Мароней : другие произведения.

Кое-что об образовании

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дописал! Дополнил!

  Сколько говорено об образовании и "образователях"? Много! А толку чуть. Я отчасти уже нахожусь в системе, а потому могу высказать кое-какие соображения.
  С развалом Союза у нас в сфере образования пошел сплошной раздрай. Отчасти это можно понять: тогда "непередаваемые очутения" были у всей страны. Однако мы слишком увлеклись и даже некоторые положительные подвижки последнего времени не могут скомпенсировать тот удар, который был нанесен по школам и ВУЗам. О проблемах, возникавших в СССР, я не буду распространяться: просто не обладаю нужной информацией.
  
  Подготовка персонала...
  
  Писать тяжело, но надо. У нас происходит постепенное снижение среднего уровня подготовки преподавательского состава. Учителя тупеют, граждане! Сейчас это начинает сказываться все сильнее. В школах при РФ (есть же выражение "при СССР") еще очень велик процент людей, получавших подготовку до развала, но их с каждым днем становится все меньше. Приходящие им на смену - люди слабой квалификации, которые выбирают школу по остаточному принципу.
  Каких - то 15 лет назад конкурс на истфак был примерно 3 - 6 человек на место, а сейчас - лицензию бы продлить. Т.е. раньше профессора работали с тем, что сами выбрали, а теперь с тем, что есть. Людей по-настоящему умных талантливых с каждым годом все меньше, теперь уже просто адекватные ценятся довольно высоко. 7 лет назад на первом курсе было за сотню человек, а теперь - 36 шт. От вундеркинда до вундердебила. Теперь посмотрим: из этих людей мимо сферы образования пройдет половина (в лучшем случае), из оставшихся 3-5 человек останется в ВУЗе, 3-4 - Комитет и РОНО, а вот десяток пойдет в школы. Из этих десяти откиньте 2-3 троечников, которые алфавит сдавали с 3-й попытки, а еще 2-3 - неспособны работать с детьми или просто аудиторией (кто выступал перед большим количеством людей меня поймет). То есть в школе будет человек 5, из которых 1 парень (статистика, грустная статистика - откиньте ОБЖ, труды и физру и мужиков в школе почти не встретите). Это далеко не Макаренки, это - те, кто там останется!
  С падением уровня образования в ВУЗах я могу констатировать и его неизбежное падение в школах. Учителя при подготовке к уроку используют проверенный метод - тупой пересказ параграфа учебника (скоро высшим шиком будет считаться воспроизведение текста без ошибок). Хуже даже не это, а падение авторитета учителей у школьников - они-то не слепые и понимают, когда препод филонит. Недавно общался с работниками РОНО - жаловались на отвратительную квалификацию специалистов последних лет. Некоторые учителя начинают уступать школьникам, которые просто подготовились к уроку.
  Не надо мне читать лекцию о том, что есть еще нормальные преподаватели даже среди молодых, лучше попросите их оценить нашу систему образования и уровень знаний учеников. Если кто-то не верит попробуйте поспрашивать своих родителей на предмет их школьных знаний - многие из вас неприятно удивятся, что знают русскую классику хуже людей, которые ее читали достаточно давно.
  Этот нарыв был жестко обозначен в 90-е и проявился в последнее десятилетие. А что правительство? "Молчит хомяк", рожает, наверное. ЦУ на привлечение к школьной работе талантливых, творческих педагогов провалилось, хотя и было заявлено в национальной доктрине образования РФ (есть такая, принята в начале Путинианы). Вперед подвижек нет, а регресс весьма ощутим. Почитать ту концепцию можно в журнале "Эксперт" за 2001 г.
   Отсюда и желание на ликвидацию малых школ: нормальных преподавателей на них просто нет. Кстати, с закрытием сельской школы мы можем потерять часть очень неплохих кадров, которые достойно готовили детей по 10 - 20 лет, но в большой школе есть свои спецы, и "пришлые" им будут не нужны.
  
  Положение учителей и их авторитет среди учеников...
  
