11.Я объясню тебе в общем то положение, которое достигают люди, знающие Веды и произносящие трансцендентный слог Ом, среди которых свободные от привязанности мудрецы, цель которых следовать по пути великих учителей.
КОММЕНТАРИЙ.
Из всех йогов, занятых медитационной йогой, а их великое множество самых разных направлений, Бог обращает внимание Арджуны на тех, кто действительно видит Бога Кришну, как свою конечную цель. Это очень существенное замечание, поскольку таких людей, даже не занятых чистой бхакти-йогой, а потому не выполняющих все предписания шастр преданному служению, Бог, однако, зачисляет этим стихом в свои преданные и указывает всем на вероятность и результативность даже такого пути, где доминирует медитационный процесс. Но главное, чтобы медитация была направлена именно на Бога Кришну. Медитация - это прежде всего процесс самоуглубления, направленного на Бога мышления в тех рамках, о которых Бог Говорит в стихах 7, 8, 9, 10 этой главы. На самом деле, этот путь не лучший, но дверь к Богу открыта и для тех, чей предшествующий духовный путь выводит именно на эту ступень самореализации, когда качества человека или образ его жизни не позволяют приложить усилия через чистую Бхакти, не требующую уединения, но позволяющую мыслить о Боге постоянно, ибо этот путь (бхакти-йоги) уникален, так устроен Богом, где все продумано и обговорено в Святых писаниях и руководствах, где путь к Богу ведет автоматически и осознанно, не требуя в конце жизни никаких искусственных приемов ухода из жизни, где душа нисколько не обеспокоена своим будущим, полностью вверяет себя Богу и находит для себя благом любое проявление в своей жизни Воли Всевышнего. Но и таким преданным (занятым бхакти-йогой) Бог не гарантирует непременное скорое рождение за пределами материальной вселенной, ибо Сам знает готовность и качества каждого. Однако, есть случаи, когда человек, несомненно, в прошлом преданный Бога и знающий и другие пути служения Всевышнему (карма-йога или бхакти-йога) может в силу особенности своего пути или внутренних желаний быть занятым в последнем воплощении в медитационной йоге и именно волею Бога через этот путь оставить тело, как и материальный мир навсегда. Однако, человек, связавший свою жизнь со Всевышним, знающий Бога Кришну, как свою конечную цель, желающий непременно достичь Бога после смерти, также желающий в этом направлении непременно проявить свои собственные усилия, такую милость может получить и действительно достичь Бога. Если этот путь описан - значит, он реален, возможен, но имеет свои незыблемые требования, выполнение которых непременно должно быть, но и не факт, что этого будет достаточно, ибо у каждого позади и при себе есть те качества и тот опыт, которые могут не позволить оставить круговорот рождений и смертей по личной воле и в результате личных усилий. К тому же Бог более благосклонен к тем, кто вручает себя Отцу и не претендует, как и Сам не делает ничего быстро и в угоду живому существу. Но все же, какое требование налагает Бог на претендующего? Такие йоги, согласно стиху, определяются Богом как, во-первых, те, кто постоянно вибрирует трансцендентный слог ОМ, таким образом, сосредотачивая внимание в себе на Верховной Личности Бога, и, во-вторых, такие йоги должны изучать Веды и следовать наставлению Вед в своем духовном пути, как непосредственному указанию Бога. Следует также сказать, что трансцендентный звук ОМ есть непосредственное обращение к Богу, в котором не может быть сомнений в присутствии Бога, в поддержке Бога в момент вибрирования. Связь с Богом становится очень ощутимой, реальной, убедительной, энергетически завоевывающей душу, происходит то взаимное проникновение, которое выше слова ВЕРА, которое уже не требует этой веры, ибо идет уже абсолютное знание и ощущение Бога в себе, происходит слияние с Богом настолько тесное, что мысль автоматически уже не может ничему другому и принадлежать, ни с чем другим связывать, ни чем другим наслаждать, ибо Своими незримыми путями, несколько удивительными и мистическими, Бог входит в диалог с человеком, утверждает в нем Себя, вводит в Себя так и так умиротворяет, что путь назад становится буквально необратим. Но все это, опять же, если душа уже имеет предпосылки. В противном случае, она в себе лишь получает тяготение к Богу, которое не заменяет слияния с Отцом, и ей еще предстоит идти этим или другим путем, но так, чтобы она уже на земле Божественно развилась и приняла в себя Бога оптимально.
