Основы самоконтроля. И это страшное слово "хронометраж". ч. 2
...Когда одна моя коллега узнала от меня, что я веду ежедневный учёт своих умственных усилий (в плане чтения книг и писания собственных текстов), она воодушевилась и сказала, что мне надо обязательно прочитать одну книгу.
И сразу же принесла её мне, из дома (Несмотря на трудное в плане добывания книг время они с мужем умудрялись приобретать немало интересных и важных книг).
Это была брошюра Даниила Гранина "Эта странная жизнь", в которой рассказывалось об удивительном человеке, учёном Любищеве.
И речь там шла о том, что этот человек многие годы вёл самый настоящий хронометраж своей жизни, записывал всё, на что он потратил своё время с точностью до минуты (вот у кого внутри работал точный, пунктуальнейший счётчик! Не отдыхавший ни минуты).
В книге были и выдержки из его записей, типа:
"14.41 - 15.26 [=45 минут] разговаривал с .... (имярек).
16.22 - 16.53 [= 32 минуты] обедал, общался с женой.
16.54 - 18.22 [= 1ч. 28 минут] писал статью .... (название)..." - И далее всё в таком же духе.
Нет, никакого пуританства и фанатизма там не просматривалось: работать, работать и больше ничего! Наоборот, герой успевал и отдыхать, и общаться, и думать, вот только... - его внутренний контролёр всегда точно и педантично фиксировал потраченное на каждое из его занятий время.
Не удивительно ли?
И сам Д. Гранин писал об этом человеке и его системе хронометража с огромным восхищением и изумлением.
Однако меня эта уникальная система учёта нисколько не обескуражила и не смутила. Не вызвала желания с ней потягаться или хотя бы ей начать подражать.
В ней, если присмотреться, виделось главное: человек себя никуда не гнал, не подхлёстывал, не торопил. Он не приносил жертв: ценой отказа от "низкого" добиться каких-то великих целей, забраться на какую-то небывалую интеллектуальную высоту.
Он просто жил - спокойно и размеренно, не отказывая себе в этом удовольствии, и недаром где-то в конце своей повести сам Д. Гранин обобщил (привожу по памяти, текст недоступен в Сети и защищён авторским правом от цитирования):
"Эти люди!.. Они славно пожили! Наобщались, начитались книг, наслушались музыки, вырастили детей, повидали мир, выучили по несколько иностранных языков!.."
В общем, успели многое. Или, можно сказать, максимум из того, что было возможно, - и всё только по причине рационального, полезного использования своего времени.
И не более.
Точная, вплоть до минуты, фиксация своих жизненных событий учёным Любищевым никак не искажала его нормальные жизненные приоритеты, не отнимала в его времени одного в угоду другому, - и в целом герой повести Гранина делал то же самое, что делают многие хорошо организованные люди, с одной только, вот такой экзотической, поправкой.
Много позже, когда я (запоем) смотрел сериал "Доктор Хаус", я увидел там одну похожую на Любищева героиню. Она тоже с детальной точностью п о м н и л а все события своей жизни. Счётчик-регистратор внутри неё был назойлив и неостановим.
И это называлось ОКР - обсцессивно-компульсивное расстройство.
Вероятно, Даниил Гранин слыхом не слыхивал про такое (как и я в момент чтения его книги) - иначе, думаю, он подал бы изумивший его феномен Любищева под немного другим углом.
Но по большому счёту это ничего не меняет. Это - всего лишь его причудливая индивидуальная особенность. Главное в этой истории всё-таки то, что её герой делал то, что мог, делал это как мог, как это было ему по силам, а это уже то же самое, как живут и многие другие люди.
Люди, которых мы зовём собранными, организованными. И которые хорошо знают цену своему времени.
По той простой причине, что многократно это своё время просчитали, опробовали возможности его использования на практике, узнали, где и в чём находится потолок их сил и возможностей.
Это - крепкая основа их движения по жизни, устойчивость их фундамента и основа их душевного, нервного здоровья во всём, что они совершают и творят.
И большого, принципиального отличия от своего учёта времени я в системе Любищева не узрел.
А узрел тот же, похожий на мой, принцип: мы оба (как и многие другие люди на нашей земле) вели отсчёт не от какого-то мифического, запредельного по требованиям к человеку НАДО, а разумно строили его, исходя из того, что каждый из нас МОЖЕТ.
При этом хорошо изучив, промеряв, опытным путём просчитав каждый своё "что я МОГУ" и потому практически никогда не ошибаясь в посильности выдвигаемых перед собой целей.
Совсем немного, казалось бы. Ничего экстраординарного и сверхъестественного. Но в то же время это в жизни оказывалось главным и ключевым.
Просто-напросто помогая выбрать в жизни более важное и существенное, отметя в сторону пустячное, суетливое и малозначимое. Оградив себя от того, чтобы тратить силы на это вторичное и необязательное. Ради - основного.
Брать в жизни только самое ценное. (И отдавать, насколько это возможно, - тоже...)