  С этим аспектом проблема еще острее, чем со всеми остальными вместе взятыми. Здесь необходимо заострить внимание на огромной значимости уважения, которое испытывает ученик перед педагогом. Вспомните свои школьные ощущения: разве вы могли слушать человека, которого всерьез не воспринимали? Это в ВУЗе еще можно представить ситуацию, когда студент отделяет научную информацию от ее носителя (система "препод - козел, но козел умный"), а в школе такое не пройдет - контингент не тот.
  Почему сложилось подобное положение? Во-первых, зарплата. Господа любители свободного рынка, вы воспитали в стране жуткую идеологию хапужничества и лицемерия. Теперь хавайте, не обляпайтесь! В современном обществе уважать человека без хорошего достатка НЕ БУДЕТ НИКТО. Поинтересуйтесь у учителей в ЗаМКАДье, какова у них зарплата - в дворниках жизнь и проще и сытней. Учителя, являясь детьми своего века, прекрасно понимают собственное угнетенное положение, что не может не сказываться на их общении с детьми. Простите, но взывать к чести, долгу и порядочности - это и есть лицемерие после того, что с этими понятиями старательно делали при родной демократии. Во-вторых, раньше учитель был центром маленького мирка в селе, являясь признанным авторитетом после непосредственной власти. А теперь... отношение к учителям особенно у молодых родителей резко ухудшилось - мы бездельники и бездари не способные добиться чего-то стоящего. Дети слышат разговоры на кухне и видят, что родитель все чаще принимает сторону своего чада, даже если ребенок по-настоящему виноват. Отсюда вся "борзость" молодых - родители скомпенсируют все воспитательное воздействие.
  Вопрос о зарплатах приведен в той же "Доктрине", ее решение намечено на 2025, а 1 -й самый серьезный этап - 2010. Подвижек не видно. А ведь я не требую нереального! Денег нет (именно так обозначена главная проблема)? Но позвольте: автобусы и горючка, чтобы ежедневно таскать людей туда-сюда есть, деньги на компы и все остальное есть, а люди подождут!!!
   Кстати, мелкая ремарка. Привезли в школу аж два вомпа в году эдак в 2002 - 2003, радости не меряно. Ученики начали интересоваться стоимостью обрудования. В самом дорогом маге, где гарантию на товар давали чуть не до второго пришествия, оба комплекта пошли бы за 30000 (это еще много), а вот по ведомости все удовольствие стоило 72000 с копейками.
  В зарплату хорошего учителя приходится еще включать все мелкие канцелярские примочки, ксерокопии, учебники, которые как ни крути тоже приходится покупать, дополнительную литературу (3-4тыс?).
  Как говорит один из моих учителей: "Ню-ню". О мужском составе... Я уже касался хронического некомплекта мужчин в школах, а в этом пункте хотел бы поговорить об этом подробнее. Зачем же школе мужчина? Может, и так хорошо? Такой вопрос оправдывается прежде всего многолетней практикой, которая сложилась сама собой за несколько десятилетий. Само собой разумеющимся считается, что преподавание в школе - работа женская, где мужчины появляются только от случая к случаю. Но вот мужчины все-таки нужны. Странно, в какой-то мере парадоксально, но необходимы! Это обусловлено тем, что половина детей в классе - будущие мужчины. Каждому из них предстоит через 15-20 лет принимать серьезные (мужские) решения, а такому женщина вряд ли научит. Мужчина лучше женщины сможет рассказать о воинской славе своего народа и привьет ученикам именно нематериальные ценности. Такие же речи может произнести и женщина, но эффект будет минимален. Это вопрос психологии, над которым не хочу сейчас размышлять, но он присутствует. С другой стороны, нормального мужчину куда труднее сломать, чем женщину, особенно на первых порах. Не говорите, что ни разу не видели, КАК ломали молодых учителей, не поверю. Сломавшийся преподаватель хуже неуча - дети чувствуют его страх, неуверенность и безжалостно на этом играют. Такой вариант развития событий с мужчинами куда как менее вероятен. Кстати, с этим связано еще одно серьезнейшее упущение при современной подготовке кадров: полусоветское распределение. Суть проблемы в том, что у студентов проводят не просто сокращенную до минимума практику (2 недели - это даже не смешно), но и раскидывают их по всем школам города. Не понимаете? Поясняю. Эта система унаследована от Союза, где в школах царила серьезная дисциплина в межличностных отношениях (редко кто-либо позволял себе лишнее), а потом была бездумно перенесена на демократическую основу. И вот тут понеслось: редкая школа сохранила в своих стенах прежние порядки, равнодушно обойдя 'свободы', теперь в такие места приятно