Также Бог обращает внимание на то, что к таким йогам следует причислять и тех, кто свободен от привязанностей и желает следовать по стопам великих ачарьев. На самом деле это требование и причисление высочайшее. Т.е. уровень идущих к Богу через вибрирование слога ОМ должен быть достигнут многими предыдущими рождениями, несомненно. Ибо, непременное освобождение от привязанностей - это уже пути осознанные, только в соответствии с указаниями Вед, свидетельствующие о том, что человек в духовных совершенных знаниях утвердился, но не пребывает, ибо практически достиг в результате этих знаний состояние отрешенности, куда несомненно входит непривязанность к плодам любой своей деятельности, равное отношение к славе и бесславию, к золоту и камню, к друзьям и врагам. Это результат не однодневной практики, но долгого пути в прошлом. Также, следование достаточно осознанное по стопам великих ачарьев требует иметь одухотворенный ум и понимание их высоты, как посредников Бога, передающих один к одному Божественные указания всем и индивидуально. Неофит эту высоту в полной мере оценить сразу не может, но только великая духовная практика позади ( в прошлых воплощениях) дает это понимание и это есть также оценка ступени идущего.
Положение этих йогов (в результате медитации и накануне оставления тела) и многих-многих других Бог желает объяснить, ибо, даже обладающие достаточно полными знаниями йоги и достаточно религиозно-грамотно в соответствии с указаниями шастр выполняющие практику йоги, могут иметь разный конечный результат. Именно эти разные исходы даже в результате долгой практики йоги, имеющей абсолютную цель, в совокупности хочет разъяснить Бог всем, ибо для успеха это знание необходимо.
Надо хорошо понимать любому йогу, что ошибки, недоработки, недостаточно развитые качества, слабый путь служения Богу, тайные желания и мистические устремления души - все известно Богу о каждом в любое мгновение и доподлинно. Даже малый недостаток может стать причиной больших духовных изъянов души, как и быть причиной ее несовместимости с другими живыми существами на духовном плане, как могут и не позволить Богу непосредственно общаться с ней (с душой на духовном плане) в виду ее Невежества или непонимания высоты Бога. Занятые медитационной йогой должны понимать, что лучше постепенный путь бхакти-йоги или кармы йоги, и лучше отсюда оставлять тело так, как это может происходить с каждым, т.е. естественно. Или учитывать то, что в их пути должна быть особая осторожность, тщательность, вслушиваемость в себя и в свои причины и тайные желания. Ни на что не следует закрывать глаза, но даже маленькое отклонение Бог в душе укажет сомнением, пониманием нечистоты или даст наставление через духовного наставника. Следует внутренне обращаться к Богу с молитвой и просьбой вести без ошибок и так, чтобы Сам Бог был в душе удовлетворен, как и должна быть всегда внутренняя готовность к Божественным урокам, которые отнюдь не бывают слабыми, но в условиях неожиданных, материальных, требующих мышления, добродетели, непривязанности, аскетизма, сотрудничества с Богом во всем, а не только в часы медитации и посвящение всего только Богу. Также Бог всегда смотрит на исполнение йогом своего земного долга и через эту призму открывает или закрывает врата к Себе, иной раз забирая желание у возомнившего о себе йога заниматься йогой и начинает вести материальными путями, дабы идущий добрал качества, дабы существующие отклонения не стали камнем преткновения. Иногда этот путь бывает долгим забвением.
Однако, в следующем стихе Бог поясняет в чем суть ( в дополнении к вибрированию трансцендентного слога ОМ) такой медитационной йоги.
12.Контролируя все врата тела и устремив ум в сердце, сконцентрировав в верхней части головы жизненный воздух своей духовной сущности, будучи так, человек погружается в практику йоги.
КОММЕНТАРИЙ.
В предыдущем стихе Бог вкратце описал основные требования, предъявляемые к йогу, занятому медитационной йогой. В этом стихе, как и в предыдущем, Бог напоминает направление исполнения практики йоги. Здесь еще раз следует обратить внимание на важнейшие требования, которые единственно могут обусловить успех и поясняют саму суть практикования:
1. Контроль чувств или всех врат тела.
2. Сосредоточенность в себе на Верховном Брахмане.
3. Управление в себе жизненным воздухом или воздушными потоками, направляя их и затем концентрируя в верхней части головы.
Но главное и непременное условие для успешной практики йоги указывается Богом в следующем стихе.
