Аннотация: Будь! Остальное - сущий вздор, без оговорок...
"Будь"- единственное слово любви, человеческой и божеской. Остальное - частности".
Марина Цветаева
Она с ужасом осознавала, что опять, вот уже третий раз, то же самое отделение, та же палата, только койка другая - у окна. Хорошее место - островок тепла, света - сохранял удивительное ощущение какой-то отстраненности от скучной донельзя однородности, которую принято называть больничным бытом, где распорядок рассчитан оптимально: процедуры, пища, сон.
Медицинская помощь всегда искусственна, она - насилие, но насилие необходимое для твоего организма. В результате ее любой микроб либо самоуничтожается, либо пытается удрать от неприветливых условий жизни (все равно - размножаться не может). И все это благодаря людям, у которых (как в рекламе) халаты белые - руки золотые. Медицинская помощь становится актом воспитания для тех, кто нарушил запрет (запрет прост и эффективен: не делай - не ошибешься). Медицинская помощь налагает на болящего определенные нравственные обязанности. И, соответственно, преподает урок тому, на кого она направлена. Болезнь - это поражение (проигрыш) дающее право на выбор. Ты проиграешь, только если сам так решишь!
Любой мало - мальски здравомыслящий человек должен сделать выводы. "Мало - мальски здравомыслящий" - это не о ней. Скорчила гримасу, словно надкусила что - то кислое... Не тот она человек, который соглашается с самым строгим "нельзя".
- Даже в такой ситуации обязана сохранить лицо, - вяло и неостроумно пошутила она про себя. - Опять себя дурой в глаза называю. Да еще так вежливо, ну просто не устоять.
Воздух вокруг замер, налился гневом. В палате запахло опасностью. Как если бы вы вошли в дремучий, мокрый и неуютный, пахнущий гнилью лес. Запахи в палате, как в лесу, гнусны и глубоко запрятаны в матрасы, обтянутые кожзаменителем. Но хлор с демиксидом подавляют не только противные запахи, но и чувства.
Обычные увечья, боль, кровь, гной застарелых ран вызывают, скорее всего, равнодушие и скуку не только у людей в белых халатах, но и у самих пациентов. Как правило, ничего особенного, потрясающего воображение, нет ни в излечении, ни в смерти...
В палате витала атмосфера холодного бесчувственного милосердия. Странная вещь толпа: вроде ничего не различить в гомоне, а вот общее настроение "средняя температура по палате" - чувствовалась сразу. Говорили все дружно, хором: о себе, родственниках, не стесняясь, как на исповеди. Собственно причина таких разговоров всегда одна: "хреново мне что - то".
Одна пришла измолоченная болью, отупевшая от нее. Смесь злобной обреченности (ампутация) и надежды (ведь и Боги ошибаются) заставляла ее говорить. Говорила о родовом проклятье (мужчины теряли мужскую силу после тридцати), о своих двоюродных сестрах (главная примета которых "смотри, та, у которой титьки до колен - наша"), о дремучем невежестве (причина всех бед - умершая тетка "напоролись селедки, приволоклись на кладбище и воткнули четыре осиновых кола в четыре угла теткиной могилы"). Слушатели изображали предельное внимание, хотя всем жутко хотелось спать, а она все говорила и говорила, успевая отвечать на звонки, повторяющиеся с периодичностью в двадцать минут, одной фразой "получше стало дедушке, пореже стал дышать".
Другая, находясь в состоянии спокойного восторга (друг экстрасенс уверил, что повторная операция пройдет успешно), вспоминала о своих видениях во время и после наркоза (она видела свет!).
Вы не задумывались, почему люди, пережившие клиническую смерть, рассказывают о коридоре и свете в конце коридора? Возможно, это просто метафора глубоко запрятанной мечты об идеале (жизнь человека - коридор условностей, а свет - это отраженный свет личности человека "без пятен"), которую выдает нам подсознание?..
Эта женщина потрясала своей кошачьей грацией, и ходила она, казалось, на кончиках пальцев. Было в ее облике что - то порочное. В общении она инстинктом, чутьем, Бог знает чем еще, жестко держалась за ту грань агрессивности, которую в разговоре с ней ни в коем случае переходить было нельзя. С двенадцати лет родители заставляли воровать (не хватало на выпивку), содержала безработных родителей, сестер, братьев. Удачное замужество, сын, а потом смерть сына и "зеленый змий" (убивала самую себя зельем, запрещенным ей Кораном). На неумелые реплики "начать жить в любом возрасте не поздно" отвечала подчеркнуто, ненавидящи вежливо, с возрастающей безапелляционностью - "разберусь в своей жизни сама".
Пожалуй, только эта восьмидесятилетняя больная не участвовала в постоянном жужжащем гомоне палаты. Она размышляла. Затем выбирала "предмет" разговора (с ее стороны это был знак несомненного уважения). А потом, ропща, ругаясь с Богом и людьми, исповедовалась, "разбрасывая сердце свое кусками жалельных заплаток" (В. Таблер). Как многие властные люди она не то чтобы не любила, когда ее перебивали, она даже не замечала этого.
Можно было считать высшей степенью невероятности появление этой женщины в этом убогом месте. Палата замерла парализованная. Все от нее даже ждали какого-то чуда. Ярко накрашенная блондинка, на высоких каблучках, просто нервировала всех своей красотой. Причем красавицей ее вроде бы не назовешь (эти откровенные черты лица, эта греховная поволока во взоре лазоревых глаз). Но определенно было одно - хранить загадочное молчание ей становилось все труднее. Она не считала свою жизнь особенно счастливой (третий брак, двоих детей от первого брака воспитывал отец (мать платила алименты), дочь от второго брака была с ней). С самого детства все давалось ей легко, все получалось, но при одном только условии - не делать ничего эксординарного. Но, но по натуре генератор идей в семейной жизни вынуждена была пробавляться ролью безупречного гениального исполнителя. Она, по сути своей, была похожа на древнерусскую матрешку - одно находится внутри другого. Первое - обеспечивало все гарантии счастливого брака. Второе - глубинное, создавало латентную и никак не проявляющую себя природу - до поры, конечно, до времени. И как только спровоцированное время наступало - ее природа начинала меняться - вот оно вам эксординарное.
Совпадения бывают не только в книгах, но и в судьбах. Иногда начинает казаться, что судьба, в виде некого разумного существа, начинает регулировать события нашей жизни. И, возможно, не случайно эти женщины оказались здесь все вместе?..
- С какой целью? - спросите вы.
Невероятно, но с одной единственной целью: показать, что главное для каждого из нас - это "Быть!". Остальное - сущий вздор, без оговорок...