зайти и преподавать там тоже приятно. А вот остальные окультурились, педсостав не смог справиться с ситуацией, и мы поимели уйму диких школ, куда по-прежнему посылают студентов. Молодых девчонок там обламывают на раз, у парней положение получше. А почему же не идут мужчины в образование? Недавно на паре лектор бросил нам упрек: желаем получить все и сразу. Спорить я не стал, а вот хотелось! Мы дети своего века. При совке была цель, ради которой стоило жить в бараках и коммуналках, которые со скрипом, но предоставлялись госслужащим и семейным. Теперь эта цель накрылась со всеми почестями (справедливости ради - накрылась она еще при СССР), а альтернативы не выдвинули впопыхах. Сегодня завести семью на одних обещаниях светлого будущего крайне проблематично. Нужны конкретные и стабильные источники финансирования и социальные гарантии. Женщине наше общество простит и нищенскую зарплату, и существование за счет мужа, поскольку это нормально, а вот мужчине никто этого не простит. Из универа выходят 22-летние парни, которые, естественно, хотят создать семьи сегодня, а не через десяток лет. Другой причиной нежелания ребят становиться учителями стала демократическая пропаганда. Включите телевизор: менты, братки (в чем разница?), бизнесмены и их дети - вот население РФ от края до края. Учителя и врачи появляются на экранах только в качестве садистов или убийц по халатности (последнее больше для врачей). Положительный образ учителя выведен в одном из сериалов, он крутит шашни с ученицей. Я, конечно, не ханжа (век не тот), но что - то мне подсказывает: это жу-жу нам еще аукнется... А для нормальных мужиков важно самоуважение! Если им внушить, что в жизни учителям нет места, то они никогда не попрутся в школу. Про ЕГЭ... Ну это скорее дань моде, а не авторское стремление. Предупреждаю - сведения трехлетней давности. Горе пришло в наш аул, эта шутка стала очень расхожей, когда стало известно, что мы попадем в эксперимент. Очень тяжело тогда пришлось. Тяжело школьникам и учителям из-за подвешенного состояния и той истерии, которую нагнетали СМИ. Из Москвы никаких четких однозначных указаний не поступало, они только 'обрадовали' приказом о проведении ЕГЭ, а потом видать ушли в долгий запой (я по просьбе РОНОвских тряс Инет на предмет новых документов, но минобразина ушла в несознанку). Нервов тогда было потрачено море. Все как всегда: идея вроде неплоха, а вот реализация... Такой шум был: каждый может поступить в любой ВУЗ по способностям и талантам, а также отсекаются взятки и кумовство. На деле получился полнейший сумбур. Во-первых, мне понравился один паренек, который по ТВЦ сказал, что введение ЕГЭ идет на незаконных основаниях. В РФ есть такая хитрая, крученая и всеми забытая книжка Конституцией прозывается. В одной из ее статей сказано, что без согласия человека его немогут привлекать к каким бы то ни было экспериментам. Кого как, а мою семью никто не спрашивал. Было смешно смотреть на чинуш, которые привыкли вертеть законами по собственному усмотрению, а тут вдруг получили по носу непонятно от кого. Во-вторых, само введение тестовой системы - ущербный путь. Об этом высказывался то ли Сахаров, то ли Лихачев (ни того, ни другого нельзя обвинить в любви к социализму). Теперь ученик просто превращает экзамен в лотерею или детскую считалочку. Мне грустно признавать, но последние годы в школе мы учились прорешивать тесты, а не получали знания (играть в крестики-нолики я навострился до 91%)! Диктант многие отличники ЕГЭ могут написать не выше 4-ки. Но в тупик ставила постановка вопросов по истории (хорошо, что не пришлось сдавать), впрочем, об этом уже говорилось сто раз. Позабавил один опыт по проверке заданий С по русскому (сочинение): как-то собрали очередную конференцию учителей литры с повесткой дня 'Что делать', нескольким преподам роздали одинаковое сочинение и попросили оценить... Спектр отзывов от '5-великолепно' до '1-отвратительно', сочинение писала отличница филфака. В-третьих, в прессе у нас развернулись не дискуссии по улучшению системы и целесообразности ее введения, а жаркие обсуждения случаев суицида школьников и т.д. Сволота паршивая!!! Ведь ясно было, что ЕГЭ сдают миллионы ребят, а рыцари 'пера и говна' начали настоящую истерику, ежедневно запугивая ребят. На простой тренировке у двух девчонок было предобморочное состояние. Многое еще чего сказать, но вместо этого еще одна ремарка. А вот куда пошли деньги за сбыт всех сборников заданий, которые покупали по всем предметам в разных вариациях и каждые полгода?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"