Недавно на одном из небольших русскоязычных литературных сайтов, претендующих на свою особую роль в "Лирунете", появилось сообщение о грядущих переменах:
http://www.poezia.ru/salon.php?sid=31816
Перемены состоят из двух частей: "Назначение Главного редактора интернет-журнала poezia.ru." и "Программное заявление Главного редактора: О новой редакторской политике".
Первая часть носит достаточно формальный характер и представляет собой приказ, подписанный Леонидом Малкиным, о назначении Александра Питиримова Главным Редактором... зато вторая представляет собой достаточно редкую в литературном интернете попытку внятно сформулировать редакторскую политику. Обычно хозяева сайтов ограничиваются некоторым набором "правил хорошего тона" для авторов, частично совпадающим с "Моральным кодексом строителя коммунизма", а в остальном предоставляют ситуации развиваться "растительным путем". Здесь же отчетливо формулируются цели редакторской политики, ее методы и ожидаемые результаты.
В любом случае, попытка системного подхода к литературному творчеству заслуживает внимательного изучения, комментариев и прогнозов. Ниже приводится исходный текст и комментарии к нему
О новой редакторской политике
Проект Поэзия.ру твёрдо занимает одну из лидирующих позиций в Лирунете, и сегодня можно говорить о том, что сайт, сплотивший людей творческих - поэтов, эссеистов, критиков - в сообщество единомышленников, являет собой целое направление в современной литературе. Содержание сайта, его достояние - это великолепные, талантливые произведения, принадлежащие перу замечательных авторов, широко известных читающей публике, и тех поэтов, чья известность и даже популярность - дело самого ближайшего будущего.
- Как говорится: "Сам себя не похвалишь - никто тебя не похвалит". Уже здесь у постороннего читателя может возникнуть легкое недоумение: что за "лидирующее положение", "целое направление" и "широко известные читающей публике"? По некоторым данным в Лирунете сейчас имеется не менее 250 сайтов и, насколько мне известно, никто и никогда не пытался давать им всем сравнительные оценки... тем более, что возможные критерии сравнения весьма туманны и субъективны. Что касается "широкой известности", то, по моим представлениям, если провести опрос среди читающей публики (а читают в России почти все), то было бы большой удачей, если бы об известности им кого-либо из авторов сайта заявило более 0.1% респондентов (как, впрочем, и о любом из современных поэтов, начавших публиковаться после перестройки).
Хотелось бы ошибиться по этому поводу, но противоречащие данные мне неизвестны. Увы, имена живых русских стихотворцев сейчас не "на слуху", за исключением общеизвестных, которых можно пересчитать по пальцам одной руки.
Одна из двух основных задач и вместе с тем главная задача, над осуществлением которой Редколлегия Поэзии.ру начинает работать сегодня, - обеспечение максимально благоприятных условий для творчества, которые может и обязано предоставить автору издательство. Именно "издательство", поскольку Поэзия.ру находится на пути становления статуса литературного журнала, и перспективы её в этом направлении отнюдь не заоблачны.
Не правда ли, звучит довольно знакомо?
С одной стороны это напомнило мне популярный лозунг: "Всё - для народа, всё - во имя народа!"... а с другой - начало лекции на тему:
"ПЛОДОТВОРНАЯ ДЕБЮТНАЯ ИДЕЯ"
"Шахматы! Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что ваш "Шахклуб четырех коней" при правильной
постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки?"
Что мы подразумеваем, когда говорим о "благоприятных условиях" для авторов журнала? Аспектов много, здесь выделю лишь основные из них:
- предоставление автору необходимого пространства на информационном носителе;
Думается, что это не проблема в Лирунете. Большинство сайтов (в отличие от поэзии.ру) предоставляет авторам практически неограниченное информационное пространство. Поскольку здесь не уточняется "кому необходимого", то, судя по всему, имеется в виду "необходимого с точки зрения издательства".