Об указанных пунктах практики йоги достаточно было сказано ранее. Но следует подчеркнуть, что такая практика йоги не должна ограничиваться несколькими часами медитации, но выходить за такие временные ограничения, охватывая собою все бытие йога. Это имеет отношение и к контролю чувств, и к сосредоточенности на Личности Бога в себе и к вибрации трансцендентного слога ОМ.
Так идущий непременно войдет в состояние транса, истинного духовного блаженства, когда очень хорошо будет чувствовать в себе воздушные потоки, их пульсирующие движения в верхней части головы всегда, при любой ситуации и будет наслаждаться таким проявлением Бога в себе. Однако, это все же мистический путь, где неявно прослеживается привлечение тем, что за пределами человеческого понимания, это упование на то, что за пределами трезвого осознания, тем более, если йог имеет ввиду именно эту цель, которая несомненно притушевывает Личность Самого Бога, наслаждая Его энергиями. Лучший путь - первые два пункта, которые достигаются и карма-йогой, и бхакти-йогой. Их вполне достаточно в строгом связующем процессе авторитетных и рекомендуемых Богом йог, как лучших. И, тем не менее, все пути к Богу есть творение Бога с учетом возможностей каждого и в этой связи описываемая йога неотъемлема от рекомендации в ст.13 и способствует также успеху в ряде случаев.
13.Таким образом, непрерывно вибрируя только один этот Абсолютный слог, постоянно помня обо Мне, любой, кто отправляется ко Мне, оставляя тело, достигает Высшую цель.
КОММЕНТАРИЙ.
Этот стих обещает Великий результат, но нельзя забывать, что желание непрерывно вибрировать трансцендентный слог ОМ дает Бог и не каждому, и не у каждого есть такие возможности и необходимые благоприятные обстоятельства, далеко не каждый может выполнять все приведенные требования выше в надлежащем состоянии и понимании, ибо они достигаются ценою многих и многих усилий, как и рождений. Только неофит прочитав эти строчки облегченно вздохнет, найдя, наконец, для себя быстрый однофункциональный путь и рьяно бросится вибрировать звук ОМ, этим решив все духовные вопросы на свой счет и возомнит, что непременно так навсегда оставит материальный мир. Отнюдь. Будет вибрировать, витая мыслью, где попало. Поэтому, следует быть разумным и исходить из указаний Вед, которые никогда не ограничиваются одним действом. Духовный труд - труд великий и требует немалые и разносторонние усилия всегда.
В этом стихе "ити" означает окончательное Мнение Бога относительно слога ОМ. Бог называет его "эка акшарам" - единственный, чистейший или абсолютный. Только вибрируя этот один слог человек, занятый медитационной йогой, может тействительно достичь высшую цель.
ОМ - без сомнения это известно йогу - есть обозначение Бога, оно так же есть обращение к Богу как к Тому, Кто дает Освобождение, как к Тому, Кто Непогрешим, Кто есть САТ - Извечен. Это также обращение к Богу напрямую, имя Которого - Кришна.
Человек должен стоять на достаточно высокой духовной ступени, чтобы Бог изнутри, а также извне, через других дал ему желание и возможность, а также условия вибрировать этот слог, будучи погруженным внутрь себя и видящим свою конечную цель - достижение Всевышнего. Считается (и это так и есть), что произносящий этот святой звук в этот же момент находится на связи с Богом, хотя любой йог прекрасно знает, что Бог, пронизывая Собой все, неизменно находится в каждом живом существе в любом мгновении, абсолютно зная все его внутренние движения и направляя его к Себе прямо и косвенно, в каком бы теле живое существо ни было и на какой стадии духовного развития на данный период не находился. Но в процессе медитационного вибрирования Бог в человеке и сама духовная сущность взаимно направлены друг на друга, взаимно проникают в друг друга на духовном уровне, что очень благоприятно для йога, одухотворяет его и очищает сознание. Бог, всегда присутствуя в йоге и ведя его, как любого человека, в этот момент Сам устремлен к нему, внимает ему, дает внутреннюю поддержку и Наставления, а также указания через мыслительный процесс и Божественные направляющие энергии, ими внося в практику йоги некоторое разнообразие, отвлекая и вновь сосредотачивая йога в себе, помогает осознать и ощутить движение внутренних потоков, направляя их вместе с усилиями йога вверх до уровня головы и к верхней ее части. Движение