Под моей заметкой "Удивительное стихотворение А. Вознесенского" появился, среди прочих, "издевательский" комментарий. Типа: выпил сто грамм, посмотрел в пустую раму, себя не увидел, значит - не святой...
Но меня почему-то такая реакция не очень удивила. По жизни это очень знакомо: заскорузлый, неразвитый человек, неожиданно для себя, натыкается на что-то очень сильное, испытывает внезапный шок - и остаётся стоять, хватая ртом воздух, не зная, что сказать.
Но и промолчать не может - слишком силён удар. Вот и мычит что-то ёрническое, желая снизить пафос тех чувств, которые вызывает стихотворение, как-то сбить, смягчить впечатление.
Ведь говорить он не умеет (я писал об этом, о строках Маяковского: "Улица корчится, безъязыкая, ей нечем кричать и разговаривать"), но реакция есть - и выражает её он вот таким мычанием, рёвом - подраненного существа.
Поэзия - это ожог. Это очень сильный удар в грудь. Для любого читателя, если речь о настоящей поэзии. А что же говорить о читателе неподготовленном?
Поэзия - минное поле. Не знаешь, где "подорвёшься", где тебя "подбросит" и надолго выкинет из привычной колеи. Что и когда тебя "достанет" и перевернёт.
Человеку, не готовому к её, поэзии, ударам, надо быть более осмотрительным, осторожным. Лучше заранее быть начеку, чтобы удар не застал совсем уж врасплох, тогда, когда его меньше всего ожидал...
Понимают поэзию люди по-разному.
Потому что поэзия - больше, чем слово.
Потому что поэзия в сердце любого -
Как призыв, как глухая тоска по прекрасному, -
это, написал, кажется, Михаил Светлов и он был удивительно прав.
Вот поэтому к моменту встречи с настоящей поэзией надо быть хоть чуточку настороже. Представлять, чем такая встреча может для тебя обернуться...
Я ехидно ответил читателю, что с бодуна на эту опасную стезю - общение с поэзией - лучше не становиться, а для начала побриться и умыться, погулять на свежем воздухе, чтобы привести мысли хоть в какой-то порядок...
На что он ответил, что учить мне следует детей, а никак не его, и что я - сноб.
Ну да!.. А кто же я ещё, если впустил поэзию в свою жизнь, сделал её частью своего существования, а не остался "немытым-небритым", заскорузлым "простым человеком"? Из четырёх с половиной тысяч таких же "снобов", которые слетелись почитать хорошие стихи, некоторые уже оценили, негативно, эту сермяжную правду простого, не тронутого поэзией, читателя. Не знавшего, чего от поэзии на самом деле ждать...
Но вот как-то внезапно этот комментарий соединился у меня с другим, тоже очень резко вываливающимся из ряда, комментарием под этой же заметкой. И из которого тоже, несмотря на всю его кажущуюся нелепость, прорывался бессловесный крик, зов потерявшегося в этом мире человека...
"Ностальджи по настоящему... Вот и Вознесенский ностальгировал... И вот оно - НАСТОЯЩЕЕ - Призрак мирового Хаоса..."
Вот в этом - главная гносеологическая ошибка, основное заблуждение таких людей: что мир - сам по себе, а поэзия, искусство - это что-то постороннее, живущее на отшибе, по своим собственным законам.
Всё как раз наоборот! Поэзия - это вскрытие сущности, обнаружение глубинного смысла того, что вокруг нас и со всеми нами происходит (И чем мощнее поэт, тем более глубокие смыслы происходящего он открывает).
Чтобы разобраться в мире - надо не "отбросить лишнее" в виде поэзии и других будто бы "ненужностей", а наоборот - как можно более пристально вглядываться в картины, которые рисует поэзия, вслушиваться в её глубокие пророческие слова - и мир перестанет быть Хаосом, он приобретёт ясный, умопостигаемый смысл.
Я понимаю людей, которых внезапно настигла "глухая тоска по прекрасному", для которых распахнулось окно в лучшую жизнь, но которые испытали от этого только одно - острую боль. Для которых эта тяга к прекрасному - некстати, не к месту, и не помогает, а только ранит.
Потому что обнажает слишком сильный контраст между тем, что должно быть и мраком, который на деле окружает этого человека.
Но эта щемящая боль в сердце - не чтобы помучить человека, а чтобы толкнуть его что-то изменить.
И как раз поэзия - это путеводная нить для всех нас в этом мире. Чтобы разобраться в том, что есть жизнь, найти - свою позицию среди её бурления и непредсказуемости. Только держаться за эту путеводную нить - надо всегда, а не натыкаться на неё время от времени.
"Верьте музыке - проведёт сквозь стены", - писала Цветаева. И она была права - Музыка это умеет - провести сквозь любые невзгоды и испытания, не дав утратить при этом веру в жизнь и её высокое предназначение.
А ещё - поднять человека из полудикого, первобытного состояния - в осмысленное существо. Достойное высокого звания Человека.
Уже не песчинки в хаосе бытия, а творца и своей судьбы, и истории этого мира.
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить, -
- писал когда-то Александр Блок.
Пробудить, восчеловечить и воплотить, - вот одна из важнейших задач поэзии. Вырастить в человеке мощный внутренний стержень.
Открыть глаза человеку на этот мир, а самого человека - поднять на высоту, на которую он, по своей природе, подняться должен и способен.