12.Но никогда, непременно, не было так, чтобы когда-либо не существовал Я, или ты, или все эти властители народов (цари). Никогда также непременно не будет так, чтобы все мы не существовали в будущем.
КОММЕНТАРИЙ.
Бог продолжает разъяснение Арджуне фактически уже теперь, на данный момент вверяя ему знания Высочайшие, Абсолютные, все объясняющие. Но увидеть их и оценить Арджуне сложно, они несколько понимаются им, как общие указания и пояснения Бога, не могут возрадовать его еще неодухотворившиеся чувства, ибо только высоко духовный человек не перестает наслаждаться нектаром таких знаний, тем Более исходящих от Самого Бога. Высочайший преданный несомненно впал бы в транс с первых же слов Бога, ибо каждое Слово Бога в нем находило бы Божественную глубину и могло бы только потрясти неземной благостью, как и радостью. Для Арджуны же эти слова играют другую, успокаивающую роль, приоткрывающую Истину за завесой невежества. Здесь снова Бог прямо указывает на бессмертие души любого живого существа, ставя его в один ряд с Собой, тем указывая на Божественную природу души, а потому извечность, что в материальном мире проявляется в круговороте рождений и смертей. Примечательны также слова: "Никогда также не будет так, чтобы все мы не существовали в будущем". Из стиха следует, что все мы идем по жизни единым потоком, от жизни к жизни, от рождения к рождению, всегда с Богом вновь и вновь приходим в этом материальный мир, живем в Боге, оставляем тело и вновь рождаемся, направляемые Высшим Отцом, развиваясь, обретая Божественные качества, и так поднимаясь по ступеням духовного совершенства вчера, сегодня, завтра. И не известно, кто впереди, а кто сзади, кто вынес больше, а кто еще нет. Из стиха следует, что наши предки - это мы сами, наши потомки - это мы сами, так идем с Богом приобретая качества, нигде не теряясь, ничто не теряя, но совершенствуясь, чтобы достичь тот уровень, когда материальный мир уже не может более ничего привнести в развитие живого существа своими средствами, и отпускает тех, кто и покидает материальный план навсегда.
13.Как воплощенный в этом теле переходит из детства в юность и из юности в старость, также достигается переход в другое тело. Разумный, зная это, никогда не может быть введен в заблуждение.
КОММЕНТАРИЙ:
Такое сравнение достаточно доступно для человека. Умудренный жизнью человек может согласиться, что после долгой разлуки со знакомым, близким или родным человеком, встречая его, что происходит по Воле Бога, отмечаешь разительную перемену во внешнем облике, речи, характере, склонностях. Иной раз такая перемена рождает мысль: "А он ли это?". Годы делают свое дело, и едва улавливаешь знакомые черты лица. И характер не совсем тот, и голос другой, и взгляд строже и отдаленней. И он и не он. И общаться сложнее, и чувствуешь себя настороженней и неуверенно, и пытаешься уловить прежнее, чтобы приблизиться. И только сознание, что это именно он, помогает вновь как-то восстановить отношения. Что значит, "именно он"? - та же душа. А, ведь, в течение жизни любого человека тело постоянно и непрерывно меняется. В детстве душа в слабом детском теле, в юности душа та же, но тело другое, в зрелости - душа та же, но тело уже не юное, а также в старости и в глубокой старости. Стих говорит, что нет большой разницы, если сравнить перемены в теле в течение одной жизни для души с переменой тела, когда душа после смерти, вновь рождаясь, получает новое тело. В принципе она остается все той же, все так же осознающей себя, хотя тело теперь другое. И это, новое тело, будет меняться в новой жизни, в течение всей жизни. И так рождение за рождением. Из одной жизни в другую в новое тело душа переходит со старыми и вновь приобретенными качествами
Из последнего воплощения. Если бы привелось встретиться с человеком из прошлой жизни, то даже в другом, новом теле, его можно было бы узнать просто по качествам, даже интересам, склонностям, манере поведения, по рассуждениям, желаниям, по всей некоей совокупности его менталитета, также по его устремленности, по отрицательным качествам, по его избирательности и пр. Но когда близкие души после смерти удаляются друг от друга на несколько жизней, то качества в добавление к внешности меняются настолько, что люди начинают воспринимать друг друга, как чужих, лишь благодаря энергиям Бога чувствуя слабое влечение, которое может вылиться или в дружеские или неплохие отношения, но не исключается и особая привязанность или даже агрессивность, что полностью зависит от взаимных долгов каждому из прошлых воплощений. Так приходят в мир наши недавно умершие близкие или родственники, живут рядом, но остаются неузнаваемыми, ибо люди не имеют эти совершенные знания, а потому не оперируют к ним, но считают истинными лишь существующие на данный момент связи. Бог это считает в некотором роде и необходимым, дабы не усложнять и не обременять человека прошлыми связями, но незаметно для людей вовлекает их в те отношения, которые понуждают все же отдавать друг другу прошлые долги, что называется из рук в руки.