энергий Бога, воспринимаемых как волновые движения воздушных потоков, приводят йога в неуправляемое им состояние блаженства, называемое трансом, граничащим с оцепенением, что воспринимается, как состояние абсолютного ухода в себя с внутренним слежением в себе за своим состоянием. Это состояние вначале как бы вызывается достаточно осознанно и намеренно, усилиями определенным образом направленными, но в дальнейшем все естественно переходит в автоматизм, где йог не может предсказать последствия и свои внутренние ощущения и переживания, поскольку у каждого это очень индивидуально, не смотря на кажущееся сходство. Иногда такие состояния становятся настолько частыми и непривязанными к практике йоги, но повторяющиеся в быту человека в любой момент как бы заставая человека врасплох, что становятся неотъемлемой частью его жизни и присутствуют в нем, не мешая его любому деянию, так, что никто извне не может и подозревать, что человек пребывает в глубоком трансе. Именно такое состояние вносит последний штрих в добывание отрешенности, что есть буквальное несходство по миру восприятия человека с другими людьми. Можно сказать, что путь такого человека фактически становится необратимым. Однако для многих начинающих йогов, идущих путем медитационной практики, Бог дает проявление Себя через Свои многочисленные энергии в виде некоторого аванса. Человеку очень трудно определить причину, а и иногда и исток своего транса, в котором есть элемент расслабления и головокружения, наслаждение и состояние отрешенности, вне всех событий при полном их осознании, когда проходят ни с чем не сравнимые волны в голове так, что кажется, что на тебе шапка или волосы встали дыбом, когда переживается чувство невероятного блаженства, что едва напоминает, состояние, когда человек едва пригубит бокал хорошего вина. Человеку очень трудно определить: или это результат реализации прошлых воплощений или это Милость Бога, как Божественный Аванс. Но и он необходим для укрепления Веры, для утверждения в выбранном пути, если Бог этот путь из всех считает более благоприятным и соответствующим ступени человека. Испытав транс, многие склонны считать себя уже реализованными и стоящими достаточно высоко, а потому планируют оставить эту материальную вселенную навсегда, полагая, что Бог желает от них личные особые усилия в этом направлении, но начинают, ускоряя путь, отклоняться от указаний Вед, изыскивая свои пути и некие свои мистические возможности или пытаясь их в себе развить, не видя Бога, как Единственного Высочайшего Мистика, от Которого все исходит и Который Один может дать, и не понимая, что этот путь уже окольный, рассчитывающий на себя, не доверяющий Богу и не вверяющий себя Богу в плане собственного развития, но надеющийся на свои якобы скрытые резервы и возможности. Но есть и такие, кто как бы пускают дело на самотек, называя это высшей непривязанностью, и чисто механически исполняющие практику медитационной йоги, не вникая в наставления Бога изнутри, пренебрегая любой новой подсказкой, не рассматривая ее, как новый шаг в практике йоги, думая, что получится - то получится. Это - крайности, и это - ошибки, ибо надо быть в себе чутким и понимать, что находишься на связи с Богом. И главное в этой связи - ощутить Бога в себе однозначно и следовать Воле и подсказкам Бога неукоснительно. Но, как и в материальном мире, человек должен проходить через ошибки и извлекать через Уроки Истину, так и на духовных ступенях ошибок не миновать, как не миновать и наказание. И духовным путем идут не одно рождение, то там, то здесь спотыкаясь, ибо неотшлифованные до духовного блеска материальные качества тянут назад, как бы мысль не устремляла вперед. Тем не менее, если человеку Бог дает вибрировать в процессе медитации Святой слог ОМ - это уже серьезно. Механическое повторение возможно в начале пути, но ведомый Богом йог, желая все же успех, учится быть более сосредоточенным. Повторение и сосредоточенность - непременно открывают двери к конечной цели. Но надо понимать, что дверь может быть одна из последних. И, тем не менее, завершение земного пути для такого йога вполне реально. Об этом и Говорит Бог в следующем стихе.
14. Любой, кто не отклоняясь умом, постоянно помнит обо Мне, для него Я легко достижим, о, Партха, для йога, всегда вовлеченного в практику йоги.
КОММЕНТАРИЙ.