- продвижение творчества автора "в массы" посредством публикации посвящённых его творчеству статей, содействия, в том числе оказания материальной помощи в издании книг и отдельных произведений в "бумажных" и сетевых журналах, рекламы и презентаций авторских изданий, организации и публикации интервью и пресс-конференций автора;
Как известно, продвижение любого товара (в том числе - произведений некоего автора) в значительной степени зависит от затрат на рекламу и "проходимости" торговых точек (проходимость - это количество потенциальных покупателей, проходящих мимо в единицу времени). Проходимость почти любого небольшого литературного сайта составляет от десятков до сотен читателей в день, основная часть которых - сами авторы. Так называемые "толстые журналы" имеют примерно ту же проходимость, что не идет в сравнение с шести- семизначными тиражами бестселлеров и популярных газет, типа МК.
- номинирование автора на проводимые литературные конкурсы, а также организация и обеспечение участия авторов сайта в международном поэтическом конкурсе Поэзии.ру с достойным призовым фондом;
Тот, кто хоть немного потерся в Лирунете, понимает, что любой конкурс имеет специфичный оттенок вкуса его организаторов, а, при вручении приза, фамилия автора играет не меньшую роль, чем текст публикации. Термин "достойный" тоже вызывает некоторые вопросы... откуда организаторам знать, чего достоин данный автор?
- обеспечение автору комфортных условий пребывания на сайте, в том числе возможности плодотворного общения с читателями, критиками, коллегами.
Общение с коллегами обычно обеспечивается довольно просто: практически на всех сайтах реализована возможность переписки в виде рецензий под публикацией. Что касается общения с критиками, здесь дело сложнее... критики категории "ругатели" легко находятся и среди "коллег", но кто их будет слушать? Профессиональные критики в Лирунет обычно не ходят по двум взаимосвязанным причинам: за работу им нужно хоть немного платить и они не любят кривить душой. Если изредка и сделают поблажку, то только из приятельских отношений. А кто из хозяев Лирунета согласится платить за строгие и объективные рецензии публикаций своих авторов, на которые потом нельзя сослаться в качестве рекламы?
Что касается читателей, то это - традиционно, самая бесправная категория обитателей Лирунета. По логике - это тот самый "покупатель, который всегда прав", а фактически, никого его мнение не интересует. На подавляющем большинстве сайтов, включая "поэзию.ру", он вообще лишен права голоса - там нет открытых форумов, в которых могли бы участвовать желающие высказаться со стороны, конечно, при корректном поведении. Отсюда вывод: Сетераторам мнение читателя не интересно. По сути, любой литсайт - тусовка для узкого круга любителей надувать щеки.
Смею заверить уважаемых авторов, что условия, представленные выше, в равной степени будут обеспечиваться в отношении каждого автора, в чьём творчестве журнал Поэзия.ру заинтересован как издательство. Принимаемые Редколлегией меры по удалению некачественного контента и регистраций тех авторов, чьи произведения находятся на уровне ниже требуемого, безусловно, нельзя назвать популярными. Однако такие меры направлены на решение как первой, так и второй жизненно важной для Поэзии.ру задачи - стать интересным для читателя журналом, сделать в скором будущем своё содержание - хорошо покупаемым продуктом.
Редколлегия продолжит начатую работу по освобождению дискового пространства, занимаемого низкосортным творческим продуктом, несопоставимым с именем Поэзии.ру и высокими, стоящими перед журналом задачами.
Опять вспоминается: "Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда приезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва -- в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут
поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира."
Идея в целом - мягко говоря, спорная: Сделать поэзию покупаемым продуктом. Когда Пушкин говорил, что "не продается вдохновенье, но можно рукопись продать", то, во-первых, у него уже был успешный коммерческий опыт, а, во-вторых, его фамилия была - Пушкин и, в-третьих, у него были и другие немалые источники доходов. Хотя, возможно, и у Питиримова есть хороший коммерческий опыт... а, что касается фамилии, то, в одной из своих публикаций, он смело ставит ее рядом с именами Мишеля Леграна, Дали и Церетели... Что ж, посмотрим...