Однако бывает и так, что рождается в семье ребенок, по характеру очень похожий на недавно умершего родственника. Это замечают, это говорят, но не более того, ибо нет знаний, которые бы позволили на этот факт посмотреть с другой стороны. Но осознание воплощения родного человека, вот так вернувшегося к вам вновь, облегчило бы многие страдания и, несомненно, насладило бы общением с ним в новом теле, пока еще ребенка. Знание этого открыло бы многим глаза и на деяния Бога, на Его Высшую Милость, на Его Справедливость. На многие вещи человек без сомнения посмотрел бы иначе, и должен был бы признать, что все живые существа на Земле находятся в незримой и очень прочной связи, что есть основание не малое для истинной любви к каждому, к терпению, к милосердию, ибо мы все друг другу братья и сестры, дети Одного Великого Единого Отца. И отбирая у другого, не отбираем ли мы у того, кого больше всех любили в прошлой жизни? Эти знания сделали бы людей осторожнее к тем, кто рядом, кто тянется к вам, кто устремляется в ваш дом. Просто так Бог чужих людей в дом не приводит. Этот человек пришел или из прошлого, или из будущего, т.е. в следующей жизни вы может быть будете соединены и кровными узами или такое соединение уже было. Разумный человек, зная это, не будет неутешен, когда произойдет утрата, не станет винить Бога, не будет терять смысл жизни, не будет опечален ни за свою судьбу, ни за судьбы других в большой степени, зная, что всех ведет Бог по Своему Плану и Своей Милостью, как и будет знать, что смерти фактически нет.
14.Но чувственные восприятия, о, сын Кунти, подобно зиме и лету дают счастье и страдание. Непостоянные, все они то появляются, то исчезают. Старайся терпеть, о, потомок Бхараты.
КОММЕНТАРИЙ.
В предыдущем стихе Бог Кришна объяснил Арджуне основы всех совершенных знаний, знания сокровенные, тайные, дающие силы человеку и надежду, связанные с бессмертием души, но в приложении к материальному бытию показывающие, как осуществляется непрерывность человеческого существования через круговорот рождений и смертей, суть которого есть смена тел душой от жизни к жизни, что на самом деле безболезненно для души, не умаляет ее суть, ее сознание, ее "я". Но тело непременно сопровождается чувствами через органы чувств, ум, внутренние энергии,
Позволяющие идти на контакт с миром материальным во всех направлениях и развиваться самой душе, направляемой в теле Самим Богом, управляющим чувствами и так поднимающим ее по ступеням духовного развития. Данный стих обращает внимание Арджуны именно на этот факт, на сами чувства и пути их проявления.
Происходит как бы подготовка сознания Арджуны к восприятию вещей достаточно сложных, но пока на простых и приемлемых примерах - "подобно зиме и лету...".
Но страдания человека, как и Арджуны, не исчерпывают себя одним осознанием возможной гибели своих близких или себя. Вообще, для конкретного человека все, что вне его, включая даже кровных родственников, есть окружающий его материальный мир. Сюда входит все движущееся и неподвижное, видимое и невидимое человеческому глазу со всеми взаимоотношениями, понимаемыми человеком как причины и следствия, включая все природные явления, стихии, войны, болезни... Человек, живущий в материальном мире, непременно испытывает на себе его воздействия, как благоприятные с точки зрения человека, так и неблагоприятные. Таким образом, человек постоянно испытывает на себе влияние других людей, природы, обстоятельств и, как следствие, влияние на него его же внутренних состояний, как реакций на внешний мир, так и в зависимости от самого тела, имеющего свои особенности и причины. Здесь, конечно, надо сказать об упорядоченности всех возможных воздействий, присутствие меры, ограничение их по
Силе и по продолжительности в отношении каждого живого существа по Плану Бога и с целью развития каждого в соответствии с кармическими последствиями каждого. Причем Бог учитывает для каждого прошлые кармические долги, уже заработанные в этой жизни и карму в будущем воплощении, ибо Бог знает все о каждом и намного наперед. Все непременно управляемо Богом и все во благо каждому.
Бог проясняет сознание Арджуны, указывая на несколько вещей. Надо знать, что и счастье, и страдание человека зависят от соприкосновения его с материальными внешними объектами. Соприкосновение может быть через органы чувств, такие, как зрение, слух, осязание, осмысление, ибо ум тоже причисляется к органам чувств.