На самом деле, Бог не делает жесткой привязки человека к практике той или иной конкретной йоги, открывая этим стихотворением путь к Богу всем, к какой бы йоге человек не был привлечен. Поэтому этот стих уже не имеет отношение к тем, кто занят вибрированием трансцендентного слога Ом, или конкретно йогой. Следует извлечь главное: научиться постоянно мыслить о Боге, не отклоняясь умом, непрерывно, чем бы человек в материальном мире не был занят, какие бы события в его жизни и жизни близких ему людей не происходили, какие бы не были потрясения в судьбах целых народов, как бы болен, беден, успешен или неуспешен не был он сам. Ничто и никогда не должно уводить его с памятования о Всевышнем, ни страхи, ни голод, ни бедствия, ни болезни, ни изгнания... Человек должен научиться практикой избранной йоги видеть во всем не человеческий фактор напрямую, не случайность событий, не мистические необъяснимые причины, но только Волю Бога, как бы ни казалась ситуация подвластной только человеку и им решаемой, как бы не казалось абсурдным связывать событие с Богом. Но всегда очень хорошо надо понимать, что Бог знает то, что не может знать ни одно живое существо. Знает все причины и следствия, знает все результаты и Имеет великолепные Божественные качества, которые направляют все Творение только в русло развития, и никто в этом пути не исчезает бесследно, на погрязает в бесконечные страдания, никто не может быть не учтен, не Любим, не направляем Богом. Только практика йоги в соединении с преданным служением расширяют сознание человека, выводя его за границы невежества и отчаянья, страхов и беспокойств, вручая знания совершенные и уча через них видеть труд Бога и вручать себя Богу, что невозможно без учтения Отца во всем, без мысленного обращения к Отцу на каждом шагу. Это величайшее погружение в Бога имеет свои ступени, которые не обойти, и о них очень часто упоминается в Бхагавад-Гите в комментариях разных стихов. Можно много раз привести эти требования, ибо они есть абсолютный набор, рекомендуемый Богом и Святыми писаниями, как и духовными учителями всегда. Это то, что называется также пример высших авторитетов, и другого пути нет. Аскетизм, благотворительность, изучение Вед, поклонение Всевышнему, контроль ума, чувств, желаний, равное отношение к камню и золоту, другу и недругу, самопогружение, медитация на Всевышнего, видение Бога во всем и все в Боге, исполнение регулирующих принципов, честность, бесстрашие, очищение своего существование, нежадность ко всем живым существам, добродетель, чистоплотность, видение Бога целью и смыслом своего существования... Это отнюдь не полный перечень качеств и пониманий, которые должен добыть человек что называется в материальном и духовном поту, проявляя эти качества постоянно и преумножая их. Только в этом случае и не иначе Бог позволит постоянно помнить о Нем без отклонений. Но в основе всех стараний, как не мысли, но лежит, согласно стиху, именно практика йоги, которая имеет строго очерченные требования. Поэтому надо еще раз повторить: к Богу нет и не будет никогда легких путей. Но, а тот, кто уверяет, что вибрирование Святых имен достаточно, слишком буквально понимает Слова Бога и, как говорится, нерасторопен и идет по пути облегчения своих усилий. Если такие примеры и есть, то не следует забывать, что никто не знает ни будущее, ни прошлого любого йога, даже самого успешного или безуспешного. Поэтому следует идти к Богу честно и не быть в этом ленивым. Такие старательные души непременно достигают успех. Но об этом в следующем стихе.
15.Великие души, достигшие Высшее совершенство, обретя Меня, никогда больше не рождаются в этом временном полном страдании мире.
КОММЕНТАРИЙ.
Таким образом, Бог таких старательных йогов, называет достигшими совершенства, т.е. обладающими Божественными качествами, утвердившимися в совершенных знаниях. Т.е. можно сказать, что душа обрела Бога, если она Стала Великой душой, совершенной по качествам и знаниям. Поэтому все в той или иной мере через практику йоги, по сути, совершенствуют себя и этим обретают Бога. Это означает, сливаются со Всевышним по качествам, а это значит, что материальный мир постепенно отдаляется от таких людей, не может более развивать их, привнести в них своими методами. Как и люди уже не могут влиять на материальный мир, ибо их качества теряют привязанность и заинтересованность. Человек автоматически переносится на другой план, не проявленный по отношению к материальному, где его качества наиболее уместны, и где духовные запросы могут быть более удовлетворены, где также он сможет общаться с Самим Создателем, Который становится уже явным Наставником и бессменным Поводырем, ибо качества это уже позволяют. Поэтому живые существа покидают этот, по сути, для них временный мир, ибо более никогда сюда не возвратятся, поскольку развитием своим живое существо устремляется только вперед.