Вот начинается "о грустном": удаление некачественного контента, освобождение дискового пространства... в наше время, когда стоимость памяти уменьшается за год в 2 раза и в таких же пропорциях растет ее емкость, разговоры об экономии памяти, занятой набранными вручную текстами, звучат довольно странно. Давайте прикинем: винчестер емкостью 300 Гб сейчас стоит около 100$. Если автор пишет 4 Кб текста ежедневно (а это немало), за год он займет примерно 1.5 Мб, а 200 авторам небольшого сайта нужно 300 Мб/год. Т.е. этого диска хватит на 100 лет работы сайта!!! Замечу, что все стихи М.Ю.Лермонтова на сайте русской поэзии занимают не более 200 Кб...
Если редколлегия собирается проводить конкурсы с "достойными призами", не проще ли выделить из этих денег 100$ на покупку диска? Зачем тратить энергию и дорогое время квалифицированных редакторов на "чистку контента"?!
Что касается выделения "качественного контента", то такой механизм на "поэзии.ру" и так имеется, это - раздел "Избранное", в котором в полной мере отражается разновкусие и разнодружбие отдельных номинаторов. Если уж Главному Редактору хочется сделать подборку текстов по своему вкусу, не проще ли вместо "сайта-журнала" создать "журнал на сайте". Не напрягая всех авторов, можно было бы создать на действующем по-прежнему сайте отдельный "журнал" (типа сборника), куда публикации принимаются по отдельным заявкам авторов, с редактированием текстов и т.п. После обкатки этой технологии "на кошечках", можно было бы подумать о ее более широком внедрении.
В связи с необходимостью своевременного решения вопросов (ведь иногда промедление смерти подобно) и исходя из нежелания превратить сам процесс реформирования сайта в некую самоцель, все изменения будут проводиться, на основе взвешенных, коллегиально принимаемых решений, оперативно, т.е. в максимально короткие промежутки времени между принятием решений и их воплощением в жизнь.
Очень сомнительно, что в литературном творчестве есть вопросы, при решении которых "промедление смерти подобно", скорее уж вспомнить, что "спешка нужна при ловле блох". Очень запросто можно "наломать дров" в таком тонком деле, к чему, похоже, и идет.
Одно из важных и вместе с тем кардинальных изменений облика сайта, его политики, которое мы можем ожидать в самом ближайшем будущем - запрет на свободное размещение произведений авторами на страницах журнала Поэзии.ру.Решение о публикации произведений или отказе в публикации будут приниматься выпускающими редакторами.
Опаньки!- "Хотим как лучше, а получится как всегда." Одной этой меры, мне кажется, вполне достаточно для того, чтобы развалить сайт. За годы существования Лирунета все уважающие себя авторы привыкли к свободному размещению публикаций. При создании страницы на сайте иногда требуются процедуры модерации, но затем, если автор принят, свободная публикация - знак доверия автору, а ее отсутствие - соответственно, знак недоверия. Направив очередную публикацию на сайт, автор должен, как абитуриент, ждать: "Примут? Не примут?". Среди авторов Лирунета школьников не так много...
Для того, чтобы автор мог согласиться на такие условия (при наличии в сети огромного количества альтернатив), сайт должен имеет в сети уникальный статус, аналогичный статусу Эрмитажа среди российских музеев и картинных галерей. При всем моем уважении к поэзии.ру... она таковой пока что не является. Это может привести к снижению активности и оттоку авторов, а, затем - к "загниванию" сайта.
Спешу заверить и успокоить скептиков, данная мера не имеет ничего общего с ущемлением права автора на публикацию как такового: с одной стороны, в Лирунете существует достаточное количество ресурсов со свободной публикацией, что, впрочем, не позволяет говорить о высоком качестве таких сайтов, с точки зрения объективной оценки художественного уровня их наполнения, а с другой стороны, я выражаю надежду, что "планка", установленная строгой и ответственной Редколлегией Поэзии.ру, останется доступной для большинства произведений большинства действующих авторов, ибо прекрасно отдаю себе отчёт в том, что далеко не все из нас - ахматовы и бродские.
