этак смотришь, вроде и ничего особенного, ну да, смешно, а как вспомнишь про поцелуи других, так и подумаешь -Гей! Ага, с первого-то разу не "допёр", а потом озарило. Так что вот. Это потом уже Эльдар Александрович снимет фильмы о любви М и Ж, а свои первые комедии он снимал про Геев и Трансвеститов. В ".... Ночи" Геи празднуют Новый Год в ДК, и среди приглашённых гостей есть Геи. А в "Гусарская баллада" (1962), Шурочка Азарова (Лариса Голубкина) переодевается гусаром. Рязанов - супер! Гений, однозначно. Столько гей-сцен в один фильм вложил, а многие того даже и не замечали. Его комедия была очень популярна, и её крутили на каждый Новый Год "по ящику", и когда "Ирония судьбы.." появилась в 1976 г., и дальше продолжали показывать. Фильм-то надо смотреть внимательно, а если "уже за столом празднуешь", то и не всё заметишь, и что-то упустишь.
--//--
В киноадаптации комедии Шекспира "Двенадцатая ночь" (1955), Виола (Клара Лучко) переодевшаяся в юношу, целует Оливию (Алла Ларионова). Вроде бы ничего особенного, но по факту - поцелуй девушек друг с другом. Две "ночи" ("Двенадцатая" и "Карнавальная") стали в 1955-1956 годах знаковыми лентами, в которых границы допустимой сексуальности, свободы, переживают постепенную трансформацию.
В мелодраме "Сверстницы" (1959), героиня Лидии Федосеевой-Шукшиной целуется с подругами, и на улице и в метро. И по ходу фильма, становится заметным её желание "прижаться и обняться" поближе..
В военной драме Алексея Салтыкова "Бабье царство" (1967), персонаж Риммы Марковой, уже немолодая и одинокая сельская женщина, целует и обнимает молоденькую девушку, как бы успокаивая её, укладывает на сеновал.. Есть в этом фильме и другие сцены, где во время гулянки, девушки обнимаются и целуются. Фильм "Бабье царство" стал одним из лидеров проката 1967 года (4-е место, 50 млн. зрителей). Вполне вероятно, что именно "на это" зрители и бегали смотреть, по второму-третьему разу.
--\\--
Впрочем, в реальной жизни танцы девушек с девушками, девушек с женщинами, и молоденьких старшеклассниц со взрослыми тётеньками, на танцплощадках бывшего СССР, вовсе не были такой уж редкостью.. А что может быть, интимнее самого танца?.. Разве что уже сам роман со жгучими поцелуями и обнимашками. Парим, парим, танцуя и кружа, держа за талию партнёра крепко и нежно.. И вот-вот сомкнуться, готовы уста.. Северодвинск, 1980-е..
- Мадам, я вас так люблю.. Благодарю вас за пятерку по литературе.. Буду рада, если позанимаетесь со мной дополнительно.. и поможете сдать экзамен..