Благодаря этим органам Арджуна увидел, услышал, осмыслил на своем уровне, и это повлекло страдание, выраженное во внутреннем состоянии через адекватную уровню развития Арджуны энергию Бога в виде беспокойства, сокрушения, слабости, печали, сопровождаемыми соответствующим мыслительным процессом. Также, соприкосновение с внешними объектами дают и радость человеку, и чувство счастья и умиротворения, будучи определенным образом осмысленные и воспринятые духовной сущностью через ум и в соответствии духовным опытом и материальной ступенью человека. И чувство радости, и чувство страдания дает человеку Сам Бог в соответствии с тем, какие желания движут человеком, насколько высоко он стоит духовно, и в зависимости от того, как он контролирует свои чувства, желания и ум. Также Бог указывает на непостоянство, как счастья, так и страдания в материальном мире, их приходящую, временную природу. Это высшее откровение, осознав которое, человек перестает быть привязанным к любым проявлениям чувств, как связанных с счастьем, так и страданием. Мудрый, разумный, религиозный человек всегда может утешить себя или не обольщаться, говоря: "И это пройдет". Но неверующему, привязанному человеку, действующему в условиях обусловленного мира, зависящему, а потому связанному материальным миром, свойственно придавать большое значение, как счастью, так и страданию, привносить в них умом большую значимость, большую временную продолжительность, по ним измеряя смысл своей жизни и жизней других людей, на них ориентируясь, их видя в основе всех своих деяний, через них находя удовлетворение и ими направляясь на деяния греховные, такое понимание делает человека материалистичным, зависимым от других людей, от обстоятельств, от приходящего, временного и неразумного, делает мышление однобоким, примитивным, устремляющим за тленным, трусливым. Такой человек не может сопротивляться праведными путями, не может строить свою жизнь и отношения так, чтобы не сосредотачиваться на достаточно узких понятия счастья и страдания. Но человек, видящий через призму духовных знаний, через свой опыт непостоянство счастья и страдания, перестает мир так делить, давая место в своем сознании всему, видя во всем Руку Бога, ведущего именно через претерпевания, через страдания и победы, через удовлетворение и неудовлетворение, через все многообразные пути материального мира, нигде особо не задерживаясь, но так, что одно сменяет другое естественно и неотвратимо, по силе живого существа, давая ему в таком пути свой опыт, свои уроки. Так понимающий человек становится терпеливым и не очень-то дорожит временными материальными благами, и не очень-то сокрушается, когда нежданно приходит страдание. В материальном мире нет вечного страдания, как и вечного неугасающего счастья. Но мыслящий в этом направлении серьезно и настойчиво, увы, сможет, ведомый Богом, увидеть это воочию, ибо долго прозябать под влиянием такой иллюзорной энергии Бога, Бог не даст никому, ибо это также тормозит и развитие человека, делает его слабым, психически неустойчивым, чрезмерно требовательным к обществу, неприспособленным и малым страданиям. В материальном мире к живому существу по своим причинам приходят то одни, то другие чувства, но как бы не казался существенным повод для страдания, печали, тоски, сокрушений, но эти чувства со временем всегда ослабевают, отдаляются, теряют значимость и смысл, ибо управляемы Богом, знающим всему меру. Извне и изнутри Бог своими средствами дает надежду, помогает посмотреть на вещи иначе, увидеть благоприятное в страдании и ущербность счастья и всего, что с этим связано. Но каждому дается свое, что зависит от степени привязанностей человека, его религиозности, от его духовного уровня развития, от благости в нем, от его аскетизма, от силы сострадания и совершенных духовных знаний, от уровня их практического применения в бытии, от внутреннего доверия к Богу. Но совет Бога Арджуне "терпеть" на данный момент более всего ему и подходит. Человек легко сопротивляется своим чувствам, если он имеет практику служения Богу, идет уже по пути совершенных духовных знаний. Тогда постепенно, шаг ха шагом, работая над собой в союзе только с Богом, он освобождается от влияния иллюзорных энергий Бога, дающих иллюзию счастья и страдания в результате контакта с материальным миром, т.е. контакт с материальным миром через материальным объекты и их связи, не рождает в человеке проявление очень глубоких чувств, но доминирует непривязанность, посвящение всего Богу и видение всего, как проявление Воли Бога. Когда же человек далек от такой ступени, то ничего другого не остается, как пожелать ему терпения. Но нет никого, кому бы Бог в свое время не приоткрыл совершенные духовные знания и не вывел бы таким образом на путь преодолений и непривязанности.