Да, конечно, на сайтах со свободной публикацией, средний уровень текстов бывает ниже, но какое значение это имеет? В любом случае, бесполезно добиваться определенной "средней температуры по палате" - конкретную ценность могут иметь только отдельные тексты отдельных авторов. И ценность эта - для разных читателей различна. Человек, который говорит, что "он знает истинную ценность стихов", либо добросовестно заблуждается, либо элементарно лжет. Эту ценность может определить только время и Господь Бог. Не спорю, можно на время "раскрутить" почти любого автора, но потом истина всё равно вскроется и, чем позже, тем ужасней будет его падение.
Любая "планка", установленная кем-либо, стоит криво, в меру его понимания. На мой взгляд, читателю гораздо интереснее видеть среди авторов одну оригинальную Иванову и одного своеобразного Рабиновича, чем безликих эпигонов в лице 25 ахматовых и 35 бродских.
Изменения произойдут и внутри Редколлегии, в том числе кадровые изменения. При этом ни в малейшей степени не будет принижен вклад каждого из действующих редакторов в дело становления и развития Поэзии.ру. Помимо ведения разделов и рубрик журнала, в обязанности редакторов войдёт и обыденная, рутинная редакторская работа: подготовка к публикации и выпуск на страницы журнала произведений, включая внесение возможных правок в публикуемые тексты (от исправления элементарных грамматических ошибок до редактирования произведения по согласованию с автором); рецензирование публикуемых произведений; просмотр, редактирование ("чистка", если угодно) и подготовка к публикации отдельным изданием "Избранного" Поэзии.ру; организация и проведение литературных конкурсов как внутри сайта, так и на внешних площадках; поиск и приглашение на Поэзию.ру таких авторов, произведениями которых может гордиться любой журнал. В конечном счете, каждый редактор будет отвечать перед Редколлегией о результатах проделанной им работы, и в случае обнаружения удовлетворительного результата такой работы - всячески поощряться, а в случае неудовлетворительного - передавать редакторский "портфель" в более надёжные руки.
Понятно... редакторам работы явно прибавится (не вполне ясно - РАДИ ЧЕГО?- Ради удовлетворения амбиций Руководителя Проекта и Главного Редактора?) - они, по сути, приобретают статус Золушки с туманным обещанием мачехи как-нибудь сводить ее на бал, если будет хорошо себя вести. Думаю, что, как бы они ни старались, их работа будет вызывать у авторов нарекания, т.к. она в любом случае будет вызывать непривычную и неприятную задержку публикаций. Интересно: у Питиримова уже есть подготовленные "надёжные руки", готовые нести эти многочисленные и непростые обязанности на безвозмездной основе или он рассчитывает только на свои?
В завершении не могу не сказать о том, что дилемма выбора между "дружбой" и "истиной" будет и впредь всегда разрешаться в пользу последней, ибо во главе угла стоит общее дело, а наши частные амбиции - важны, но в данном случае вторичны. И как бы ни походило это утверждение на забытый лозунг эпохи комсомольских строек, от правильного выбора во многом зависит успех предприятия. Дамы и господа, результатом нашей работы должен стать настоящий литературный журнал - интересный для читателя, родной дом для автора. Такой журнал, в авторитетности которого не было бы сомнений у всякого, кто слышит имя Поэзия.ру.
"Пилат сказал Ему: что есть истина?"... и этот вопрос до сих пор без ответа...
Поскольку комсомольские стройки давно себя изжили, уместно задать вопрос:
"У кого этот призыв может вызвать всплеск энтузиазма?"-
У хозяина сетевого ресурса?- Конечно, да!
У автора, не имеющего родного дома?- Да.
У редакторов?- Сомнительно.
У авторов?- Очень маловероятно...
У читателей?- Возможно... Жаль, что они пока ничем не могут помочь...
Питиримов
P.S.
Не знаю как Вам, а мне этот текст живо напомнил программу построения коммунизма в одной отдельно взятой стране и проект поворота сибирских рек. Хотелось бы ошибиться, но эта программа страдает излишней декларативностью, не учитывает многих реальных обстоятельств... и может при поспешной реализации принести результаты, ровно противоположные намеченным.
Совершить поворот человеческого сознания куда труднее, чем реку.