Так отравил Сальери Моцарта или нет? Это зависит от того, как сильно пожилой Сальери завидовал молодому Моцарту. И вообще, кто такой Сальери? Чего он стоил по тем временам?
Итак, Антонио Сальери, 1750 г.р., итальянец. Приехал покорять Вену в 16 лет. Вена - центр мировой музыки, где каждый второй житель имел написанные музыкальные композиции, а каждый первый отлично играл на каком-либо музыкальном инструменте!!! Город, куда сьезжались лучшие музыканты мира и была огромнейшая конкуренция талантов. Венский императорский оркестр - созвездие суперзвёзд!!! Сам Ференц Лист, позже, был в нём всего лишь... пианистом.
А капельмейстером (руководителем оркестра) был Великий Глюк!!! И Антоша Сальери туда же - смычки подавать. Правда в 24 года стал композитором этого оркестра.
Какая-то опечатка? Даже талантищи не могли музыкантами устроиться, а "посредственность" - стал композитором в созвездии? Может по блату устроился? Нет, пишут современники, несколько опер за плечами было. В новом стиле!!! Включая знаменитую "Армиду".
"Такой молодой и уже придворный композитор!" - завидовали таланты. А Милан даже заказал ему оперу на открытие нового театра. Какого-то "Ла Скалы". Чтобы прямо из Вены была! И бабок кучу отвалили за неё ("Европа", 1778 год). Ещё и с Глюком "новую венскую оперу" создали - стиль такой, музыкальный. Переворот в понимании музыки учредили, умники!
Ох и завидовала Вена Сальери - "баловень судьбы", "обласкан самим императором", да к тому же богатым стал. И учеников, по теме "секреты композиции", куча. И тайком, себе в стол, тоже писал! Что-то неклассическое, для души. Типа джаза и рок-н-ролла того времени. То, что "как у Моцарта". После смерти семь партитур нашли среди остального классического, но нереализованного. Думают больше было, да слил кому-то. Помнят, что он при жизни искал нестандартных талантиков и предлагал им раскрутку, если они его произведения за свои выдадут.
Потому как самому Сальери опускаться и размениваться нельзя - общество не поймёт! Ибо в 38 лет он сам Капельмейстером стал. С правами Музыкального Бога!!! И ученики его тоже Титанами стали. Может слышали таких: Шуберт, Лист, Бетховен и т.д. Конечно не Шаинские, но тоже в своё время кое-что из себя представляли.
Вот такой посредственный неудачник и завистник вырисовался !
Моцарт родился в 1756 году... Опаньки - опять неувязочка! Мне и в школе говорили, и в телевизоре показывали, и в театре намекали (в пьесе), что Сальери пожилой, а Моцарт молоденький. А по датам выходит, что если Моцарту 20 лет, то Антоше - всего лишь 26! Если же вредному Сальери за 45, тогда и Моцарту за 39 - нестыковка, однако. Тем более, что Моцарт столько не прожил.
Начинаем копать .
С ранних лет Моцарт талантлив (папа - композитор, сестрёнка - восходящая звезда-пианистка). Матушка возит обоих детей по Парижикам и другим городам с концертами. Вундеркинд пишет много классной, для его возраста, музыки. Везде успех! Певец, и скрипач, и пианист! С 12 лет триумфы в разных странах, в 14 лет - концертмейстер при дворе архиепископа, в 15 лет награжден Орденом Золотой Шпоры. Лично Папа Римский награждал!
Но вот исполнилось 20 лет, 21 и... Обычная история вундеркиндов - пропал интерес у публики. Не смог он найти место где-нибудь в солидном музыкальном городе и вернулся в Зальцбург, к архиепископу - органистом. В 1781 году (в 25 лет) послал архиепископа подальше и уехал в Вену. Про Вену (что это такое) вы уже знаете! Талантов - множество, халявы - немае. Начал давать уроки и концерты (в узком кругу для эстетов).
А в 1785 Моцарт попал под зоркий глаз Сальери. Бедный, разочарованный, озлобленный. С их знакомства и началась вторая молодость таланта. Как-то вдруг, слёту: 1786 год - великолепный "Фигаро", 1787 - "Дон Жуан"!!! В том же году, Сальери принял Моцарта на работу - камерным музыкантом в Императорский Венский Оркестр. И композитором по танцам. Потому как не хотел венский народ оперы в "сверхновом стиле" слушать! Им пока хватало инновационного Глюковско-Сальерного "нового стиля". А деньги Моцарту были нужны. Вена, по тем временам, дорого обходилась в быту. Зато Бетховен (по рекомендации Сальери) взял у Моцарта несколько уроков.
Вот только врач Моцарту говорил: "Работайте меньше, ешьте больше и не пейте, ради Бога, столько!" И действительно, Моцарт писал по 12-14 часов в сутки, мало ел, выпивал по 4-5 бутылок вина в день.
Почему? За что бился? К чему стремился?
Вдумаемся в ситуацию: никто из современников ещё не знает, что Моцарт супер-талант. Музыка его непривычна. Зато Сальери - велик, согласно общему мнению! И Моцарт не знает сам себя, но везде слышит: "О, Сальери, Сальери!!!" Так кто кому завидовал?
Вот и начал Амадей гонку, чтобы догнать и обогнать! Пахал, как ломовая лошадь, круглыми сутками. И пил - для усиления и обострения.
1790 год - диагноз врача: белая горячка (можете проверить). А чем сопровождается белая горячка? Паранойей! Только одним розовые слоны мерещатся, а бедняге Моцарту - человек в маске (гипотетический соперник, преследующий его)! Но силён был Вольфганг - упорно работал и пил. 1790 - "Школа Влюблённых", 1791 - "Волшебная Флейта". Подкидывал ему какие-нибудь партитуры Сальери или нет - толком не известно, но музыка прекрасная! Для нас с вами. Но не для Вены!
В конце концов, именно Моцарту заказали реквием на похороны и дали три дня. Уж очень высокопоставленный вельможа заказ сделал - не откажешься. Моцарт сообщил о заказе Сальери. На следующий день, невыспавшийся Сальери приехал к Моцарту и привёз какой-то пакет. А может врут злопыхатели (одновременно - соседи) и никакого пакета не было? Твёрдо известно, что написал-таки Моцарт "Реквием".
Одно из величайших музыкальных произведений в истории человечества! Вот только струна какая-то лопнула и перестала поддерживать Искру Божью. То ли сдался Моцарт, поняв что не догнать ему Сальери, за одну ночь написавшего реквием (хотя наверняка у того была домашняя заготовка)? То ли сам написал и посчитал, что победил в гонке?
Жаль, конечно! Знал бы Моцарт, что через десятки лет именно он будет признан самым драгоценным камнем в Музыкальной Короне, а имя Сальери станет символом завистника и неудачника, может жил бы ещё. И прекрасных музыкальных композиций было бы больше!