После оставления тела у живых существ возможна разная судьба, но в следующем стихе Бог поясняет, что еще может ожидать йога; далее, немного приоткрывает полог Божественного труда в творении в целом, как и едва касается духовного плана и возможные временные пути его достижения на Земле.
16.От планет типа Земли до Брахмалоки возвращаются назад, о, Арджуна. Но для тех, кто достиг Меня, для него снова рождения не существует.
КОММЕНТАРИЙ.
Надо знать, что Земля относится к планетам среднего уровня солнечной системы. Считается, согласно Ведом, что материальная жизнь, на планетах этого уровня устроена самым благоприятным образом для духовного развития живых существ. Именно на планетах такого уровня Богом созданы такие условия, что концентрация счастья и страдания, богатства и бедности, религиозность и безверие, климатические условия, соотношение животного мира и мира людей, уровень проявления добра и зла и пр. лучшим образом способствуют развитию живых существ в плане духовного совершенства. Именно здесь существуют реальные и уникальные возможности достижения Всевышнего, где практика йог поддерживается и самой формой материального существования, которое своим противостоянием стимулирует укреплению йога в совершенных духовных знаниях, в состоянии отрешенности и независимости, в исполнении долга и создает возможности практикованию йоги непрерывные. Именно уровень материальных потрясений стимулирует развитие таких качеств, как терпение, добродетель, милосердие, материальный быт на этих планетах требует трудолюбие, исполнение долга перед детьми и родителями, природные условия требуют охрану и обеспокоенность, климат требует терпение и преодоление... На планетах среднего уровня человек Волею Бога и благодаря действию Его иллюзорных направляющих энергий все добывает своим трудом, активно вовлечен в материальное и духовное развитие, борется за выживание, за научно-технический прогресс, не пользуясь мистическими энергиями Бога, которыми наделены живые существа высших или райских планет. Надо очень хорошо знать Бога, чтоб понять, что достигнуть Бога в процессе практики йоги легкими путями, путями льготными, где нет материального противостояния, где нет страданий и борьбы, где не понятно на чем взрастить милосердие, если нет нужного уровня страдания, невероятно. Невозможно достичь Божественные качества никакой йогой, если нет аскезы, если нет причины поднять к Богу глаза. Но если планета обетованная, где одна благость, где труд - мистическое деяние, а не в поте лица... то какие же плоды можно предложить Богу, чтобы их можно было назвать жертвоприношением и чтобы Бог принял такое подношение и дал зеленый свет духовному пониманию. Несомненно, и на планетах типа Брахмалоки, высочайшей планеты материального мира есть свои страдания, свои болезни, своя старость и свои пути к Богу. Но потому это и высочайшие духовные планеты, что здесь быт более приближен к райскому бытию. Здесь рождаются только для отдыха в результате тяжелой и благочестивой , но еще привязанной жизни на материальной планете среднего уровня. И отсюда устремляются йоги достичь Духовный план, ибо Веды присутствуют как указатель на этих планетах непременно. Есть немногие, кому удается достичь духовный план, Верховный Брахман и отсюда, но при условии, что старт был начат на планете среднего уровня и необходимый путь к постижению Всевышнего был сделан именно с планет среднего уровня. Однако, если йог желает достичь Бога с планеты типа Земля, но качества ему не позволяют, то большее, на что он может рассчитывать, это рождение на планетах Брахмалоки, что является не более, а последствием благочестивой деятельности или результатом также мистически настроенного ума при условии наличия добродетельных качеств йога. Насладившись плодами такого рождения в благоприятной семье и планете высшего уровня, человек вновь, как сказано здесь, возвращается на планету среднего уровня, ибо лучших условий для дальнейшего развития и получения реальной возможности достичь Всевышнего у Бога нет. Далее, в стихах 17 и 18 Бог подготавливает сознание Арджуны к вещам тайным, на самом деле сокрытым от человека, касающимся Божественного творения, где имеется ввиду непосредственно труд Бога, направленный на создание и уничтожение творения с определенной периодичностью. Для этого Бог знакомит с такими астрономическими периодами, которые хорошо описаны в Ведах, но из чего следует понять свою, приемлемую для человека суть, категориями которой можно пользоваться, как знанием при обозрении и своей судьбы, как живого существа на периоды именно творения и уничтожение и чем это живому существу, по сути, грозит.